Мудрый Юрист

К вопросу о профилактике совершения административных правонарушений несовершеннолетними

Обыденова Татьяна Викторовна - кандидат юридических наук, доцент, кафедра педагогики, Московский университет МВД России.

Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым регулированием предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Автором подробно проводится теоретико-правовой анализ профилактики правонарушений несовершеннолетних с позиции административно-правового регулирования соответствующего вопроса. В представленной статье анализируется деятельность органов внутренних дел (полиции) по профилактике административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Автором статьи наиболее детально рассматривается возможность применения органами внутренних дел педагогической профилактики с использованием средств, разработанных превентивной педагогикой. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для улучшения профилактики правонарушений несовершеннолетних необходимо улучшать формы и методы административно-правового воздействия на них со стороны органов внутренних дел (полиции). Основным вкладом, который сделан автором в настоящей статье, является необходимость развития административно-правового регулирования профилактики правонарушений несовершеннолетних. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов административно-правового регулирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Ключевые слова: профилактика, дети, несовершеннолетний, ребенок, правонарушение, деликт, полиция, вопрос, проблема, регулирование.

On the issue of prevention of administrative offences of minors

T.V. Obydenova

Obydenova Tat'yana Viktorovna - PhD in Law, Associate Professor at Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

The article focuses on legal and organizational problems of administrative and legal regulation of juvenile delinquency prevention. The author carries out theoretical and legal analysis of juvenile delinquency prevention from the position of administrative-legal regulation of this process. The article analyzes the activities of internal affairs bodies (police) in prevention of administrative offences committed by minors. The author considers the possibility of use of pedagogical prevention with the set of its measures by internal affairs bodies. The methodology of the research includes recent achievements of epistemology. The author applies general philosophical and theoretical methods (dialectics, the systems method, analysis, synthesis, analogy, deduction, observation, modeling), traditional legal methods (formal logic), and the methods used in special sociological research (statistical method, expert assessments, etc.). The author concludes that at present, in order to improve juvenile delinquency prevention, it is necessary to enhance forms and methods of administrative-legal impact on them on the part of the police. The main contribution of the author is the conclusion about the need for development of administrative-legal regulation of juvenile delinquency prevention. The novelty of the article consists in the proposals for development of forms and methods of administrative-legal regulation of deviant behaviour of minors.

Key words: problem, question, police, delict, offence, child, minor, children, prevention, regulation.

В последние годы в Российской Федерации наблюдается неуклонный рост правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Эта проблема связана со многими факторами и требует своего разрешения. Представляется, что одним из возможных способов решения этих проблем может быть применение правоохранительными органами возможностей педагогической профилактики, сущность которой заключается в использовании педагогических средств в предупреждении правонарушений. Такие средства разрабатываются в превентивной педагогике, направленной на профилактику данных деяний, совершаемых несовершеннолетними.

Какие же правонарушения наиболее часто встречаются среди несовершеннолетних? Помимо кражи ("Мелкое хищение", статья 7.27 КоАП) и хулиганства ("Мелкое хулиганство", статья 20.1 КоАП), наиболее распространенными правонарушениями являются распитие пива и алкогольной продукции в общественных местах, в общественном транспорте, в организациях культуры и спортивных сооружениях, а также потребление наркотических и психотропных веществ и появление в состоянии опьянения в общественных местах (статьи 20.20 и 20.21 КоАП).

Также традиционно среди молодежи высок уровень проявления вандализма. Вандализм обоснованно считается свойственным именно молодым людям в возрасте от 11 до 25 лет. К проявлениям вандализма относятся: повреждение подвижного состава общественного транспорта, порча имущества, нанесение на стены домов различного рода надписей, рисунков. При этом следует учитывать, что ввиду высокой общественной опасности вандализма за совершение подобных действий также установлена и уголовная ответственность, причем возраст, с которого допускается привлечение несовершеннолетних к ответственности, снижен законодателем до 14 лет, а грань между уголовным преступлением и административным правонарушением здесь весьма условна.

Для несовершеннолетних мужского пола предусмотрены специальные составы административных правонарушений. Это неисполнение обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования, умышленные порча или утрата документов воинского учета (статьи 21.5, 21.6, 21.7 КоАП) [1].

Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними:

А также, по данным полицейской статистики, достаточно часто встречаемое:

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность.

Являются ли несовершеннолетние субъектами административных правонарушений?

В соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Отметим, что о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности за совершение им административного правонарушения становится известно достаточно широкому кругу лиц: от родителей и учителей до сотрудников органов системы профилактики, поскольку в соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Все эти упомянутые лица должны были принять меры к тому, чтобы подросток не совершал правонарушения. И здесь могут оказать существенное воздействие на личность потенциального правонарушителя возможности превентивной педагогики, которая рассматривает назначение педагогической профилактики как содействие предупреждению преступлений устранением педагогических (социально-педагогических, психолого-педагогических) причин, способствующих совершению правонарушений и преступлений, педагогическими средствами.

Для достижения положительного результата необходимо оказывать на несовершеннолетних позитивное обучающее, воспитывающее и развивающее воздействие. Такое воздействие осуществляется путем:

Отметим, что в предупреждении правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних участвует множество субъектов [2].

Со стороны государства - это органы внутренних дел; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защиты населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости. Со стороны близкого общения - семья, близкие родственники, педагог, друзья. Вышеперечисленные субъекты воспитательной работы оказывают различное воздействие на развитие, обучение и воспитание несовершеннолетних. Семья, по нашему мнению, является самым главным из них, так как она оказывает первостепенное влияние с момента рождения человека, помогает понять ему такие нравственные категории, как добро и зло, честь, достоинство, гуманизм, справедливость. Она формирует у человека морально-нравственные качества, уважение к старшим. Очень многое зависит от взаимоотношений в семье - если в ней между ее членами происходят постоянные конфликты, избиения, употребление спиртных напитков, то говорить о ее положительном влиянии на несовершеннолетнего не имеет смысла.

Субъекты воспитательной работы со стороны государства осуществляют следующую деятельность:

  1. ограничивают влияние негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
  2. воздействуют на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
  3. непосредственно воздействуют на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
  4. воздействуют на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию;
  5. занимаются воспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления.

Представляется, что если общие профилактические меры оказываются неэффективными, то субъектам воспитательной работы стоит использовать меры индивидуальной профилактики, которые должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую ее среду. Такое воздействие базируется на тщательном изучении несовершеннолетних, способных совершить правонарушения и преступления; определении основных мер и мероприятий, осуществляя которые можно добиться поставленных целей; выработке рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия. Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются воспитание подростка и изменение его криминогенной ориентации. Эта цель определяет содержание индивидуальной профилактики, складывающейся из следующих действий: выявление несовершеннолетних, чье поведение, взгляды, мотивы поступков свидетельствуют о возможности совершения преступлений; изучение личности этих подростков; определение и устранение источников отрицательного влияния на них; исследование возможностей создания благоприятной обстановки с тем, чтобы не допустить реализации преступных намерений; осуществление контроля за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни, а также обязательный анализ полученных результатов и внесение соответствующих коррективов в работу.

Субъекты воспитательной работы в своей деятельности используют различные методы и приемы [3] профилактического воздействия на несовершеннолетнего:

а) методы и приемы обучения:

б) методы и приемы воспитания:

в) методы и приемы развития:

Заметим, что такая деятельность, как педагогическая превенция, предполагает формирование у несовершеннолетних доброжелательности, подлинного желания помочь человеку, душевности, сопереживания, искренности, доверительности, оптимизма, открытости.

В современных условиях нацеленности на гуманизацию всех сфер жизни общества основными направлениями совершенствования профилактики совершения преступлений несовершеннолетними являются:

  1. гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;
  2. профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
  3. усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
  4. придание семье роли ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;
  5. четкое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.

В заключение необходимо отметить, что правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, при значительных масштабах распространения требуют решительных, энергичных и целенаправленных мер по их предупреждению. Задача состоит, прежде всего, в снижении уровня правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, а также в недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов. На наш взгляд, для совершенствования профилактики совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений субъектам воспитательной работы со стороны государства необходимо проводить воспитательную работу в образовательных учреждениях с целью пропаганды здорового образа жизни, недопустимости употребления спиртных напитков, наркотических средств, досуга в аморальных группах, которые постепенно разлагают морально-нравственные качества человека, впоследствии приводящие к совершению правонарушений и преступлений. Положительный результат также приносит и проведение встреч и собраний с родителями несовершеннолетних для того, чтобы понять, чьи родители должным образом воспитывают своих детей, а чьи не оказывают им должного внимания.

Представляется, что такая системная деятельность в обозначенном направлении может и должна приносить положительные результаты.

Библиография:

  1. http://letidor.ru/profile/830.
  2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Система "ГАРАНТ": http://base.garant.ru/12116087/2/#ixzz3XZwpiB27.
  3. Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 "О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав" // http://zakonbase.ru/content/base/95488.
  4. Столяренко Л.Д., Столяренко В.У. Психология и педагогика. М., 2014.
  5. Беженцев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 2012.
  6. Винниченко Е.О. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в РФ: административно-правовой аспект. Тюмень, 2014.
  7. Обыденова Т.В., Бадалов М.М. К вопросу о профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних // Полицейская деятельность. 2014. N 4. С. 349 - 357. DOI: 10.7256/2222-1964.2014.4.12487.
  8. Чвякин В.А. Социологическое исследование адаптивности и моральной нормативности поведения девиантных подростков // Полицейская деятельность. 2014. N 3. С. 239 - 250. DOI: 10.7256/2222-1964.2014.3.12006.
  9. Куракин А.В., Костенников М.В., Мышляев Н.П. Правовое регулирование деятельности полиции по профилактике правонарушений в зарубежных государствах // Полицейская деятельность. 2015. N 1. С. 24 - 34. DOI: 10.7256/2222-1964.2015.1.14255.
  10. Чвякин В.А. Социогенез агрессивных свойств личности подростка и их использование в профилактической деятельности полиции // Полицейская деятельность. 2014. N 1. С. 55 - 68. DOI: 10.7256/2222-1964.2014.1.11033.

References (transliterated):

  1. http://letidor.ru/profile/830.
  2. Federal'nyi zakon ot 24 iyunya 1999 g. "Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh" Sistema GARANT: http://base.garant.ru/12116087/2/#ixzz3XZwpiB27.
  3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 06.05.2006 "O Pravitel'stvennoi komissii po delam nesovershennoletnikh i zashchite ikh prav" // http://zakonbase.ru/content/base/95488.
  4. Stolyarenko L.D., Stolyarenko V.U. Psikhologiya i pedagogika. M., 2014.
  5. Bezhentsev A.A. Sistema profilaktiki pravonarushenii nesovershennoletnikh. M., 2012.
  6. Vinnichenko E.O. Profilaktika pravonarushenii nesovershennoletnikh v RF: administrativno-pravovoi aspekt. Tyumen', 2014.
  7. Obydenova T.V., Badalov M.M. K voprosu o profilaktike pravonarushenii i prestuplenii sredi nesovershennoletnikh // Politseiskaya deyatel'nost'. 2014. N 4. C. 349 - 357. DOI: 10.7256/2222-1964.2014.4.12487.
  8. Chvyakin V.A. Sotsiologicheskoe issledovanie adaptivnosti i moral'noi normativnosti povedeniya deviantnykh podrostkov // Politseiskaya deyatel'nost'. 2014. N 3. C. 239 - 250. DOI: 10.7256/2222-1964.2014.3.12006.
  9. Kurakin A.V., Kostennikov M.V., Myshlyaev N.P. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti politsii po profilaktike pravonarushenii v zarubezhnykh gosudarstvakh // Politseiskaya deyatel'nost'. 2015. N 1. C. 24 - 34. DOI: 10.7256/2222-1964.2015.1.14255.
  10. Chvyakin V.A. Sotsiogenez agressivnykh svoistv lichnosti podrostka i ikh ispol'zovanie v profilakticheskoi deyatel'nosti politsii // Politseiskaya deyatel'nost'. 2014. N 1. C. 55 - 68. DOI: 10.7256/2222-1964.2014.1.11033.