Мудрый Юрист

Ключ к реализации корпоративной стратегии

"Банки и деловой мир", 2008, N 9

В прошлом номере вы узнали о том, как CPM-подход помогает управлять эффективностью бизнеса и какие задачи при этом он может решить. Мы рассказали вам о KPI - ключевых показателях эффективности, о том, как формулируется стратегия и как планируется ее реализация. В этом номере мы продолжаем знакомство с возможностями CPM-системы.

Бюджетный документооборот представляет собой движение бюджетных форм по уровням согласования. Важно правильно выстроить последовательность формирования бюджетов: первым обычно следует бюджет продаж, последующие бюджеты зависят от него. Для каждой бюджетной формы устанавливается временной регламент ее заполнения, представления и утверждения. Первоначальный вариант бюджета, скорее всего, будет не сбалансирован, в результате чего ключевые показатели будут отличаться от запланированных. Рассчитать заранее бюджетную модель так, чтобы удовлетворить всем бюджетным ограничениям и целевым KPI, почти невозможно. Поэтому нужны серии корректировок бюджета, чтобы выправить отдельные его разделы.

Следующий этап в цикле управления эффективностью - контроль исполнения оперативных бюджетов и KPI. Источником информации для получения фактических значений показателей деятельности предприятия является управленческий учет. К формируемой на его основе консолидированной отчетности в контексте подхода CPM предъявляется дополнительное требование: модель управленческой отчетности должна иметь одинаковую структуру с моделью бюджета. Для этого осуществляют мэппинг (отображение) модели отчетности к бюджетной модели (так как данные отчетности обычно более детализированы, чем данные финансовых планов). В идеальном случае бюджет и отчетность формируются в единой структуре (план счетов и аналитика).

На основе данных управленческого учета проводится разного рода анализ - сопоставительный ("План-факт" - сравнение намеченных и достигнутых показателей бюджетов и KPI), структурный (изучение работы различных подразделений), динамический (изучение текущей динамики и исторических трендов), коэффициентный (рентабельность, ликвидность, устойчивость, активность), анализ чувствительности (учет действия внешних факторов) и пр. Полученные результаты позволяют обнаружить отклонения от плановых показателей и выяснить причины их возникновения. Сделанные выводы служат основанием для последующей координации хода исполнения стратегии и выработке мер по корректировке оперативной деятельности.

Здесь опять используется методология функционально-стоимостного анализа (Activity-Based Costing), теперь уже в прямом ее виде. В ходе анализа производится распределение расходов по центрам затрат (департаментам), процессам, продуктам и клиентским сегментам. Определенная таким образом операционная рентабельность продуктов и клиентов, эффективность работы подразделений и отдельных бизнес-процессов становится отправной точкой для принятия тех или иных управленческих решений. Метод функционально-стоимостного анализа также может быть использован для создания моделей анализа трансфертных операций между подразделениями, для анализа обслуживающих функций, обоснования тарифов и взаиморасчетов подразделений, для анализа использования общих для подразделений ресурсов организации. Выбранные на стадии моделирования стратегии показатели KPI рассчитываются по фактическим данным и сравниваются с целевыми значениями. Дальнейший анализ KPI связан с расчетом интегральных показателей эффективности и характеризует степень достижения стратегических целей и общую оценку работы предприятия. На этапе регулирования, который включает сценарное моделирование, прогнозирование, корректировку оперативных планов и KPI, стратегия и планы приводятся в соответствие с реальными условиями деятельности и возможностями организации. В результате обеспечивается непрерывность управленческого цикла и его адаптивность к изменениям внутренней среды компании и ее внешнего окружения.

Таким образом, модель CPM охватывает комплекс технологий управления компанией и обеспечивает взаимосвязь управленческих процессов на стратегическом и тактическом уровнях.

CRM средствами аналитики SAS

Для построения CPM-системы компания SAS предлагает ряд программных комплексов - Financial Management, Activity-Based Management и Strategic Performance Management, функциональность которых позволяет автоматизировать полный цикл управления эффективностью предприятия (см. рисунок).

Функциональность продуктов SAS SPM, ABM, FM

                      ------------------¬     ------------------¬
¦Средства доставки¦ ¦ Мониторинг ¦
¦ информации, ¦ ¦ отклонений, ¦
¦ оповещения, ¦ ¦ наблюдение ¦
¦ портал ¦ ¦ трендов ¦
L----------------T- LT-----------------
------------------¬ ¦ ¦ ------------------¬
¦ Построение карты¦ ¦ ¦ ¦ Распределение ¦
¦стратегии, дерева¦ ¦ ¦ ¦ областей ¦
¦ целей, KPI ¦ ¦ ¦ ¦ ответственности ¦
L------------T----- ¦ ¦ L----T-------------
¦ --+-------+-¬ ¦
L----+ Strategic +----- -------------¬
-----------------¬ -----------¬ ¦Performance¦ ---------------¬ ¦ Анализ ¦
¦ Организация ¦ ¦Мониторинг¦ ¦ Management¦ ¦ Учет эффекта ¦ ¦ структуры ¦
¦ бюджетных ¦ ¦исполнения¦ L-----T------ ¦ трансфертных ¦ ¦ затрат, ¦
¦ процессов, ¦ ¦ бюджета, ¦ ¦ ¦ операций ¦ ¦ цепочек ¦
¦онлайн-поддержка¦ ¦ анализ ¦ -----------+---------- ¦управленческих¦ ¦ затрат и ¦
¦документооборота¦ ¦ план-факт¦ / ¦ аллокаций ¦ ¦поиск путей ¦
L--------T-------- LT---------- / L-------T------- ¦ оптимизации¦
¦ ¦ / ¦ LT------------
---+----------+¬ SAS / ----+---------+¬
¦ Financial +--------------Intelligence/---------+Activity-Based¦
¦ Management ¦ Platform / ¦ Management ¦
L--T----------T- / L--T--------T---
---------+-------¬ -+-------------¬ / -----------+--¬ ----+-------------¬
¦ Консолидация ¦ ¦Управленческая¦ / ¦ Планирование¦ ¦ Средства ¦
¦ финансовой ¦ ¦ отчетность, ¦ / ¦ ресурсов по ¦ ¦ для анализа ¦
¦ отчетности в ¦ ¦ многомерный ¦ / ¦принципам ABP¦ ¦ прибыльности ¦
¦ международных ¦ ¦ анализ ¦ L-------------- ¦клиентских групп,¦
¦или национальных¦ L--------------- ¦ продуктов, ¦
¦ стандартах ¦ ¦ каналов ¦
L----------------- L------------------

SAS Financial Management включает в себя два функциональных блока:

SAS Activity-Based Management позволяет строить сетевые модели процессов и использовать их как для планирования ресурсов (Activity-Based Planning), так и для анализа фактических затрат и прибыльности (Activity-Based Costing).

SAS Strategic Performance Management обеспечивает построение карты стратегии, моделирование организационной структуры управления, формирование карт сбалансированных показателей. Комплекс включает разнообразные средства визуализации, а также портальные технологии для совместной работы подразделений.

Программные решения разработаны на базе аналитической платформы SAS Intelligence Platform, позволяющей синхронизировать результаты как на уровне данных, так и на уровне структуры моделей.

А.Мироненко

Эксперт в области CPM

компании SAS