Мудрый Юрист

Роль инвестиций в усовершенствовании управления производственными комплексами пенитенциарной системы *

<*> Goncharenko O.G., Oliynyk A.I., Anishchenko V.A. Role of investments in improving the management of penal system industrial complexes.

Гончаренко Оксана Григорьевна, Юридический колледж Государственной пенитенциарной службы Украины, г. Чернигов.

Олийник Александр Иванович, Юридический колледж Государственной пенитенциарной службы Украины, г. Чернигов.

Анищенко Виктория Александровна, Черниговский филиал Европейского университета.

В статье говорится о необходимости финансирования отдельных производственных комплексов пенитенциарной системы и создания собственной финансовой инфраструктуры.

Ключевые слова: производственный комплекс пенитенциарной системы, инвестирование, капитальные вложения.

The article emphasizes the need to finance separate industrial complexes and create of its own infrastructure.

Key words: penal system industrial complex, investment, capital investment.

С переходом к рыночной системе экономики предприятия производственного комплекса пенитенциарной системы (ПКПС) стали полноправными участниками рынка. Однако на первых этапах переходного периода их нельзя было назвать предпринимательскими структурами, т.к. предприятия учреждений исполнения наказаний созданы для обеспечения процесса исправления заключенных лиц, изолированных от общества, и их воспитания путем привлечения к общественно-полезному труду.

Развитие предпринимательства в ПКПС должно, на наш взгляд, идти по определенным направлениям (рис. 1), которые требуют вливания денежных средств (инвестиций).

                  -----------------------------¬
¦ Предпринимательство в ПКПС ¦
L--------------T--------------
------------------+--------------¬
¦/ ¦/
-----------------------------¬ ---------------------------------------¬
¦диверсификация производства,¦ ¦ развитие государственно-частного ¦
¦ гибкость и способность ¦ ¦ партнерства, способного реализоваться¦
¦ быстрой переориентации ¦ ¦ в двух формах: ¦
¦на более конкурентоспособную¦ ¦ путем размещения заказов частных ¦
¦ продукцию ¦ ¦ субъектов на производство товаров ¦
¦ ¦ ¦ и трудоустройство лиц, отбывающих ¦
¦ ¦ ¦наказание, в коммерческих организациях¦
L------------T---------------- L---------------T-----------------------
L------------------T-------------------

---------+------------¬
¦ ИНВЕСТИЦИИ ¦
L----------------------

Рис. 1. Направления развития предпринимательства в ПКПС

Государственные предприятия исправительных колоний долгое время функционируют в сложных экономических условиях, характерной чертой которых является ограничение государственного финансирования Государственной пенитенциарной службы Украины. За период 2005 - 2010 гг. оно составило менее 50% нормативного потребления [2].

Недофинансирование данной сферы приводит к тому, что на предприятиях ПКПС ухудшается финансовое состояние, они не могут своевременно выполнять свои финансовые обязательства, что, в свою очередь, становится причиной задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам (по состоянию на 1 января 2011 г. задолженность - 172,8 млн. грн.). Кроме того, на текущие платежи данных предприятий накладываются пеня, штрафные санкции (как, например, в 2010 г. государственным предприятиям исправительных колоний насчитано налогов, сборов и обязательных платежей на общую сумму 94,9 млн. грн., пени и штрафные санкции в сумме составили 10,8 млн. грн., или 11,4%) [2].

Необходимо учитывать тот факт, что деятельность ПКПС имеет закрытый доступ к рынку труда, данные предприятия невозможно рассматривать как полноценные субъекты хозяйствования. Их деятельность требует специального регулирования, в том числе налогового, что позволит инвестировать средства в развитие материально-технической базы ПКПС. На рис. 2 приведены виды инвестиций в ПКПС.

                      ----------------------------¬
----------------------+ ИНВЕСТИЦИИ В ПКПС ¦
¦ L----------------------------
¦ -----------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦прямые денежные средства, полученные в порядке предоплаты от ¦
+--+организаций на приобретение материально-технических ресурсов ¦
¦ ¦для производства; ¦
¦ L-----------------------------------------------------------------------
¦ -----------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦стоимость основных фондов, переданных партнерами на баланс учреждений ¦
+--+исполнения наказаний, а также для осуществления совместной ¦
¦ ¦деятельности или вложения уставного капитала; ¦
¦ L-----------------------------------------------------------------------
¦ -----------------------------------------------------------------------¬
+--+денежные, а также имущественные взносы партнеров в ходе реализации ¦
¦ ¦договоров о сотрудничестве; ¦
¦ L-----------------------------------------------------------------------
¦ -----------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦право пользоваться основными фондами (машинами, оборудованием), ¦
+--+которые не стоят на балансе предприятий пенитенциарной системы, ¦
¦ ¦технологиями, которые используются в процессе производства продукции ¦
¦ ¦в ПКПС и оценены в денежном выражении; ¦
¦ L-----------------------------------------------------------------------
¦ -----------------------------------------------------------------------¬
+--+сумма заработной платы осужденных с начислениями, выплаченная им за ¦
¦ ¦работу на контрагентских объектах; ¦
¦ L-----------------------------------------------------------------------
¦ -----------------------------------------------------------------------¬
+--+стоимость услуг промышленного характера; ¦
¦ L-----------------------------------------------------------------------
¦ -----------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦целевые банковские кредиты, направленные на производство ¦
+--+(на пополнение собственных оборотных средств, развитие ¦
¦ ¦производственных мощностей); ¦
¦ L-----------------------------------------------------------------------
¦ -----------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦средства, полученные под выполнение целевых региональных программ ¦
L--+с использованием производственных мощностей предприятий ПКПС и др. ¦
L-----------------------------------------------------------------------

Рис. 2. Виды инвестиционных вложений в развитие ПКПС

Для государственных предприятий исправительных колоний наиболее эффективным путем привлечения инвестиционных ресурсов является создание инвестиционно-промышленной группы, которая бы интегрировала реализацию инвестиционных проектов или программ, направленных на расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение экономической эффективности производства, создание новых рабочих мест для осужденных (рис. 3).

              ------------------------------------------¬
¦ Инвестиционно-промышленная группа (ИПГ) ¦
L------------------------------------------

------------------------------------+-------------------------------------¬
¦ Цель - создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов ¦
¦ с целью реализации совместных инвестиционных и инновационных ¦
¦ проектов и целевых программ, защита совместных имущественных интересов ¦
L-----------------------------------T--------------------------------------
¦/
-----------------------------------------------------------------------¬
---+Взаимодействие участников осуществляется на основе программ и проектов¦
¦ L-----------------------------------------------------------------------
¦ -----------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦ повышение конкурентоспособности производства и удовлетворение ¦
+--+ потребностей рынка в товарах и услугах; ¦
¦ L-----------------------------------------------------------------------
¦ -----------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦ повышение эффективности трудовой занятости осужденных и защищенности ¦
+--+ персонала; ¦
¦ L-----------------------------------------------------------------------
¦ -----------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦ оптимизация затрат бюджетных средств, выделяемых на содержание ¦
+--+ учреждений исполнения наказаний; ¦
¦ L-----------------------------------------------------------------------
¦ -----------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦создание и использование залогово-гарантийных механизмов на отраслевом¦
+--+ и региональном уровнях; ¦
¦ L-----------------------------------------------------------------------
¦ -----------------------------------------------------------------------¬
L--+ развитие кооперации на отраслевом и региональном уровнях. ¦
L-----------------------------------------------------------------------

Рис. 3. Цели и характер деятельности ИПГ

Анализируя состояние привлечения инвестиций в ПКПС, мы пришли к следующим выводам:

Таким образом, с нашей точки зрения, основными источниками инвестиций для предприятий учреждений исполнения наказаний может выступать следующее:

  1. Прямое государственное финансирование в форме финансирования из региональных и местных бюджетов, а также государственный заказ. Необходимо отметить, что выделяемые государственные средства настолько мизерны, что выступать в роли стимула привлечения средств из других источников финансирования не могут (это крайне негативная тенденция для развития процесса инвестирования в пенитенциарной системе). На 2012 г. Государственной пенитенциарной службе Украины установлены налоги по общему фонду государственного бюджета в сумме 2,6 млрд. грн., что обеспечивает плановую потребность только на 35,4% [2].
  2. Мероприятия государственной поддержки, выступающие в форме налоговых льгот, взаимозачетов, грантов при получении кредитов. Эти формы по своему характеру довольно часто не являются инвестиционными, т.к. они лишь способствуют экономии средств государственных предприятий исправительных учреждений, которые впоследствии идут на пополнение собственных оборотных средств, а не на реконструкцию оборудования или новое строительство.
  3. Частные инвестиции - кредиты банков и коммерческих организаций, предоплата заказов, организация совместного производства и др. Именно этот источник на сегодня является единственным реально существующим источником инвестирования в ПКПС, позволяющим данному комплексу развиваться в будущем.
  4. Внебюджетные фонды - это несущественный источник инвестиций, т.к. для их формирования необходимы реальные (на счетах предприятия) финансовые средства, а они у предприятий учреждений исполнения наказаний отсутствуют.

Основными принципами инвестирования ПКПС, на наш взгляд, должны стать:

Таким образом, вышеизложенный материал говорит о том, что деятельность государства должна быть направлена не на финансирование отдельных мероприятий, а на создание собственной финансовой инфраструктуры, которая позволила бы обеспечить функционирование всего ПКПС инвестициями. Такая система должна включать лизинговые компании, страховые компании и инвестиционно-промышленные группы, ориентированные на финансирование конкретных проектов.

Литература

  1. Дука А.П. Теорiя та практика iнвестицiйноi дiяльностi. Iнвестування: Навчал. посiбник. Киiв: Каравела, 2007. Укр. яз.
  2. Матвеева Н.С. Особенности организации производства в уголовно-исполнительной системе России // Человек: преступление и наказание. Вологда, 2010. N 4. С. 118 - 122.
  3. Загальна характеристика Державноi пенiтенцiарноi служби Украiни [станом на 01.05.2012] / Державна пенiтенцiарна служба Украiни [Электронный ресурс] URL: http://www.kvs.gov.ua/peniten/ control/main/uk/ publish/article/628075.