Мудрый Юрист

Рекомендации по разрешению налоговых споров о применении ставки транспортного налога к автомобилям марки белаз

"Налоги и налогообложение", 2007, N 3

Для российских налогоплательщиков Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского регионов являются типичными налоговые споры о правильности применения ставки транспортного налога к автомобилям марки БелАЗ.

Представители налоговой инспекции считают, что эти автомобили являются грузовыми и подлежат налогообложению по повышенной ставке.

Налогоплательщики отстаивают мнение, что эти автомобили относятся к категории самоходных машин. Как правило, с ними соглашаются и судебные инстанции.

В суде представителя ответчика (налогового органа) обычно используют следующую аргументацию:

  1. Самосвал марки "БелАЗ" является самоходным транспортным средством, предназначенным для перевозки и транспортировки грузов свыше 40 тонн. Это соответствует понятию грузового автомобиля с повышенной грузоподъемностью.
  2. При решении вопроса об отнесении транспортного средства к самоходной машине следует руководствоваться нормативными актами, устанавливающими конструктивные особенности и назначение объекта.

Свою позицию представители налогового органа обычно подтверждают ссылками на следующие нормативные акты:

Для того чтобы выиграть спор, организации обычно требуется использовать следующие аргументы:

  1. Законодательством о налогах и сборах не определены понятия грузового автомобиля и прочей самоходной машины и их разграничение. Поэтому допустимо использовать п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
  2. Нормативные акты, приводимые налоговой инспекцией в обоснование своей позиции, регулируют иные правоотношения и определяют понятие грузового автомобиля и самоходной машины для целей иного регулирования, не связанного с налогообложением. Кроме того, налоговая инспекция, ссылаясь на данные нормативные акты, не учитывает, что Отраслевой нормалью грузовые автомобили и самосвалы относятся к разным видам - грузовые и самосвалы (п. 27) - и категориям - стандартные и специализированные (п. 28) - классификации автомобилей.
  3. Непосредственно регулируют понятия транспортных средств и их родовую и видовую принадлежность:
  1. Спорные транспортные средства зарегистрированы органами Гостехнадзора, то есть в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" для регистрации самоходных машин.

Для подтверждения правильности своей позиции истцу может потребоваться представить в суд следующие документы-доказательства:

А.П.Зрелов

К. ю. н.,

заместитель заведующего кафедрой

гражданского процесса

и социальных отраслей права

Российского государственного

университета нефти и газа

им. И.М. Губкина