Мудрый Юрист

Рейдерство (международный уголовно-правовой аспект)

Андреева Л.А., кандидат юридических наук, старший преподаватель Новгородского филиала Современной гуманитарной академии.

Статья посвящена вопросам противодействия рейдерству.

Ключевые слова: уголовное право, международное право, рейдерство.

The article is devoted to questions of counteraction to raiding.

С развитием межгосударственных экономических отношений происходят изменение структуры преступности, переоценка общественной опасности тех или иных явлений. Одним из таких преступлений стало рейдерство. Рейдерство - это противоправное действие, ранее на практике встречались захваты отдельных предприятий, в настоящее время действия рейдеров распространились на отдельные группы предприятий (сети), на предприятия, связанные технологической цепочкой либо крупный бизнес. Квалификация рейдерского захвата как захвата предприятия становится частным примером, а наиболее общим, охватывающим данное противоправное явление определяется рейдерство как противоправный захват бизнеса. Действия рейдеров не сводятся только к захвату национального бизнеса, а имеют тенденцию к посягательству на транснациональные компании и холдинги, с использованием финансовой и банковской систем <1>. Цепь рейдерских захватов перешагнула границы государств.

<1> Андреева Л.А. Рейдерство (уголовно-правовой аспект) // Актуальные проблемы уголовного права, процесса и криминалистики: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции: В 2 томах / Под ред. Ю.О. Гурджи, А.М. Притула. Одесса: Международный гуманитарный университет, 2010. Том 1: Уголовное, уголовно-процессуальное право и криминология. С. 24.

Коррупция как внутригосударственное правовое явление содействует рейдерству, в ходе захвата бизнеса способствует преступным действиям, а также создает предпосылки для нарушений законодательства, скрывает факты рейдерства, либо тормозит ход расследования рейдерских захватов. Причины рейдерства лежат в структуре рыночных и административных отношений. В условиях масштабного кризиса, охватившего государства, проблема коррупции и рейдерства приняла новые масштабы и формы. Переоценка и падение определенных ценностей в обществе, слабость власти в центре и на местах, кадровая чехарда и реформы правоохранительной системы послужили причинами чрезвычайного роста данного вида коррупционных преступлений.

Практика показывает, что цели рейдеров меняются, и завладение недвижимостью не становится основной и конечной целью, действия коррупционеров многообразны в своих проявлениях, что создает определенные трудности для квалификации их действий, определения правовой природы и юридической ответственности коррупционеров. Следовательно, рейдерство имеет международно-правовое уголовное значение, представляет собой одновременно и социальное, и криминологическое явления, поэтому возможно его изучение не как конкретного состава преступления, а как совокупности родственных видов деяний против общества и государств. Общим основанием криминализации рейдерства является степень его общественной опасности, связанной с отрицательными последствиями развития рыночных отношений; с последствиями участия капиталов, имеющих криминальную природу, и их отмыванием в экономических отношениях; с отрицательными последствиями участия коррумпированных чиновников и сотрудников правоохранительных органов в захвате бизнеса <2>. Причины необходимости запрещения в уголовном законе и наказуемость рейдерства заключаются в следующем: убеждении в неэффективности борьбы уголовно-правовыми средствами; принципиальном изменение характера общественных отношений, ранее находившихся под охраной уголовного закона; изменениях представлений о степени общественной опасности и изменениях нравственной оценки рейдерства в мире.

<2> Андреева Л.А. Коррупция и рейдерство в условиях рыночных отношений // Российское государство и право: традиции, современность, будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.Я. Музюкина, Е.С. Аничкина. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. С. 149.

Как отмечает В.Н. Дремин, ситуация становится более сложной в условиях усиливающейся интеграции финансовых рынков. В легальной экономике большинства развитых стран это привело к созданию транснациональных корпораций, в криминальной сфере наиболее влиятельные преступные организации стали осуществлять операции в международном масштабе, превратившись в транснациональные преступные организации. Происходят активная корпоративизация криминального рынка, формирование корпоративной криминальной идеологии, втягивающей в свою орбиту миллионы людей во всем мире <3>. Увеличение количества корпораций, концернов, акционерных предприятий прямо пропорционально приводит к увеличению международных рейдерских захватов.

<3> Дремин В.Н. Глобализация и корпоративизация преступности как предмет международной криминологии // Актуальные проблемы уголовного права, процесса и криминалистики: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции: В 2 томах / Под ред. Ю.О. Гурджи, А.М. Притула. Одесса: Международный гуманитарный университет, 2010. Том 1: Уголовное, уголовно-процессуальное право и криминология. С. 96.

Преступные поглощения предприятий являются многоуровневой криминальной деятельностью, осуществление которой возможно при совершении целого ряда сопутствующих, не только экономических, но и других, в том числе и должностных, преступлений. Уровень коррупции в криминальных захватах - взаимосвязанное явление, отражающее степень возможного воспрепятствования законной деятельности бизнесмена. В настоящее время рейдерство как вид преступной деятельности носит межгосударственный, организованный групповой характер, совершается с использованием несовершенной законодательно-правовой базы, с привлечением государственных, административных и силовых ресурсов и в целом представляет реальную угрозу экономической безопасности. Глобальные изменения в экономическом пространстве приводят к изменению способов и методов рейдерской атаки. Как отмечает Н.А. Зелинская, речь идет о таких преступлениях, с которыми государство не только не борется, а как раз наоборот, само их инициирует. Эти преступления совершаются по приказу правительств, ими поддерживаются или систематически укрываются <4>.

<4> Зелинская Н.А. К вопросу о соотношении международного уголовного права и международной криминологии // Актуальные проблемы уголовного права, процесса и криминалистики: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции: В 2 томах / Под ред. Ю.О. Гурджи, А.М. Притула. Одесса: Международный гуманитарный университет, 2010. Том 1: Уголовное, уголовно-процессуальное право и криминология. С. 114.

Правовое регулирование вхождения России в ВТО на федеральном и региональном уровнях неизбежно приведет к новой атаке рейдеров. Приведение в соответствие российских нормативных актов требованиям ВТО, новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации, Федеральные законы об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, о валютном регулировании и валютном контроле, о техническом регулировании, пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и другие нормативные правовые акты, а также акты органов государственной власти субъектов Федерации не гарантируют единой политики в области международного противодействия рейдерству. В основном пакет нормативных актов субъекта РФ направлен на регулирование государственной поддержки для юридических лиц, и этими мерами ограничено нормотворчество субъектов РФ, что неизбежно приведет к сращиванию коррупции и рейдерства в экономическом пространстве.

Исполнительные органы субъекта РФ регулируют порядок налогового стимулирования организаций, осуществляющих производственную деятельность в субъекте РФ, механизм привлечения инвестиций в экономику субъекта РФ, порядок проведения конкурса инвестиционных проектов и программ, учета, использования и возврата средств специальных фондов субъектов РФ, льготного кредитования отдельных отраслей экономики, порядок осуществления компенсационных выплат части платы за пользование кредитами банков, предоставленных организациям, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов, например перерабатывающим организациям пищевой и легкой промышленности, организациям потребительской кооперации на сезонный закуп сырья, птицеводческим организациям для закупа кормов за счет источников, определенных бюджетом развития субъектов РФ. Основным показателем вовлеченности регионов во внешнюю торговлю с точки зрения анализа будущих обязательств России в ВТО являются доля импорта в потреблении на товарных рынках субъекта, отраслевая структура экономики региона, место в системе основных потоков товаров, местоположение и экономический потенциал субъекта РФ. Следовательно, возможно предположить, что деятельность рейдеров будет направлена на установление контроля за работой отдельных сетей, комплексов предприятий, как получающих дотации из бюджетов, так и имеющих транснациональный характер либо работающих под единой международной маркой. Для понимания последствий присоединения России к ВТО в региональном разрезе необходимо учитывать значительную неоднородность субъектов РФ, их криминализацию, разную вовлеченность в процессы внешней торговли. Эти различия должны учитываться для анализа последствий для субъектов РФ, прежде всего с точки зрения развития отраслей экономики и возможных рисков рейдерских захватов. Правовое регулирование должно осуществляться с учетом вероятности последствий изменения условий доступа на внутренний рынок: усиления конкуренции на рынках, следствием которого может стать ухудшение позиций предприятий-производителей при поставках; изменения традиционных региональных товаропотоков, их переориентации с внутренних поставщиков на внешние, что повлечет изменение финансового состояния предприятий, находящихся в субъектах РФ. Значимые последствия будут в регионах, где предприятия отраслей, подвергшихся вытеснению с локальных рынков, являются бюджетообразующими или градообразующими. В этом случае последствия могут носить двоякий характер: с одной стороны, снижение доходов бюджетов из-за сокращения объемов производства, с другой - рост бремени расходов бюджетов на социальные программы из-за возможного роста безработицы и других социальных проблем. Изменения внешнеэкономического режима (его тарифной и нетарифной составляющих) наиболее существенно будут сказываться на регионах, расположенных ближе к сложившимся пунктам пересечения таможенной границы различными категориями товаров. Именно эти проблемные регионы и предприятия станут легкой добычей рейдеров, поддерживаемых коррупционным чиновничеством.

Вместе с тем упускаются два принципиально важных аспекта: поскольку ВТО является межгосударственной организацией, правом доступа в орган по разрешению споров обладают только государства-члены; у государства-члена нет обязанности по обращению в орган по разрешению спора даже в тех случаях, когда имеются достаточные доказательства нарушения прав и интересов отечественных компаний со стороны других государств. Отсутствие обязанности государства по обращению в орган по разрешению споров может создать ситуацию, когда после присоединения России к ВТО государство по собственной инициативе не будет предпринимать необходимые шаги по устранению необоснованных ограничений, действующих в отношении российских товаров и услуг на рынках третьих стран. В рамках неформального механизма у бизнеса нет гарантий, что государство предпримет все необходимые меры для защиты интересов отечественных компаний, причем тогда бездействие практически невозможно оспорить в суде. Уголовно-правовые средства защиты практически недоступны предприятиям малого и среднего бизнеса. Вступление в ВТО не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям производства в структуре большинства отраслей отечественной промышленности в регионе, в то же время оно может серьезно сказаться на ряде отдельных отраслей, безопасности отдельных предприятий. Поэтому требуются разработка долгосрочной стратегии экономической безопасности субъекта РФ, учет интересов во внешнеэкономической сфере и, следовательно, выработка критериев регулирования правоотношений в условиях членства в ВТО и международного уголовного права по противодействию рейдерству.

В.Н. Дремин отмечает, что транснациональная преступность в глобализирующем мире приобретает свойства, отличающие ее от преступности, характерной для того или иного государства <5>. Одним из таких криминальных институтов выступает рейдерство. Очевидно, в одиночку государства не могут взять под контроль это преступное явление, требуются совместные усилия по выработке методов борьбы с рейдерством.

<5> Дремин В.Н. Глобализация и корпоративизация преступности как предмет международной криминологии // Актуальные проблемы уголовного права, процесса и криминалистики: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции: В 2 томах / Под ред. Ю.О. Гурджи, А.М. Притула. Одесса: Международный гуманитарный университет, 2010. Том 1: Уголовное, уголовно-процессуальное право и криминология. С. 97.

Рейдерство представляет собой межгосударственное явление, распространяющееся не только на территории Российской Федерации, но и в Украине, странах СНГ, приводящее к изменению структуры преступности, переоценке тех или иных явлений, их общественной опасности <6>.

<6> Андреева Л.А. Рейдерство (уголовно-правовой аспект) // Актуальные проблемы уголовного права, процесса и криминалистики: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции: В 2 томах / Под ред. Ю.О. Гурджи, А.М. Притула. Одесса: Международный гуманитарный университет, 2010. Том 1: Уголовное, уголовно-процессуальное право и криминология. С. 27.