Мудрый Юрист

Коммерческая тайна как предмет преступления, предусмотренного ст. 183 УК РФ

Хакулов М.Х., кандидат юридических наук, доцент.

В юридическом понимании тайна представляет собой имеющую действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности посторонним лицам информацию, к которой нет свободного доступа на законном основании и собственник которой принимает меры к обеспечению ее конфиденциальности.

Важнейшими, смыслообразующими признаками тайны, лежащими в основе правового регулирования отношений по поводу использования и охраны информации с ограниченным доступом, являются следующие.

Во-первых, тайна представляет собой один из видов информации, то есть "сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от форм их представления" (ст. 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации").

Во-вторых, соответствующая информация неизвестна посторонним лицам (под последними понимаются любые лица независимо от их социального статуса и взаимоотношений с собственником информации, которые не имеют законного права на ознакомление с конфиденциальной информацией, составляющей объект тайны), что является ключевым условием обеспечения для собственника действительной или потенциальной ценности данных сведений. Определение степени важности конкретной информации и решение вопроса о необходимости или, напротив, нецелесообразности ее засекречивания является прерогативой самого заинтересованного лица, несущего ответственность за правильность сделанного им выбора. Не может рассматриваться как тайна и соответственно не подлежит защите информация, которую ее собственник, осознавая характер совершаемых действий и предвидя их последствия, сделал достоянием посторонних лиц <*>.

<*> Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина" / Под ред. К.А. Экштайна. М., 2000. С. 31.

В-третьих, к соответствующей информации нет свободного доступа на законном основании. Данный признак означает, что указанные сведения не относятся к категории общедоступной (открытой) информации, подлежащей предоставлению каждому, кто с ней желает ознакомиться.

Наконец, в-четвертых, признаком тайны, также имеющим принципиальное юридическое значение, является то, что собственник информации принимает необходимые меры, направленные на охрану ее конфиденциальности. В зависимости от характера и степени важности сведений осуществляемые заинтересованным лицом действия по защите тайны по своему содержанию могут быть самыми разнообразными, например, заключаться в простом несообщении определенных сведений посторонним лицам либо в проведении широкого комплекса мероприятий по засекречиванию соответствующей информации (ее документированию, снабжению необходимыми реквизитами и т.п.) и установлению сложной, многоступенчатой процедуры допуска к ней.

Частью предмета преступления, предусмотренного ст. 183 УК, выступает такая разновидность информации, имеющей ограниченный доступ, как коммерческая тайна.

Термин "коммерческая тайна" в российском законодательстве впервые был использован в Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" <*>. Его появление было связано с переходом к рыночным отношениям, что повлекло за собой сужение сферы государственного влияния на хозяйствующих субъектов, развитие свободного предпринимательства, появление конкуренции, которая осуществлялась не всегда законными методами. Была осознана потребность в защите тех сведений, утечка которых может причинить значительный экономический ущерб. Вместе с тем доступ к подобным сведениям - одно из условий нормального функционирования государственных органов, осуществляющих правоохранительные, надзорные или контрольные полномочия. Потребовалось установить определенный баланс государственных и частных интересов. В связи с этим Правительство РСФСР приняло Постановление, закрепляющее перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (5 декабря 1991 г. N 35) <**>.

<*> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.
<**> Собрание Постановлений Правительства РФ. 1992. N 1 - 2. Ст. 7.

Необходимо отметить, что хотя Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и использовал термин "коммерческая тайна", но он не определял его.

В современном отечественном законодательстве впервые понятие коммерческой тайны было сформулировано в ст. 33 Закона СССР от 4 июня 1990 г. "О предприятиях в СССР", где под коммерческой тайной понимались не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам <*>.

<*> Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 25. Ст. 460.

Признаки коммерческой тайны были указаны в Гражданском кодексе РФ (ст. 139).

Существовало две возможности определения понятия "коммерческая тайна": путем перечисления конкретных видов сведений, относящихся к коммерческой тайне (коммерческая, научно-техническая, организационная и др. информация) либо путем определения критериев, с помощью которых возможно оценить характер сведений, ее содержащих. Гражданский кодекс пошел по второму пути и дал определение коммерческой тайны путем указания на ее свойства. Разработчики же проекта Федерального закона "О коммерческой тайне" использовали первый вариант и понятие коммерческой тайны определили путем перечисления тех категорий сведений, которые могут составлять данный вид информации (ст. 1). Это стало одним из оснований отклонения законопроекта Президентом РФ, поскольку подобное понятие коммерческой тайны не только противоречит ГК, но и неудачно по существу, так как невозможно предусмотреть все те виды сведений, которые могут ее составлять.

Таким образом, условия признания сведений коммерческой тайной определены ст. 139 ГК, Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. (в ред. Указа Президента РФ от 23 сентября 2005 г. N 1111) <*> и Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. N 35 (в ред. Постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 731) <**>.

<*> Собрание законодательства РФ. 2005. N 39. Ст. 3925.
<**> Собрание законодательства РФ. 2002. N 41. Ст. 3983.
  1. Эти сведения связаны с предпринимательской деятельностью. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. указывает на связь данных сведений с коммерческой деятельностью. Понятие "коммерческий" означает "торговый, относящийся к торговым операциям" <*>. Таким образом, под коммерческой деятельностью необходимо понимать деятельность, связанную с торговлей. Однако режим коммерческой тайны может быть установлен не только в отношении конфиденциальных сведений, связанных с торговыми операциями, но и в отношении иной информации, имеющей коммерческую ценность. Представляется, что при определении коммерческой тайны наиболее удачным было бы использование понятия "предпринимательская деятельность" (как это сделано в проекте Федерального закона "О коммерческой тайне"). Конечно, коммерческую деятельность можно понимать в широком смысле и отождествлять с предпринимательской деятельностью, но в отличие от последнего понятия термин "коммерческая деятельность" не определяется законом.
<*> Ожегов С.И. Указ. раб. С. 228; Васюкова И.А. Указ. раб. С. 307; Словарь иностранных слов / Под ред. Н.С. Апапова, Р.С. Кимягарова и др. С. 107.
  1. Указанная информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Коммерчески ценная информация - это сведения, обладающие способностью приносить доход в случае их возмездной передачи другим лицам или использования, а также способностью приносить ущерб в результате их разглашения или использования иными лицами безналичия у них соответствующих законных оснований <*>. Имеется в виду как действительная, так и потенциальная коммерческая ценность. Отсюда следует, что любая информация (за исключением приведенной в Перечне), представляющая для субъектов предпринимательской деятельности интерес с точки зрения получения прибыли, может быть отнесена к коммерческой тайне.
<*> Коммерческая тайна / Под ред. В. Чащина. Красноярск, 1994. С. 12.
  1. К этим сведениям нет свободного доступа на законном основании. Однако данное положение следует считать не вполне обоснованным, поскольку, как уже отмечалось, некоторые государственные органы в целях исполнения ими своих надзорных, контрольных и иных функций имеют право на получение от субъекта предпринимательской деятельности сведений, составляющих коммерческую тайну. Поэтому наиболее удачной представляется формулировка данного признака в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г., относящем к коммерческой тайне сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК и федеральными законами (п. 5) (правильнее было бы сказать: ГК и иными федеральными законами, поскольку ГК - один из федеральных законов).
  2. Обладатель сведений, составляющих коммерческую тайну, предпринимает организационные, технические, правовые и иные меры по их охране.

Критические замечания в той или иной мере были учтены Федеральным законом N 98-ФЗ от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне" <*>, определившим в ст. 3 следующим образом понятие коммерческой тайны:

<*> Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

"Коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

информация, составляющая коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны" <*>.

<*> Там же.

Специалисты отмечают, что в настоящее время в России в сфере правового регулирования отношений, связанных с защитой коммерческой тайны, действует более ста законодательных и иных нормативных актов. К ним, в частности, относятся: Конституция РФ (ст. 34), Гражданский кодекс РФ (ст. 139, 727), Таможенный кодекс РФ (ст. 16, 158, 161, 163, 165, 167, 186, 286, 287, 344), Арбитражный процессуальный кодекс РФ (ст. 9), Федеральные законы "Об информации информатизации и защите информации" (ст. 8, 10, 21), "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (ст. 10, 15), "О государственной тайне" (ст. 10), "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (ст. 3), "О средствах массовой информации" (ст. 4, 20, 40, 41, 58), "О федеральных органах правительственной связи и информации" (ст. 10, 11, 18, 23), "О налоговых органах Российской Федерации" (ст. 7), "О федеральных органах налоговой полиции" (ст. 10), "О стандартизации" (ст. 4), "О недрах" (ст. 27, 43, 49), "О естественных монополиях" (ст. 13), "Об основах государственной службы Российской Федерации" (ст. 10, 12, 21), Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" и др. <*>.

<*> Подробнее об этом см.: Куликов А. О коммерческой и служебной тайне // Хозяйство и право. 1996. N 11. С. 99.

Исходя из изложенного, предлагается дать следующую редакцию ч. 1 ст. 139 ГК:

"1. Информация составляет коммерческую тайну в случае, когда она связана с предпринимательской деятельностью, имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, доступ к ней ограничен в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами, и обладатель информации принимает меры по охране ее конфиденциальности" <*>.

<*> Юрченко И.А. Указ. работа.

Как уже отмечалось, в законодательстве РФ закреплен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним относятся:

"...1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

  1. содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  2. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
  3. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  4. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
  5. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  6. о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  7. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  8. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
  9. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  10. обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами" (ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне") <*>.
<*> Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

Кроме того, в самом ГК и других нормативно-правовых актах устанавливается круг таких сведений, которые юридическое лицо обязано сообщать соответствующим органам (налоговым, статистическим и др.) либо обязано доводить до общего сведения. Например, ч. 1 ст. 97 ГК возлагает на открытые акционерные общества обязанность ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. В силу п. 1 ст. 63 ГК таким же образом должны быть опубликованы сведения о ликвидации юридического лица.

В случае если информация, являющаяся коммерческой тайной, представляет ценность для обеспечения государственной безопасности и включена в перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, соответствующие государственные органы РФ вправе принять решение об отнесении этой информации к государственной тайне в порядке и на условиях, установленных ст. 10 Закона РФ "О государственной тайне".

В литературе высказывается точка зрения, согласно которой собственником коммерческой тайны (ее обладателем) следует считать только тот хозяйствующий субъект, который имеет статус юридического лица. "Такое свойство должно быть определяющим при решении данного вопроса, потому что именно юридическое лицо вправе создавать локальные нормативные акты, регулирующие охрану коммерческой тайны, а затем - выступать в качестве самостоятельного субъекта, могущего требовать привлечения к ответственности виновного за ее разглашение и возмещения причиненного в связи с этим ущерба" <*>. Тем не менее ГК, регулируя вопросы коммерческой тайны, говорит об обладателе данных сведений, не определяя его организационно-правового статуса. Кроме того, он допускает возможность для гражданина осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, распространяя на данную деятельность все правила, регулирующие деятельность юридических лиц (ст. 23). Однако многие авторы отмечают, что коммерческая тайна предполагает специальное оформление на уровне локальных актов <**>. Если же решение об отнесении тех или иных сведений к конфиденциальным не принято, то режим коммерческой тайны не возникает. Как правило, необходимо принятие трех документов: о перечне сведений, составляющих коммерческую тайну; о порядке ознакомления с этими сведениями; о круге лиц, имеющих право знакомиться с названными сведениями. Для юридического лица эти документы утверждаются приказом руководителя данного хозяйствующего субъекта. Правила отнесения той или иной информации к коммерческой тайне выработаны практикой. Но порядок установления режима коммерческой тайны для индивидуального предпринимателя четко нигде не определен. Проект федерального закона "О коммерческой тайне" в развитие ст. 139 ГК подтверждает, что правовая охрана информации, составляющей коммерческую тайну, предоставляется гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также юридическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации. Пункт 4 ст. 6 проекта предусматривает, что обязательной мерой по обеспечению режима коммерческой тайны является заключение обладателем подобной информации должным образом оформленных соглашений о конфиденциальности или иных подтверждающих обязательство о неразглашении коммерческой тайны договоров. Данное требование в большей мере относится к индивидуальным предпринимателям. Это обстоятельство находит подтверждение в действующем законодательстве. Так, в соответствии со ст. 727 ГК, если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна индивидуального предпринимателя, она не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны. Это же требование вытекает и из ряда других норм ГК (ст. 762, 771, 1032), а также из Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <***>.

<*> Плаксин В.А., Макогон Ю.В. Коммерческая тайна: правовые проблемы // Советское государство и право. 1992. N 8. С. 76.
<**> Олейник О. Правовые проблемы банковской тайны // Хозяйство и право. 1997. N 6. С. 134; Смолькова И.В. Понятие и уголовно-правовое значение коммерческой и банковской тайны // Юриспруденция: Вып. 4. Самара, 1997. С. 128; Отнюкова Г. Коммерческая тайна // Закон. 1998. N 2. С. 56 - 57.
<***> Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

Следовательно, как для юридического лица, так и для индивидуального предпринимателя необходимо соответствующее оформление режима коммерческой тайны, поскольку он не возникает автоматически.

Отмечается, что режим коммерческой тайны может устанавливаться лишь в коммерческой организации.

В литературе было высказано также мнение, что в самой коммерческой организации часть сведений (сведения о руководителях, других работниках, сведения о структуре управления производством, методика обучения персонала, состояние материально-технической базы данной организации и др.) являются служебной, а не коммерческой тайной <*>.

<*> Отнюкова Г. Указ работа. С. 57; Гудимов В. Ответственность за разглашение коммерческой тайны // Российская юстиция. 1998. N 2. С. 30.

Некоторые авторы полагают, что правом на коммерческую тайну обладают как коммерческие, так и некоммерческие организации <*>, так как последние в соответствие с ч. 3 ст. 50 ГК могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует данным целям. Такой деятельностью признаются приносящие прибыль производство товаров и услуг, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <**>). Такое утверждение выглядит справедливым особенно в свете Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <***>.

<*> Куликов А. О коммерческой и служебной тайне // Хозяйство и право. 1996. N 11. С. 104.
<**> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
<***> Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

В процессе такой деятельности данные организации используют информацию, которая может иметь коммерческую ценность.

Право на коммерческую тайну не является абсолютным естественным правом, как считают некоторые авторы <1>. Законодательством определен круг уполномоченных органов и лиц, в компетенцию которых входит право на истребование информации, составляющей коммерческую тайну. К их числу относятся: суды общей юрисдикции, арбитражные суды, органы предварительного следствия и дознания, Государственная налоговая служба, органы налоговой полиции, органы валютного контроля, нотариат, иные органы, имеющие на это право (см., например, ст. 13, 14, 15 Федерального закона от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <2>; ст. 13 Закона РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации" <3>; ст. 16, 163, 167, 186, 214, 344 Таможенного кодекса РФ от 18 июня 1993 г. N 5221-1 <4>; п. 9 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" <5>; ст. 13 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате РФ" <6>; ст. 27 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" <7>; ст. 13, 14 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <8> и др.). При этом информация, составляющая коммерческую тайну, полученная тем или иным органом в пределах своей компетенции, приобретает статус служебной тайны.

<1> Денчик Н. Право на коммерческую тайну // Хозяйство и право. 1993. N 9. С. 95.
<2> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. N 16. Ст. 499.
<3> Российская газета. 1993. 25 июня.
<4> Российская газета. 1993. 21 июля.
<5> Российская газета. 1993. 15 июля.
<6> Собрание законодательства РФ. 1995. N 3. Ст. 167.
<7> Собрание законодательства РФ. 1995. N 30. Ст. 2864.
<8> Собрание законодательства РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.

Общие положения, касающиеся порядка предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, урегулированы в ст. 6 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <*>. В ней говорится, что "1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

<*> Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
  1. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.
  2. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
  3. На документы, предоставляемые указанным в ч. 1 и 3 настоящей статьи органам, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф "Коммерческая тайна" с указанием ее обладателя (для юридических лиц - его полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, место его жительства)" <*>.
<*> Там же.