Мудрый Юрист

Учитываем спортивную экипировку

"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 8

К компетенции учреждений физической культуры и спорта как образовательных относится материально-техническое обеспечение образовательного процесса, в том числе оснащение спортивной экипировкой тренеров-преподавателей, учащихся.

Спортивным школам при обеспечении спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования следует руководствоваться Методическими рекомендациями "Об обеспечении участников образовательного процесса спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования", утвержденными Приказом Госкомспорта России от 03.03.2004 N 190/л "Об утверждении Табеля обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования" (далее - Методические рекомендации). Данным документом определен порядок:

Пункт 1.3 Методических рекомендаций указывает, что данные Рекомендации являются обязательными для применения государственными и муниципальными учреждениями и организациями независимо от ведомственной принадлежности: детско-юношескими спортивными школами, специализированными детско-юношескими спортивными школами, школами высшего спортивного мастерства, центрами спортивной подготовки, училищами олимпийского резерва, учреждениями среднего и высшего профессионального образования, осуществляющими подготовку спортсменов и специалистов.

Планирование расходов и приобретение предметов спортивной экипировки осуществляются учреждениями в соответствии с примерным перечнем обеспечения учащихся, тренеров-преподавателей и других участников спортивно-образовательного процесса спортивной одеждой, обувью и спортивным инвентарем. Приобретение предметов спортивной экипировки должно осуществляться за счет как бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования (п. п. 2.1, 2.2 Методических рекомендаций).

Документальное оформление выдачи и возврата спортивной экипировки

Согласно п. 3.1 Методических рекомендаций спортивная экипировка подразделяется на две категории:

Экипировка в индивидуальное пользование выдается:

Решение о выдаче в индивидуальное либо коллективное пользование тех или иных предметов спортивной экипировки (в зависимости от их фактического наличия) и сроках их возврата принимает руководитель учреждения по представлению ответственных специалистов. Для этого в каждом учреждении должен быть издан приказ с указанием должностных лиц, которые вправе подавать на склад накладные-требования (ф. 0315006, рекомендованная Инструкцией N 25н <1>) с указанием предметов спортивной экипировки и резолюцией руководителя учреждения.

<1> Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".

Примечание. В Методических рекомендациях указаны первичные документы, которые применялись до 01.01.2006. Поэтому в статье приведены формы документов в соответствии с действующей Инструкцией N 25н.

Все выдаваемые в пользование изделия должны быть промаркированы штампом учреждения. Для соблюдения требований о маркировке предметов спортивной экипировки можно использовать современные формы отличия - логотипы учреждений.

Фактическая выдача предметов спортивной экипировки фиксируется в книге учета материальных ценностей (ф. 0504042). В случае выдачи предметов спортивной экипировки тренеру или другому ответственному лицу для последующей передачи членам команды составляется ведомость, в которой расписываются лица, получившие имущество в индивидуальное пользование. Аналогичные записи делают при возврате имущества.

Физические лица, получившие спортивную экипировку в пользование, возвращают ее выдавшей организации по истечении сроков эксплуатации, в связи с выбытием из организации или длительными (свыше 3 месяцев) перерывами в учебно-тренировочной деятельности.

Сроки эксплуатации спортивной экипировки установлены (в годах) в перечнях обеспечения. Они зависят от режима учебно-тренировочного процесса, уровня подготовки и исчисляются с момента фактической выдачи в пользование. Установленные сроки эксплуатации могут изменяться в случае непреднамеренного повреждения спортивной экипировки в результате тренировочной или соревновательной деятельности, не позволяющего ее дальнейшей эксплуатации.

В каждом учреждении должна быть создана и утверждена приказом руководителя постоянно действующая комиссия по списанию товарно-материальных ценностей, которая определяет степень износа предметов спортивной экипировки и готовит предложения об их дальнейшей эксплуатации, реализации по оценочной стоимости, передаче в собственность лицам, в чьем пользовании они находились в период эксплуатации, или о списании, оформляя при этом акт на списание мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Акты на списание составляются комиссиями в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица.

Допускается списание изделий в соответствии с правилами бухгалтерского учета до истечения сроков полезной эксплуатации в случаях перевода спортсменов, групп или команд после получения спортивной экипировки на более высокий этап подготовки при условии, что сроки эксплуатации спортивной экипировки на новом этапе короче, чем на предыдущем этапе.

Спортивная одежда, обувь, аксессуары и инвентарь по истечении сроков эксплуатации либо при изменении условий эксплуатации могут быть реализованы или переданы в собственность физическим лицам (спортсменам, тренерам и другим участникам спортивно-образовательного процесса), при этом с оценочной стоимости безвозмездно переданного в собственность имущества должен быть удержан налог на доходы физических лиц по ставке 13%, как это предусмотрено ст. 211 НК РФ (п. 3.8 Методических рекомендаций).

Операции по выдаче и возврату спортивной экипировки несовершеннолетними спортсменами осуществляются с согласия их родителей или лиц, заменяющих родителей.

Бухгалтерский учет

Надо ли заключать муниципальный или государственный контракт при покупке спортивной экипировки? Действие Закона N 94-ФЗ <2> распространяется на заказы вне зависимости от суммы закупок и источников финансирования (бюджетных или внебюджетных), при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую в течение квартала установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, то есть 100 000 руб. <3>, у единственного поставщика на основании пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ.

<2> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
<3> Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя".

В соответствии с п. 6 Постановления N 778 <4> бюджетные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, приобретая спортивную экипировку (как за счет бюджетных средств, так и за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности), могут выплачивать аванс в размере 30%.

<4> Постановление Правительства РФ от 14.11.2007 N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".

Спортивная экипировка как один из видов мягкого инвентаря в соответствии с п. 65 Инструкции N 25н учитывается на счете аналитического учета 105 05 000 "Мягкий инвентарь". В соответствии с п. 48 Инструкции N 25н расходы по приобретению экипировки следует относить на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ <5>. Материально ответственными лицами учет спортивной экипировки ведется с группировкой по наименованиям, количеству, подразделениям (п. 56 Инструкции N 25н).

<5> Приказ Минфина России от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

Фактическая стоимость складывается из суммы фактических затрат на ее приобретение. Перечень расходов, которые формируют эту стоимость, приведен в п. 49 Инструкции N 25н. Причем, если затраты бюджетного учреждения, связанные с приобретением, формируются на основании нескольких договоров, сначала суммы расходов собираются на счете 106 04 000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)". И только после того, как будут учтены все суммы, фактическая стоимость спортивной одежды отражается по дебету счета 105 05 340 "Увеличение стоимости мягкого инвентаря" и кредиту счета 106 04 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)". Причем использование счета 106 04 000 при формировании фактической стоимости мягкого инвентаря как вида материальных запасов обоснованно независимо от вида осуществляемой деятельности (п. п. 73, 75 Инструкции N 25н).

Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ) (п. 49 Инструкции N 25н).

Пример 1. Училище олимпийского резерва в феврале 2008 г. за счет федерального бюджета приобрело 20 комплектов спортивной одежды по цене 2500 руб. на общую сумму 50 000 руб. (в том числе НДС - 7624 руб.). Доставка одежды включена в ее стоимость. Договором предусмотрен аванс в размере 30%. Лицевой счет учреждению открыт в ОФК.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Оплачен аванс поставщику

1 206 22 560

1 304 05 340

15 000

Спортивная одежда получена,

оприходована на склад

1 105 05 340

1 302 22 730

50 000

Зачтен ранее оплаченный аванс

1 302 22 830

1 206 22 660

15 000

Произведен окончательный расчет с

поставщиком

1 302 22 830

1 304 05 340

35 000

Пример 2. Училище олимпийского резерва за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, облагаемой НДС, приобрело 20 пар спортивной обуви по цене 1000 руб. общей стоимостью 20 000 руб. (в том числе НДС - 3050 руб.). За доставку по отдельному договору уплачено 500 руб. (без НДС). Договором предусмотрен аванс в размере 30% (6000 руб.). Лицевой счет по внебюджетной деятельности обслуживается в ОФК.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены таким образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Оплачен аванс поставщику

2 206 22 560

2 201 01 610

6 000

Получена обувь

2 106 04 340

2 302 22 730

16 950

Выделен НДС

2 210 01 560

2 302 22 730

3 050

Зачтен ранее оплаченный аванс

2 302 22 830

2 206 22 660

6 000

Предъявлен к вычету НДС по

приобретенной обуви

2 303 04 830

2 210 01 660

3 050

Начислена плата за транспортные

услуги

2 106 04 340

2 302 05 730

500

Обувь оприходована на склад

2 105 05 340

2 106 04 440

17 450

Произведен окончательный расчет с

поставщиком

2 302 22 830

2 201 01 610

14 000

Осуществлен расчет с организацией за

транспортные услуги

2 302 05 830

2 201 01 610

500

Оприходование материальных запасов отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика). Если при получении спортивной экипировки имеются расхождения ее фактического наличия с данными в документах поставщика, то составляется акт о приемке материалов (ф. 0315004).

Получение спецодежды в учете следует вести по материально ответственным лицам по всей полученной ими экипировке. Материально ответственные лица ведут учет мягкого инвентаря в книге учета материальных ценностей (ф. 0504042) либо карточке учета материальных ценностей (ф. 0504043) по наименованиям и количеству.

Под внутренним перемещением мягкого инвентаря следует понимать его движение внутри одного учреждения:

Согласно п. 58 Инструкции N 25н внутренняя передача имущественных объектов в бухгалтерском учете осуществляется на основании требования-накладной (ф. 0315006) и оформляется следующей проводкой:

Дебет счета 0 105 05 340 "Увеличение стоимости мягкого инвентаря"

Кредит счета 0 105 05 340 "Увеличение стоимости мягкого инвентаря".

Одновременно в аналитическом учете изменяется материально ответственное лицо.

Учет операций по выбытию и перемещению спортивной экипировки ведется бухгалтерией в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071). Списание с учета спортивной экипировки производится актом о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Стоимость пришедшей в негодность спортивной экипировки на основании оправдательных документов отражается проводкой:

Дебет счета 1 401 01 272 "Расходование материальных запасов" или 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

Кредит счета 1 (2) 105 05 440 "Уменьшение стоимости мягкого инвентаря".

Экипировку, то есть мягкий инвентарь, согласно п. 55 Инструкции N 25н можно списывать двумя способами:

Учреждение выбирает один из указанных способов списания и отражает его в учетной политике.

Оценка по средней фактической стоимости производится по каждой группе материальных запасов путем деления общей фактической стоимости группы (с учетом средней фактической стоимости и количества остатка по данной группе на начало месяца и поступивших в течение текущего месяца запасов) на их количество на дату списания. Рассмотрим данный способ на примере.

------------------------------------T------------T-------------T----------¬
¦ Наименование операции ¦ Количество ¦ Стоимость ¦ Общая ¦
¦ ¦ спортивных ¦единицы, руб.¦стоимость,¦
¦ ¦ костюмов ¦ ¦ руб. ¦
+-----------------------------------+------------+-------------+----------+
¦Остаток на начало месяца ¦ 10 ¦ 2 000 ¦ 20 000 ¦
+-----------------------------------+------------+-------------+----------+
¦Поступило за месяц, в том числе: ¦ 20 ¦ ¦ 39 000 ¦
¦ +------------+-------------+----------+
¦- 3-го числа ¦ 5 ¦ 2 500 ¦ 12 500 ¦
¦ +------------+-------------+----------+
¦- 15-го числа ¦ 7 ¦ 1 500 ¦ 10 500 ¦
¦ +------------+-------------+----------+
¦- 20-го числа ¦ 8 ¦ 2 000 ¦ 16 000 ¦
+-----------------------------------+------------+-------------+----------+
¦Выдано ¦ 15 ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+------------+-------------+----------+
¦Остаток на конец месяца ¦ 15 ¦ ¦ ¦
L-----------------------------------+------------+-------------+-----------

Средняя стоимость определяется по каждому виду (группе) спортивной экипировки как частное от деления общей стоимости вида (группы) экипировки на их количество, соответственно, складывающиеся из стоимости и количества остатка на начало месяца и поступившей в этом месяце экипировки.

Для расчета воспользуемся данными таблицы.

  1. Стоимость спортивных костюмов с учетом остатка на начало месяца и поступления за месяц: 20 000 + 39 000 = 59 000 руб.
  2. Количество спортивных костюмов с учетом остатка и поступления: 10 + 20 = 30 шт.
  3. Средняя стоимость одного спортивного костюма из наличия: 59 000 руб. / 30 шт. = 1966,66 руб.
  4. Стоимость выданных спортивных костюмов: 15 шт. x 1966,66 руб. = 29 499,90 руб.
  5. Стоимость остатка на конец месяца: 59 000 - 29 499,90 = 29 500,10 руб.
  6. Стоимость одного спортивного костюма из остатка: 29 500,10 руб. / 15 шт. = 1966,67 руб.

Централизованное снабжение

Учреждения могут получить спортивную экипировку в централизованном порядке от главного распорядителя (распорядителя).

При отражении в бухгалтерском учете операций по централизованным поставкам следует руководствоваться ч. IV Инструкции N 25н.

Участниками централизованного снабжения выступают:

Согласно п. 239 Инструкции N 25н вышестоящая организация составляет в двух экземплярах извещение (ф. 0504805) для контроля за поступлением материальных ценностей грузополучателю. Учреждение (грузополучатель) при получении от вышестоящей организации извещения в двух экземплярах об отправке ему материальных ценностей поставщиком следит за их прибытием. После приемки материальных ценностей и принятия их на учет учреждение (грузополучатель) сообщает заказчику о поступлении и отражении в учете этих ценностей, направляя ему второй экземпляр извещения.

Рассмотрим два варианта централизованных поставок материальных ценностей.

Централизованное снабжение подведомственных заказчику бюджетных учреждений, минуя склад вышестоящей организации

Расчеты с поставщиками по централизованному снабжению учреждений производятся вышестоящим учреждением (заказчиком). В его учете эти операции отражаются следующим образом.

  1. Перечисление авансов:

Дебет счета 0 206 22 560 "Расчеты по выданным авансам на приобретение материальных запасов"

Кредит счетов 0 304 05 340 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов".

  1. На отправленные грузополучателю ценности согласно документам поставщиков:

Дебет счета 0 304 04 340 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств"

Кредит счета 0 302 22 730 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по приобретению материальных запасов".

  1. Зачет аванса отражается:

Дебет счета 0 302 22 830 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по приобретению материальных запасов"

Кредит счета 0 206 22 560 "Расчеты по выданным авансам на приобретение материальных запасов".

  1. Оплата счетов поставщиков:

Дебет счета 0 302 22 830 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по приобретению материальных запасов"

Кредит счетов 1 304 05 340 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов".

У бюджетного учреждения - получателя материальных ценностей расчеты по поступлению мягкого инвентаря с вышестоящей организацией отражаются такой проводкой:

Дебет счетов 0 106 04 340 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

Кредит счета 0 304 04 340 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств".

Централизованные поставки со склада заказчика подведомственным получателям

В Письме Минфина России от 29.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-397 "Об отражении в бюджетном учете операций по централизованным поставкам" <6> рассмотрен вариант поставки материальных ценностей со склада заказчика - главного распорядителя (распорядителя). Ее особенность заключается в том, что материальные ценности приходуются (ставятся на учет) заказчиком как ценности, находящиеся на складе.

<6> С 1 января 2006 г. данный документ применяется в части, не противоречащей Инструкции N 25н (Письмо Минфина России от 23.06.2006 N 02-14-10а/1641).

Схема операций будет следующая:

  1. Полученная спортивная экипировка согласно документам поставщика отражается в учете у заказчика по дебету счета 0 106 04 340 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)" и кредиту счета 0 302 22 730 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками на приобретение материальных запасов";
  2. Стоимость затрат, собранная на счете 0 106 04 340, списывается в дебет счета 0 105 05 340 "Мягкий инвентарь".

Распределение материальных ценностей со склада заказчика подведомственным учреждениям отражается по дебету счета 0 304 04 340 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств" и кредиту счета 0 105 05 340 "Мягкий инвентарь".

У грузополучателя особенность отражения операций по получению спортивной экипировки заключается в том, что она приходуется в дебет счета 0 105 05 340, минуя счет 0 106 04 340. При этом у подведомственного грузополучателя кредитуется счет 0 304 04 340. Операции по перечислению, зачету перечисленных авансов и окончательному расчету заказчика с поставщиками отражаются во всех случаях централизованных поставок так же, как рассмотрено выше.

О.Фурагина

Эксперт журнала

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"