Мудрый Юрист

Франчайзинг: история развития, правовое регулирование, оценка

"Финансовая газета", N 19, 1999

Как уже было показано выше, по договору коммерческой концессии передаются, как правило, на длительный срок права на использование ноу - хау (секреты производства, фирменные технологии) и права на использование объектов промышленной собственности (товарные знаки, промышленные образцы, изобретения). Таким образом, приобретаемые по договору коммерческой концессии имущественные права на использование объектов исключительного права должны оформляться, оцениваться, учитываться в бухгалтерском учете и отражаться в бухгалтерской отчетности как объекты нематериальных активов.

Если предметом договора коммерческой концессии является объект, охраняемый патентным законодательством, то он подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. При несоблюдении этого условия договор считается ничтожным (ст.1028 ГК РФ). Например, первым договором коммерческой концессии, содержащим объекты промышленной собственности и зарегистрированным в Патентном ведомстве России (Роспатенте) в июне 1996 г., стал договор между американской компанией "Колгейт - Палмолив" (правообладатель) и российским АО "Колгейт - Палмолив" (пользователь), по которому наряду с правом использования фирменного наименования российскому пользователю было передано право на использование 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое ноу - хау [5].

В соответствии со ст.1031 ГК РФ правообладатель по договору коммерческой концессии обязан:

передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке.

Если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, правообладатель обязан:

обеспечить регистрацию договора;

оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии (ст.1031 ГК РФ).

С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой по договору коммерческой концессии, пользователь обязан:

использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом;

обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;

соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем. Речь идет в том числе об указаниях, касающихся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;

оказывать покупателю (заказчику) все дополнительные услуги, на которые он мог бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;

не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;

предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;

информировать покупателя (заказчика) о том, что фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации используется в силу договора коммерческой концессии (ст.1032 ГК РФ).

При этом правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем (ст.1034 ГК РФ). Содержание субсидиарной ответственности можно проиллюстрировать следующим образом. Если должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (ст.399 ГК РФ). Солидарная ответственность характеризуется тем, что кредитор вправе требовать исполнения обязательств как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга (ст.323 ГК РФ). Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором (ст.1030 ГК РФ).

Однако в литературе практически отсутствуют подробные данные по методологии расчета (оценки) и обоснованию финансовых условий коммерческой концессии (франшизы). В связи с этим целесообразно сделать краткий обзор основных ценообразующих факторов и известных условий франшиз (договоров коммерческой концессии).

Платежи по договору коммерческой концессии (франшизе)

Основная идея современных форм франчайзинга бизнес - формата заключается в концепции "честной сделки", при которой обе стороны получают взаимную выгоду от усилий друг друга и справедливо делят затраты и прибыли от совместной деятельности. Традиционно франчайзеры первого поколения получали дополнительный доход от увеличения продаж своих товаров, пивовары предпочитали брать ренту - доход от оборота паба. Франчайзеры бизнес - формата все меньше зависят от продаж поставляемых товаров и все более - от суммы платы за управленческие услуги как основного источника дохода [3].

Источниками дохода франчайзера (правообладателя) обычно являются:

доход от торговых точек, принадлежащих компании;

наценка на первую поставку материалов, сырья;

наценка на текущие поставки товаров;

вступительный взнос;

премия за подбор помещений, оборудования;

доход от арендных платежей (аренда, субаренда);

доход от лизинга оборудования / транспортных средств;

проценты за кредиты;

плата за оказываемые управленческие (или другие) услуги в форме процента от продаж франчайзи, или процента от прибыли, или фиксированной ежемесячной платы;

маркетинговый взнос;

отчисления за содействие продаже товара (услуг), т.е. затрат на рекламу, стимулирование сбыта и поддержку торговой марки [3].

Все отчисления (платежи) франчайзи (пользователя) франчайзеру (правообладателю) в соответствии с принятой в России классификацией и правилами бухгалтерского учета можно разделить на:

разовые, первоначальные единовременные платежи (в литературе по франчайзингу их называют вступительным взносом), которые производятся из собственных (заемных) средств франчайзи (пользователя) и рассматриваются как долгосрочные инвестиции капитального характера в нематериальные активы, совершаемые, как правило, до начала выпуска и реализации продукции или услуг по договору коммерческой концессии (франшизе);

периодические отчисления в зависимости от объемов продаж (оборота, прибыли), которые, в свою очередь, должны рассматриваться как текущие в соответствии с условиями договора, производственные расходы (платежи), связанные с производством и реализацией продукции, что позволяет соответственно включать эти периодические отчисления в себестоимость производства работ (оказания услуг).

Размеры первоначального (вступительного) взноса зависят от конкретного случая и могут составлять значительные суммы. И хотя принято мнение, что не существует единых рекомендуемых значений первоначального (вступительного) взноса, в Великобритании размер вступительного взноса может составлять от 6000 фунтов стерлингов для предприятий, торгующих с прилавков - фургончиков, до 12 000 000 фунтов стерлингов для отелей [3].

Стоимость франшизы по предоставлению права на использование товарных знаков при производстве бытового оборудования (шкафов - купе) может составлять от 30 000 долл. (минимум) до 250 000 долл. (и это еще не максимум) [2].

У фирмы "Макдональдс" (McDonald's) обязательным для франчайзи - новичков является требование заниматься только розничными операциями. При этом стоимость франшизы составляет 400 000 фунтов стерлингов [3]. По причине высокой стоимости первоначального (вступительного) взноса и повышенных требований к производственным помещениям, технологии и ведению дел в системе Макдональдс развиваются преимущественно ее собственные предприятия.

Размер первоначального (вступительного) взноса, как правило, соответствует первоначальным затратам на организацию франчайзинга и обычно учитывает следующие управленческие услуги, которые оказываются франчайзером (правообладателем) франчайзи (пользователю) при покупке франшизы [3]:

оценка и подбор месторасположения торговой точки для деятельности;

помощь в переговорах о лизинговом соглашении;

помощь в подборе транспортных средств, финансирование или лизинг;

комплекс предметов корпоративной идентификации;

паблик рилейшн и отношения с прессой;

обучение персонала;

обучение управленческому учету и администрированию;

руководство по управлению;

учебные материалы и пособия;

команда поддержки для "запуска" бизнеса;

финансовое соглашение с банком;

техническая и правовая поддержка.

Так же как и в случае с размером вступительного взноса, не существует определенной процентной ставки (суммы) для платежей за управленческие услуги или текущей платы за франшизу. В Великобритании в различных франчайзинговых системах суммы платежей варьируются в пределах 2 - 45% объема продаж франчайзи [3]. В других источниках указываются размеры регулярных отчислений франчайзеру 5 - 15% ежемесячной прибыли [2].

В рекомендуемой форме типового франчайзингового договора британской фирмы "Колл - квик Принтинг Лтд." (Kall - Kwik Printing Ltd.), к примеру, размер текущей платы (Continuing Fee) составляет 6% общего товарооборота при взносе за содействие в продаже товара, равном 4% общего товарооборота предприятий по изготовлению мгновенных печатных копий. Это принято в качестве возмещения расходов франчайзера на рекламу, стимулирование сбыта и поддержку торговой марки, осуществляемых в пользу всех франчайзи данного франчайзера на территории Объединенного королевства [3].

Более подробная информация в доступной литературе отсутствует, поэтому целесообразно провести анализ основных экономических условий коммерческой концессии (франшизы). При этом основными задачами анализа экономических условий являются установление функциональных зависимостей между отдельными экономическими показателями (параметрами, условиями) коммерческой концессии (франшизы) и представление этих зависимостей в виде выражений, позволяющих на практике производить расчет неизвестных показателей по совокупности других известных показателей, а также рассмотреть типовые примеры расчета (оценки) размера платежей.

Анализ экономических условий коммерческой концессии

Основной целью франчайзинга (коммерческой концессии) является передача (предоставление) на коммерческой основе определенного объема имущественных прав использования объектов исключительного права (ноу - хау, объектов промышленной собственности) для организации производства и реализации конкурентоспособной продукции (оказания услуг) и оказания управленческих услуг по франшизе (договору коммерческой концессии) для получения сторонами дополнительной прибыли. Анализ проведем для действующего предприятия, уже функционирующего по традиционной технологии и выпускающего традиционную продукцию (услуги), с целью выявления приемлемых (справедливых) условий приобретения франшизы для расширения производства, освоения новых технологий и получения дополнительной прибыли.

Цена (Ц) производства и реализации продукции (услуг) по договору коммерческой концессии (франшизе) может быть представлена как сумма себестоимости производства и реализации продукции (услуг) по франшизе (С) и общей прибыли (Пр общ), получаемой от производства и реализации новой продукции:

     Ц = С + Пробщ.                                            (1)

Общую прибыль (Пробщ), получаемую от производства и реализации продукции (услуг) по франшизе, можно выразить как сумму базовой прибыли (Прбаз), ранее получаемой на предприятии при использовании имеющихся в наличии основных и оборотных средств, и дополнительной прибыли (Прдоп), получаемой от использования новых фирменных технологий, выпуска и реализации продукции под торговыми марками (товарными знаками) правообладателя (франчайзера):

     Пробщ = Прбаз + Прдоп.                                    (2)

Естественно, что, в случае если общая прибыль после приобретения франшизы не изменяется (когда дополнительная прибыль Прдоп равна нулю), приобретение франшизы экономически нецелесообразно, поскольку приобретение и освоение франшизы требует определенных усилий и затрат.

Исходя из концепции справедливого распределения расходов и доходов дополнительную прибыль (Прдоп) можно представить как сумму прибыли франчайзера (правообладателя) (Прф-ра) и дополнительной прибыли франчайзи (пользователя) (Прф-зи):

     Прдоп = Прф-ра + Прф-зи.                                  (3)

Величину прибыли франчайзера (правообладателя) (Прф-ра) можно выразить также через долю (Д) дополнительной прибыли (Прдоп), получаемой от производства и реализации продукции (услуг), следующей формулой:

     Прф-ра = Прдоп х Д,                                       (4)

где Д - доля прибыли франчайзера (Прф-ра) в общем объеме дополнительной прибыли от производства и реализации продукции (услуг) по франшизе (Прдоп).

Общую рентабельность промышленного производства и реализации продукции (услуг) по франшизе (Рентобщ) можно определить как отношение величины общей прибыли (Пробщ) к себестоимости производства и реализации продукции (услуг) по франшизе (С) по формуле:

                 Пробщ
Рентобщ = -------. (5)
С

Уровень базовой рентабельности (Рентбаз) (т.е. рентабельности по базовой прибыли Прбаз) можно определить как отношение базовой прибыли (Прбаз) к себестоимости производства и реализации продукции (услуг) по франшизе (С) по формуле:

                 Прбаз
Рентбаз = -------. (6)
С

Соответственно уровень дополнительной рентабельности (Рентдоп) (т.е. рентабельности по дополнительной прибыли Прдоп) можно определить как отношение дополнительной прибыли (Прдоп) к себестоимости производства и реализации продукции (услуг) по франшизе (С) по формуле:

                 Прдоп
Рентдоп = -------. (7)
С

О.Новосельцев

Патентный поверенный России,

президент Компании

патентных поверенных "ПЕТРОПАТЕНТ",

кандидат технических наук