Правовые особенности рекламы лс и медоборудования
"Московские аптеки", 2008, N 8
Существуют два основных правовых акта:
Федеральный закон РФ "О рекламе" от 3 марта 2006 г. N 38-ФЗ (ст. 5, 7, 24, 25).
Федеральный закон РФ "О лекарственных средствах" от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ.
- по собственной инициативе;
- по заявлению заинтересованных лиц;
- в связи с обращением госорганов.
Суды общей юрисдикции:
- по искам потребителей;
- по искам авторов.
Арбитражные суды:
- по искам компаний, в отношении которых вынесено решение ФАС;
- по искам компаний-конкурентов;
- по искам компаний - правообладателей товарных знаков и авторских прав.
Ответственность за нарушение законов о рекламе и о конкуренции:
- прекращение рекламы;
- осуществление контррекламы;
- уплата административного штрафа от 40 до 500 тыс. руб.;
- возмещение убытков, морального вреда, репутационного вреда.
Общие требования к рекламе лекарственных средств и медицинского оборудования (ст. 5 Закона о рекламе):
- запрет на использование образов медицинских и фармацевтических работников (за исключением использования таких образов в рекламе для медицинских и фармацевтических работников);
- запрет на указание, что товар одобрен органами государственной власти или местного самоуправления;
- в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники (это типичная ошибка для рекламы БАД, которые не являются лечебным препаратом);
- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Запреты (ст. 24 Закона о рекламе):
- реклама наркотических средств или психотропных веществ, за исключением специализированных мероприятий и изданий (п. 9);
- рекламные акции, сопровождающиеся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические и психотропные вещества;
- реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка (п. 8);
- не допускается реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия (ст. 7).
Требования законодательства к рекламе лекарственных средств и медицинского оборудования:
- нельзя обращаться к несовершеннолетним;
- запрет использования ссылок на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека;
- запрет на создание представлений о преимуществах путем ссылки на факт проведения исследований, являющихся обязательными для объекта рекламирования;
- недопустимо создание представления о ненужности обращения к врачу;
- нельзя утверждать о наличии у потребителя заболеваний;
- неправомерно гарантировать положительное действие, безопасность, эффективность, отсутствие побочных эффектов;
- запрещено представлять лекарство как БАД или добавку, не являющуюся лекарственным средством;
- недопустимо утверждать, что безопасность и/или эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.
Обязательное требование: сопровождение рекламы лекарственных средств, в том числе методов лечения, медицинской техники предупреждением о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получению консультаций специалистов.
Обязательно как в отношении лекарственных средств, так и медицинских услуг и медицинской техники!
Законом предусмотрены формулировки: "Перед употреблением необходимо ознакомиться с инструкцией" или "Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом". При этом: Закон оставляет право выбора указания одного из перечисленных предупреждений.
В связи со вступлением в силу Закона о рекламе вышло письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития "О маркировке лекарственных средств" от 29.08.06 N 01И-711/06, в котором говорится, что "...в соответствии со ст. 24 п. 6 указанного Закона сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования лекарственных средств и медицинской техники допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования. В связи с изложенным, информация о способе применения и использования лекарственного средства, размещаемая на упаковке, должна приводиться в редакции соответствующей инструкции по медицинскому применению лекарственного средства."
Требования законодательства к оформлению рекламы
Размер предупреждения должен отвечать следующим формальным критериям:
- в рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды;
- в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра;
- в рекламе, распространяемой другими способами (рекламные плакаты или стенды, которые стоят в аптеках), - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Типичные "просчеты" рекламодателей по практике 2007 года
- Московский институт психиатрии Росздрава распространял рекламу услуг без предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
(27 августа 2007 года дело рассмотрено ФАС России. Штраф - 40000 руб.)
- Без предупреждения распространялась реклама Центра медицинских услуг "Эдем", клиники "Вита плюс", медицинского центра "Медея".
(20 сентября 2007 года УФАС СПб, 2 октября 2007 года Арбитражный суд Ульяновской области, 4 октября 2007 года Тамбовское УФАС; штрафы - по 40000 руб.)
- Плакаты и буклеты рекламы витаминов Vitrum beauty и назального спрея "Аква-Марис", рекламируемые ООО "Имплозия" должны были сопровождаться предупреждением.
(26 сентября 2007 г. в 11-ом апелляционном Арбитражном суде. Штраф - 200000 руб.)
Реклама медицинской техники
- Текст предупреждения забыли включить в рекламу медицинской техники (!) - очков, солнцезащитных очков.
Справка: очки, солнцезащитные очки, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, относятся к медицинской технике.
(04 сентября 2007 года Самарское УФАС России вынесло устное предписание, так как случай был достаточно типичный, но в любом случае нужно об этом помнить).
- Гарантия положительного действия прибора и его эффективности, а также указание на отсутствие указания о необходимости обращения к врачу при рекламировании медицинской техники "Оскон".
(2 августа 2007 года - Арбитражный суд Санкт-Петербурга. Штраф - 120000 руб.). Аптека через газету распространила рекламу прибора медицинской техники "Оскон", которая содержала целый ряд нарушений Федеральных законов о рекламе.
Реклама автоматического моноблока для стерильного розлива жидких продуктов модель FMB-210 на сайте www.ift.ru была названа ФАС МО рекламой для медицинских и фармацевтических работников, которая не может распространяться среди "непрофессионалов".
(Решение ФАС МО по делу N КА-А40/6353-07 от 05 июля 2007 г.).
Требования к рекламе БАД и пищевых добавок
Реклама НЕ ДОЛЖНА:
- создавать впечатление того, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
- содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с их применением;
- побуждать к отказу от здорового питания;
- создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.
Примеры типичных "ошибок"
- "Баксин - эффективен и безопасен. Доказано". В данной рекламе содержались не соответствующие действительности сведения о товаре, указывались его лечебные свойства - то есть положительное влияние на течение болезни, отсутствовала часть существенной информации о рекламируемом товаре, искажался смысл информации, потребитель вводился в заблуждение. В рекламе БАД к пище создавалось впечатление, что они являются лекарственными средствами и обладают лечебными свойствами и т.д.
- "Живитель НФП" - "Гепатит, цирроз не приговор".
- "Снимает алкогольную зависимость и на длительное время избавит от пагубного пристрастия. Помогите своим близким".
- "Препарат нового поколения. Создан с учетом взаимодействия компонентов. В каждой таблетке только совместимые вещества"; "Обеспечивает максимальное усвоение. На 30-50% эффективнее традиционных витаминно-минеральных комплексов".
- "...он даже способен усиливать действие медикаментозной терапии и посредством этого может удерживать перерождение доброкачественных новообразований в злокачественные".
Руководитель практики
по интеллектуальной собственности
компании "Пепеляев, Гольцблат
и партнеры"
Е.ТИЛЛИНГ