Мудрый Юрист

Компенсации в праве социального обеспечения и в трудовом праве

Адриановская Татьяна Леонидовна, доцент кафедры гражданского процесса и международного права ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный университет", доцент, кандидат юридических наук.

Статья посвящена проблемам регулирования компенсационных выплат в трудовом праве и праве социального обеспечения, определению понятия "компенсация" в праве социального обеспечения и в трудовом праве, а также отграничению компенсаций от пособий, необходимости соблюдения терминологического единообразия.

Ключевые слова: компенсации, компенсационные выплаты, пособия, трудовое право, право социального обеспечения.

Compensations in the law of social security and labor law

T.L. Adrianovskaya

Adrianovskaya Tat'yana Leonidovna, assistant professor of the Chair of Civil Procedure and International Law of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Kuban State University", assistant professor, candidate of juridical sciences.

The article investigates the regulation of compensation in labor law and social security law, the definition of compensation in social security law and labor law, as well as the delimitation of compensation benefits, the need to observe the terminological consistency.

Key words: compensation, compensation, benefits, labor law, social security law.

Социальное обеспечение как реально существующее общественное явление нуждается в научно обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его существенные признаки, отмечают ученые [21, с. 5 - 10].

Некоторые ученые считают [10, с. 341 - 342], что появление в российском законодательстве о социальном обеспечении компенсаций вызвано необходимостью преодоления негативных последствий, связанных с переходом к рыночным отношениям, связанных, прежде всего, со снижением уровня жизни неработающих граждан, принятием государством дополнительных мер, направленных на их социальную защиту.

Е.А. Истомина отмечает [8, с. 27 - 29], что состояние системы социального обеспечения, в значительной степени - ее развитие, обусловлено экономическими процессами, происходящими в государстве. Перераспределение средств на цели социального обеспечения возможно только при наличии у государства этих средств, возможности предоставить их в виде пенсий, пособий, компенсаций и др.

Следует согласиться с Т.С. Гусевой [6, с. 11 - 13], что сейчас с уверенностью можно сказать, что компенсационные выплаты в праве социального обеспечения - это не временное явление. Современное федеральное и региональное законодательство подтверждает востребованность этих социальных выплат для возмещения гражданам последствий социальных рисков.

Компенсационные выплаты как понятие, как юридическая категория используются не только в праве социального обеспечения. Данная категория в какой-то степени является универсальной, поскольку широко применяется и в других отраслях российского права. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 164 ТК РФ компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Трудовое законодательство России делит все виды компенсационных выплат на две категории. Первая категория компенсационных выплат, связанных с условиями работы, на основании ст. 129 ТК РФ рассматривается как элемент труда работника, т.е. включается в его заработную плату. Вторая категория предусмотрена ч. 2 ст. 164 ТК РФ, где компенсации определяются как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Компенсациям посвящено достаточно много статей в ТК РФ (главы 24 - 28). В ст. 165 ТК РФ дается перечень случаев предоставления гарантий и компенсаций: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами [2].

Безусловно, важной вехой в развитии трудового законодательства явилось принятие Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации". Данный Закон установил систему государственных органов занятости, определил права граждан в области занятости, предусмотрел социальные гарантии и компенсации безработных, отмечает П.Н. Сбирунов [13, с. 15 - 18].

Действующее трудовое законодательство предусматривает компенсацию не только материальных затрат работника, но и морального вреда (ч. 4 ст. 3 ТК РФ; ч. 9 ст. 394 ТК РФ).

Компенсации являются самостоятельным видом социального обеспечения. Отраслевое законодательство о социальном обеспечении не содержит определения компенсации [5]. До настоящего времени ни законодательство, ни теория не выработали общего определения социальной компенсации в праве социального обеспечения, т.е. не предложили ответ на вопрос, какие признаки присущи им как виду социального обеспечения, каким специфическим требованиям должно отвечать физическое лицо - потенциальный субъект права на социальную компенсацию.

И.Р. Маматказин отмечает [9, с. 212 - 217], что в праве социального обеспечения на сегодняшний день отсутствует как легальное, так и научное определение понятий "компенсация", "компенсационная выплата", также отсутствует определенность в отношении того, что собой представляет механизм компенсационности с точки зрения права социального обеспечения.

В юридической литературе при характеристике понятия и системы социальных компенсаций в сфере социального обеспечения используется разная терминология: "компенсационные выплаты", "социальные компенсации", "компенсации по социальному обеспечению", "компенсации" [18, с. 28 - 34].

В праве социального обеспечения под компенсационными выплатами (компенсациями) понимаются социальные выплаты, по своим признакам близкие к пособиям [7, с. 402]. Большинство исследователей отмечают сложность разграничения пособий и компенсаций в праве социального обеспечения, а некоторые авторы даже отождествляют их. Социальные компенсации часто в учебниках рассматриваются в разделе о социальных пособиях.

С.Б. Цветков полагает [20, с. 159], что "компенсационные выплаты близки по своим целям и правовой природе к пособиям. Их отличие видится в следующем: 1) пособия назначаются на основании федеральных законов, а компенсационные выплаты - на основании подзаконных актов; 2) размер пособий значительно выше размеров компенсационных выплат".

На наш взгляд, отдельные компенсационные выплаты предусмотрены федеральными законами, что противоречит высказанной позиции. Так, например, граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на выплату ежегодно компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в соответствии с федеральным законом [3]. Гражданин, признанный инвалидом вследствие поствакцинального осложнения, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в размере 1000 рублей, что также предусмотрено федеральным законом [4].

Находит много общего с пособиями Н.Л. Смирнова [15, с. 62]. Она считает, что сходство устанавливается по следующим признакам: ограничение временными рамками; основания назначения признаются социально значимыми с точки зрения государства; как и часть пособий, являются социально-алиментарными выплатами; предоставляются с определенными целями. Основное отличие - в самой сущности пособий и компенсационных выплат. Практически все компенсации выплачиваются с целью возмещения. Пособия выплачиваются с целью оказания помощи в случаях, установленных законом.

Следует отметить, что правовое регулирование пособий осуществляется и в трудовом законодательстве. Так, ст. 178 ТК РФ предусматривает выплату выходного пособия при расторжении трудового договора. О порядке выплаты пособия, о размерах пособия говорится также в ч. 3 ст. 84 ТК РФ, ч. 3 ст. 296 ТК РФ, ч. 1 ст. 318 ТК РФ. Трудовое законодательство допускает правовое регулирование выплаты пособий на локальном уровне, на уровне коллективного договора, соглашения и трудового договора.

В последние годы повышение уровня социальной защищенности работников стало в значительной степени обеспечиваться посредством коллективно-договорного регулирования, особенно в рамках отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключаемых на федеральном уровне, отмечает Г.С. Скачкова [14, с. 16 - 18] Тем самым, справедливо считает она, законодатель предоставляет возможность распространения льгот, гарантий и компенсаций, устанавливаемых отраслевыми соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне, на значительно большее число граждан, давая дополнительную социальную защиту в сфере труда тем, которые в этом особенно нуждаются (несовершеннолетним работникам, лицам с семейными обязанностями и т.д.).

Из данного правила предусмотрены некоторые исключения.

В ст. 181.1 ТК РФ сказано, что коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами либо решениями работодателя, уполномоченных органов юридического лица, а равно и собственника имущества организации или уполномоченных собственниками лиц (органов) не могут предусматриваться выплата работникам выходных пособий, компенсаций и (или) назначение им каких-либо иных выплат в любой форме в случаях увольнения работников по основаниям, которые относятся к дисциплинарным взысканиям (ч. 3 ст. 192 ТК РФ). Не могут предусматриваться указанные выплаты (компенсации, пособия и др.) в случаях прекращения трудовых договоров с работниками, если это связано с совершением работниками виновных действий (бездействия).

В ст. 349.3 ТК РФ предусмотрено ограничение размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников.

Изменения в трудовое законодательство (ст. 181.1 ТК РФ и ст. 349.3 ТК РФ) были внесены в 2014 г. [1]. Данный факт свидетельствует о том, что активное правовое регулирование вопросов, связанных с получением пособий, продолжается в рамках трудового законодательства, и сфера правового регулирования расширяется.

На наш взгляд, это обстоятельство свидетельствует не только о государственной важности выплаты пособий, но и о неопределенности правового регулирования, что затрудняет разграничение пособий в трудовом праве и праве социального обеспечения. Соответственно, труднее становится отграничивать пособия от компенсаций непосредственно в праве социального обеспечения.

В настоящее время идет ускоренный законодательный процесс на федеральном уровне, быстрыми темпами обновляется текущее законодательство, меняются правовые ценности, поэтому следует искать эффективные пути улучшения качества и действенности законодательных актов [19, с. 5 - 7].

Т.С. Гусева [6, с. 11 - 13] справедливо считает, что компенсационные выплаты в праве социального обеспечения отличаются от компенсаций, предусмотренных другими отраслями законодательства, тем, что условиями их назначения и выплаты являются наступление социальных рисков, а также определение видов и размеров компенсационных выплат в законодательстве, а не в договорном порядке. Осуществление компенсационных выплат в праве социального обеспечения основано на принципе солидарности, т.е. размер определяется не в индивидуальном порядке, а усредненно.

Авторы учебников по праву социального обеспечения дают различные определения компенсациям. Так, Г.В. Сулейманова считает, что компенсация по системе социального обеспечения - это возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством. Компенсации - это такие денежные выплаты, которые адресованы лицам, нуждающимся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от воли получателя компенсации [16, с. 342; 17, с. 546].

Шайхатдинов В.Ш. [12, с. 331 - 332] определяет компенсационные выплаты как разновидность денежных выплат, предоставляемых гражданам в определенных жизненных ситуациях, связанных с необходимостью восполнения некоторых затрат или повлекших снижение уровня дохода. Он считает, что компенсационные выплаты трудноотделимы от пособий.

Ю.П. Орловский [11, с. 325] считает, что компенсационные выплаты отличаются от пособий, т.к. их размер, как правило, незначителен и ограничивается определенным периодом.

Таким образом, однозначного ответа на вопрос отграничения пособий от компенсаций наука сегодня не дает.

Целевым предназначением социальных компенсаций является возобновление материального трудового дохода физического лица, объективно (в результате нетрудоспособности или невозможности найти адекватную работу) утратившего возможность самостоятельно реализовать свое право на оплату труда в размере, соответственном социальным стандартам. Социальные компенсации выплачиваются также тем физическим лицам, которые по уважительным причинам (например, необходимость ухода за ребенком до трех лет или постоянного ухода за нетрудоспособным членом семьи и т.п.) не могут трудиться и получать надлежащее материальное вознаграждение.

Порядок предоставления компенсаций регулируется, как правило, на законодательном уровне. Этот вид социального обеспечения также может быть предметом муниципального регулирования, коллективно-договорного или индивидуального соглашения сторон трудового договора. Компенсационные выплаты в системе социального обеспечения предоставляются гражданам безвозмездно и безвозвратно из бюджетных средств.

Таким образом, компенсационные выплаты - самостоятельный вид социального обеспечения, обладающий свойственными ему признаками: предоставляются при наступлении социальных рисков с целью возмещения, виды и размеры компенсаций устанавливаются в законодательстве, но возможно муниципальное, коллективно-договорное и индивидуально-договорное регулирование.

В настоящее время в праве социального обеспечения существует настолько широкий круг компенсационных выплат, что становится достаточно трудно дать им единое определение, каким-то образом классифицировать.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о необходимости законодательного упорядочивания регулирования правоотношений, связанных с выплатой компенсаций. Причем подобное упорядочивание должно происходить одновременно в двух отраслях: в трудовом праве и праве социального обеспечения.

Литература

  1. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников: Федеральный закон от 02.04.2014 N 56-ФЗ // СЗ РФ. 2014. N 14. Ст. 1548.
  2. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013 N 185-ФЗ, с изм. от 05.05.2014) // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915. Глава VI "Социальные гарантии и компенсации".
  3. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.06.2014 N 200-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 21. Ст. 699.
  4. Об иммунопрофилактике инфекционных болезней: Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 21.12.2013 N 368-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. N 38. Ст. 4736.
  5. Гусева Т.С. Использование российским законодателем новой терминологии для обозначения социальных выплат: объективная необходимость или недостаток юридической техники // Вестник Пермского университета. 2011. Выпуск 1 (11). URL: http://www.jurvestnik.psu.ru/index.php/ru (дата обращения: 10.09.2014).
  6. Гусева Т.С. Правовая природа компенсационных выплат в праве социального обеспечения России // Социальное и пенсионное право. 2011. N 3. С. 11 - 13.
  7. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник. 2-е изд., испр. и перераб. М.: БЕК, 2002.
  8. Истомина Е.А. Реализация права на труд и социальное обеспечение лиц старшего возраста в условиях вступления России в ВТО // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 3. С. 27 - 30.
  9. Маматказин И.Р. Юридические конструкции компенсационных правоотношений // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 2.
  10. Право социального обеспечения России: учебник / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2006.
  11. Право социального обеспечения: учеб. пособие для вузов / М.О. Буянова [и др.]; под ред. Ю.П. Орловского. М.: Юрайт, 2014.
  12. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Под ред. В.Ш. Шайхатдинова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013.
  13. Сбирунов П.Н. Защита трудовых прав работников: трудовое законодательство и практика его применения // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 2. С. 15 - 19.
  14. Скачкова Г.С. Роль современного трудового права в реализации социально-трудовых прав граждан // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 1. С. 16 - 19.
  15. Смирнова Н.Л. Пособия по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по праву социального обеспечения современной России: дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2002. 222 с.
  16. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник для вузов. М., 2008.
  17. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Г.В. Сулейманова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013.
  18. Сынчук С.Н. Теоретические основы социальных компенсаций как вида социального обеспечения граждан в Украине // Социальное и пенсионное право. 2013. N 1. С. 28 - 35.
  19. Филиппов А.Н. Конституционные требования к качеству нормативных правовых актов // Российская юстиция. 2013. N 10. С. 5 - 7.
  20. Цветков С.Б. Право социального обеспечения: учеб. пособие. Волгоград, 2009.
  21. Шевнина Л.Е. Организационно-правовые потребности населения в социальном обеспечении // Социальное и пенсионное право. 2013. N 1. С. 5 - 11.