Мудрый Юрист

Советская адвокатура в послевоенный период

Доцент кафедры теории и истории государства и права Сургутского государственного университета А.Я. Кодинцев <1> продолжает свое исследование развития отечественной адвокатуры.

<1> См.: Кодинцев А.Я. Поиск модели управления советской адвокатурой в годы Большого террора (1936 - 1938 гг.) // Адвокат. 2005. N 12; Он же. Управление советской адвокатурой накануне Великой Отечественной войны // Адвокат. 2007. N 6; Он же. Советская адвокатура в годы Великой Отечественной войны // Адвокат. 2007. N 12.

После разработки Положения об адвокатуре СССР 1939 года накануне и в годы войны было принято значительное количество актов по советской защите, разработанных НКЮ СССР. Руководство юстиции решило свести их в единый документ, в новое Положение об адвокатуре. Под руководством начальника отдела адвокатуры Министерства юстиции СССР С. Бакшеева (1945 - 1948 годы) в 1947 году был разработан первый вариант проекта. Предполагалось ввести институт помощников адвокатов как расширенный институт стажерства. Было предусмотрено увеличение срока подготовки к адвокатской деятельности и деление его на две части. В первой части помощник должен был осваивать приемы и методы адвокатской деятельности, во второй - участвовать в процессах. Предложения С. Бакшеева были обсуждены на совещании руководящих работников адвокатуры. Бакшеев, кроме прочего, предлагал учредить почетное звание "заслуженный адвокат", ввести председателей президиума и заведующих консультацией в номенклатуру обкомов (райкомов, горкомов), создать межрайонные коллегии адвокатов в крупных городах, ввести обязательную оплату работы адвоката по статье 55 УПК со стороны государства. В 1947 году отдел адвокатуры Министерства юстиции СССР разработал проект положения о кассах взаимопомощи для адвокатов. Была переработана инструкция по бухгалтерскому учету и отчетности <2>.

<2> Бакшеев С. Состояние кадров адвокатуры и мероприятия по их укреплению // СЗ. 1947. N 3. С. 5; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1, д. 1128, л. 107 - 115; оп. 1а, д. 544, л. 275, 276.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 2 июня 1948 года в Министерстве юстиции СССР был быстро разработан новый проект положения об адвокатуре СССР. Текст его был готов к 25 августа 1948 года. Он зафиксировал изменения в правовом статусе адвокатуры, произошедшие за 10 лет. Основные изменения сводились к следующему.

  1. Проект более четко определял задачи адвокатуры и формулировал основные требования, предъявляемые к адвокату: строгое соблюдение законов, добросовестность, содействие правосудию.
  2. Повышались требования к лицам, принимаемым в число адвокатов. Лица, имеющие высшее юридическое образование, должны были иметь стаж работы один год, среднее юридическое образование два года. Лица без юридического образования допускались к приему только в том случае, если имели стаж юридической работы не менее пяти лет.

Предполагалось ввести квалификационные комиссии при президиуме коллегии в составе председателя президиума, адвоката и представителя министерства (вариант - председателя областного суда).

  1. Предусматривалась выдача адвокатского билета, без которого адвокат не мог выступать в суде, введение нагрудного знака и форменной одежды адвоката.
  2. Отменялся институт стажеров, вводились помощники. Институт помощников вводился для всех лиц с высшим или средним юридическим образованием, не имеющих стажа юридической работы. Помощник с высшим образованием работал один год, со средним - два года.
  3. Исключался допуск к адвокатской деятельности лиц, не состоящих членами коллегии.
  4. В коллегиях с числом адвокатов свыше 200 (вариант - 150) вводились конференции делегатов, избираемых тайным голосованием по юридическим консультациям или кустам.
  5. Расширялись права министерств юстиции. В частности, они получали право отменять незаконные и неправильные (?) постановления общего собрания членов коллегии адвокатов и ее президиума; могли отводить не только отдельных адвокатов, но и отдельных членов президиума коллегии; фиксировалось право министерств юстиции устанавливать штаты каждой коллегии.
  6. Превышение таксы должно влечь автоматическое исключение из коллегии и уголовную ответственность.
  7. Проект также определял порядок формирования бюджета коллегии. Предполагалось установить размер отчислений от заработка адвоката не свыше 30% суммы. Средства коллегии могли расходоваться на содержание аппарата, на оплату труда помощников адвоката, на повышение квалификации адвокатов, премирование, социально-бытовые нужды и материальную помощь.

В проект вошли пункты по процедуре приема в адвокатуру. Заявление о приеме должно было рассматриваться президиумом коллегии в двухмесячный срок. Постановление об отказе в приеме можно было обжаловать в министерство юстиции союзной республики в течение месяца. Министр мог обязать принять адвоката в коллегию.

Помощник адвоката прикреплялся бы к адвокату и составлял жалобы, заявления, устные советы, выступал в суде только по заключению адвоката. Труд помощника предполагалось оплачивать в размере 50% заработка члена коллегии. Срок прохождения работы мог быть продлен на полгода. Проект подробно регулировал деятельность юридических консультаций. Отменялся такой вид взыскания, как временное отстранение от работы. Дисциплинарное взыскание могло быть наложено не позднее шести месяцев со дня его совершения <3>.

<3> ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 51, д. 2866, л. 12 - 44; ф. Р-9492, оп. 1, д. 1128, л. 25 - 35.

В сентябре 1948 года проект был внесен в Совет Министров СССР. Юридическая комиссия Совмина полгода рассматривала проект. Свои замечания составило Министерство финансов СССР (Зверев), Верховный Суд СССР (Волин), Генеральная прокуратура СССР (Мокичев), ВЦСПС (Тарасов). Предложения носили второстепенный характер. Проект был внесен в апреле 1949 года на Бюро Совмина СССР, которое 12 мая 1949 года отложило рассмотрение данного вопроса. Было решено провести широкое обсуждение проекта.

В 1949 году развернулась активная дискуссия по проекту. В ней участвовали Министерство юстиции СССР, Министерство финансов СССР, Ленинградская городская коллегия адвокатов (далее - ЛГКА), Новосибирская, Одесская, Ивановская, Горьковская коллегии адвокатов. В ходе дискуссии все адвокаты разделились на две неравные группы. Одна группа предлагала огосударствить защиту, т.е. превратить ее в государственное учреждение; другая возражала, указывая на угрозу бюрократизации. Большинство считали, что надо ввести обязательное требование о наличии юридического образования. Причем грузины настаивали на высшем юридическом образовании (почти все юристы Грузинской ССР имели высшее образование). Все адвокаты склонялись к повышению обязательного стажа, при котором бывший работник органов юстиции или стажер (помощник) мог стать адвокатом до пяти лет. Министерство финансов СССР предлагало ввести регистрацию штатов, ставок заработной платы и смет коллегий и консультаций в местных финансовых органах с целью повышения качества финансового контроля. Под предлогом рассмотрения Положения адвокаты требовали начать пересмотр Инструкции 1939 года об оплате труда.

В январе 1951 года в Министерстве юстиции СССР состоялось совещание работников министерств юстиции республик и председателей коллегий. Рассматривались вопросы: Положение об адвокатуре СССР, о типовых правилах трудового распорядка, о формах оплаты труда адвокатов и о производстве дисциплинарных дел. На совещании представители коллегий призывали разрешить им оказывать юридическую помощь предприятиям и учреждениям. Многие предлагали создать Совет по делам адвокатуры при Министерстве юстиции СССР, который разрабатывал бы общие вопросы деятельности адвокатов, представлял заключения по актам ревизий коллегий адвокатов, по дисциплинарным делам и даже производил бы ревизии.

28 сентября 1951 году в Совете Министров СССР был внесен новый текст проекта. В сравнении с проектом 1948 года из проекта были исключены ненужные литературные обороты ("сутяжничество", "уловки"). Исключалась присяга адвоката, пункт о действительности адвокатского билета на территории всего СССР, исключено упоминание о форме и нагрудном знаке, упоминание о том, что штаты и оклады утверждает Минюст СССР. Лица без юридического образования могли приниматься только в исключительных случаях. В состав квалификационных комиссий вместо председателя облсуда должен был войти представитель управления министерства юстиции. Сокращался срок рассмотрения заявления при приеме в адвокатуру с двух до одного месяца. Работа адвоката в других организациях допускалась только в районах Крайнего Севера или по разрешению министра юстиции республики. Заведующим консультацией мог быть адвокат только с высшим юридическим образованием. Был предусмотрен "централизованный фонд адвокатуры" под управлением министерства юстиции. Проект был снова отклонен <4>.

<4> ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 51, д. 2866, л. 6 - 12; ф. Р-9492, оп. 1, д. 1189, л. 9 - 92, 117, 168, 172 - 179.

Пока новый проект бесконечно обсуждался, Минюст СССР стремился усилить свою власть над коллегиями и реализовать отдельные пункты положения в виде инструкций. В 1949 году президиумы обсуждали Инструкцию о порядке производства дисциплинарных дел адвокатов (26 статей). Все отмечали чрезмерно малый срок для обжалования решения президиума - два дня. Отдельные коллегии резко выступили против проекта. Так, Новосибирская коллегия адвокатов назвала проект Инструкции: "нагромождение норм, мешающих осуществить дисциплинарное производство". Инструкция ограничивала суды в вынесении частных определений по адвокатуре. Процесс расследования был слишком сложным. Например, предполагалось, что дисциплинарное расследование будет вести докладчик-обследователь, который обладал функциями, похожими на функции, присущие оперативно-розыскным работникам. Новосибирцы предлагали не принимать инструкцию вовсе.

Тем не менее 29 мая 1951 года вышла новая Инструкция о порядке рассмотрения дисциплинарных дел адвокатов, а Инструкция от 11 апреля 1940 года была отменена. Адвокат мог привлекаться к ответственности за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, за нарушение правил оплаты помощи, за недобросовестность, за совершение порочащих поступков. Дисциплинарное дело могло быть возбуждено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее одного года со дня его совершения. До рассмотрения дела президиум затребовал письменные объяснения адвоката и опрашивал свидетелей. Проверку проводил специально назначенный адвокат. Он был обязан собрать необходимые документы, опросить заявителей и свидетелей, ознакомить адвоката с материалами, составить заключение по делу. Рассмотрение дела проходило при участии не менее половины состава президиума и самого адвоката. В его отсутствие - только в том случае, если он напишет заявление. Президиум мог по результатам заседания наложить на адвоката замечание, выговор, строгий выговор, отстранить от работы на шесть месяцев, исключить из состава коллегии. Адвокат получал копию постановления президиума. Постановление могло быть обжаловано в месячный срок министру юстиции республики, а затем министру юстиции СССР. Жалоба должна была быть разрешена в месячный срок <5>.

<5> ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1, д. 1005, л. 121 - 127; д. 1168, л. 1 - 53.

1 июля 1950 года вышла Инструкция Министерства юстиции СССР о работе со стажерами в коллегиях адвокатов. В стажеры могли быть приняты лица, окончившие юридические учебные заведения. Министерство юстиции республики утверждало список стажеров для каждой коллегии. Прием в стажеры производился по его же путевкам. То есть стажеры коллегиям буквально навязывались. Срок стажировки составлял шесть месяцев. Для повседневного руководства стажерами заведующие консультациями выделяли наиболее квалифицированных адвокатов. Руководителю стажера надлежало разработать план стажировки. Дважды в месяц стажер (и его руководитель) должен был докладывать о своей работе на производственном совещании консультации; один раз - на президиуме коллегии адвокатов. Инструкция подробно перечисляла обязанности стажера. Предстояло организовать стенографирование и рецензирование речей стажеров с разбором их на совещании. Стажерские конференции должны были проводиться ежеквартально. По окончании стажировки руководителю стажера надлежало представлять заключение о степени готовности стажера к самостоятельной адвокатской работе. Срок стажировки мог быть продлен до трех месяцев. Специальная комиссия при президиуме коллегии проверяла знания стажера и давала письменное заключение. Окончательное решение об отчислении стажеров из коллегии принимал министр юстиции республики или министр юстиции СССР. 20 февраля 1953 года были утверждены методические указания о работе со стажерами. Таким образом, этой инструкцией Министерство юстиции СССР существенно изменило стажерство и приблизило его к модели института помощников адвокатов, который хотел внедрить Горшенин <6>.

<6> ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1, д. 1005, л. 36 - 42.

Летом 1951 года началось обсуждение проекта положения о юридических консультациях. Активное участие в обсуждении приняла МГКА, разработавшая свой проект. Минюст СССР предлагал назначать заведующим лицо с высшим юридическим образованием (МГКА предлагала "как правило"). Предполагалось освободить заведующего от адвокатской деятельности, если в штате консультации насчитывалось более 15 адвокатов. МГКА и Минюст планировали включить обязательный пункт об обеспечении выполнений требований судов о выделении адвокатов в порядке требований статьи 55 УПК. МГКА предлагала исключить пункты о стенографировании речей адвокатов, обсуждении их на совещаниях. Москвичи предлагали также исключить пункты об обязательном 8-часовом рабочем дне адвоката, об учете явки на работу и некоторые другие. Почти через год, 2 июня 1952 года, Положение о юридических консультациях было утверждено, которым была введена мелочная регламентация и в соответствии с которым заведующим мог быть только адвокат с высшим юридическим образованием, имеющий стаж не менее трех лет. В исключительных случаях допускались лица со средним образованием при наличии стажа до одного года <7>.

<7> Клевцов А.В. Становление и развитие российской адвокатуры в советский период (1917 - 1991): Дис. ... канд. юрид. наук. Ист.-пр. аспект. М., 2006. Л. 104; Мартинович И.И. Адвокатура Беларуси. Минск, 2002. С. 61 - 63; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1, д. 1190, л. 31 - 50.

В то же время дискутировались "перезревшие" вопросы о статусе юрисконсультов. При всей многочисленности последних за их деятельностью не осуществлялось должного контроля, и этим должен был кто-то заняться (например, Госарбитраж или Минюст). Однако статус юрисконсультов так и не был определен.

В 1953 году остро встал вопрос об оплате труда. Отдел адвокатуры Минюста РСФСР предлагал провести следующие меры: ввести твердые оклады, оплату по статье 55 УПК, навести порядок при взимании сумм, разрешить работу по совместительству, снизить число адвокатов, возложить право осуществлять защиту на нотариусов, ввести плату за устные советы, увеличить оплату, ввести подрядно-премиальную систему оплаты, доплачивать бедным адвокатам, отменить институт стажеров, создать фонд материальной помощи. В 1953 году Минюст РСФСР предлагал Минюсту СССР разрешить адвокатам работать по совместительству в учреждениях и на предприятиях <8>.

<8> Тынтарев. О работе юрисконсультов // СЗ. 1952. N 6. С. 77; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 728, л. 25, 55.

В конце войны и в первые послевоенные годы кадровый состав адвокатуры ухудшился. Связано это было как с гибелью многих адвокатов, так и с призывом в адвокатуру множества молодых малограмотных защитников. Реэвакуация высококвалифицированных адвокатов на запад привела к размыванию кадрового состава на востоке СССР. В то же время в освобожденных районах возвратившиеся опытные адвокаты составляли меньшинство. Во многих случаях в западных районах СССР к адвокатской деятельности были привлечены лица, работавшие адвокатами на оккупированной территории.

Ухудшился состав адвокатуры на востоке СССР. В 1946 году среди казахских адвокатов 56% не имели юридического образования. В 1946 году в Новосибирской коллегии адвокатов было 93 адвоката вместо 117 по штату. Минюст временно отменил лимиты на поступление в адвокатуру. Стаж работы свыше трех лет имели 62% адвокатов. На 1 января 1948 года в Новосибирской коллегии адвокатов из 126 адвокатов и стажеров 108 имели среднее и высшее юридическое образование, 22 были членами партии. На 1 января 1948 года в Удмуртии 58% адвокатов не имели юридического образования, высшее имели только 12% защитников. Политический уровень адвокатов был на низком уровне. Увеличивалось число адвокатов без юридической подготовки в РСФСР, Средней Азии, на Украине. На начало 1947 года в Свердловской областной коллегии адвокатов из 166 адвокатов 68 имели высшее юридическое образование. Общее собрание областной коллегии в августе 1947 года постановило: "принимать лиц, имеющих только высшее юридическое образование, и в отдельных случаях лиц со средним юридическим образованием".

Без какого-либо юридического образования работали половина адвокатов Казахстана, Туркмении, Киргизии. В Киргизии из 150 адвокатов не имели юридического образования 46, из 534 казахских адвокатов - 248. На 1 января 1946 года в Узбекистане было 330 адвокатов (из них 151 в Ташкентской коллегии). Высшее юридическое образование имели 130, среднее - 80. В компартии состояли 71 человек. Большинство лиц с юридическим образованием работали в Ташкенте. В сельскохозяйственных областях картина была иная. На 1 января 1947 года в Узбекистане насчитывалось 339 адвокатов, 116 консультаций. На январь 1948 года там было 10 коллегий и 157 юрконсультаций. Мало было национальных кадров в Туркмении (28%), Молдавии (8%), Карело-Финской ССР (8%), Киргизии (26%), Казахстане (34%), Узбекистане (34%). Во Фрунзенской коллегии из 56 адвокатов только 4 имели киргизскую национальность, в Ашхабадской из 43 адвокатов было 7 туркмен <9>.

<9> Бакшеев С. Указ. соч. С. 3 - 5; Быковская Е.А. Адвокатура Новосибирской области в 1920 - 1980 годы. Барнаул, 2003. С. 114, 115; История советского государства и права Узбекистана. Т. 3. (1937 - 1958). 1970. С. 360; Саркисянц Г.П. Адвокатура Советского Узбекистана. Ташкент, 1972. С. 47, 48, 50; Смирнов В.Н., Усманов Р.П. История адвокатуры Среднего Урала. Екатеринбург, 1999. С. 187, 188; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1, д. 1094, л. 173; д. 1128, л. 129 - 131; оп. 1а, д. 544, л. 255 - 257, 263.

В западных районах ситуация складывалась по-разному. В начале 1947 года больше половины белорусских адвокатов не имели юридического образования. Во многих коллегиях состояли лица, ранее пребывавшие на оккупированной территории. На 1 января 1948 г. в республике было 377 адвокатов (белорусов 38,4%, русских 29,9%, евреев 27,2%). С высшим юридическим образованием - 32%, средним - 23,6%. В БССР из 381 адвоката (на 1 января 1948 г.) 175 не имели юридического образования, в УССР из 2828 - 1207. Без какого-либо юридического образования работали половина адвокатов БССР, УССР. Такая же ситуация сложилась в западных областях РСФСР (Ростовской, Смоленской, Курской и ряде других). В Ростовской области из 233 адвокатов на 1 сентября 1947 г. только 33% имели высшее юридическое образование, 15,3% среднее. Плохо обстояло дело с партийными кадрами. Из 149 адвокатов Эстонии в партии состояли 7 человек, из 165 литовских - 18, из 163 латвийских - 24. В 1947 году из 25 председателей президиумов коллегий адвокатов УССР только 9 имели высшее образование, из 69 председателей коллегий адвокатов РСФСР - только 23. Из 156 председателей по всему Союзу только 47 имели высшее образование <10>.

<10> Мартинович И.И. Указ. соч. С. 57, 59, 60; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1а, д. 544, л. 255 - 257, 260, 263.

По данным Д.С. Карева, на 1 января 1948 года число коллегий достигло 150 (до войны - 127), юридических консультаций - 4613 (соответственно 1461). В адвокатуре состояло 13134 человека. Женщины составляли 30%, члены партии - более трети. Высшее юридическое образование имели 41,7%, а 20% окончили юридические школы. По более точным данным Минюста СССР на 1 января 1948 года, в адвокатуре СССР было 156 президиумов, 3777 консультаций, 13655 адвокатов и стажеров. Из них 9415 мужчин (69,2%) и 4190 женщин (30,8%), членов партии - 35,5%. Высшее юридическое образование имели 42,5%, среднее - 19,8%. До войны высшее юридическое образованием имели 44,6% адвокатов. Таким образом, к концу 40-х годов уровень образованности адвокатов стал постепенно повышаться <11>.

<11> Карев Д.С. Судоустройство. М., 1948. С. 295; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1а, д. 544, л. 255 - 257.

В первые послевоенные годы в адвокатуре работало значительное число малограмотных людей. Например, адвокат Волынской коллегии Домосельцев, составляя судебный документ, вписал такой оборот: "За время нашей совместной жизни с мужем я не замечала никакого уклона от нашей советской власти". Коллегии также оказались "засорены" большим количеством социально опасных элементов. К таковым относились лица, остававшиеся на оккупированной территории, изгнанные из других правоохранительных органов за различные проступки, "политически неграмотные адвокаты" и, наконец, "космополиты" (евреи). Например, 15 апреля 1947 года на собрании парторганизации суда и прокуратуры Ворошиловского района г. Шахты разбиралось дело шахтинского адвоката Ф.М. Ситникова. Последний, по мнению участников совещания, "опошлял советскую молодежь" (призывал суд к снисхождению из жалости к молодым преступницам). Адвокаты защищали своего коллегу. Адвокат Ростовской коллегии И.К. Швачкин был отчислен за то, что находился на оккупированной территории. Президиумы принимали лиц без юридического образования, с недостаточным образованием, без стажа юридической работы, кассиров кинотеатров, домохозяек, бухгалтеров и т.д. Много работников, изгнанных из суда и прокуратуры, приходили в адвокатуру. Так, адвокат Куусьма А.А., бывший работник коллегии адвокатов ЭССР, Янес В.А., бывший сотрудник Эстонской прокуратуры, Лозина Д.Г., бывший работник киевской прокуратуры, уволенный за злоупотребления. 9 января 1946 года в Алма-Атинскую коллегию адвокатов был принят В.А. Трусков, до этого работавший следователем НКВД. В протоколе президиума значилось: "Уволен из НКВД за искажение социалистической законности, выразившейся в применении пыток при ведении следствия. Постановили: Трускова В.А. принять в члены коллегии адвокатов". Принимались судимые адвокаты. Так, Х.Я. Соне (Эстония) осуждался ОСО на три года, К.А. Карб и А.Р.-о. Алиев (Краснодар) осуждались за мошенничество, Г.А. Евстигнеев (Владимир) осуждался по статьям 109 и 113 УК, М.А. Дмитриев (Куйбышев) неоднократно исключался из разных коллегий.

В Эстонской коллегии в 1947 году работали 20 адвокатов, "пользовавшихся доверием оккупантов", и два бывших министра буржуазных правительств. В Латвийской коллегии - 8 адвокатов, занимавших при немцах административные должности. Адвокат Кизиков в 1929 - 1940 годах был чиновником полиции. Такие же случаи были отмечены в УССР, БССР, Ростовской и Краснодарской областях. После войны в адвокатуру попало много непроверенных лиц. Всего 60% адвокатов Эстонии оставались на оккупированной территории. В Латвии 7 адвокатов служили у немцев и 100 из 159 оставались на оккупированной территории. В Киевской коллегии 40 адвокатов оставались на оккупированной территории, из них 12 работали на административных должностях, а 4 - адвокатами. Из 479 украинских адвокатов, оставшихся на оккупированной территории, только 29 участвовали в партизанских отрядах. Особенно много адвокатов из "оставшихся" находилось в западных областях УССР. Крайне "засорены" были Московская городская коллегия адвокатов (МГКА) и Московская областная коллегия адвокатов (МОКА). В 1947 году МГБ арестовало 8 московских адвокатов. Так, был арестован член президиума МГКА Цвылев, отведены Миловидов (за пьянство), Нехамкин (за бездеятельность), Россельс (за подговор подсудимого к отказу от показаний, данных на предварительном следствии). Бесконечные обследования МГКА продолжались каждый год. В феврале 1948 года МГБ арестовало еще троих адвокатов. В Москве группа адвокатов была арестована военной прокуратурой.

Министерство юстиции СССР в 1946 - 1947 годы механически восстановило 76 адвокатов, исключенных из коллегий адвокатов президиумами и министерствами юстиции республик. В том числе были восстановлены: адвокаты Шебалин (Алтайская коллегия адвокатов), получавший гонорары от клиентов без выдачи квитанций; Жарков (Ставропольская коллегия адвокатов), получивший помимо консультации 5000 руб., Состков (МОКА), взимавший завышенные гонорары по делам, по которым он должен был выступать бесплатно.

Произвол властей приводил к трагедиям. Бывший адвокат А.И. Свидлер (Ферганская коллегия адвокатов) был арестован органами госбезопасности и осужден ОСО 24 июля 1943 года "за антисоветские высказывания". После отбытия срока Свидлер восстановился в коллегии. Но когда выяснилось, что он был осужден, его вновь исключили. Свидлер обошел массу инстанций, доказывая, что его судимость была "искусственно создана". Наконец, получив последний отказ, в кабинете у министра Рычкова он выбросился из окна и погиб <12>.

<12> Астапенко М.П. Очерки истории адвокатуры Дона. Ростов н/Д, 2000. С. 86 - 89; ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 50а, д. 4180, л. 68, 69; ф. Р-9492, оп. 1, д. 159, л. 18; д. 1094, л. 176, 184; оп. 1а, д. 542, л. 554; д. 544, л. 257 - 260.

Руководство юстиции активно стимулировало адвокатскую учебу. Приказ Министерства юстиции СССР от 12 января 1948 года, кроме прочего, обязывал президиумы коллегий отчислять малограмотных адвокатов, не желающих повышать свою квалификацию. С этой целью предлагалось провести личные беседы с адвокатами, определить форму их обучения и заставить учиться. Директива Минюста запретила принимать в адвокатуру лиц без высшего юридического образования. В конце 40-х годов большинство адвокатов, не имеющих юридического образования или получивших среднее образование, учились в ВЮЗИ. Постепенно без юридического образования оставались только старые советские адвокаты. Президиумы вели учет числа заочников. Например, Министерство юстиции УзбССР стимулировало работу президиумов. 15 марта 1948 года им был издан Приказ N 15 об итогах проверки работы коллегий адвокатов и отдела адвокатуры министерства. Была отмечена плохая работа по подготовке кадров. Только 29% адвокатов - узбеки. На 1 января 1949 года в Узбекистане было 393 адвоката (из них 111 женщин). В том числе адвокатов местных национальностей - 109, 117 коммунистов. Высшее образование имели 158 адвокатов, среднее - 112. Остальные учились заочно.

На 1 января 1949 года 30,2% адвокатов России не имели юридического образования. 44% получили высшее, 41% состояли в партии. В сельских районах постоянно не хватало адвокатов. Президиумы выкручивались как могли. Например, Ростовская областная коллегия адвокатов прикрепила для временной работы городских адвокатов к определенным сельским районам. В конце 40-х годов в ряде регионов (Омская область, Дагестан) больше половины адвокатов не имели высшего юридического образования. Президиумы продолжали принимать судимых и скомпрометированных юристов.

В конце 1950 года из 183 свердловских адвокатов 95 имели высшее юридическое образование, 40 - среднее. Существовали "четверги", где адвокаты повышали свой профессионализм. Проводились короткие курсы. Составлялись индивидуальные планы обучения. Сохранялась высокая текучка кадров. В 1950-м и за пять месяцев 1951 года в состав Свердловской коллегии адвокатов было принято 40 человек, а отчислено 43 (14 за проступки). Государство пыталось остановить текучесть. 20 марта 1950 года директивное письмо отдела адвокатуры Минюста предписало освобождать адвокатов с высшим юридическим образованием только с разрешения самого министерства и лишь после работы в адвокатуре не менее трех лет. Несмотря на текучку, адвокатура пользовалась популярностью. Так, в конце 40 - начале 50-х годов при невыполнении планов по укомплектованию органов юстиции лицами с юридическим образованием по адвокатуре такие же планы выполнялись <13>.

<13> Астапенко М.П. Указ. соч. С. 85, 90, 91; Саркисянц Г.П. Указ. соч. С. 47 - 50; Смирнов В.Н., Усманов Р.П. Указ. соч. С. 187, 188, 199; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 105, л. 51, 56; ф. Р-9492, оп. 1, д. 1005, л. 30; оп. 1а, д. 544, л. 264; ГАСО, ф. Р-1574, оп. 1, д. 212, л. 104.

В 1953 году 52% белорусских адвокатов имели высшее образование и 31,5% - среднее. В 1953 году в РСФСР не было адвокатов в 355 районах. Хуже всего ситуация, как и прежде, сложилась на Дальнем Востоке и в сельскохозяйственных областях Сибири. Членов партии в РСФСР в 1953 году - 47%. На 1 июля 1953 года адвокатов в СССР по штату было 13556, фактически - 12550. Из них 56,3% с высшим юридическим образованием; 26,3% - со средним <14>.

<14> Клевцов А.В. Указ. соч. Л. 104; Мартинович И.И. Указ. соч. С. 59 - 60; Kaminskaya D. Final Judgment. My live as a Soviet Defense Attorney. New York, 1982. P. 28, 29; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 728, л. 54; ф. Р-9492, оп. 1а, д. 749, л. 77.

В первые годы после войны объемы работы адвокатов быстро росли. Прежде всего это было обусловлено ростом числа уголовных дел. Гражданские дела адвокаты рассматривали редко. Это было связано с бедностью населения, мелким характером большинства дел, фактическим отстранением большинства адвокатов от арбитража и низкой квалификацией самих адвокатов, которым приходилось самостоятельно собирать материалы по гражданским делам.

Соответственно, заработки адвокатов тоже несколько увеличились. Коллегии находились в хорошем материальном положении и могли позволить себе траты на конференции, курсы, материальную помощь и т.д. Так, заработок новосибирского адвоката в 1946 году составлял 3000 рублей. Из них 70% уходило на зарплату. В 1946 году средний заработок казахского адвоката составлял 1300 - 2500 рублей (у отдельных адвокатов до 6000 рублей), у молодых - 350 - 1000 рублей. Необходимо отметить, что например, большинство чиновников получали менее 1000 рублей в месяц. Как и в годы войны, адвокаты активно использовали часть 2 ст. 10 Инструкции 1939 года об оплате юридической помощи и назначали себе повышенные гонорары. В 1947 году только за два месяца член президиума МГКА Нехамкин утвердил 1407 повышенных гонораров. За ведение дел Сорокина гонорар адвокату Шварц был утвержден в сумме 10000 рублей. Адвокат Фастовский за жилищное дело получил 3000 рублей. Минюст СССР слушал вопрос о МГКА на коллегии дважды. Несколько заведующих консультациями, активно применявших ст. 10 вышеуказанной Инструкции, были сняты с работы. По воспоминаниям Д. Каминской, "микст" оставался широко распространенным явлением. Адвокаты относились к нему вполне спокойно, в отличие от руководства юстиции. В послевоенный период Минюст СССР мелочно регламентировал оплату каждого адвокатского действия <15>.

<15> Бакшеев С. Указ. соч. С. 3 - 5; Быковская Е.А. Указ. соч. С. 120; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1, д. 1094, л. 189; оп. 1а, д. 544, л. 268, 269.

В 1947 - 1949 гг. органы юстиции и партия развернули настоящую борьбу против повышенных гонораров. Результат достигался следующими методами: фактический запрет на применение статьи 10, основательные чистки адвокатуры, привлечение адвокатов к участию в массовых компаниях, марксистско-ленинское воспитание, выравнивание разрыва между "богатыми" городскими и "бедными" сельскими адвокатами, увеличение количества бесплатных дел.

В 1946 году Министерство юстиции РСФСР выпустило разъяснения к Инструкции 1939 года о таксе. Коллегии принудительно возвращали часть гонораров, полученных в предыдущие годы. "Возврат гонорара будет производиться и впредь... гонорар за ведение дел будет определяться заведующим консультации условно до установления сложности дела, и после проведения дела уже в судебном заседании, после чего гонорар будет утверждаться на заседании президиума. Кроме того, определение гонорара по параграфу 10 таксы производится не только по элементам сложности дел, но эту сложность дополняет квалификация адвоката как один из элементов при назначении гонорара в порядке параграфа 10". По данным Е.А. Быковской, 22 апреля 1948 года вышло инструктивное письмо Министерства юстиции РСФСР, по которому предписывалось уменьшить взимаемую таксу. Заведующие могли определять размер гонорара в зависимости от сложности и квалификации защитника. Гонорары свыше 500 рублей утверждали президиумы коллегий.

Со второй половины 1948 года количество платных дел стало сокращаться, а бесплатных - увеличиваться. Естественно, заработки адвокатов стали падать. Несмотря на сокращение разрыва, доход городского и сельского адвоката существенно различался. Заработки свердловских адвокатов на селе достигали буквально 150 - 300 рублей. Они подряжались на сенокос, шили одежду. В 1949 году в Новосибирской области средний заработок адвоката в городе составлял 1020 рублей, в деревне - 940 рублей.

Адвокаты стали изобретать различные способы преодоления установленных государством рамок. Так, по директивному письму Управления по делам адвокатуры Минюста СССР от 20 сентября 1948 г. адвокатам было запрещено обслуживать свыше двух учреждений (предприятий). Тогда защитники стали брать плату с предприятий по повышенным ставкам. Договаривались с другими защитниками и защищали предприятия по "поручениям". Также адвокаты изыскивали новые формы доходов и компенсации затрат. Часто направлялись в командировки в Москву для выполнения поручений, например для "доклада надзорных жалоб" в судах. Вместо этого адвокаты или просто посылали жалобу по почте, или сдавали ее в приемную суда, долго задерживаясь в Москве по своим делам. 22 августа 1950 года вышеназванное Управление запретило такие "командировки". Однако они продолжались. Тогда 22 мая 1952 года вышло письмо, которое обязало президиумы выдавать командировки, тщательно проверять обоснованность поездки. Адвокат отчитывался перед президиумом <16>.

<16> Быковская Е.А. Указ. соч. С. 120, 121; Смирнов В.Н., Усманов Р.П. Указ. соч. С. 192, 200; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1, д. 1005, л. 44, 104 - 109, 113 - 115.

Нарушались правила финансовой дисциплины и указания Минюста. В 1950 году грубые нарушения были выявлены в коллегии адвокатов Башкирской АССР. Адвокаты присваивали деньги. За аморальные поступки и недисциплинированность в 1949 году были исключены 34 адвоката (10 отданы под суд и 8 осуждены). Из 69 консультаций только 3 имели счета в банке, а остальные брали деньги себе. Черная касса за 1,5 года составила 1831285 рублей! В октябре 1950 года председатель Удмуртской коллегии адвокатов Г.Н. Бурдин использовал подложный документ об образовании, затягивал расследование материалов о присвоении адвокатами гонораров, нарушал инструкции. Он был снят. Судьи, зная о нарушениях, также не считали себя вправе соблюдать закон. Суды упорно не присуждали гонорары по статье 55 УПК или присуждали в заниженных размерах. А присужденные в 1953 году были взысканы на 33,6% сумм <17>.

<17> ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 122, л. 149 - 152; д. 123, л. 57 - 59; д. 728, л. 33.

Адвокатов активно использовали при проведении социально-политических кампаний. Они помогали колхозам ликвидировать дебиторскую задолженность, участвовали в проведении выборов в Верховный Совет СССР, читали лекции. В сентябре 1946 года вышло Постановление Совмина СССР о ликвидации дебиторской задолженности колхозов. Минюст направил в регионы указание организовать помощь. Председатель Свердловской областной коллегии адвокатов С.И. Мокроусов выступил с инициативой оказать колхозам бесплатную помощь. В течение четырех месяцев адвокаты области организовали 1319 исков к дебиторам колхозов. Активность Свердловской коллегии адвокатов стала пропагандироваться как образцовая. В течение двух лет 87 адвокатов помогали колхозам, инструктировали членов правления. Некоторые адвокаты только этим и занимались. По мнению В.Н. Соколова, адвокатам удалось-таки в прямом смысле слова "спасти колхозы" и снизить задолженность. К концу 40-х годов защитники стали уклоняться от ведения дел колхозов. Директивное письмо Управления по делам адвокатуры Минюста СССР от 27 апреля 1949 г. принудило их продолжать оказывать помощь.

Защитникам приходилось участвовать в политических кампаниях, прежде всего в выборах народных судей и депутатов советов. Адвокаты читали доклады. В 1948 году их привлекли к выборам народных судей. Новосибирские защитники прочли более 100 лекций, израсходовали свои средства. Перед выборами 1949 года прочитали доклады 104000 жителей области, в том числе о "преимуществах советской демократии" и "воспитательной роли советского суда" перед спецпоселенцами. В 1946 году адвокаты Свердловской области бесплатно прочитали доклады для 138,8 тыс. человек <18>.

<18> Астапенко М.П. Указ. соч. С. 86; Быковская Е.А. Указ. соч. С. 123; Смирнов В.Н., Усманов Р.П. Указ. соч. С. 190 - 192, 195, 196; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1, д. 1005, л. 45.

Грубое вмешательство в деятельность адвокатуры, падение заработков, принуждение к бесплатной работе не способствовали повышению качества работы адвокатов. Повысить качество работы пытались бюрократическими методами. 10 декабря 1949 года Управление по делам адвокатуры Минюста СССР выпустило методические указания о составлении производства адвоката по судебному делу. Адвокаты такое производство, как правило, не вели. Производство включало в себя: копию обвинительного заключения, выписку из постановления следователя, выписки из материалов предварительного следствия, из определения подготовительного заседания, копии письменных ходатайств, записки, план речи, выписки из протокола судебных заседаний и т.д.

Тем не менее наиболее гибкие и грамотные адвокаты приспосабливались и к таким условиям. В каждой области были свои лучшие адвокаты. Например, в Москве выделялись защитники (по Приказу Минюста РСФСР от 22 июня 1953 года): А.А. Пронин, Г.Д. Бобкова-Басова, Л.В. Соколова, К.Н. Апраксин, Т.Б. Лемперт и др. Продолжали работать старые адвокаты: Брауде, Миловидов, Кац и проч. Московские адвокаты в 1952 - первой половине 1953 года провели в судах 25000 уголовных дел, свыше 13,5 тыс. гражданских, составили 22000 деловых бумаг. Было прочитано много лекций <19>.

<19> ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 170, л. 92; ф. Р-9492, оп. 1, д. 1005, л. 66.

Невысокое качество работы было связано в том числе с плохим состоянием помещений коллегий и консультаций. С адвокатами не считались. Их вышвыривали при первой возможности из их же помещений. Например, многие годы Свердловская областная коллегия адвокатов вела борьбу за возвращение здания коллегии, отданного Сталинскому райвоенкомату в начале войны. И ничего не добилась. В 1948 году распоряжением начальника Управления по делам адвокатуры Минюста Свердловской области помещение консультации Молотовского района г. Свердловска было передано отделению связи, а консультацию поместили в архиве облсуда. В марте 1953 года председатель облсуда Шведова распорядилась вынести документацию консультации в коридор, а в комнате организовали красный уголок. В конце концов консультация нашла себе прибежище в... трансформаторной будке. Многие консультации просто выгоняли из зданий судов. В 1953 году в РСФСР отдельные адвокаты работали в канцеляриях судов, залах судебных заседаний. Помещение Алма-Атинской городской консультации N 2, в штате которой было 17 адвокатов, располагалось в проходной комнате канцелярии народного суда. Многие районные консультации располагались в общих канцеляриях народных судов, коридорах и на дому <20>.

<20> Смирнов В.Н., Усманов Р.П. Указ. соч. С. 197; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 728, л. 14; ф. Р-9492, оп. 1, д. 1094, л. 189.

В 1953 году финансовое положение коллегий резко ухудшилось. Если в 1952 году коллегии РСФСР выполнили план на 101,6%, то в 1953 году - на 79%. Причины: снижение объема работы адвокатов, рост командировочных расходов, рост количества дел по статье 55 УПК РСФСР (в 1953 году - 43% всех дел). Кроме того, быстро сокращалось количество уголовных дел. В 1952 году среднемесячный заработок адвоката России составлял 1177 рублей, в 1953 году - 1000 рублей в городах, 690 и 840 - в сельской местности. Самые низкие заработки были в Дагестане и Чувашии. В Свердловской области в городе адвокат получал 1360 рублей, на селе - 524, в Камчатской области - 902 и 89. Менее 400 рублей получали 367 российских адвокатов. Из-за низкого заработка ушли 125 человек, и только из села. Председатели президиумов просили срочно пересмотреть вопрос об оплате труда адвокатов <21>.

<21> ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 728, л. 49 - 53.

В послевоенный период влияние министерств юстиции на адвокатские органы усиливалось. В первые годы Министерство юстиции СССР выпускало единичные приказы по адвокатуре (два в 1946 году, ни одного в 1947), зато отдел адвокатуры производил десятки директивных писем, по которым закреплялась и расширялась власть министерства. Минюст СССР инициировал основные компании в системе адвокатуры, разрабатывал основные акты, регулирующие деятельность. Например, Директива отдела адвокатуры Д-11 запрещала работникам юстиции и суда брать на хозяйственные и иные нужды деньги в коллегии. Директива Д-1 от 6 января 1948 г. определяла порядок выделения адвокатов для участия в заседаниях специальных судов.

Минюст СССР в 1947 году развязал новую чистку адвокатуры. Точнее, адвокатов уже активно арестовывало МГБ, а министерства юстиции республик чистили коллегии адвокатов. Минюст СССР, поздно включившись в чистку, пытался ввести ее в какие-то рамки, но и то не сразу. По настоянию отдела адвокатуры Минюста СССР в Армении было уволено 10 адвокатов, бывших судей и прокуроров, опороченных по прежнему месту работы. Отчислено 10 адвокатов Латвийской коллегии адвокатов, в том числе бывший министр юстиции Латвии Паверзс, министр Ю.Д. Арайс. Минюст РСФСР составил список 20 адвокатов Москвы на отчисление, а Минюст СССР передал их в Московский горком партии, где деятельность адвокатов подверглась обсуждению. За полтора года (1947 - 1948) Минюст СССР отвел 18 московских адвокатов (из них 11 евреи). В 1947 году в ходе чистки адвокатуры на Украине Минюст СССР отвел 534 человека! В 1948 году министерство ввело чистку в рамки, назвав ее "аттестацией" и установив параметры. Всего в 1947-м и первой половине 1948 года к уголовной ответственности было привлечено более 100 российских адвокатов (по ст. ст. 109, 118, 169 УК) и осуждено 87 человек <22>.

<22> Сборник приказов и инструкций Минюста СССР. 1936 - 1948 гг. М., 1949. С. 430 - 432; ГАРФ, ф. А-353, оп. 16, д. 70, л. 102; ф. Р-9492, оп. 1а, д. 542, л. 540; д. 544, л. 269, 274, 275.

Наиболее активную роль в чистке сыграли министерства юстиции республик. В БССР в 1947 году были отчислены 83 адвоката. Был распущен президиум Минской областной коллегии. После проверки, проведенной Минюстом СССР, выяснилось, что роспуск был основан на субъективных причинах. 4 ноября 1949 года вышел приказ Минюста СССР, которым республиканские министерства были лишены права роспуска президиумов коллегий. Они могли лишь направить представления о роспуске в Минюст СССР. В УССР Минюст добился исключения 400 адвокатов. Чистка эстонской адвокатуры также началась в 1947 году. Политические соображения при этом были главными. Главные условия отчисления: проживание на немецкой территории во время оккупации и принадлежность к студенческой юридической корпорации. Всего с 1944 по 1951 гг. Министерство юстиции ЭССР отвело 71 адвоката.

В отделе адвокатуры Минюста РСФСР ежегодно увеличивалось количество дисциплинарных дел. В 1944 году в среднем рассматривалось 10 дел в месяц, в 1945 году - 11, в 1946-м - 19, в 1947-м - 40. Из них нарушения корыстного характера составляли 35%, аморальные проступки 18%, работа на оккупированной территории 12%, плохое качество работы 10% и т.д. В сентябре 1948 года наступил пик кампании. После ревизии по Приказу Минюста РСФСР от 24 сентября 1948 г. была распущена Ленинградская городская коллегия адвокатов. Было сформировано оргбюро. Прошел полный пересмотр дисциплинарных дел адвокатов. По Приказу N 71 была распущена Брянская коллегия, отведено несколько адвокатов. В коллегии была обнаружена "черная касса", через которую растратили почти 50000 руб. Во время чистки Новосибирской коллегии был исключен опытный адвокат Лежнин. Выступая в суде, он допустил "политическое преступление", когда произнес фразу: "Карлов, защищая Родину, не предполагал, что ему придется кормить своих детей жмыхом и овсом". Также были исключены адвокаты Байгачев, Просвиров, Бодров и Шумилов. В региональных газетах печатали фельетоны, в которых надсмехались над адвокатурой. Приказ Минюста РСФСР от 10 февраля 1949 г. N 11 гласил: "...вследствие полного развала работы и неработоспособности президиума президиум Тюменской областной коллегии адвокатов распустить". Чистка 1947 года продолжалась в 1948 году как антисемитская <23>.

<23> Быковская Е.А. Указ. соч. С. 116, 117; Kaminskaya D. Op. cit. P. 41 - 45; http://www.advokatuur.ee/eng/?sisu_id=1&sisu_id1=40; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 97, л. 56, 101; д. 105, л. 21; ф. Р-9492, оп. 1, д. 1005, л. 151; оп. 1а, д. 544, л. 268, 275, 276.

Отдел адвокатуры Минюста СССР, естественно, занимался не только чисткой. Так, за первые послевоенные годы он провел обобщение практики по 18 категориям дел. В октябре 1947 года было организовано союзное совещание председателей президиумов коллегий и начальников отделов адвокатуры министерств юстиции республик по состоянию адвокатуры. В 1947 году отдел дал заключение по 300 дисциплинарным делам, не считая множества дел с отказом о приеме в адвокатуру; им проводил поверхностные ревизии, меры по результатам которых не принимались. В 1946 - 1947 гг. МГКА дважды заслушивалась на коллегии Минюста СССР. Часть средств Минюст брал деньги из МГКА, "кормился".

В 1948 году по рекомендации ревизоров МГК СССР отдел адвокатуры был преобразован в Управление по делам адвокатуры Министерства юстиции СССР. Бакшеев был смещен, начальником управления стал Волчков. Управление осуществляло руководство адвокатурой. В то же время кадровые вопросы по адвокатуре перешли в ведение управления кадров министерства.

Министерство ревниво следило за сохранением своей власти. Так, Приказ Минюста СССР от 2 марта 1950 года N 11 определял порядок установления предельной численности адвокатов по каждой коллегии. Например, предельная численность ленинградских адвокатов составляла 450, фактически их было больше. Министры юстиции республик и начальники управлений министерств совместно с президиумами коллегий обсуждали вопрос о предельной численности коллегий области. Далее предельная численность согласовывалась с облисполкомами и советами министров республик. Данные направлялись в Минюст СССР, который устанавливал предельную численность защитников. Изменить ее можно было только с его согласия. Директива Минюста СССР от 8 июля 1950 года запретила вносить какие-либо изменения в утвержденные им штатные расписания коллегий адвокатов без предварительного разрешения самого министерства. Если возникала потребность в изменении штатов, президиумы принимали постановление, республиканское министерство утверждало его и направляло в Управление по делам адвокатуры Минюста СССР. Однако нарушения продолжались, и тогда Директивой от 3 мая 1951 года Минюст СССР обязал республиканских министров юстиции и начальников управлений проверять соблюдение президиумами штатной дисциплины. Вообще, Управление по делам адвокатуры Минюста СССР почти перестало проводить ревизии и сосредоточилось на разработке НПА, рассмотрении кадровых вопросов и на контроле за министерствами юстиции республик и их управлениями по делам адвокатуры. Минюст СССР рассмотрел в 1953 году 134 жалобы адвокатов и отменил 28 решений Минюста РСФСР (по мнению российских чиновников, не всегда обоснованно). В 1952 году Минюст СССР коллегии не ревизовал, в 1953 году провел всего одну ревизию <24>.

<24> ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 151, л. 106; д. 728, л. 23; ф. Р-5446, оп. 50а, д. 4180, л. 67; ф. Р-9492, оп. 1, д. 1005, л. 143 - 146, 158 - 160; оп. 1а, д. 544, л. 275, 276.

Основным органом управления оставались республиканские министерства. В первые годы после войны в большинстве министерств республик не было отдела адвокатуры, а был единый ревизор по адвокатуре и нотариату. Минюст РСФСР выпустил в 1946 году три приказа по адвокатуре, в 1947 - 7, в 1948 году - 8, в 1949 году - 7. В первые послевоенные годы отдел адвокатуры Минюста РСФСР возглавлял В.А. Предтеченский, а отдел состоял всего из семи человек.

Многие министерства управляли адвокатурой неэффективно. Минюст УССР не сделал выводов из Приказа Минюста СССР от 12 января 1948 г. Просто ничего не предпринималось, несмотря на замечания из Москвы. Никаких мероприятий не намечали. Начальники управлений не контролировали прием в адвокатуру, на заседаниях президиума не присутствовали. Министр юстиции СССР приказал министру юстиции УССР Падуто принять меры по укреплению рядов адвокатуры, освободить "разложившихся" защитников, повышать политический уровень адвокатов, прием в адвокатуру производить с соблюдением требований, предъявляемых к поступающим в адвокатуру, ставить вопрос об отводе недостойных лиц, вести борьбу с аморальными явлениями. Минюст УССР в 1951 году рассматривал проекты смет и балансовые отчеты коллегий перед утверждением их на общем собрании адвокатов. Ряд управлений по делам адвокатуры проверяли исполнение этих смет совместно с ревизионными комиссиями. Приказ Минюста СССР от 10 марта 1951 года распространил эти проверки на все республиканские министерства и их управления.

Минюсты республик, как и Минюст СССР, кормились на подопечных коллегиях, использовали их средства для своих нужд. Отделы адвокатуры министерств юстиции республик в основном занимались ревизиями адвокатских органов. 7 сентября 1945 года НКЮ УзбССР вынес постановление о результатах ревизии Ташкентской областной коллегии адвокатов, 13 сентября - об итогах проверки работы президиума Кашкадарьинской областной коллегии адвокатов. В середине 1946 года была проверена работа Андижанской, Наманганской, Самаркандской и других областных коллегий. В марте 1947 года проведена ревизия Ферганской, в июне - Бухарской областных коллегий. В феврале 1948 года - Ташкентской, в марте 1950 года Кашкадарьинской областных коллегий.

В январе 1950 года состоялось совещание начальников отделов адвокатуры и ревизоров по адвокатуре. Совещание констатировало, что министерства юстиции и управления ограничивались ревизиями и участием в собраниях адвокатов. Руководство министерств направляло в адвокатуру некомпетентных людей. Президиумы не проводили регулярные общие собрания и не отчитывались перед адвокатами. Министерства юстиции республик грубо снимали и назначали членов президиума. Адвокаты были беззащитны <25>.

<25> В Министерстве юстиции СССР // СЗ. 1948. N 5. С. 43, 44; Саркисянц Г.П. Указ. соч. С. 44 - 46; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1, д. 1005, л. 152, 161, 162.

В 1951 году Минюст СССР затеял новую "аттестацию" (чистку) адвокатуры. Мотивы ее заключались как в стандартном широком применении части 2 ст. 10 Инструкции 1939 года (разъяснение управления по делам адвокатуры Минюста СССР от 14 июля 1950 г. указало, что адвокату за выступление в суде при вторичном рассмотрении дела не может быть выплачен гонорар по статье 10 Инструкции 1939 года, если этот же адвокат выступал по делу при первом его рассмотрении. На тему адвокатских гонораров ежегодно выходила масса директивных писем. В 1951 году министерство констатировало, что применение части 2 ст. 10 Инструкции носит массовый характер), так и в общей потребности сократить число адвокатов в связи с сокращением числа судебных дел. Аттестации 1951 года предшествовала ревизия и проверка консультаций с обсуждением на коллегиях.

Директивное письмо Минюста СССР от 7 апреля 1951 года определило порядок проведения аттестации адвокатов. Рекомендовалось не принимать в коллегию лиц, ранее исключенных из адвокатуры за порочащие поступки. Заведующие консультациями с числом адвокатов свыше пяти назначались президиумами коллегий по согласованию с заместителем министра юстиции или заместителя начальника управления по делам адвокатуры Минюста по кадрам. Аттестации (по Директиве от 27 апреля 1951 года) подлежали все без исключения коллегии. Аттестация не должна была превратиться в чистку. Образовывались аттестационные комиссии в составе начальников управлений, заместителей министров юстиции республик, заместителя начальника управления по делам адвокатуры Минюста по кадрам (или ревизора по кадрам), председателя верховного (областного) суда, председателя президиума коллегии адвокатов, представителя профсоюза работников государственных учреждений. Президиумы коллегий адвокатов готовили для комиссии необходимые материалы. Комиссия знакомилась с ними, запрашивала характеристику на адвоката, беседовала с адвокатом, принимала решение о его аттестации. Если комиссия признавала адвоката не пригодным к работе, она ставила вопрос о его отводе.

Чистку, прежде всего, проводили республиканские министерства. В 1951 году Минюст РСФСР отвел председателей президиума коллегий адвокатов Бурят-Монгольской АССР Ильиса, председателя Новгородской коллегии Соловейчик. Председатель Ленинградской областной коллегии Каджиев арестовало МГБ. Был переизбран президиум Мордовской коллегии. Во многих регионах аттестация прошла формально. Чистка продолжалась в 1952 году. По указу Минюста СССР результаты аттестации обсуждались на заседаниях коллегий министерств республик и оперативных совещаниях управлений с участием представителей президиумов коллегий адвокатов. Предлагалось принять меры по устранению недостатков. Министерство предлагало укомплектовать районы, усилить работу по идейно-политическому воспитанию адвокатов, устранить нарушения в оплате труда, распространять положительный опыт, подготовить сборники и пособия. В апреле - июне 1952 года в коллегиях проходила проверка работы с молодыми адвокатами <26>.

<26> В Министерстве юстиции СССР // СЗ. 1952. N 5. С. 76, 77; ГАРФ, ф. А-353, оп. 15, д. 6, л. 54; ф. Р-9492, оп. 1, д. 1005, л. 103, 166 - 172.

Министерство юстиции СССР подвергало республиканские министерства жесткой критике за плохую работу. Приказ от 18 февраля 1950 г. "Об улучшении руководства органов Министерства юстиции работой адвокатуры" обязал министерства развернуть работу по обновлению адвокатуры. Министерства развили бешеную активность. Так, Минюст РСФСР в 1950 году опубликовал 18 приказов по адвокатуре! (В 1951 году - 11, в 1952 году - 9, в 1953 году - 9.) Новый начальник отдела Н. Бушуева активно исправляла недостатки. В 1953 году Минюст РСФСР отменил постановления президиумов в отношении 20 человек, принятые в нарушение Приказа от 22 апреля 1941 года, в 1952 году - 63. В 1953 году Минюст РСФСР обревизовал 14 коллегий. В 1952 - 13. Были отведены председатели президиумов Новгородской области (Соловейчик), Ульяновской (Афанасьев). Отдел адвокатуры давал прямые указания председателям президиумов. Из 400 дисциплинарных дел, рассмотренных им за 1953 год, 272 были направлены по жалобам адвокатов (большинство на исключение), 79 - по представлениям начальников управлений, 49 - в ревизионном порядке. Из 272 адвокатских жалоб 97 не было удовлетворено, 50 адвокатов восстановлены.

В соответствии с Приказом от 19 февраля 1950 г. Минюст УзбССР разработал ряд конкретных мероприятий. Предполагалось провести сплошную проверку кадров заведующих юрконсультациями, заслушать отчеты начальников Управления НКЮ по работе адвокатуры, проверить работу всех президиумов областных коллегий адвокатов. В соответствии с этим летом 1950 года была проверена работа Самаркандской областной коллегии. Предписывалось устранить недостатки. В сентябре 1951 года была проверена Хорезмская областная коллегия. В начале 1952 года Минюст СССР провел ревизию адвокатских органов Узбекистана. 25 марта 1952 года вышел Приказ Минюста СССР N 15 с оценкой работы. Приказ обсуждался на коллегии Минюста УзбССР, в управлениях по делам адвокатуры и в коллегиях адвокатов. Согласно Приказу Минюст УзбССР улучшил работу, но в незначительной степени. Министерство республики не вникало глубоко в работу коллегии адвокатов, слабо помогало президиумам устранять ошибки в их деятельности. Особенно плохо управление осуществлялось в Ферганской, Бухарской областях и Минюсте Каракалпакской АССР. Минюсту УзбССР неоднократно указывалось на плохие ревизии. Плохо была организована кадровая работа. Минюст СССР указал Минюсту УзбССР принять меры к исполнению Положения об адвокатуре <27>.

<27> В Министерстве юстиции СССР // СЗ. 1952. N 5. С. 76, 77; Саркисянц Г.П. Указ. соч. С. 44 - 46; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 728, л. 16 - 18; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 728, л. 20.

В послевоенный период управления по делам адвокатуры не смогли обеспечить качественное руководство адвокатурой. Главным образом из-за отсутствия кадров. В большинстве управлений сохранялся только один ревизор по адвокатуре и нотариату. Сектора адвокатуры не были восстановлены. Управления занимались кадрами адвокатов от случая к случаю. Не только редко отводили, но и рекомендовали скомпрометированных лиц. Президиум Ростовской коллегии принял несколько скомпрометированных лиц, рекомендованных управлением. Такие же случаи имели место в Читинской области. В 1946 году бюро Ростовского горкома отметило неудовлетворительную постановку идейно-политического воспитания адвокатов. Не было прочитано ни одного доклада на политическую тему. Президиум Свердловской областной коллегии адвокатов принуждал адвокатов ходить на кружок по изучению истории партии под угрозой увольнения. При этом начальники управлений активно вмешивались в деятельность коллегий. Правда, при этом использовались в основном адвокатские органы самоуправления.

С 1950 года предпринимались попытки активизировать работу управлений. В 1950 году Управление по делам адвокатуры Минюста СССР разработало методические указания по производству ревизии юридической консультации. Ревизия в целом стандартная. Ее могли проводить и ревизоры управления, и президиум коллегии. Требовалось провести подготовку. Проверялась организация работы консультации, личный состав, объем работы, контроль над качеством работы адвокатов, работа со стажерами, повышение квалификации, гонорарная практика, финансовая деятельность, участие в массовой работе. 5 марта 1953 года вышли новые методические указания по проведению ревизии коллегий.

22 мая 1950 года вышел Приказ Минюста РСФСР N 19 "О неудовлетворительном руководстве адвокатурой со стороны МЮ АССР и начальников УМЮ". Управления допускали администрирование. В Кемеровской области перед собранием адвокатов вместо президиума отчитался начальник управления Щелоков, и он же ввел в президиум членов управления. Президиумы кооптировали членов президиума, не давали говорить адвокатам на собраниях (Смоленская область). Ревизор Смоленского управления Грачев неоднократно брал деньги из городской консультации. Ревизоров по адвокатуре использовали не по назначению. Так, ревизор Минюста Удмуртской АССР разрешал кадровые вопросы. В ряде регионов ревизоров вообще не было. В Новосибирской области ревизор менялся каждый год. В 1950 - 1953 гг. в Москве, Московской области, Курской области сменилось по пять ревизоров. По директивному письму Управления по делам адвокатуры Минюста СССР от 7 апреля 1951 года заместители начальников управлений по кадрам были обязаны присутствовать на заседаниях президиумов при рассмотрении дисциплинарных дел. Это правило никто не соблюдал. Заключения начальников управлений составлялись небрежно или не составлялись вообще.

По представлениям начальников Управлений по делам адвокатуры Минюста РСФСР в 1953 году было рассмотрено 79 дисциплинарных дел, в том числе 57 об отмене либеральных постановлений. Минюст РСФСР отклонил 30 представлений управлений. В 1952 - 1953 гг. начальники управлений проверяли работу со стажерами; как оказывалась помощь колхозам; обслуживались предприятия (учреждения); как осуществлялась дисциплинарная практика президиума; гонорарная практика. Итоги обсуждались на оперативных совещаниях <28>.

<28> Бакшеев С. Указ. соч. С. 3 - 5; Смирнов В.Н., Усманов Р.П. Указ. соч. С. 196, 197; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 122, л. 84 - 86; д. 728, л. 8 - 15; ф. Р-9492, оп. 1, д. 1005, л. 66, 129 - 131.

В 1945 - 1947 гг. президиумы коллегий адвокатов продолжали пользоваться относительной свободой, характерной для военного времени. С точки зрения руководства юстиции, главный недостаток в работе президиумов заключался в неудовлетворительном подборе кадров (см. выше). Президиумы к приему адвокатов относились формально. По данным 12 областных коллегий Казахстана за два года было принято 50 адвокатов, не удовлетворяющих требованиям ст. 6 Положения об адвокатуре. Было принято много бывших судебно-прокурорских работников, скомпрометированных на прежней работе. На должности председателей президиумов и заведующих юридическими консультациями выдвигались неквалифицированные адвокаты. По рекомендации начальника управления по делам адвокатуры Минюста по Карагандинской области Ризаева в коллегию был принят, а затем избран председателем президиума Ашимов. Ашимов не имел никакого представления о работе адвокатов, работу развалил, пил. Президиумы шли по пути либерализма. Обычно при выявлении грубейших нарушений давали указания: "обратить внимание". Адвокат Олонецкой консультации Карело-Финской ССР Н.И. Смирнов брал деньги от клиентов напрямую, не считаясь с таксой. Президиум постановил: "Обратить внимание на культурную работу". В МГКА в первом полугодии 1947 года рассмотрено 70 дисциплинарных дел, а президиум возбудил только два. Кроме того, коллегии ряда областей мало заботились о вовлечении адвокатов в заочное обучение, повышение квалификации. Большинство заочников фактически не учились.

Под давлением министерств президиумы начинают в массовом порядке отводить адвокатов из коллегий. В первом полугодии 1946 года в Казахстане к дисциплинарной ответственности были привлечены 38 адвокатов. В 1947 году по тем же проблемам привлечены 1517 российских адвокатов из 7030 (22%). В 1948 году - 2024 из 7193 (28%). 20 января 1948 года вышел Приказ Минюста РСФСР "О дисциплинарной практике КА РСФСР". В 1947 году отмечался рост числа лиц, привлеченных к ответственности. Часто применялись мягкие меры, Инструкция от 11 апреля 1940 г. нарушалась. Привлеченного не вызывали, объяснения не требовали. Дела длились очень долго. В Молотовской области с нарушением сроков было рассмотрено 75% дисциплинарных дел. Адвокаты подавали жалобы в министерство, минуя президиум. Всего в РСФСР 50% дел рассматривалось с нарушением сроков. В Башкирии дела лежали много месяцев. Отдельные президиумы рьяно участвовали в чистке. Президиум Крымской коллегии адвокатов в 1949 году обревизовал 12 консультаций из 32. Были возбуждены дисциплинарные дела на половину числа адвокатов.

Разыгрывались интермедии. Так, Приказ Минюста РСФСР N 73 от 17 июля 1947 года обнаружил финансовый "беспредел" в Свердловской областной коллегии адвокатов. Последняя "выкупала" у ОРСа киностудии продовольственные карточки. Давали деньги ревизорам управления. Председатель президиума С.И. Мокроусов якобы незаконно получил 10000 рублей и был снят. Ничего особенно криминального в выкупе карточек у ОРСа не было, и поэтому Мокроусов остался адвокатом, а вскоре уже возглавлял консультацию <29>.

<29> Бакшеев С. Указ. соч. С. 3 - 5; ГАРФ, ф. А-259, оп. 6, д. 6350, л. 73; ф. А-353, оп. 13, д. 88, л. 39; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 96, л. 5, 6; ф. Р-9492, оп. 1, д. 1094, л. 188; оп. 1а, д. 544, л. 270, 271; ГАСО, ф. Р-1574, оп. 1, д. 172, л. 252 - 255.

Не дожидаясь принятия нового закона об адвокатуре, Минюст СССР добивался введения адвокатских конференций. По распоряжениям Совмина СССР от 10 апреля 1948 г. и от 4 марта 1950 г. в МГКА и ЛГКА вводятся конференции адвокатов. Они избирали президиум и ревкомиссию коллегий по норме Минюста СССР. Дина Каминская подробно описывала порядок работы этих конференций. Каждая консультация имела право направить на конференцию делегатов пропорционально числу адвокатов, работающих в "офисе". Списки кандидатов в президиум предварительно обсуждались в консультациях. Выдвигали, как правило, коммунистов. Перечень кандидатур определяло Министерство юстиции РСФСР, и он утверждался в Московском горкоме партии. Требовалось заключение административного отдела горкома, после чего на конференции проводилось формальное обсуждение кандидатур, затем открытое голосование. Избирать можно было только русских адвокатов. Далее конференция (200 человек) действовала как общее собрание коллегии. Несомненно, такая модель была очень удобна для Минюста СССР, так как позволяла отсеять "вредные" кандидатуры <30>.

<30> Kaminskaya D. Op. cit. P. 25, 26; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1а, д. 749, л. 39.

После некоторого спада количество дисциплинарных дел, рассматриваемых коллегиями, стало расти. Так, президиум Алтайской коллегии адвокатов возбудил в 1951 году 28 дел, в 1950 году - 38. В 1950 году из коллегии выбыли 48 человек (половина состава). В 21 районе не было ни одного адвоката. Президиумы плохо соблюдали Инструкцию 1951 года, дела затягивались, необходимые материалы не собирались. Постановления коллегий оформлялись небрежно. Личные дела адвокатов не были приведены в порядок. В 1952 году состоялась ревизия ЛГКА. Президиум возбудил в 1951 году 137 дисциплинарных дел, а взысканий было наложено 15. В срок рассмотрено только 54 дела. Многие материалы о поведении адвокатов никак не проверялись, в том числе определения судов. Многие дела единолично рассматривал член президиума. То есть президиумы, возбуждая множество дел, пытались имитировать активное дисциплинарное производство. В 1953 году в РСФСР избрали 33 президиума. В первом полугодии 1953 года президиумы рассмотрели 630 дисциплинарных дел <31>.

<31> ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 151, л. 92 - 94; д. 728, л. 19, 20; ф. Р-9492, оп. 1, д. 1005, л. 129 - 131; ГАСО, ф. Р-1574, оп. 1, д. 198, л. 73 - 76.

Несмотря на все усилия руководства юстиции, качество и количество проверок проводимых президиумами коллегий снижалось. Адвокаты стремились избежать участия в ревизиях. Президиум Дагестанской коллегии адвокатов за 1950 - 1952 гг. обревизовал только 36 консультаций. В 1949 - 1950 гг. президиум Самаркандской областной коллегии адвокатов проверил лишь 6 консультаций из 26. Проходили поверхностные проверки, результаты обсуждались через несколько месяцев. В 1949 году была проверена работа всего 12 адвокатов. В 1952 - первой половине 1953 года президиум МГКА обревизовал только 14 консультаций из 24. В 1950 году вышел Приказ Минюста РСФСР "О работе Молотовской ОКА". Работа президиума была признана неудовлетворительной, бесплановой. Царила семейственность. За 1949 год было обследовано 30% юридических консультаций (всего 50). Многие не проверялись с 1946 года. Ревизии проходили формально. В 1952 году на заседаниях президиума Челябинской областной коллегии "обсуждали" по 33 - 38 вопросов. Минюст РСФСР назначил выборы президиума в сентябре 1952 года. Дисциплинарные дела подлежали пересмотру, филиалы консультаций ликвидировались. В 1952 году президиумы узбекских коллегий плохо контролировали качество работы адвокатов, не реагировали на случаи неудовлетворительных выступлений адвокатов в судах, недоброкачественного составления заявлений и жалоб. На очень низком уровне находилась работа Ташкентской коллегии адвокатов, в которой состояла половина адвокатов республики. Инструкции о порядке оплаты юридической помощи не соблюдались.

Президиумы предпочитали заниматься более продуктивными делами. Например, президиум Свердловской областной коллегии адвокатов заботился о повышении квалификации своих сотрудников. Проводились курсы и теоретические конференции. В январе 1948 года состоялась конференция молодых адвокатов и стажеров. Конференции также проводились в Нижнем Тагиле, Серове, Каменске-Уральском. Белорусские президиумы проверяли работу коллегий, стенографировали речи адвокатов, обобщали адвокатскую практику <32>.

<32> В Министерстве юстиции СССР // СЗ. 1952. N 5. С. 77; Мартинович И.И. Указ. соч. С. 61 - 63; Саркисянц Г.П. Указ. соч. С. 45, 46; Смирнов В.Н., Усманов Р.П. Указ. соч. С. 188; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 122, л. 133, 134; д. 151, л. 107; д. 170, л. 93; ГАСО, ф. Р-1574, оп. 1, д. 212, л. 104.

Политика советского государства по отношению к адвокатуре принципиально не изменилась с довоенного времени. По-прежнему предполагалось, что она будет участвовать в имитации советского правосудия. Чтобы обеспечить эту цель, государство стремилось мелочно отрегулировать деятельность адвокатских органов самоуправления, в том числе проводились профилактические чистки, которые должны были удалить социально чуждые элементы и ограничить адвокатские доходы. Министерство юстиции преследовало свои цели. Оно стремилось окончательно превратить адвокатуру в придаток своего ведомства. Практически все основные мероприятия министерства были направлены в эту сторону. Кроме того, чиновники министерства рассматривали адвокатуру как важный источник дохода, кормления. Поэтому сами сводили кампании по борьбе с высокими заработками адвокатов на нет, закрывали глаза на многочисленные нарушения. Советские адвокаты, в свою очередь, проявляли чудеса изобретательности в уклонении от советских повинностей. Создавали черные кассы, параллельные адвокатские структуры, имитировали борьбу с высокими заработками, изобретали бесчисленные способы приобретения денег. Советская адвокатура оставалась самым гибким органом советской юстиции.