Мудрый Юрист

Содержание уголовно-правового понятия "близкие лица"

Никонов И.Е., аспирант кафедры уголовного права и уголовного процесса юридического факультета Московского государственного открытого университета (МГОУ).

На практике нередко возникают ситуации, когда виновный ради достижения определенных преступных целей (в данном случае цель отомстить или воспрепятствовать исполнению каких-либо законных действий тех или иных должностных лиц) прибегает к воздействию на лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых важны такому должностному лицу, на которое направлено данное преступное воздействие. Поэтому помимо самих лиц, указанных в диспозициях статей, уголовно-правовой охране подлежат и близкие им лица, что и является объектом рассмотрения данной статьи. Данное понятие в подавляющем большинстве случаев связано с посягательствами на лиц в связи с исполнением ими своей служебной деятельности либо выполнением общественного долга. Обращение к ретроспективе, по нашему мнению, обеспечит более полный и всесторонний анализ интересующего нас понятия. История его законодательного использования не столь велика, и данное понятие является относительно новым в доктрине уголовного права.

Впервые в законодательных актах ответственность за преступление не только против лица, исполняющего определенную законную общественно полезную деятельность, но и его близких появилась в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. Однако это произошло незадолго до окончания его действия. Так, первой нормой, содержащей данное понятие, являлась ст. 176.2 УК РСФСР, регламентировавшая ответственность за угрозу или насильственные действия в отношении судьи, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа и их близких родственников. Данная статья была включена в состав УК РСФСР Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" от 11 декабря 1989 г. <*>.

<*> Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. N 50. Ст. 1477.

Дальнейшее расширение законодательного использования данного понятия произошло в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в УК РСФСР и УПК РСФСР" от 24 апреля 1995 г. N 61-ФЗ <*>. Данный законодательный акт ввел понятие близких родственников в целый ряд уголовно-правовых норм. Им были изменены редакции ст. ст. 102 УК РСФСР (умышленное убийство), 108 УК РСФСР (умышленное тяжкое телесное повреждение), 109 УК РСФСР (умышленное менее тяжкое телесное повреждение), ч. 2 ст. 149 УК РСФСР (умышленное уничтожение или повреждение имущества), 176.2 УК РСФСР (угроза или насильственные действия в отношении судьи, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа и их близких родственников), 184.1 УК РСФСР (разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа и их близких родственников).

<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 17. Ст. 1471.

Включенное законодателем в ряд уголовно-правовых норм понятие близких родственников вызвало необходимость его законодательного определения. Появившись в УК РСФСР в 1989 г., оно не нашло отражения в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР. Внесение изменений в редакцию ст. 102 УК РСФСР в 1995 г. также не было разъяснено Пленумом Верховного Суда РФ, т.к. действовавшее в тот период Постановление Пленума Верховного Суда СССР "О судебной практике по делам об умышленных убийствах" от 22 декабря 1992 г. N 15 вышло до рассматриваемых изменений в УК РСФСР, а следующее Постановление Пленума по данному вопросу вышло уже после принятия нового УК РФ 1996 г. Для уяснения содержания этого понятия необходимо было обращаться к нормам уголовно-процессуального законодательства. Ст. 34 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР (с последующими изменениями) в п. 9 раскрывала его содержание: "близкие родственники" - родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг <*>.

<*> Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. Принят третьей сессией ВС РСФСР пятого созыва 27 октября 1960 г. (с последующими изменениями).

Как видно из определения данного понятия, содержащегося в уголовно-процессуальном законодательстве, круг лиц был предельно ясен. Такое положение сохранялось до принятия Уголовного кодекса РФ, в котором понятие "близкие родственники" было заменено на более широкое по своему содержанию понятие "близкие лица". Такие изменения привели к новой необходимости определения содержания данного понятия. Обращение к нормам УПК РСФСР уже не имело смысла, т.к. содержания данного термина там не давалось.

В юридической литературе того времени авторами предлагались различные формулировки содержания данного понятия, но по смыслу они были близки. Например, А.В. Наумов определял понятие "близкие лица" следующим образом: к близким относятся в первую очередь близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруги), а также иные лица, являющиеся близкими для соответствующего лица <*>. Другие авторы определяли его так: "Под близкими потерпевшего понимаются как его близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг), так и иные лица, интересы которых в силу сложившихся жизненных обстоятельств дороги потерпевшему (например, двоюродные братья и сестры, невеста, сожитель, друзья)" <**>. Несколько другое определение данного понятия предлагала Л.А. Андреева: "Близким может быть признан любой человек, смерть которого являлась серьезной душевной травмой для потерпевшего" <***>.

<*> Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть: Курс лекций. М., 1996. С. 413.
<**> Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. 2-е изд. М., 1997. С. 19 - 20. На наш взгляд, здесь допущена ошибка в формулировке, и в данном определении имелись в виду не близкие потерпевшего, а близкие лиц, указанных в п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
<***> Андреева Л.А. Квалификация убийств, совершенных при отягчающих обстоятельствах. СПб., 1998. С. 8.

Как видно из вышеприведенных примеров, определения начинались с понятия "близкие родственники", содержавшегося в УПК РСФСР, а затем авторы пытались определить круг иных близких лиц. Такое положение, когда не было официального толкования данного понятия и обращение к нормам иных областей права не давало исчерпывающего ответа, сохранялось до принятия Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)" от 27 января 1999 г. N 1. В п. 6 данного Постановления содержится следующее разъяснение относительно содержания понятия "близкие лица": к близким потерпевшему лицам наряду с близкими родственниками могут относиться иные лица, состоящие с ним в родстве, свойстве (родственники супруга), а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений <*>.

<*> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 3.

Однако, не обращая внимание на содержание самого круга лиц, включенных в рассматриваемое понятие, хотелось бы обратить внимание на неверную, на наш взгляд, формулировку "кто и кому является близким лицом". По смыслу п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ (и других норм, содержащих рассматриваемое понятие) помимо посягательств, направленных на самих лиц в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или выполнением общественного долга, посягательства могут быть направлены и на их близких для достижения виновным преступного результата, которым может быть месть или цель запугивания лиц для воспрепятствования исполнению им правомерных общественно полезных действий. И для достижения преступных целей виновный может избрать метод воздействия (убийство, применение насилия, угрозы) на близких того лица, которому он пытается отомстить или воспрепятствовать (повлиять, добиться нужного ему результата) дальнейшей законной деятельности. Однако разъяснения Пленума начинаются со слов: "К близким потерпевшему лицам относятся..." и заканчиваются словами: "...а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему...", следовательно, имеется в виду, что указанные далее лица являются не возможными потерпевшими от такого преступления, а близкими потерпевшему. Данная формулировка понятия "близкие лица" (п. 6 Постановления Пленума от 27 января 1999 г. N 1), на наш взгляд, является некорректной и искажает суть вопроса, поэтому ее стоит изменить и дать, например, в следующей редакции: "К потерпевшим от данного преступления относятся также и близкие указанных в статье лиц, под которыми следует понимать..." или: "Под близкими лицами в данной статье следует понимать..." и т.д.

Представляется затруднительным однозначно ответить на вопрос, что именно имел в виду Пленум Верховного Суда РФ, но вышеизложенное не исключает иного подхода.

Деяния, предусмотренные УК РФ, в которых регламентируется ответственность за преступления против лиц и их близких в связи с исполнением первыми своей служебной деятельности или общественного долга, являются двух- или более объектными. В качестве одного объекта выступают жизнь, здоровье, честь и достоинство и т.д. лица, выполняющего такую деятельность, или близкого ему лица, в качестве другого - общественные отношения, обеспечивающие лицу возможность осуществлять свою служебную или общественную деятельность, а также в некоторых нормах нормальная деятельность органов правосудия и предварительного расследования (в преступлениях против правосудия), порядок управления и т.д. Разъяснения Пленума относятся к ст. 105 УК РФ, в которой предусмотрено двухобъектное преступление: 1) жизнь потерпевшего; 2) общественные отношения, обеспечивающие нормальное исполнение лицом своих служебных обязанностей или выполнение общественной деятельности (долга). В случае, когда виновный в достижении преступных целей (мести за законную служебную или общественную деятельность либо цели воспрепятствования такой деятельности) посягает на жизнь одного из близких лицу, осуществляющему такую деятельность (или осуществившему в прошлом в случае мести), вред причиняется жизни потерпевшего, общественным отношениям, обеспечивающим нормальное исполнение лицом своих служебных обязанностей или выполнение общественной деятельности (долга), а в связи с этим и самому лицу. Таким образом, в случае посягательств на близких указанных в статье лиц потерпевшими от такого деяния выступают два лица.

Пленум Верховного Суда РФ к близким лицам относит: 1) близких родственников; 2) лиц, состоящих в родстве, свойстве; 3) иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему (лицу, которому виновный желает отомстить или воспрепятствовать) в силу сложившихся личных отношений. Уголовное законодательство не раскрывает содержания данных понятий, и поэтому необходимо обращаться к законодательству иных отраслей.

Понятие близких родственников с неизменным содержанием (по сравнению с УПК РСФСР) содержится в п. 4 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ <*>. Данная норма УПК РФ к близким родственникам относит: супруга, супругу, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушку, бабушку, внуков.

<*> Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года (с последующими изменениями).

Далее в вышеуказанном Постановлении говорится об иных лицах, состоящих в родстве, свойстве. Под состоящими в свойстве имеются в виду родственники супруга. Для уяснения понятия состоящих в родстве необходимо обращаться к нормам уголовно-процессуального законодательства, где в п. 37 ст. 5 УПК РФ указано, что родственники - это все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве. Под иными лицами, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему (лицу, которому виновный желает отомстить или воспрепятствовать) в силу сложившихся личных отношений, следует понимать друзей, знакомых, сослуживцев и т.д., причинение вреда которым было бы серьезной душевной травмой для лица, которому виновный желает отомстить или воспрепятствовать его правомерной деятельности.

Таким образом, можно сформулировать перечень лиц, входящих в уголовно-правовое понятие близких лиц. Близкие лица: 1) близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки); 2) иные лица, состоящие в родстве (двоюродные братья и сестры, племянники, племянницы и т.д.), свойстве (родственники супруга); 3) иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему (лицу, которому виновный желает отомстить или воспрепятствовать) в силу сложившихся личных отношений. К ним относятся любые лица, причинение вреда которым было бы серьезной душевной травмой для лица, которому виновный желает отомстить или воспрепятствовать его правомерной деятельности.

Выше приведено содержание именно уголовно-правового понятия "близких лиц", т.к. все та же ст. 5 УПК РФ регламентирует данное понятие по-иному. В соответствии с п. 3 ст. 5 УПК РФ близкие лица - это иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений. Как видно, разница состоит в том, что в данном случае исключаются близкие родственники и родственники (т.е. лица, состоящие в родстве).

Судебная практика свидетельствует о том, что в основном посягательства совершаются на близких родственников лица, исполняющего определенные обязанности. Приведем следующий пример. В Московском областном суде рассматривалось дело по обвинению Л. в совершении кражи чужого имущества в составе организованной группы. В ходе судебного разбирательства в адрес судьи многократно высказывались угрозы по телефону с требованием вынесения оправдательного приговора в отношении Л. Угрозы адресовались как судье, так и его близким, а именно - супруге. В ходе оперативных мероприятий установить автора угроз не удалось. Л. был осужден к лишению свободы. Через несколько дней было совершено нападение на супругу судьи. В результате чего ей был причинен тяжкий вред здоровью. В ходе оперативных мероприятий удалось установить, что данное деяние совершено двоюродным братом Л., а благодаря проведенной экспертизе записи голоса с угрозами в адрес судьи удалось установить его причастность и к этим противоправным действиям. Данные деяния были квалифицированы по ч. 1 ст. 296 и ст. 295 УК РФ.

Однако факт совершения противоправных действий в основном в отношении близких родственников, по нашему мнению, не может свидетельствовать о необходимости сужения круга лиц, "подпадающих" под нынешнее значение рассматриваемого понятия, т.к. возможность влияния виновного и на иных близких лиц довольно велика.

Таким образом, можно сделать вывод:

  1. уголовно-правовое содержание понятия "близкие лица" является более широким, что, на наш взгляд, является положительным фактором, отвечающим основным принципам и задачам уголовного права в целом;
  2. в связи с вышеуказанными противоречиями в разъяснениях, данных Пленумом Верховного Суда РФ относительно рассматриваемого понятия, считаем необходимым дать иные рекомендации для определения его содержания и применения;
  3. необходимо ввести в состав норм Общей части Уголовного кодекса РФ статью, содержащую исчерпывающий перечень основных понятий, используемых им, в том числе и пункт, дающий законодательное определение понятия "близкие лица". В данном случае примером может служить Уголовно-процессуальный кодекс РФ. На наш взгляд, это положительно повлияет на деятельность следственных органов, судебных органов и правоприменителя в целом.

В заключение хотелось бы дать исчерпывающий перечень уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность не только за деяния, совершенные против лиц, в них перечисленных, но и их близких.

Понятие близких лиц содержится в основном составе следующих норм: ст. 163 УК РФ (вымогательство), ст. 179 УК РФ (принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения), ст. 295 УК РФ (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст. 296 УК РФ (угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования), ст. 309 УК РФ (подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу), ст. 311 УК РФ (разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса), ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 318 (применение насилия в отношении представителя власти), ст. 320 УК РФ (разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа), ч. 2 ст. 321 УК РФ (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества).

Данное понятие включено в состав одного из квалифицирующих признаков следующих норм: ст. 105 УК РФ (убийство), ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 117 УК РФ (истязание). Также оно включено в состав такого отягчающего наказание обстоятельства, как п. "ж" ч. 1 ст. 63 УК РФ (совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с его служебной деятельностью или выполнением общественного долга).

Также хотелось бы отметить, что, несмотря на довольно широкое законодательное использование уголовной ответственности за преступления против лиц в связи с их служебной деятельностью или выполнением общественного долга, в проведенном исследовании, основанном на изучении уголовных дел судов московского региона, удалось выявить 3 случая посягательств на близких таких лиц <*>. Во всех выявленных случаях потерпевшими были близкие родственники (в 2-х случаях супруга, в одном - мать). Данные деяния были квалифицированы по ст. ст. 296 и 318 УК РФ. Однако малое количество случаев посягательств на близких, по нашему мнению, не может служить аргументом в пользу необоснованности и нецелесообразности его довольно широкого применения, т.к. наличие таких норм является необходимой гарантией защиты близких лиц, исполняющих определенные служебные либо общественные обязанности.

<*> Исследованием было охвачено 500 уголовных дел по следующим статьям: п. "ж" ч. 1 ст. 63, п. "б" ч. 2 ст. 105, п. "а" ч. 2 ст. 111, п. "б" ч. 2 ст. 112, п. "б" ч. 2 ст. 117, п. "в" ч. 3 ст. 188, ч. 2 ст. 213, 277, 295, 296, 297, 298, 302, 309, 311, 317, 318, 319, 320, 321 УК РФ.