Мудрый Юрист

Некоторые региональные проблемы предоставления социальных прав трудящимся-мигрантам (конституционное и международно-правовое регулирование)

Смирнова Елена Станиславовна - кандидат юридических наук, член Российской ассоциации международного права, заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин Российского православного института св. Иоанна Богослова.

После Второй мировой войны по мере усиления позиций прогрессивных сил общества, его демократизации сущность конституций и законодательства в целом начинает меняться. В них все более явно стали находить место интересы разных слоев общества. Конституции все больше стали служить целям достижения социального мира.

Примером могут служить IV и V Французские Республики, когда после Второй мировой войны высокий авторитет движения Сопротивления и пример социалистических стран привели к усилению позиций левых сил, оказавших существенное влияние на содержание Конституции 1946 г., имеющей демократический характер и провозгласившей широкий круг прав и свобод (в том числе социальных) для граждан государства и для иностранных трудящихся-мигрантов.

В послевоенный период в некоторых конституциях европейских капиталистических стран произошла некоторая стилизация прав и свобод, появилась своего рода схожесть между ними и по форме подачи, и по содержанию. Право на труд было провозглашено во французской Конституции 1946 г. (преамбула), итальянской Конституции 1947 г. (ст. 35). Право на образование - во французской Конституции (преамбула), итальянской Конституции (ст. 34). Право на справедливое вознаграждение за труд - в ст. 36 Основного закона Италии 1947 г. Право на профсоюзное объединение - в ст. 39 Конституции Италии и ст. 9, п. 3 Основного закона ФРГ 1949 г. <*>.

<*> Маклаков В.В. Эволюция конституционных прав и свобод в странах Западной Европы. М., 1991. С. 6.

С окончанием второй мировой войны в Европе произошли массовые движения людей. Около 15 млн. человек ожидали переезда из одной страны в другую. Многие из них были немцами по национальности, жившими за пределами территории Германии, которые должны были возвратиться в ее новые границы. Часть из них составляла принудительную рабочую силу. Миллионы других были вынуждены переезжать в результате многочисленных изменений границ - наиболее серьезно это затронуло Германию, Польшу, Чехословакию.

Экономика подавляющего большинства европейских стран, как победительниц, так и побежденных, была основательно разрушена. Война стоила 7,8 млн. жизней в Западной Европе, это отразилось на темпах восстановления народного хозяйства, а также на темпах воспроизводства населения. Не многие европейские государства в этот период поощряли эмиграцию. Лишь Нидерланды в 1952 г. определили свою цель как уменьшение прироста населения до уровня 60 тыс. человек в год, так как ни индустриализация, ни земельные рекламации не были достаточными, чтобы поглотить избыточную рабочую силу. Потребность в рабочей силе в наиболее процветающих странах Европы, таких, как Швейцария и Франция, вначале удовлетворялась иммигрантами из других частей Европы, например, Италии. ФРГ в это время принимала из ГДР до 200 тыс. человек в год, в дальнейшем в страну стали прибывать рабочие из Югославии и Турции. Франция вынуждена была искать решение проблем нехватки рабочей силы в Северной Африке. Эмигрантам предлагалась помощь при переезде, специальное обучение, а также помощь в размещении в новой стране.

Именно в это время во многих европейских странах начинается разработка законодательств, разрешающих или даже поощряющих въезд иностранных граждан <*>. Франция и Бельгия были первыми европейскими странами, правительства которых предложили части военнослужащих, набранных в колониях, поселиться в метрополиях после демобилизации из армии.

<*> В демографическом аспекте считается, что положительное миграционное сальдо обеспечивало вначале треть (в 1946 - 1968 гг.), а затем четверть (в 1968 - 1975 гг.) ежегодного прироста населения. При этом с учетом рождаемости в семьях иностранцев иммиграция давала в 1946 - 1968 гг. примерно 45% такого прироста. С этим обстоятельством связано относительно большое число натурализаций. Напомним, что лица, получившие французское гражданство, составляли в 1954 г. 2,6%, в 1962 г. - 2,8%, в 1968 г. - 2,7%, в 1975 г. - 2,8% населения страны.

Ордонанс N 45-2658 от 2 ноября 1945 г. "Въезд и пребывание иностранцев во Франции" предусматривал для въезжавших иммигрантов предоставление относительно небольшого перечня документов: визы (ст. 5); карточки пребывания (ст. 6), срок действия которой не мог превышать одного года (ст. 11); разрешение на определенный вид деятельности в определенном месте (ст. 7). Ордонанс разделял иностранцев на следующие категории: 1) временных иностранных резидентов; 2) обычных иностранных резидентов; 3) привилегированных иностранных резидентов (ст. 9), чему соответствовали определенные виды документов (ст. ст. 15, 16, 17). Каждое лицо, у которого проживал иностранец, было обязано заявить об этом комиссару полиции или в мэрию (ст. 22), тем самым подразумевался уведомительный порядок пребывания иностранцев. Ордонансом допускалась возможность высылки иностранца при наличии угрозы публичному порядку или общественному спокойствию (ст. 23). В случае, если иностранец докажет невозможность покинуть Францию, ему предписывалось проживать в определенном месте с необходимостью периодической явки в полицейские и жандармские учреждения (ст. 28) <*>.

<*> См.: Международное право в избранных документах / Сост. А.Л. Маджорян, В.К. Собакин. Т. I. М., 1957. С. 187.

Следует отметить, что именно в послевоенный период отношение государств-метрополий к бывшим колониальным подданным характеризуется наибольшим демократизмом. При этом сказывается не только прагматичный подход к потенциальным работникам, но и благодарность к бывшим защитникам государства в годы войны.

Кодекс французского гражданства от 19 октября 1945 г. регламентировал порядок предоставления гражданства детям, родившимся во Франции от родителей-иностранцев <*>. Регламентировалось, что иностранка, вышедшая замуж за француза, приобретает французское гражданство в момент бракосочетания (ст. 37). При желании невесты сохранить свое гражданство, об этом следовало сообщить до регистрации брака (ст. 38). Таким образом, женщине предлагался демократичный выбор, без ущемления ее прав. Определялось, что, родившийся от родителей-иностранцев ребенок, получает французское гражданство при совершеннолетии, если он постоянно проживает во Франции и если с 16 лет все время проживает во Франции, колониях, французских протекторатах или французских подмандатных территориях (ст. 44). Он же мог отказаться от французского гражданства (ст. 44) при наличии иностранного гражданства или отбытии иностранной военной службы. Не мог отказаться от гражданства тот, кто вступил во французскую армию добровольно или же участвует в укомплектовании таковой (ст. 47). Проживание вне Франции не давало права ходатайствовать о натурализации (ст. 61), натурализация была возможна только после 5 лет проживания. Срок проживания снимался для лиц, оказавших Франции особые услуги (ст. 64). Иностранцу необходимо было знание французского языка (с учетом условий его жизни), а также добропорядочное поведение (ст. 68). Согласно Закону не могли натурализоваться те, кто будет являться лишь бременем для общества. Однако это не распространялось на тех, чье физическое уродство или болезнь получены на службе в интересах Франции (ч. 2, ст. 70). Не могли быть восстановлены во французском гражданстве: мужчины, отказавшиеся от французского гражданства, если они не отбыли или в силу своего возраста не могли отбыть действительную военную службу (ч. 2 ст. 75).

<*> Там же. С. 161.

На натурализованного иностранца, в соответствии с законом, распространялись следующие ограничения: в течение 10 месяцев с момента издания декрета о натурализации он не мог выполнять избирательные функции; а также в течение 5 лет не мог исполнять общественные функции, оплачиваемые государством, быть адвокатом или занимать министерскую должность. Натурализованное лицо могло быть лишено гражданства декретом, если было осуждено за уклонение от обязанностей по закону о наборе в армию (ч. 3 ст. 98).

В 1946 г. во Франции было пересмотрено иммиграционное законодательство, снявшее 95% ограничений на въезд в страну жителей своих колоний. В результате этих мер проживавшие на 1 января 1947 г. в метрополии 50 тыс. алжирцев получили французское гражданство.

Созданная в 1945 г. Организация Объединенных Наций также приняла деятельное участие в решении проблем населения, в частности иностранцев. Система опеки ООН (ст. ст. 73 - 91 Устава ООН) дает исследователю интересный, но едва ли могущий когда-либо реализоваться на практике пример предоставления прав иностранным гражданам на опекаемой территории. Так, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13 и 14 декабря 1946 г. представила семь проектов об опеке (в отношении Новой Гвинеи, Руанды, Камеруна, Тоголанда, Западного Самоа, Танганьики и т.д.). В Соглашении об опеке для Камеруна под Британским управлением ООН обязывает управляющую на территории власть предоставлять всем гражданам Членов Объединенных Наций права, одинаковые с правами своих граждан, в отношении доступа и проживания, свободы транзита, приобретения движимой и недвижимой собственности, охраны личности, занятия промыслами и торговлей (п. "а", ст. 9) Аналогичные рекомендации содержатся в ст. 8 Соглашения об опеке над бывшими японскими подмандатными островами от 2 апреля 1947 г. <*>.

<*> См.: Международное право в избранных документах / Сост. Л.А. Маджорян, В.К. Собакин. Т. I. М., 1957. С. 84.

Таким образом, послевоенное регулирование проблем населения характеризуется большой степенью либерализма. Следующим глобальным мировым событием в аспекте предоставления прав иностранцам стал распад колониальной системы <*>.

<*> В качестве примера приезда иммигрантов по политическим мотивам можно назвать репатриацию во Францию из Алжира 900 тыс. человек европейского происхождения (pieds noirs) в результате завоевания независимости Алжиром в 1962 г.

Главное направление перемещения трудовых ресурсов в этот период происходило из трудоизбыточных районов Азии и Африки в Западную Европу. Именно в эти годы сформировался международный рынок труда, началась выработка политики государств Западной Европы в отношении необходимости привлечения иностранной рабочей силы.

Можно предположить, что демографические причины также служат основанием эмиграции, но все же главная причина кроется в кризисном состоянии экономики ряда стран Африки и Азии, где всегда имеется избыточное население, условия жизни которого не позволяют обеспечить себя и свою семью самым необходимым. С 1950 по 1980 гг. азиатское население мира увеличилось на 1,2 млн. человек, т.е. на величину значительно большую, нежели население всех экономически развитых стран мира <*>. Как следствие этого явления возник рост потребностей в продовольствии, жилье, водоснабжении, энергетических мощностях, а также рабочих местах. Некоторые страны на протяжении XIX в. пытались вводить законы, регулирующие процесс рождаемости. В 1952 г. Индия пыталась реализовать "Программу планирования семьи", но результаты этого опыта малоуспешны. Известные аналогичные меры в Китае также не принесли положительных результатов.

<*> См.: Стратегия социально-экономического развития освободившихся стран Азии. М., 1986.

Безработица или неполная занятость в стране вынуждают лицо искать заработка вне страны своего проживания. В подавляющем большинстве стран Востока нет пособия по безработице. Так как безработные всегда политически и социально опасны, то правительства Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки и Таиланда в описываемый послевоенный период содействовали рекрутированию безработных на зарубежный найм <*>. Быстрый рост населения побуждал людей к отъезду не прямо, а через занятость.

<*> Migration of Asian Workers to the Arab World. Tokyo, 1988. P. 15 - 16.

В 50-е годы в странах Западной Европы возникла идея интеграции, превратившаяся в мощную тенденцию, действующую по сей день. Римский договор о создании Европейского экономического сообщества от 25 марта 1957 г. провозглашал "устранение между государствами-членами препятствий для свободного движения лиц, услуг и капиталов". Статья 48 договора предусматривала право трудящихся сообщества свободно передвигаться по территории стран, подписавших договор, и принимать любую работу в пределах "Общего рынка". Ст. 49 предусматривала для этой цели создание специальных государственных организаций. Провозглашалось устранение всякой дискриминации иностранных рабочих.

Осуществление "свободы передвижения" осуществлялось в три этапа. На протяжении первого этапа при найме на работу сохранялся приоритет национальных рабочих как по отношению к выходцам из стран ЕЭС, так и по отношению к выходцам из любой другой страны. Второй этап частично ликвидировал приоритет местных рабочих по сравнению с рабочими из других стран "Общего рынка". Третий, завершающий этап отменял приоритет вообще для какой-либо категории рабочих при замещении свободного места, если претендент прибыл из государства - члена ЕЭС. В таком полном объеме "свобода передвижения" внутри ЕЭС была введена в 1969 г.

Циклическая нехватка рабочих рук требовала привлечения трудовых ресурсов из государств, не входящих в ЕЭС. Создание ЕЭС не исключало возможность межстрановых договоренностей о приеме иностранных рабочих. Вскоре страны Северной Африки и Ближнего Востока (бывшие колонии) получили статус ассоциированного членства в ЕЭС, что давало им особые возможности, в частности в области трудовых миграций. Страны ЕЭС таким образом получили законное право для проведения организованного импорта рабочей силы из бывших колоний других, менее благополучных в экономическом отношении европейских стран.

Следует указать, что вплоть до 60-х гг. межстрановая миграция носила, как правило, личный характер. И только после того, как она приобрела важное значение для экономики страны, появилась возможность воспользоваться услугами частной или государственной компании, которая организовывала найм, медицинское освидетельствование, перевоз мигрантов, трудовое и бытовое устройство в стране-рецепиенте. Постепенно функции вербовочных фирм изменились: на первое место вышла вербовка квалифицированной рабочей силы. Соглашения предусматривали обучение, переквалификацию и повышение квалификации, однако расчеты не оправдались, т.к. излишнее количество иммигрантов, незнание ими языка, стремление к заработку, а не образованию осложняли ситуацию. По мнению Г.И. Старченкова, отъезд квалифицированных обогащал страны-реципиенты, но обеднял доноры <*>.

<*> Старченков Г.И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. М., 1997. С. 16.

Между Францией и рядом северо-африканских стран были подписаны международные соглашения, по которым выходцы из обеих стран получали право поселяться в обеих странах без дополнительных формальностей. В 1963 г. Франция подписала соглашения с Марокко и Тунисом, в 1964 г. - с Алжиром, в 1965 г. - с Турцией. За ходом иммиграции был установлен правительственный контроль, а в ряде государств-доноров были открыты французские миссии, проверявшие медицинское состояние и профессиональную подготовку кандидатов на переселение. Поездки приобрели организованный характер. Были заключены Эвианские соглашения между Францией и Алжиром: в 1964 г. квота приема рабочих была определена в 12 тыс. человек в год, Соглашением от 1968 г. предусматривался прием 35 тыс. человек; Соглашением от 1971 г. - 25 тыс. рабочих-иммигрантов. Кроме того, право на посылку рабочих получил Департамент алжирской национальной силы: он на 9 месяцев направлял граждан искать работу во Францию, а в случае неудачи обязывал их вернуться. Аналогично решался вопрос с Марокко и Тунисом. Выполнявшая в тот период пятилетний план Франция приняла 600 тыс. алжирцев <*>.

<*> Talha L. Le Salariat immigrant dans la crise La main d'buvre maghrebinee en France. P., 1989.

Так, по мере роста благосостояния в ФРГ требовалось все большее количество работников. В 1958 г. в страну въехало около 55 тыс. иностранных рабочих. К концу 1960 г. общее количество их увеличилось до 250 тыс. Программа гастарбайтеров (гостевых работников) помогла ФРГ в замещении вакантных рабочих мест турецкими рабочими, которых с 1961 г. приглашали по 1 тыс., а к началу 70-х годов по 100 тыс. человек в год по двустороннему договору. В 1955 г. ФРГ был заключен договор с Италией, по которому в массовом порядке приглашались безработные из переживавшей экономический застой Италии для работы в германском государстве. В дальнейшем такие договоры были заключены с другими европейскими странами. В 1964 г. были проведены торжественные мероприятия по поводу прибытия в Западную Германию миллионного "гастарбайтера", португальца по национальности, получившего в подарок мопед.

Среди бывших колониальных империй Бельгия выглядела как единственное исключение: она не возвращалась к бывшим колониям. Столкнувшись с нехваткой рабочей силы в черной металлургии и на шахтах, Бельгия заключила договоры по набору рабочей силы с правительствами европейских стран - Италии, Испании и Греции.

Законы, облегчавшие переезд британских подданных в метрополию, приняла также Англия. Иммигранты приезжали из стран "новой" Английской Республики (т.е. бывших колоний Соединенного Королевства без Австралии, Канады и Новой Зеландии). С подписанием в шестидесятые годы между Великобританией и Индией двусторонних соглашений имевшая место сезонная иммиграция переходит в регулярную, с предоставлением гарантированных социальных прав. К 1965 г. Великобритания приняла около 800 тыс. иммигрантов из бывших британских колоний. При ее содействии в Англии было открыто "Бюро людских ресурсов Бангладеш", "Бюро миграции Пакистана" и др. ФРГ открыла бюро по набору рабочих в Стамбуле <*>.

<*> Les Migrations de tiravailleurs de patrole / du Golfe Persique CETRI Ottignies. P., 1982.

Дискриминация иностранных рабочих имела место всегда в силу того, что на законодательном уровне они были лишены прав, которыми обладали местные рабочие. Иммигрантским властям были даны самые широкие полномочия. От их произвола зависело разрешение на въезд, условия пребывания или высылка иностранцев из страны. Большинство иммигрантов на родине должно было дать подписку, что будет выполнять только определенную работу. Высылка грозила даже тем, кто долго болеет или теряет трудоспособность от несчастного случая <*>.

<*> Мельников И.А. В насильственном круговороте. Положение иностранных рабочих в странах Запада. М., 1977. С. 207.

В 60-е гг. тунисские рабочие проживали во Франции в помещениях, лишенных элементарных удобств. Попытки властей ликвидировать эти рассадники нищеты и бандитизма не всегда приносили результаты. Создавались другие нищенские поселки. "Условия жизни иностранных рабочих в странах Общего рынка ужасны", - подтверждалось в специальном докладе о положении мигрантов подготовленной комиссией ЕЭС в августе 1972 г. Все это не соответствует Заключительному акту ОБСЕ, подписанному в Хельсинки <*>.

<*> Цит. по: Старченков Г.И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. М., 1997.

Кроме экономических причин и нежелания увеличивать число иммигрантов, имеются также соображения, связанные с соотношением прав человека и государства. С 1960 г. центр внимания в большинстве развитых стран переместился от централизованного государства в сторону индивидуума и меньшинств. В дальнейшем после нескольких лет адаптации иммигранты организовывают профсоюзы иностранных рабочих. Создавались автономные профсоюзные организации - арабских рабочих во Франции, турецких - в ФРГ, целью которых является свобода слова и передвижения, проведение митингов и забастовок, право на равную заработную плату с местными рабочими.

В конце 50-х - начале 60-х гг. экономика Европы окрепла, и это обстоятельство стало привлекать людей к оседлости. Между 1950 и 1973 гг. (первым годом нефтяного кризиса) валовой национальный продукт в странах Европы возрастал почти в два раза быстрее, чем за четыре предыдущих десятилетия. Это существенно увеличило потребность в рабочей силе и Европа из региона, который постоянно терял людей-эмигрантов, стала новым импортером рабочих.

В конце 70-х гг. начался процесс постепенного улучшения жилищных условий мигрантов. Этому способствовали - длительное пребывание, сплоченность мигрантов, поддержка профсоюзов, коммунистических партий, страховых органов. Шел процесс воссоединения семей, создания двуязычных школ во всей Европе и США. Во Франции муниципалитет начал проводить политику "гуманизации окраин больших городов". В 1985 г. в ряде стран Европы на муниципальных уровнях было принято решение об улучшении жилищных условий путем проведения капитального ремонта имеющихся домов. В 1988 г. правительство ФРГ опубликовало специальную программу жилищного строительства для иммигрантов. Но после переселения иммигрантов стало очевидно, что площади опять не хватает.

Использование иностранных рабочих помогло Европе совершить "экономическое чудо". Даже с помощью "плана Маршалла" Европа не смогла бы восстановить нарушенное хозяйство, если бы не привлекла иностранных рабочих. Труд иммигрантов в начале 60-х гг. в одной только Франции приносил доход в 16 - 18 млрд. франков ежегодно. В ФРГ трудом эмигрантов в 1965 г. был произведен общественный продукт на 13 млрд. марок. Страны Европы с их помощью смогли восстановить разрушенное войной хозяйство, а затем обеспечить свое процветание.

В то же время предполагалось, что иностранные рабочие овладеют новейшей технологией, усвоят ответственное отношение к труду, изучат основы менеджмента и предпринимательства и вернутся на родину. Премьер-министр Турции С. Демирель, посетив Бельгию в 1967 г., сказал: "Вы обучитесь новым специальностям и вернетесь на родину квалифицированными рабочими. Наша страна многого ждет от вас" <*>.

<*> Цит. по: Старченков Г.И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. М., 1997. С. 102.

Сами страны-доноры использовали значительную часть заработной платы, пересылаемой иммигрантами на родину, на создание накоплений, вплоть до открытия банков (в Турции был создан "Рабочий инвестиционный банк"). Переводы вкладывались также в развитие отдельных регионов или секторов экономики. Очевидно, что получение бедными государствами валюты заметно улучшило их финансовое положение, экономику. Возникли предпосылки для прогресса страны и повышения жизненного уровня населения. Правительства Турции, Пакистана, Республики Корея положительно расценивали воздействие рабочих переводов на макропоказатели, но в то же время в Индии, Бангладеш, Шри-Ланке им в этом плане не придавали экономического значения <*>. В то же время исследования мирового банка показали, что отъезд не всегда компенсируется денежными переводами. Снижаются темпы развития, содействуя росту безработицы и неполной занятости.

<*> Там же.

К 1973 г., когда первый нефтяной кризис завершил экономический бум в Западной Европе, Франция и ФРГ каждая имели порядка 2,5 млн. иностранных работников (10 - 12% их суммарной рабочей силы), Швейцария - 600 тыс. (30%), Бельгия и Швеция - каждая около 200 - 220 тыс. (6% - 7%) <*>. Потребность в неквалифицированной рабочей силе резко упала в результате автоматизации. Правительства большинства европейских государств установили более жесткий иммиграционный контроль. Существенная нехватка рабочей силы сказывалась только в сфере обслуживания на работах, к которым трудно привлечь европейцев.

<*> Стокер П. Работа иностранцев. М., 1996. С. 20.

Страны-реципиенты пытались найти механизм, способствующий возвращению на родину иностранных рабочих. Франция приостановила миграцию в 1974 - 1977 гг. Бельгия ограничила приезд иммигрантов с семьями. США ввели их количественное ограничение. В 1977 г. во Франции было предоставлено право бесплатного отъезда тем иностранцам, которые проработали в стране не менее 5 лет. Более того, семье выдавалось 10 тыс. франков, чтобы она никогда не возвращалась во Францию с целью поиска работы. По данным на 1980 г. было выдано 39 тыс. такого рода пособий для 76 тыс. человек, из общей численности 3,4 млн. иностранного населения (т.е. всего 2,2%). В 1981 г. выдача пособий была приостановлена <*>.

<*> International Migration. Policies and Programmer: a World Survey. U. N., N. Y., 1978.

Государства в ряде случаев прибегли к насильственному выселению иммигрантов. В то же время 1978 г. алжирское правительство выступило с протестом по поводу высылки 300 тыс. алжирских рабочих из Франции, чей десятилетний срок пребывания по имевшимся двусторонним договорам истек. Правительство при этом ссылалось на то, что "обе стороны не выработали единого плана по реинтеграции кандидатов на депортацию" <*>.

<*> Старченков Г.И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. М., 1997.

В 1980 г. был подписан договор между Францией и Алжиром, который предусматривал "по просьбе алжирского правительства, подготовку репатриантов, помощь в создании мелких и средних промышленных предприятий, предоставление кредитов на строительство жилья" и т.д. - все то, что облегчало реинтеграцию алжирских иммигрантов на родине. В некоторых западно-европейских государствах были созданы курсы по реадаптации иммигрантов к условиям труда на их родине. Во Франции возникли организации с названиями "Обучение репатриации" и "Сотрудничество по репатриации", аналогичные организации, охватывающие 20 - 30 тыс. иммигрантов, возникли в Бельгии, ФРГ и других странах. Подобные франко-алжирскому соглашения были подписаны другими индустриальными государствами, заинтересованными в оттоке лишних иностранных рабочих. Однако эти соглашения не принесли ожидаемого результата.

В 1981 г. экономическая рецессия вынудила ФРГ заявить, что она не является "страной иммиграции", а с 1982 г. начать вместе с въездной визой оформлять согласие на возвращение иностранцев. Запрещен был въезд детей иммигрантов после 16 лет. При наличии в стране одного из родителей, он не мог взять ребенка к себе. Супруг мог пригласить к себе жену пожить в Германии после 8 лет работы, при продолжительности их брака не менее 1 года. При этом воссоединяющаяся семья должна была иметь жилую площадь не менее 12 кв. м на человека <*>. Безусловно, что ужесточение закона коснулось рабочих из стран, не входящих в ЕЭС.

<*> World Population and Trends and Policies. Monitoring Report. 1983. V. II., Population Policies. U. N., May 1982.

С 1983 г. ФРГ стала выдавать 10,5 тыс. марок тем, кто намерен вернуться на родину, а также 1,5 тыс. марок на каждого ребенка и возвращение взносов, внесенных в фонд социального страхования. Резкие ограничения на въезд осуществила Англия. Новые законы разделили жен с мужьями, родителей с детьми. В начале 80-х гг. более 90% ожидавших въезда в Англию были те, кто работал в Англии и ожидал воссоединения семей. В 1980 г. было отклонено 30% заявлений на въезд, в 1982 - 37%, а в 1983 г. - 40%. В употребление вошло понятие "иммиграционные вдовы". Визы выдавались только квалифицированным рабочим, что свидетельствует об определенном конъюнктурном характере иммиграционной политики.

Отразилась ли столь упорная борьба с мигрантами в экономически развитых странах на их численности и качественном составе? Безусловно, но на весьма незначительный период. Сказалось нежелание иммигрантов возвращаться в свои страны. А также следует учесть, что большое количество политических группировок в настоящее время готово защищать права людей не просто как граждан, но как человеческих существ.

Таким образом, вопрос репатриации иностранных рабочих не решен ни на национальном, ни на международном уровне. Проблема остается открытой, число иммигрантов увеличивается, что создает сложности регулирования их правового статуса и предоставления им элементарных социальных благ. Подписанная представителями 25 стран - членов ЕС в Риме 29 октября 2004 г. Конституция Европы решение проблем миграции изымает из прерогатив ЕС. Вопросы доступа на рынок труда также остаются в ведении национальных государств <*>. Институт европейского гражданства остается в усеченном субсидиарном контексте. Несмотря на это, Франция на референдуме 2005 г. выразила свое несогласие на подписание Европейской конституции в большей степени по причине угрозы возрастания потоков рабочей силы в рамках региона и страны, что является весьма симптоматичным фактором <**>.

<*> Wall Strit Journal. 2004. 2 nov.
<**> Le Monde. 2005. 24 juil.

В заключение следует отметить, что миграция в качестве особого явления всегда рассматривается в каком-либо контексте - экономическом, социальном, демографическом или культурном. Миграционные процессы подвержены изменениям, которые происходят в жизни не только одного государства, а порой всего мирового сообщества. Они являются индикатором развития любой из сторон государства - политической, этносоциальной, положения на рынке труда и т.д. Являясь различными как в качественном, так и в количественном отношении, разные миграционные потоки не могут не влиять на ситуацию как стран доноров, так и стран реципиентов. Следовательно, наличие в регионах большого числа трудящихся-мигрантов обязывает государства к проведению гибкой правовой политики, включающей в себя все факторы, имеющие значение для национальных интересов государства, а также важность соблюдения прав самого человека.