Мудрый Юрист

К вопросу определения административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел

Уваров Максим Александрович, адъюнкт Академии управления МВД России.

Соответствующий вид юридического процесса имеет определенные специфические признаки, характеризующиеся своими особенностями. В частности, административный процесс воздействует на достаточно широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере публичного управления. Посредством административно-процессуальных норм осуществляется реализация позитивных правовых норм различной отраслевой принадлежности. Кроме этого, административный процесс дает возможность реализации мер административного принуждения. В этом аспекте автор рассматривает содержание и особенности административно-юрисдикционной деятельности полиции, которые стали предметом научного исследования.

Ключевые слова: полиция, полицейский, процесс, юрисдикция, стадия, производство, сотрудник, принуждение, ответственность, воздействие.

On the definition of administrative and jurisdictional activities of law enforcement agencies

M.A. Uvarov

Uvarov Maxim A., Postgraduate of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

The appropriate form of legal process has certain specific characteristics, each with its own characteristics. In particular, the administrative process affects a wide enough circle of public relations in the sphere of public administration. Through administrative and procedural rules is the implementation of positive legal norms in various sectors. In addition, the administrative process allows for the implementation of administrative coercive measures. In this aspect, the author examines the content and features of administrative and jurisdictional activity of the police, which have become the subject of scientific research.

Key words: police, police, process, jurisdiction, stage, production, employee, coercion, responsibility, impact.

Проблемы административной юрисдикции, а также административно-юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти исследуются учеными на протяжении многих лет.

В юридической теории к настоящему времени сформировались определенные традиции, а также научные направления, однако говорить о том, что проблемы административной юрисдикции окончательно разрешены, пока не приходится. Кроме того, развитие административного законодательства, а также досудебных форм разрешения публично-правовых конфликтов открывает новые возможности для исследования административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти. Данная деятельность имеет достаточно сложную конструкцию, а также особые формы реализации, которые, как показывает практика, требуют своего научного анализа.

В теории права под юрисдикцией обычно понимают установленную законом (или нормативным актом) совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, то есть оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям [17, с. 504].

Многие правоведы, занимающиеся разработками общетеоретических проблем права, юрисдикцию определяют как "...деятельность компетентных органов, управомоченных на рассмотрение юридических дел и на вынесение по ним юридически обязательных решений" [2, с. 108].

А.Ф. Виноградов административную юрисдикцию рассматривает как вид государственной, подзаконной, правоприменительной, правоохранительной, административной деятельности специальной системы государственных органов исполнительной власти, выраженной в компетенции по рассмотрению и разрешению по существу дел об административных правонарушениях, жалоб и протестов по ним в установленных законом формах и порядке. [5, с. 21].

А.П. Шергин административную юрисдикцию определяет как вид правоохранительной деятельности органов государственного управления и других компетентных органов, охватывающих рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятие решений по ним в установленных законом формах и порядке [16, с. 25].

С.В. Комлев административную юрисдикцию также определяет как особый вид государственной правоприменительной правоохранительной деятельности, носящей процессуальный характер, осуществляемой специально уполномоченными на то органами в судебном и внесудебном порядке и состоящей в рассмотрении дел об административных правонарушениях и принятии решений по ним, а также в исполнении этих решений [7, с. 55].

Под юрисдикцией также подразумевают подведомственность, подсудность разрешаемых дел, полномочия разрешать дела и применять санкции, также ее отождествляют с правоохранительной (праворазрешительной) деятельностью государства и общественности [1, с. 491].

Неоднозначному толкованию понятия "юрисдикция" способствовал и не совсем удачный перевод этого термина с латинского языка (jurisdictio - суд, судопроизводство), хотя на латинском языке этому понятию соответствует слово justitio [10, с. 11].

В советских энциклопедических и юридических словарях (юридических энциклопедиях) юрисдикция определялась как круг полномочий суда или административных органов по правовой оценке конкретных фактов, в том числе по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций [15, с. 504]. Из такой трактовки юрисдикции просматривается неоправданно расширенное ее содержание, в связи с чем неясно, в чем проявляется отличие юрисдикционной и неюрисдикционной деятельности.

Существует и точка зрения о том, что термин "юрисдикция" образован от сочетания латинских слов jus и dicere и переводится как "разрешение конфликта или применение подлежащей властью установленных правил" [11; 32].

В основе юрисдикционной деятельности лежат рассмотрение и разрешение спорных вопросов применения материальных правовых норм, правовая оценка поведения тех или иных лиц, применение в необходимых случаях при негативной оценке поведения данных лиц предусмотренных действующим законодательством мер государственного (юридического) принуждения.

В теории административного права юрисдикция рассматривается большинством ученых-административистов в качестве самостоятельной правоохранительной деятельности органов государственного управления, охватывающей рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятие решений по ним.

Вместе с тем неверно рассматривать административную юрисдикцию только как деятельность по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях. Под административной юрисдикцией следует понимать, во-первых, рассмотрение и разрешение индивидуальных дел в случае возникновения спора о праве в сфере государственного управления (исполнительной власти), во-вторых, рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях. В юридической литературе иногда рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях называют административно-наказательной (или карательной) юрисдикцией [12, с. 24].

Более точное название юрисдикционного производства по делам об административных правонарушениях - административно-деликтная юрисдикция.

В научной литературе существует точка зрения, согласно которой в составе административной юрисдикции выделяют:

О.В. Чекалина в содержании административной юрисдикции выделяет:

А.Ф. Виноградов отождествляет административную юрисдикцию лишь с производством по делам об административных правонарушениях и в названном производстве выделяет обычное (полное), ускоренное (упрощенное), расширенное производства; производство, связанное со случаями отказа в возбуждении и прекращением уголовного дела при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, а также производства по возмещению имущественного ущерба и в органе второй инстанции [5, с. 32].

И.М. Серебрякова в административно-юрисдикционную деятельность включает:

По мнению В.А. Поникарова, в состав административной юрисдикции входят производства: по делам об административных правонарушениях; по дисциплинарным проступкам; по жалобам и материальное производство [10, с. 11].

О.В. Гречкина в юрисдикционной деятельности таможенных органов выделяет производства по делам об административных правонарушениях и рассмотрению таких дел в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях; по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, а также дисциплинарное производство в отношении должностных лиц таможенных органов [6, с. 25].

Специфичность административной юрисдикции в деятельности полиции проявляется в том, что она осуществляется во внесудебном порядке органами государственного управления и должностными лицами, обладающими квазисудебными полномочиями [8, с. 35]. Административная юрисдикция имеет много общего со стадией судебного рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел, именуемой судебной юрисдикцией. Юрисдикция как государственно-властная деятельность полномочного органа (органа управления, органа правосудия) состоит в применении закона к юридическим конфликтам и принятии по ним правовых индивидуальных актов (актов юрисдикции) [9, с. 55].

Основным признаком юрисдикционной деятельности является наличие в конкретном деле правового спора или признаков правонарушения, что требует властного вмешательства компетентного органа для разрешения конфликтной ситуации и восстановления правопорядка в соответствии с предписанием закона.

Таким образом, административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел понимается нами как осуществляемая в определенной процессуальной форме деятельность, носящая правоохранительный, государственно-властный характер, состоящая в рассмотрении и разрешении юридических конфликтов в досудебном порядке, дел об административных правонарушениях, включающая также производство по жалобам, дисциплинарным проступкам, а также производство по применению мер административного принуждения, осуществляемого в рамках соответствующего административно-юрисдикционного производства уполномоченными на то органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Литература

  1. Александров Н.Г. Теория государства и права. М., 1968.
  2. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994.
  3. Административная юрисдикция. М., 1994.
  4. Будылева М.В. Административно-правовая организация ответственности за совершение налоговых правонарушений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2004.
  5. Виноградов А.Ф. Административная юрисдикция органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996.
  6. Гречкина О.В. Административная юрисдикция таможенных органов РФ: теоретико-прикладное исследование: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011.
  7. Комлев С.В. Административно-юрисдикционный процесс: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
  8. Куракин А.В., Костенников М.В. Административный процесс и его реализация в деятельности полиции // NB: Российское полицейское право. 2013. 4. С. 1 - 44. DOI: 10.7256/2306-4218.2013.4.9250. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_9250.html.
  9. Куракин А.В., Костенников М.В., Обыденов В.В. К вопросу о соотношении понятий "административный процесс" и "административная юрисдикция" в деятельности полиции // Полицейская деятельность. 2014. 2. С. 179 - 190. DOI: 10.7256/22221964.2014.2.11172.
  10. Поникаров В.А. Основы административно-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе. М., 2007.
  11. Перетерский И.С. Всеобщая история государства и права. М., 1945.
  12. Стайнов П. Особенности юрисдикции в области административного права. София, 1956.
  13. Серебрякова И.М. Административно-юрисдикционная деятельность милиции Республики Беларусь: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Минск, 1998.
  14. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. Л., 1972.
  15. Чекалина О.В. Административно-юрисдикционный процесс: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
  16. Шергин А.П. Административная юрисдикция. М., 1979.
  17. Юридическая энциклопедия. М., 1998.