Мудрый Юрист

Делопроизводство у мировых судей

Юсупова С.А., г. Петропавловск-Камчатский, аспирантка 2-го курса Российской академии при Президенте РФ г. Москвы.

Успех работы того или иного коллектива, естественно, зависит не только от таланта руководителя, но и от успешной реализации организации труда персонала. Считается, что кадры - самый сложный и дефицитный ресурс, в связи с чем требуется четкая постановка делопроизводства, что является одним из важнейших условий надлежащей организации работы мирового суда, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел, исполнения приговоров, решений, определений и постановлений, четкого обслуживания обращающихся за судебной защитой.

Работу мирового судьи обеспечивает его аппарат, основными задачами которого являются обеспечение процесса осуществления правосудия и обращение к исполнению судебных актов.

В настоящее время существует немало проблем, связанных с делопроизводством в судебных участках мировых судей. Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" упоминает лишь материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, а про организационно-правовое положение не упоминает. Организационное обеспечение процесса отправления правосудия мировыми судьями во многих регионах основывается на положениях Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. N 36, которая устанавливает основные и единые правила организации делопроизводства в районных судах. Ее положения направлены на совершенствование форм и методов учета судебных дел и документов, что, по мнению законодателя, поспособствует движению дел и материалов, поступающих в работу суда. Не оспаривая значимость и положения Инструкции, далеко не соразмерен удельный вес судебных дел и материалов, разрешаемых мировыми судьями, с удельным весом судебных дел и материалов, разрешаемых федеральными судьями городского и районного звена.

Отсутствие единого организационного устройства мировой юстиции в регионах России может привести к тому, что институт мировых судей не сможет быстро и эффективно развиваться, и сегодня всем заинтересованным структурам необходимо предпринимать активные действия по скорейшему законодательному закреплению единого организационного устройства мировой юстиции в Российской Федерации.

В этом направлении наблюдается сдвиг на примере Камчатской области. Институт мировых судей на Камчатке успешно заработал в связи с принятием в марте 2000 г. Федерального закона "О мировых судьях в Камчатской области". 30 мая 2001 г. сессия Областного Совета Камчатской области утвердила кандидатуры мировых судей. По истечении пяти лет работы института мировых судей на Камчатке можно говорить о результатах.

С 1 июля 2004 г. руководство аппаратом мировых судей и организация его деятельности осуществляется отделом аппарата мировых судей в Камчатской области аппарата администрации Камчатской области в соответствии с Постановлением губернатора Камчатской области от 1 июня 2004 г. N 207 "О внесении изменений и дополнений в Постановление губернатора Камчатской области от 5 марта 2001 г. N 42 "О формировании администрации Камчатской области". Отделом аппарата мировых судей определены параметры информационно-аналитической работы, уточнены и согласованы вопросы координации и взаимодействия отдела с Управлением Судебного департамента по координации деятельности института мировых судей в Камчатской области.

В целом итоги работы по обеспечению деятельности мировых судей в 2004 г. свидетельствуют о возрастании их роли и значения в судопроизводстве. Если в 2002 г. удельный вес судебных дел и материалов, разрешаемых мировыми судьями, составлял около 70%, то в 2003 - 2004 гг. он достиг 80%. Стала устойчивой тенденция увеличения числа обращения граждан за судебной защитой и разрешением правовых конфликтов. В 2004 г. в производстве мировых судей находилось 23,5 тыс. судебных дел и материалов против 20,5 тыс. в 2003 г., или на 12,5% больше. Из них рассмотрено мировыми судьями 20249 дел против 18381 дела в 2003 г. По состоянию на 28 октября 2005 г. в производстве мировых судей находилось свыше 23 тыс. дел и материалов. Из них закончено производством 19508 судебных дел и материалов. Характерно, что при росте числа уголовных дел на 17,8% их рассмотрение увеличилось на 26,5%. Аналогично при росте дел административного производства на 79,4% число их рассмотрения возросло в два раза. Не уменьшилось количество рассматриваемых гражданских дел. С первых дней существования мировая юстиция в Камчатской области активно доказывает свою состоятельность.

В целях реализации основных целей и задач, введения института мировых судей, повышения доступности граждан к правосудию, с одной стороны, а с другой - максимального приближения суда к населению в Камчатской области успешно уже на протяжении 5 лет работают объединенные канцелярии в г. Петропавловск-Камчатский и в г. Елизово. В связи с этим хочется опровергнуть мнение автора, высказанное в книге "Настольная книга мирового судьи" на стр. 401, о "неправильности объединения делопроизводства судебных участков в единой канцелярии", так как, по мнению автора, данное объединение "усложнит работу суда".

Нам хочется поделиться положительным опытом, который, в свою очередь, был отмечен на координационном совещании по проблемам и задачам мировой юстиции в Дальневосточном федеральном округе 29 марта 2005 г. На координационном совещании Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе было рекомендовано всем законодательным и исполнительным органам государственной власти, управлениям Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Дальневосточного федерального округа, районным судам и судам субъектов Российской Федерации, мировым судьям принять меры по распространению положительного опыта работы по формированию объединенных канцелярий мировых судей.

В объединенных канцеляриях мировых судей Камчатской области работниками аппарата обеспечивается решение задач по своевременной регистрации, учету и хранению дел, составлению статистической отчетности. Установлена четкая система оперативного контроля за поступлением и сроками рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел. В этих целях в канцеляриях мировых судей г. Петропавловска-Камчатского, Елизовского района, а также в судебных участках других районов ведется еженедельный учет результатов работы мировых судей. В нем отражаются количество оконченных производством дел и материалов, остаток, а также число дел, рассмотренных сверх сроков, установленных процессуальным законом. В управлении аппарата мировых судей результаты работы мировых судей анализируются по времени (месяц, квартал, год), по судебным участкам, нагрузке, категориям дел и другим направлениям. Отделом аппарата также налажена система составления государственной статистической отчетности о деятельности мировых судей.

Сведения судебной статистики составляются по состоянию на конец отчетного периода (полугодие, год) по итогам работы мировых судей и представляются на бумажных и электронных носителях информации. В целях экономии денежных средств и в целях повышения оперативности в передаче статистической информации в управление с объединенными канцеляриями также установлена электронная почта.

Следует признать, что пятилетний опыт работы мировых судей выявил потребность и необходимость внесения изменений и дополнений в нормативную базу мировой юстиции по вопросам создания единой канцелярии, так как это существенно облегчит взаимодействие в организационном плане и усилит контроль за исполнением судебных решений и приказов, а также будет способствовать поддержанию надлежащего порядка на участке.

Постоянное взаимодействие руководства канцелярии и отдела кадров позволило обеспечить полную укомплектованность судебных участков работниками аппарата и бесперебойную работу по осуществлению правосудия мировыми судьями.

Преодолевая проблемы мировой юстиции и в соответствии с Постановлением Совета судей Российской Федерации "О мерах по совершенствованию организации и деятельности мировых судей Российской Федерации" <*>, отделом аппарата мировых судей Камчатской области приняты комплексные меры, которые направлены на решение задач оптимизации функционирования судебной системы Камчатской области, то есть была разработана инструкция по судебному делопроизводству в судебных участках мировых судей Камчатской области.

<*> Текст Постановления размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru).

Инструкция разработана на основании Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", Методических рекомендаций Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по судопроизводству у мирового судьи и в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и устанавливает единые правила организации делопроизводства в судебных участках, единые требования к оформлению процессуальных и иных документов, подготовленных как на бумажном носителе, так и в электронном виде, а также обеспечивает оптимальный порядок передачи и движения судебных материалов, режим текущего хранения документации и передачи их в архив.

Инструкцией разработана одна из составных частей судебного делопроизводства - база данных о работе судов и судимости в соответствии с Инструкцией по ведению судебной статистики, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 82.

Кроме того, отделом подготовлен в октябре текущего года и направлен в администрацию Камчатской области проект концепции содействия развитию института мировых судей в Камчатской области на 2006 - 2010 гг.

В стадии разработки - пособие для работников аппарата мирового судьи. В пособии будут сконцентрированы справочные и иные сведения для минимизации затрат рабочего времени работников по обеспечению процесса отправления правосудия и обращения к исполнению судебных решений, постановлений и определений суда.

Таким образом, на сегодняшний день необходимо отметить наличие существенных пробелов в правовом регулировании деятельности мировых судей. Отсутствует компетентный государственный орган, который бы занимался организационным обеспечением деятельности мировых судей, что в ряде субъектов Российской Федерации негативно сказывается на качестве судопроизводства.

Проблемы мировой юстиции требуют принятия комплексных мер законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти Российской Федерации, так как правильная организация делопроизводства является одним из важнейших условий надлежащей работы мирового судьи, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения дел, исполнения судебных постановлений.