Мудрый Юрист

Если дают не в долг...

"Консультант", 2007, N 13

Недолговое финансирование, по мнению экспертов, является одним из самых перспективных инструментов привлечения средств на развитие компании. У нас этот рынок только зарождается. Однако интерес к нему растет с каждым днем. Ведь недолговое финансирование имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими, более известными методами и способами привлечения денег в растущий бизнес.

Рынок недолгового финансирования, по мнению экспертов, является одним из самых закрытых. Об объемах сделок и направлениях инвестиционных потоков на этом рынке можно лишь догадываться. Причины возникновения такой ситуации кроются в специфике инструмента привлечения средств. Ведь сделка по недолговому финансированию подразумевает всего трех участников: инвестора, компанию-клиента и инвестбанкира. Инвестбанкиры хранят упорное молчание, фонды описывают количество сделок, но не указывают их объемов, а клиенты зачастую не заинтересованы в разглашении условий сделки. Профессиональные игроки рынка, анализируя ситуацию и зная объемы фондов и притязания компаний-клиентов, могут лишь предполагать, сколько средств было инвестировано в течение определенного срока. Сейчас, по самым приблизительным подсчетам, в России осуществляется около 200 сделок в год (в этой цифре, естественно, не учитываются сделки по покупке компаний).

Работа не на публику

Первый вопрос, который должно задать себе руководство предприятия, перед тем как перейти к активным действиям по поиску инвесторов: насколько привлекателен наш бизнес? Главным ориентиром при принятии решения становится уровень развития компании. Можно выделить четыре стадии взросления бизнеса:

  1. Компания относится к разряду молодых начинающих предприятий.
  2. Фирма находится на стадии работы над внутренней эффективностью.
  3. Компания переходит к активным действиям и начинает консолидацию рынка через покупку других компаний.
  4. Предприятие уже входит в состав крупных альянсов, определяющих ситуацию в отрасли.

Российский рынок интересен тем, что в одном секторе одновременно могут быть представлены компании, находящиеся на разных этапах роста. И для каждой из них характерны свои источники финансирования (см. схему 1).

Возможные способы финансирования в зависимости от уровня развития компании

     Этапы развития компании                   Возможные способы
финансирования
I ---¬ ---¬ ---¬ Много молодых Банковские кредиты,
¦**¦ ¦**¦ ¦**¦ компаний акционерный капитал,
L--- L--- L--- собственная прибыль -
венчурное
инвестирование
II ----¬ ----¬ ----¬ Компании Кредиты, собственная
¦@@-+-¬ ¦@@-+-¬ ¦@@-+-¬ учатся быть прибыль - прямые
L--+**¦ L--+**¦ L--+**¦ эффективными инвестиции
L--- L--- L---
III ----¬ ----¬ Этап слияний Прямые инвестиции,
---+@@@+--¬ ---+@@@+--¬ облигации, кредиты,
¦@@LT-T-@@¦ ¦@@LT-T-@@¦ собственная прибыль,
L---- L---- L---- L---- MBO, LBO
IV -----¬ -----¬ Этап альянсов Облигации, IPO,
¦&&&&¦ ¦&&&&¦ собственная прибыль,
¦&&&&¦ ¦&&&&¦ кредиты - отдельные
L----- L----- проекты

Схема 1

Когда компания из разряда начинающих переходит в категорию эффективных, у нее появляются шансы найти финансового инвестора и таким образом получить средства на дальнейшее развитие. Однако, для того чтобы воспользоваться таким инструментом, бизнес должен отвечать целому ряду условий (см. схему 2).

Инвестиционные критерии выбора компании

------------------------¬           Способность расти на
¦ Лучшие в отрасли +---------> развивающемся рынке,
L------------------------ наличие четкой стратегии
------------------------¬
¦ Опыт +--------> Способность расти долго
L------------------------ (2 - 4 года)
------------------------¬ Управленческая команда с
¦ Команда менеджеров +--------> опытом работы на данном
L------------------------ рынке и благожелательным
отношением к новым партнерам
------------------------¬
¦ Продукт и наценки +--------> Высокие наценки, современный
L------------------------ технологичный способ
производства
------------------------¬
¦ Финансы +--------> Отсутствие значимых долгов
L------------------------ и обязательств
------------------------¬ Прозрачная горизонтальная
¦ Юридическая структура +--------> структура, отсутствие конфликта
L------------------------ интересов у партнеров
------------------------¬
¦ Возвратность +--------> От 25 до 35% в течение
L------------------------ 3 - 5 лет
------------------------¬ Наличие потенциального
¦ Возможности выхода +--------> стратегического инвестора или
L------------------------ возможность IPO
------------------------¬
¦Операционные недостатки+--------> Понятны и устраняемы
L------------------------

Схема 2 Зачем вам столько денег?

Этот вопрос в классическом произведении Ильфа и Петрова доводил Кису Воробьянинова до исступления. Компании, ищущей источник финансовых вливаний, придется смириться с тем, что на него нужно будет отвечать долго и подробно. Одним из ключевых аспектов переговоров с инвестором является целевое назначение средств. Недостаточно быть хорошей компанией или собрать профессиональную команду. Важно объяснить инвестору, на что пойдут его средства. Он никогда не дает деньги просто так, ему не скажешь: "Вот если бы у нас было 10 млн, мы бы стали быстрее развиваться". К этой фразе обязательно должна прилагаться детализация, в которой подробно описывается, куда, когда и зачем будут направлены средства инвестора.

Сумму средств следует рассчитывать исходя не только из целей компании, но и из возможностей и желаний инвесторов, действующих на рынке. Все финансовые фонды заинтересованы в том, чтобы обеспечить мобильность своих вложений и их управляемость. По большому счету средства, направляемые на прямые инвестиции в бизнес, можно представить в виде транша, который учредители фонда доверили инвесторам. Например, если у них есть 100 млн долл. и они планируют профинансировать 10 - 15 крупных проектов, то уже только по этому можно предположить, что любой из инвестиционных проектов должен требовать не менее 10 млн. Разумеется, из правила есть исключения, и фонд может вкладывать и меньшие суммы, но при этом его руководство должно быть уверено, что данный бизнес ждут большие перспективы или высокая доходность.

Несколько по-другому выстраивают свою работу хедж-фонды. Они изначально получили деньги от своих инвесторов под управление с широкими полномочиями. Это означает, что они имеют возможность вкладывать деньги как в акции на фондовом рынке, так и в акции непубличных компаний. И такие фонды, несмотря на свой больший по сравнению с фондами прямых инвестиций размер, могут инвестировать меньшие суммы в компании, нуждающиеся в средствах. При этом чаще всего хедж-фонды вкладывают деньги синдицированно. То есть существует некий фонд, который является организатором сделки, он называется головным. И чтобы сократить риски или по каким-либо внутренним причинам, он вкладывает часть своих средств, а недостающую сумму собирает по другим фондам. Последние предлагают меньшие суммы, а потому участвуют в проверках и контроле в меньшей степени, понимая, что головной инвестор берет эти функции на себя.

Компании, озабоченной поиском средств, следует помнить, что недолговое финансирование чаще всего осуществляется через продажу более 25, но менее 50 процентов акций. Если же полученной суммы не хватает на достижение целей, то можно рассмотреть возможности комбинированных методов финансирования (см. схему 3).

Пример расчета суммы привлекаемого финансирования

    -------------¬
I ¦20 млн долл.¦ - Стоимость компании
L-------------
II Продажа 35% доли: x = 1 / (1 - 0,35)
-------------T - - ¬
¦ 100% ¦53,8% <---- 10,77 млн долл.
L------------+ - - - ---------------
III Дополнительное кредитование - долговое финансирование
-------------T - - ¬
¦ 30,77 млн ¦долл.
+------------+ - - ¦<---- 10,00 млн долл.
L------------------- ---------------
Итого: 20,77 млн долл. - исполнение стратегии роста

Схема 3 Шаг за шагом

Организация недолгового финансирования может растянуться на срок от трех до девяти месяцев. Здесь можно выделить два основных этапа:

  1. Подготовительный.

На этой стадии компания или нанятые ею консультанты готовят всю документацию, которая в дальнейшем будет использоваться при переговорах с инвесторами. Происходит оценка организации, выделение ее сильных сторон, составляется инвестиционный меморандум.

  1. Собственно поиск инвестора.

То есть на втором этапе представитель компании или приглашенный инвестиционный банкир ведет переговоры с потенциальными покупателями. Это процесс достаточно сложный и многоплановый, включающий в себя ряд последовательных шагов:

В заключение нужно отметить, что недолговое финансирование нельзя отнести к "дешевым" инструментам привлечения денег. При его организации можно выделить три основные статьи расходов:

В среднем затраты компании, стоимость которой колеблется от 10 до 20 млн, составляют до 5 - 7 процентов от суммы сделки и уменьшаются до 2 - 3 процентов для компании, оцененной в 100 млн долл.

Примечание. В поисках финансов

Роман Филиппов, заместитель директора департамента корпоративных финансов инвестиционной компании "ФИНАМ":

"Универсального алгоритма выбора инструментов финансирования, подходящего для любой компании, просто не существует. Все зависит от рыночной конъюнктуры, специфики бизнеса, амбиций менеджмента и профессионализма инвестиционного банка. Так, на начальном этапе развития компании оптимальным источником привлечения инвестиций будет венчурный капитал. Это связано с тем, что банки достаточно неохотно дают кредиты небольшим игрокам, если они не владеют недвижимостью или иными активами, которые могут использоваться в качестве залога. Кроме того, заемные ресурсы для малого бизнеса в России пока чрезмерно дороги. Преимуществом венчурного капитала является возможность получения "бесплатных" средств, а также поддержки со стороны инвестора, который может принять участие в разработке стратегии развития компании, поиске партнеров, отладке управленческих процессов и т.д. Минус - собственникам приходится делиться своими акциями и контролем над компанией.

По мере роста ей становятся доступны и банковские кредиты, но для средних игроков их все же нельзя назвать оптимальным инструментом инвестиционных ресурсов. Заемные средства более рационально использовать для пополнения оборотного капитала или финансирования каких-то сделок. Кроме того, открытие кредитных линий у банков снижает риски бизнеса, который всегда может рассчитывать на получение средств в случае необходимости в них. Отдельная тема - инвестиционные кредиты от глобальных банков (например, IFC). Это достаточно привлекательный инструмент, который позволяет получить относительно дешевое долгосрочное финансирование. Сотрудничество с международными институтами также благоприятно отражается на имидже компании, улучшая ее стартовые позиции при размещении облигаций или выходе на IPO".

Д.Добровольский

Партнер

компании "Дельта Менеджмент"