Мудрый Юрист

Система категорий конституционного правотворчества в проектах преобразования государственного строя Российской империи *

<*> Lipen S.V. The system of categories of the constitutional law-making in the projects reorganization of the state system of the Russian empire.

Липень Сергей Васильевич, доцент кафедры теории государства и права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматривается развитие системы категорий правотворчества, обусловленное разработкой конституционных проектов в России в XIX - начале XX в.

Ключевые слова: конституционное правотворчество, юридическая наука дореволюционной России, теория правотворчества, история правотворчества, демократизм правотворчества.

In the article examines the development of the system of categories law-making, caused by the development of the constitutional projects in Russia in XIX - the beginning of the XX century.

Key words: the constitutional lawmaking, the legal science of the pre-revolutionary Russia, the theory of the lawmaking, the history of the lawmaking, the democracy of the lawmaking.

Развитие юридического научного знания может быть представлено через эволюцию системы категорий, отражающих принципиальные проблемы соответствующей сферы научной юриспруденции. По крайней мере, такие попытки сделаны в рамках теории права (А.М. Васильев) и конституционного права (А.С. Автономов). Развитие теории права, по мнению А.М. Васильева, состоит в разных вариантах изменения "структурных понятийных рядов" (формирование новых, уточнение и развитие существующих правовых категорий, исключение устаревших и исчерпавших себя категорий <1>).

<1> Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976. С. 140.

Эти положения уточняются и конкретизируются применительно к конституционно-правовой науке в исследовании А.С. Автономова; как отмечается, развитие системы категорий конституционного права протекает в ходе циклических процессов противоборства энтропии и негэнтропии, но в целом сопровождается возрастанием информации <2>. Формирование системы конституционно-правовых категорий прослеживается на основе эволюции различных институтов конституционного права преимущественно в XX в., при этом учтен как отечественный, так и зарубежный опыт. По некоторым проблемам даны более значительные исторические экскурсы (от идей Конфуция до Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, ученых XX в.). Подобный подход позволяет выявить определенные закономерности эволюции научного знания, поэтому он представляется достаточно конструктивным. В то же время следует отметить, что с позиций формирования системы категорий нуждается в дальнейшем осмыслении еще весьма значительный фактический материал.

<2> Автономов А.С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. М., 1999. С. 345.

Для современной юридической науки продолжают оставаться актуальными вопросы исторической реконструкции развития научного знания, восстановления его необходимой преемственности. В настоящее время теория правотворчества в дореволюционной России изучается в основном через кодификационную деятельность <3>. По нашему мнению, следует иметь в виду и основные закономерности правотворческой деятельности, проявившиеся в процессе подготовки актов конституционного значения в Российской империи XIX - начала XX в., которые составляют органическую часть исторического развития общей теории правотворчества.

<3> Систематизация законодательства в России (историко-правовые, теоретико-методологические и технико-юридические проблемы). К 175-летию Свода законов Российской империи: Материалы Международного круглого стола (Москва, 18 - 19 января 2008 года) / Под ред. В.М. Баранова, В.Г. Графского, С.В. Кодана. Н. Новгород, 2008. 477 с.

Правотворчество и конституционное правотворчество - фундаментальные категории теории права и конституционного права; представляется важным осмысление закономерностей формирования соответствующего понятийного ряда в отечественной конституционно-правовой традиции.

Российская империя не имела писаной конституции; в качестве актов конституционного значения признавались Манифест 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы 1906 г. Тем не менее с учетом существовавшей традиции разработки конституционных проектов, начиная с царствования Александра I, говорить о формировании системы категорий конституционного правотворчества в России XIX - начала XX в. представляется вполне правомерным. Это дает основания изучать закономерности подготовки актов конституционного значения в рамках развития теории правотворчества.

Конституционное правотворчество, по признанию большинства ученых, начинается с Манифеста 17 октября 1905 г. Однако история проектов преобразования государственного строя Российской империи ведется еще с "Кондиций" Анны Иоанновны <4>, документа XVIII в. В той или иной степени о необходимости политических преобразований, о возможном ограничении власти монарха, о внедрении в управление Россией начал разделения власти и представительства говорили В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, Н.И. Панин, А.А. Безбородко, С.Е. Десницкий, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев и некоторые другие государственные деятели и мыслители XVIII в.

<4> Грацианский П.С. Конституционные идеи и проекты в России // История буржуазного конституционализма XVII - XVIII вв. / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М., 1983. С. 239.

XIX - начало XX в. - время ожидания, подготовки, проведения социальных и политических реформ, разработки проектов конституционных и кодификационных актов, значительной активизации правотворческой деятельности, формирования и развития отечественной научной юриспруденции, а вместе с ней - научного осмысления проблем правотворчества.

К XIX в. значительный опыт демократизации политической жизни был накоплен в Англии и Франции, в швейцарских кантонах, в североамериканских штатах. В свете европейской политической практики для Российской империи - дворянской абсолютной монархии, не имевшей ни конституции, ни представительства, ни системы политических прав, - в целях совершенствования управленческой деятельности признавалось необходимым именно политическое реформирование и подготовка акта конституционного значения.

Укажем на основные конституционные проекты и акты XIX - начала XX в., которые подвергаются изучению в исторических и историко-правовых исследованиях.

  1. Конституционные проекты М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева, некоторых других государственных деятелей, разрабатываемые по поручению Александра I, который в начале XIX в. высказывался о возможности политического реформирования. Основным в идеях конституционного правотворчества была либерализация государственного строя посредством введения начал разделения властей, учреждения органа народного представительства, как правило, законосовещательного характера. Общероссийское представительное учреждение могло бы стать местом для обсуждения наиболее важных вопросов и тем самым способствовать более конструктивному государственному управлению, снижению социальной напряженности.
  2. Идеи декабристов о радикальной либерализации государственного строя России; по проектам П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева роль представительных учреждений весьма значительна, а сама Россия виделась конституционной монархией (в которой, однако, монарх не более чем верховный чиновник) или республикой с реальным разделением властей.
  3. Надежды передовых представителей дворянства, интеллигенции, прогрессивно мыслящих ученых не только на социальные, но и на политические реформы с восшествием на престол Александра II; в ряде направляемых царю адресов от представителей дворянства различных губерний прямо звучали предложения о даровании России конституции, об учреждении представительного правления.
  4. Проекты признававших необходимость политических перемен в управлении государством представителей высшей бюрократии (П.А. Валуев, К.Н. Романов, М.Т. Лорис-Меликов, П.П. Шувалов). Как показывают исторические события, именно голос высшего чиновничества мог быть услышан царем, их действия могли бы направить политическое развитие России по новому руслу. Ключевым пунктом во всех проектах реформирования политического строя России было введение представительных учреждений, но при этом ни в одном из проектов речь о возможном ограничении верховной власти царя, об изменении формы правления в России не шла. Подобные радикальные идеи навряд ли могли быть восприняты в России середины - второй половины XIX в.
  5. Российский внешнеполитический конституционализм - активное участие русской дипломатии в составлении конституционных актов Ионической республики, в конституционном строительстве в Молдавии и Валахии, в Сербии (30-е гг. XIX в.), на Крите, в Черногории (60-е - 70-е гг. XIX в.), подготовка проекта Тырновской Конституции Княжества Болгарского 1879 г. и др. Ни одно государство того времени не участвовало в такой степени, как Россия, в развитии конституционных процессов за рубежом <5>.
<5> Гросул В.Я. Российский конституционализм за пределами России // Отечественная история. 1996. N 2. С. 166 - 180.
  1. Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г. Основное конституционно-правовое значение имели следующие положения Манифеста: провозглашение права народа на законодательное (не законосовещательное) представительство (что обусловило наличие законодательной функции у Государственной Думы) с одновременным провозглашением контрольной функции Государственной Думы и демократизации избирательного права, предоставление свободы слова и отмена политической цензуры (что повлекло относительно свободное развитие издания юридической и политической литературы), предоставление свободы собраний и союзов (что дало возможность образовывать легальные политические партии). В качестве акта конституционного значения можно рассматривать и новую редакцию Основных государственных законов от 23 апреля 1906 г.

До 1905 - 1906 гг. в учебной литературе по теории права и по государственному праву с различной степенью подробности и на разном материале (только отечественном или же с привлечением иностранного) излагались обычно четыре стадии законодательного процесса: инициатива, обсуждение, утверждение и обнародование закона <6>; после издания Манифеста 17 октября 1905 г. и начала деятельности российского парламента исследования проблем законодательного процесса получили новый импульс.

<6> Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Изд. 6-е. СПб., 1904. С. 302 - 303, 312 - 314.
  1. Деятельность Особой комиссии по составлению проекта Основных законов (Конституции), образованной Временным правительством в октябре 1917 г. для подготовки к Учредительному собранию. Возглавлял работу комиссии профессор Н.И. Лазаревский; были высказаны различные мнения, большинству либеральных деятелей Россия виделась президентской республикой с двухпалатным парламентом <7>. Либеральные реформы в 1917 - 1918 гг. не состоялись, история, как известно, пошла по иному пути.
<7> Пахоленко Н.Б. Из истории конституционных проектов в России: Учебное пособие. М.: ИГП РАН, 2000. С. 69 - 80.

В конституционных проектах XIX в., в актах конституционного значения начала XX в. развивались положения о необходимости введения верховной управленческой деятельности в России в конституционные рамки. По всей видимости, в течение ряда десятилетий XIX в. существовала возможность путем принятия конституции (акта конституционного значения) через осторожное развитие представительных начал направить развитие России по пути совершенствования государственного механизма, демократизации политической жизни, установления диалога между народом и властью. Это вполне соответствовало социальному и политико-правовому развитию России (выражение идеи социальной адекватности права на конституционно-правовом уровне). Однако время на результативные политические реформы оказалось упущенным, к началу XX в. разрыв между пониманием ситуации властью и оппозиционными силами оказался слишком велик, что не позволило сформировать конструктивные механизмы взаимодействия между ними и в конечном счете привело к краху государственного строя в 1917 г., несмотря на принятие актов конституционного значения и введение в политико-правовую жизнь России демократических начал.

В конституционных проектах XIX в., в актах конституционного значения начала XX в. развивались принципы демократизма, научного подхода к правотворческой деятельности (следует, однако, отметить, что в полной мере о научной объективности речь не шла - та или иная конституционно-правовая модель избиралась в зависимости от особенностей политической ситуации, интересов разработчиков проекта). Принцип гласности, наоборот, практически отсутствовал, что определялось как отсутствием в сравнении с современными возможностями многих каналов, через которые проект мог бы быть обсужден, так и особенностями политической ситуации - почти все конституционные проекты были средствами в политической борьбе, их содержание выражало соответствующие политические интересы, появление проектов нередко рассматривалось как очередной тактический ход в идеологическом противостоянии, поэтому подготовка обычно держалась в тайне.

Принцип демократизма проявлялся в самом факте разработки и возможного принятия конституционных проектов, в их содержании - во введении представительных начал в государственное управление и законодательный процесс, в идее о новом устройстве высших государственных органов, в ограничении законодательных полномочий монарха через законосовещательное представительство. Происходил поиск наиболее адекватных для России конституционных учреждений, в конституционных проектах предлагались варианты их названия, порядка формирования, компетенции, соотношения с монархом, Государственным советом, органами отраслевого государственного управления. Далеко не во всех проектах содержится детально проработанная система разделения властей, только в общем плане могла быть урегулирована деятельность представительства, распределение полномочий в рамках механизма сдержек и противовесов; основное внимание уделялось обоснованию самой возможности введения представительных конституционных учреждений. С точки зрения стадий правотворчества весь XIX в. дело оканчивалось первой стадией - подготовкой проекта конституционного акта.

Таким образом, в юридической науке дореволюционной России в течение XIX - начала XX в. с развитием идей конституционного правотворчества шло постепенное формирование системы научной терминологии, исследование системной взаимосвязи проблем, связанных с подготовкой и принятием актов конституционного значения. Система категорий конституционного правотворчества - "проект конституционного акта", "акт конституционного значения", "реформа государственного строя", "начала представительства", "представительное правление", "законосовещательное представительство", "начала разделения власти", "законодательная власть", "орган народного представительства", "выборы", "законодательный процесс" и др. Именно в рассматриваемый период, в течение XIX - начала XX в., данные категории вводились в научный оборот и политическую практику, наполнялись конкретным содержанием в зависимости от политических предпочтений.