Мудрый Юрист

Проблемы контроля качества биологически активных добавок к пище

"Рынок БАД", 2007, N 3

Ситуация, сложившаяся сегодня на рынке биологически активных добавок к пище (далее БАД) в Российской Федерации, едва ли поддается контролю. Разнообразие БАД стремительно увеличивается, с каждым годом составляя все большую конкуренцию лекарственным и гомеопатическим препаратам. На сегодняшний день в России зарегистрировано более 4000 наименований БАД.

Основная цель реализации БАД, как и в любом другом бизнесе, это получение прибыли. Но при этом нельзя забывать, что продукция содержит биологически активные вещества (далее БАВ), поэтому именно обеспечение ее качества должно быть приоритетной задачей. К сожалению, производители и дистрибьюторы БАД часто забывают о том, что несут ответственность за жизнь и здоровье потребителя.

В настоящей статье мы постараемся обозначить основные проблемы актуальной и многогранной темы - качество биологически активных добавок к пище.

1). Проблема объективной необходимости БАД. Для создания эффективных БАД требуются квалифицированные, длительные и детальные исследования пищевой ценности, фармакологической активности, физико-химических свойств продукции, изучение совместимости компонентов входящих в их состав и многое другое, что в сумме позволит позиционировать продукцию как объективно необходимую для некой группы потребителей. Не каждый разработчик БАД может себе позволить эти дорогостоящие исследования. Обычно дело ограничивается стандартной процедурой санитарно-эпидемиологической экспертизы, включающей в себя подтверждение безопасности продукта (микробиологическая чистота, содержание пестицидов, токсичных элементов, радионуклидов) и наличия биологически активных веществ. В настоящее время у некоторых крупных производителей наметились тенденции более глубоких проработок рецептуры БАД, методов их стандартизации и подтверждения эффективности клиническими испытаниями.

2). Проблема стандартизации БАД.

Целью стандартизации БАД и изложения методик испытаний в технических условиях (далее ТУ) является гарантия стабильного качества продукции в процессе серийного производства. У большинства зарегистрированных БАД в разделе ТУ "Методы контроля качества продукции" приводятся ссылки на методические руководства, ГОСТы, фармакопейные статьи или выдержки из них. Как правило, указанные в ТУ методики не подходят для испытаний декларируемой продукции, так как в них не отработаны методы пробоподготовки, не учтено влияние на испытание других компонентов, что приводит не только к существенным ошибкам при качественном и количественном определении БАВ, но и к невозможности воспроизведения методик и, следовательно, получения достоверного результата. Совершенно очевидно, что для каждого вида продукции требуются отработанные в лабораторных условиях методики количественного и качественного определения БАВ, а также физико-химических показателей. Для разработки и статистического подтверждения методик требуются десятки, а иногда и сотни испытаний.

3). Проблема качества исходного сырья. Формально все сырье, приобретаемое для производства БАД, должно иметь сертификаты, протоколы испытаний или другие документы, подтверждающие его качество. Но практика показывает, что при нарушении условий хранения и транспортировки, качество сырья может ухудшаться, что не всегда отражается на его внешнем виде. Следовательно, подтверждение пригодности исходного сырья для производства, требует проведения испытаний на соответствие нормативной документации (так называемый входной контроль), что будет гарантировать качество готовой продукции БАД (исключая технологические ошибки).

4). Проблема проведения испытаний качества БАД. Из-за высокой стоимости аналитического оборудования не все производители могут позволить себе оснастить и аккредитовать производственную лабораторию. Поэтому многие из них проводят испытания по договорам с аккредитованными на данный вид деятельности Испытательными лабораториями. Для проведения испытаний такой специфической продукции, как БАД, которая выпускается в разных лекарственных формах (таблетки, капсулы, пастилки, растворы, спреи, гели, порошки и др.) необходим опыт и соответствующая подготовка специалистов, современные высокоточные средства измерений, испытательное оборудование и рабочие стандартные образцы.

Реклама БАД в средствах массовой информации, транспорте, поликлиниках и т.д. постоянно увеличивает объем их продаж. Нам бы хотелось, чтобы производители уделяли должное внимание качеству своей продукции, так как реализация некачественной продукции дискредитирует не только сам продукт, но и ложится "черным пятном" на репутацию производителя, тем самым оказывает негативное влияние на отношение к БАД у потребителей. Решение вышеперечисленных проблем позволит защитить добросовестных производителей и здоровье потребителей.

Редакционный материал