Генезис корпоративных образований в Российской экономике
"Финансы: планирование, управление, контроль", 2011, N 3
В современной экономике широко исследуется явление корпоративных образований как специфического объекта управления. Тем не менее еще остаются спорными и до конца не выясненными вопросы относительно не только создания, функционирования и развития корпоративных образований, но и качественных признаков, характеризующих понятия "корпоративные образования", "корпорация", "корпоративные объединения", "корпоративный сектор экономики". Это, в свою очередь, приводит к дефициту практических разработок в данной области. Решение данной задачи, на наш взгляд, невозможно без фундаментальных исследований процесса формирования корпоративного сектора в российской национальной экономике, в рамках институциональной теории, которая позволит определить основные проблемы, выявить пути повышения эффективности корпоративного управления и корпоративного развития.
Для дальнейшего исследования необходимо уточнить понятийный аппарат таких категорий, как корпорация и корпоративные образования.
В современной экономической науке понятия "корпорация" и "корпоративные образования" достаточно широко используются и, как правило, отождествляются с понятием "акционерное общество", что в принципе неверно, хотя бы потому, что корпорация может быть образована и в других организационно-правовых формах, таких как закрытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью.
В.Б. Кондратьев, цитируя Роберта Монка, говорит, что "корпорация возникла в XX в. как ведущий институт по идентификации, распространению и реализации способностей и талантов человека и превращению их в стоимость" (Кондратьев В.Б. Конкурентоспособность российских корпораций на глобальных рынках).
В экономической литературе можно встретить определение корпорации, как специфической формы организации бизнеса, которая регулируется законодательством и представляет с точки зрения закона отдельное юридическое лицо. Посредством инкорпорации, т.е. образования акционерного общества, владельцы-акционеры создают организацию (фирму, предприятие), которая юридически может владеть имуществом, быть собственником, брать ссуды и т.д. Любая группа людей может организовать корпорацию, выполнив особую процедуру регистрации на основе учредительных документов. Подобная трактовка, корпорации, на наш взгляд, упрощает значение корпорации, не раскрывает социальной значимости и целей функционирования, не выделяет отличительных особенностей корпораций, которые могут позволить отделить ее от других организаций, делая только основной упор на процедуру учредительного оформления.
С. Шимшилов придерживается точки зрения, что "современная корпорация предпринимательского типа - это крупное предприятие или их объединение, имеющее крупный консолидированный капитал, созданный путем объединения капиталов субъектов хозяйствования и его расширенного воспроизводства, а также кооперации труда, имеющее систему хозяйствования, основой которой является инновационная рисковая деятельность, высокая культура организации с целью получения предпринимательского дохода" (Шимшилов С.А. Концептуальные основы управления персоналом предпринимательской организации // Закон и право, 2005. N 5. С. 62 - 66).
На наш взгляд, можно выделить следующие характерные признаки, в соответствии с которыми можно идентифицировать корпорацию от других организационных структур. К ним относятся:
- неоднородный по структуре имущественный комплекс;
- многоуровневая структура управления и контроля (синтез нескольких юридических и физических лиц при возможном участии кредитной организации);
- высокая степень диверсификации производства;
- наличие головной организации и филиалов (представительств) за рубежом;
- смешанный штат (не менее 1000 человек в головной организации) сотрудников (по национальной принадлежности), хотя, на наш взгляд данный признак не является обязательным или определяющим;
- осуществление онлайновой поддержки бизнеса;
- доля экспортных хозяйственных операций в выручке организации не менее 30%;
- подготовка бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами;
- осуществление предпринимательской и эмиссионной деятельности;
- котировка акций на рынке ценных бумаг (включение в листинг);
- соблюдение кодексов и других рекомендательных актов корпоративного поведения;
- доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны не менее 0,5 - 1%;
- информационная и финансовая прозрачность бизнеса;
- составление, анализ и мониторинг деятельности организации на основе консолидированной отчетности.
Корпоративная собственность как форма присвоения благ участниками интегрированного капитала в целях его расширенного воспроизводства и обеспечения материального удовлетворения своих потребностей является социально-экономическим фундаментом корпорации.
По мнению С. Шимшилова (Шимшилов С.А. Концептуальные основы управления персоналом предпринимательской организации // Закон и право. 2005. N 5. С. 62 - 66), связующим элементом в установлении эффективных внутренних связей является "внутрикорпоративная, организованная конкуренция, представляющая собой подлинную состязательность между сотрудниками корпорации, ее многочисленными организационными подразделениями, функциональными службами". Исходя из мнения С. Шимшилова, конкурентные отношения внутри корпорации не носят разрушительный характер и не могут привести к увеличению трансакционных издержек, а наоборот, за счет высокого уровня развития техники, использования новейших достижений в науке, привлечения высокопрофессиональных специалистов, в результате взаимодействия и обмена знаниями, умениями, опытом и своими достижениями повышают эффективность работы всей структуры.
Корпорация осуществляет контроль за формированием и перераспределением доходов между подконтрольными подразделениями. Обеспечивает финансовую и технологическую поддержку своим подразделениям в случае разработки или освоения новых сфер деятельности, которые впоследствии приведут к росту благосостояния всей корпорации.
На наш взгляд, для корпораций характерен высокий уровень децентрализации управления. Фирмы, входящие в структуру корпорации, наделены всеми правомочиями для осуществления предпринимательской деятельности под свою ответственность. Однако это не исключает необходимость или возможность централизованного руководства корпорацией в целом. Как правило, функции планирования общекорпоративной деятельности, мониторинг и ее корректировку осуществляет высший менеджмент в рамках, не противоречащих обычной деятельности подразделений и не нарушающих уровень необходимой свободы.
Корпорация аккумулирует в себе огромный ресурсный, научно-технический потенциал, который позволяет приобретать и разрабатывать новые технологии, организовывать новые отрасли или преодолевать барьеры вхождения в уже существующие рынки или для освоения новых зарубежных рынков.
Корпорации являются идеальной структурой для поддержания и развития инновационных процессов в стране. Это связано, прежде всего, с тем, что фирма-инноватор в структуре корпорации получает всестороннюю поддержку от всех участников, что необходимо на начальном этапе выхода на рынок. Помимо этого, корпоративные структуры в своем большинстве имеют влияние на довольно широкий сегмент рынка, являясь, по сути, монополистами в доступе к информационным ресурсам или новым технологиям. К тому же, как уже отмечалось ранее, финансовые потоки в корпоративных структурах распределяются между всеми подразделениями или перенаправляются в наиболее "нуждающиеся", что является ключевым моментом в освоении нового продукта.
Таким образом, на наш взгляд, корпорация представляет собой уникальную форму предпринимательской деятельности, в результате которой появляется возможность наиболее эффективно перераспределять риски, используя более широкий спектр механизмов. В ней заложен огромный потенциал для разработки и воплощения предупредительных мер, снижения потерь от неблагоприятных влияний как внешних, так и внутренних факторов, мобилизации ресурсов для быстрой ликвидации ущербов и потерь.
Форма корпоративных структур может приобретать как континентальное, государственное/межгосударственное, национальное, региональное/межрегиональное, отраслевое/межотраслевое значение. Таким образом, корпорация является эффективным механизмом трансферта крупных финансовых потоков из одной отрасли в другую по принципу сообщающихся сосудов. Специалисты связывают с корпоративными структурами большие надежды на развитие единого рыночного пространства в масштабах как национального, так и мирового рынка. В условиях глобализации корпоративная структура несет в себе множество не только положительных возможностей, связанных с эффективным взаимодействием различных институтов, но и таит в себе опасности краха всей структуры, обусловленного сильной взаимозависимостью отдельных частей. Таким образом, на наш взгляд, в условиях кризиса корпорации будут избавляться от непрофильных или менее прибыльных структурных подразделений для обеспечения выживания всей системы.
Корпоративная структура представляет собой системообразующую форму предпринимательства, реализующую свои огромные возможности для эффективного взаимодействия в различных формах: концерны, холдинги, финансово-промышленные группы (ФПГ), конгломерат. К неформальным корпоративным образованиям относятся: картели, синдикаты, пулы, консорциумы, ассоциации и союзы, офшорные зоны, свободные экономические зоны (рис. 1).
Виды корпоративных образований
--------------------------¬
-----+Корпоративные образования+----¬
¦ L-------------------------- ¦
¦/ ¦/
-------------¬ --------------¬
---+ Формальные ¦ ¦ Неформальные+--¬
¦ ¦ образования¦ ¦ образования ¦ ¦
¦ L------------- L-------------- ¦
¦ -------------¬ --------------¬ ¦
+->¦ Концерны ¦ ¦ Картели ¦<-+
¦ L------------- L-------------- ¦
¦ -------------¬ --------------¬ ¦
+->¦ Холдинги ¦ ¦ Синдикаты ¦<-+
¦ L------------- L-------------- ¦
¦ -------------¬ ¦
¦ ¦ Финансово- ¦ --------------¬ ¦
+->¦промышленные¦ ¦ Пулы ¦<-+
¦ ¦группы (ФПГ)¦ L-------------- ¦
¦ L------------- ¦
¦ -------------¬ --------------¬ ¦
L->¦Конгломераты¦ ¦ Консорциумы ¦<-+
L------------- L-------------- ¦
--------------¬ ¦
¦ Ассоциации ¦<-+
¦ и союзы ¦ ¦
L-------------- ¦
--------------¬ ¦
¦Офшорные зоны¦<-+
L-------------- ¦
--------------¬ ¦
¦ Свободные ¦ ¦
¦экономические¦<--
¦ зоны (СЭЗ) ¦
L--------------
Рис. 1
Общепринятым понятием концерна является "самостоятельное предприятие, объединяющее посредством системы участия и персональных условий или каких-то иных условий для тесного производственного сотрудничества нескольких предприятий".
Концерн представляет собой организационную структуру с единым центром собственности и контролирующим органом, объединяющую ряд предприятий. Механизм управления концерном включает в себя все рычаги менеджмента.
Концерном в экономической литературе принято обозначать корпорацию, как правило, промышленную, в состав которой входит кредитно-финансовое учреждение.
Процесс создания концерна подразумевает объединение как вертикальное, так и горизонтальное промышленных предприятий с четко определенным производственным и координирующим центром. В рамках концерна возможна отраслевая диверсификация структурных частей, в результате чего он приобретает черты конгломерата.
Управление концерном строится по определенной схеме: материнская компания - дочерние фирмы-компании, формально суверенные от материнской, но связанные договорными отношениями с участниками концерна. Также в экономической литературе концерном может считаться группа предприятий, являющихся участниками предпринимательского договора.
Холдинг представляет собой юридическое лицо, владеющее крупным пакетом акций других компаний и осуществляющее контролирующие функции по отношению к ним, образованное в форме акционерного общества или общества с ограниченной собственностью. Таким образом, холдингом может быть любая компания, владеющая крупным пакетом акций другой компании (одной или нескольких), осуществляющая по отношению к ее капиталу управленческие, регулирующие и контролирующие функции.
Принципиальное отличие холдинга от концерна заключается в отсутствии предпринимательского договора, необходимого для вступления в объединение.
Выделяются следующие типы холдингов в зависимости от степени участия в управлении контрольным пакетом акций других компаний (Крупные новые компании ("бизнес-группы") в российской переходной экономике: состояние, проблемы в экономической литературе: препринт WP1/2005/09/ С.Б. Авдашева, В.В. Голикова, Т.Г. Долгопятова, А.А. Яковлев. М.: ГУВШЭ, 2005. С. 7 - 8):
- Холдингово-пирамидальные группы, основывающие свою деятельность на обязательном владении контрольным пакетом акций компаний. Главную роль в структуре данной группы играет холдинг-держатель контрольного пакета акций других фирм, который исполняет регулирующую, контролирующую и управленческую функцию по отношению к ним.
- Холдинги, являющиеся держателями контрольных пакетов акций других фирм, вошли в экономическую литературу как чистые компании.
- Акционерные общества, контрольный пакет акций которых находится в руках чистого холдинга, называются субхолдингами.
- Компании, которые помимо владения контрольным пакетом акций какой-либо фирмы осуществляют производственную, коммерческую или иную предпринимательскую деятельность, относятся к смешанному типу холдинга.
- Холдинги, осуществляющие только инвестиционную деятельность и структура капитала которых состоит на 50 и более процентов из ценных бумаг других эмитентов и других финансовых активов, относятся к финансовым холдингам.
Как правило, чистый тип холдингов встречается крайне редко, все типы тесно переплетены и взаимосвязаны.
Иерархию холдинговой структуры можно представить следующим образом: головная (материнская) компания, владеющая контрольным пакетом дочерних компаний, которые, в свою очередь, владеют контрольным пакетом акций компаний-внучек и т.д.
В качестве примеров холдинговых структур можно привести следующие российские компании:
- в металлургической отрасли: "Российский алюминий", "УГМК-Холдинг", ГК "ТАИФ", "Промышленно-металлургический холдинг";
- в отрасли машиностроения: "Трансмашхолдинг", "Сибирский деловой союз";
- в сфере производства стройматериалов, оказания строительных услуг и девелопмента: "Энергостройинвест-Холдинг", "Глобалстрой-Инжиниринг", ГК "Ташир", "Мордовцемент";
- нефтегазовая отрасль представлена такими компаниями, как "Газпром", "НК Роснефть", "Транснефтьсервис-С", "Объединенная нефтяная компания", "Сибуглемет" и др.
Финансово-промышленные группы (ФПГ) играют важную роль в экономике любого государства, являясь "магнитом", аккумулирующим крупные финансовые ресурсы.
Стремление хозяйствующих субъектов создать ФПГ объясняется снижением издержек. Так, финансовые структуры, вступая в ФПГ, снижают риск невозврата кредитов, несовершенства залогового законодательства, уровня процентной ставки ЦБ РФ, позволяют предоставить клиенту наиболее выгодные условия, что, в свою очередь, стимулирует приток инвестиций в сферу реальной экономики.
Для промышленных предприятий создание ФПГ или крупной интегрированной структуры способствует их финансовому укреплению, снижению трансакционных издержек и росту конкурентоспособности конечного продукта.
Целью создания финансово-промышленной группы (ФПГ) является аккумулирование материальных и финансовых ресурсов элементов ФПГ с целью повышения эффективности их деятельности в результате интеграции отдельных компонентов (синергизм), увеличения конкурентоспособности, ускорения научно-технического прогресса, привлечения инвестиций.
Основными задачами создания ФПГ являются:
- мобилизация ресурсов на первоочередные направления развития экономики;
- осуществление финансирования инновационной деятельности;
- создание новых сфер производства, поддержка и развитие уже имеющихся отраслей;
- формирование здоровой конкурентной экономической среды.
Выделяют следующие основные принципы образования ФПГ:
- ФПГ формируются, опираясь на единую нормативно-правовую базу и под конкретные цели;
- множественность вариантов формирования ФПГ, начиная от добровольного вступления до принудительного слияния;
- мобилизация и аккумулирование ресурсов, необходимых для реализации совместной деятельности;
- ФПГ создаются на основе высокотехнологичных, перспективных, конкурентоспособных предприятий как на отечественных, так и на зарубежных рынках;
- образование нескольких ФПГ на одном сегменте рынка с целью создания конкуренции;
- государственное стимулирование деятельности ФПГ, направленной на социально-экономическое развитие страны;
- объединение пакетов акций путем применения как рыночных, так и внерыночных (с целью сохранения государственного контроля) механизмов;
- модернизация и образование новых инвестиционных механизмов для развития промышленного производства;
- проведение экспертизы на предмет социально-экономической обоснованности проектов образования ФПГ.
Основными участниками ФПГ являются организации, действующие в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. Кроме того, в состав участников могут быть включены инвестиционные институты, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании (Федеральный закон от 30.11.1995 N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" (принят ГД ФС РФ 27.10.1995)). Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.11.1995 N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" ФПГ представляют собой "совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общество, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест" (Федеральный закон от 30.11.1995 N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" (принят ГД ФС РФ 27.10.1995)).
Согласно Закону о ФПГ возможны два способа создания данного объединения:
- путем признания финансово-промышленной группой совокупности хозяйствующих субъектов, объединенных как основное и дочернее общество (т.е. на основе вертикальной интеграции имущественных прав);
- путем заключения договора об образовании ФПГ между самостоятельными юридическими лицами (т.е. на договорной основе, предоставляющей сторонам договора большую самостоятельность).
В России существуют формальные и неформальные ФПГ, первые прошедшие регистрацию в правительственных органах (Распоряжение Госкомимущества РФ от 17.10.1994 N 2522-р (ред. от 11.04.1995) "О перечне документов, представляемых в Госкомимущество РФ при формировании финансово-промышленных групп"), а вторые, реально функционирующие, но не "афиширующие" свою деятельность.
ФПГ могут образовываться в форме учреждения открытого акционерного общества, на которое возлагаются функции головной компании или назначается/выбирается одно юридическое лицо, осуществляющее контроль над другими участниками группы. Как правило, при вступлении в договор участники делегируют руководящему органу часть своих полномочий, прав распоряжением собственностью и доходами и несут солидарную ответственность по долгам головной компании, возникающими в процессе осуществления предпринимательской деятельности (ст. 14 Федерального закона о ФПГ). Необходимо отметить, что положение ст. 14 противоречит ряду норм гражданского законодательства. Так, в соответствии с п. 2 ст. 105 ГК РФ "дочернее общество не отвечает по долгам основного общества", а при определенных условиях основное общество само возмещает убытки по долгам дочернего (п. п. 2, 3 ст. 105, п. 3 ст. 56 ГК РФ, ст. 3 Федерального закона N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст. ст. 3 и 6 Федерального закона N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Указанные нормы являются императивными и не могут быть изменены иными актами, в том числе и Законом о ФПГ.
При создании ФПГ в России предполагалось развивать следующие приоритетные направления деятельности:
- основные отрасли промышленности;
- механизмы организации и методы финансирования ФПГ (стимулирование участников рынка в создании ФПГ, предоставление льгот, противодействие монополии, эффективное распределение финансовых и других ресурсов между участниками ФПГ, соблюдение интересов мелких и крупных производителей);
- региональные, межотраслевые и межреспубликанские приоритеты (формирование региональных ФПГ с диверсифицированной структурой, модернизация и развитие экономических связей между регионами и бывшими республиками союзного государства путем создания транснациональных промышленных групп).
В настоящее время наметилась тенденция нивелирования роли ФПГ в связи с укреплением роли правоохранительных органов и государственной власти.
Конгломерат представляет собой интегрированную структуру, состоящую из объединенных под единым финансовым контролем различных фирм.
Выделяют следующие характерные черты конгломерата:
- предприятия, составляющие структуру конгломерата, как правило, не имеют ни технологического, ни производственного сходства с основной сферой деятельности материнской компании. Определить основную сферу деятельности конгломерата достаточно проблематично;
- головная компания предоставляет зависимым фирмам самостоятельно осуществлять юридическую и производственно-хозяйственную деятельность, оставляя за собой полный финансовый контроль;
- в связи с тем что конгломерат предоставляет своим "дочкам" большую свободу и автономность, по сравнению с другими организационными структурами (например, холдингами), управление носит децентрализованный характер;
- основными рычагами управления конгломератом являются финансово-экономические;
- в структуре конгломерата образуется финансовое ядро, концентрирующее в себе все финансовые потоки и состоящее из инвестиционных и финансовых компаний.
Главным механизмом формирования конгломерата является процесс интеграции фирм различных сфер, отраслей и видов деятельности. В основу данного экономического явления заложены следующие цели:
- увеличение эффективности компании в результате объединения более мелких фирм, по сравнению с суммарной эффективностью ее разрозненных частей до объединения (синергетический эффект);
- появление конкурентного преимущества;
- большая информированность о структуре рынков и отдельных отраслей;
- появляется больше возможностей для использования ресурсов и новых технологий в производстве;
- повышение статуса компании на рынке;
- более эффективное использование инструментов менеджмента для повышения доходов управленческого персонала.
Однако, несмотря на все преимущества конгломерата, специалисты выделяют следующие основные проблемы, которые приводят к падению прибыльности данных интеграционных структур:
- диверсификация конгломерата может привести к снижению конкурентоспособности производимой продукции;
- огромные средства, которые конгломерат извлекает из своих резервов на оплату акций вновь приобретаемых компаний, средств на выплату компенсаций владельцам акций ("золотые парашюты"), также возникают мотивационные проблемы с управленческим персоналом, который в результате объединения перешел из разряда собственников в разряд наемных работников;
- разрозненность областей производства конгломерата размывает финансирование, что приводит к неэффективному использованию средств отдельными частями и в конечном итоге неэффективности работы всего конгломерата.
Таким образом, успешная, а главное эффективная деятельность конгломерата зависит от согласованных и целенаправленных действий высшего управленческого персонала, его квалификации и опыта, т.е. создания эффективной системы управления и проведения реструктуризационных программ.
Картель (неформальное корпоративное образование) представляет собой соглашение (как правило, не облеченное в форму юридического документа) между юридически и экономически самостоятельными предприятиями, осуществляющими свою деятельность на одном рынке и производящими один вид продукции. Суть договора заключается в определении уровня цен на выпускаемую продукцию, объема выпуска и рынков сбыта. Таким образом, картель устанавливает контроль над сегментом рынка, в котором осуществляет свою деятельность. В результате существенно снижается или исчезает полностью конкуренция на данном рынке. Образование картелей подпадает под антимонопольное законодательство, а в большинстве стран такие образования являются незаконными (например, в США). США активно противостоят созданию зарубежными государствами картельных структур по типу ОПЕК в нефтегазовой сфере. Так, например, показателен пример обеспокоенности НАТО по поводу возможности создания "газового альянса" с участием России, Алжира, Ливии, республик Центральной Азии, который, по мнению НАТО, стал бы влиятельной мировой организацией по примеру ОПЕК [144]. В странах Западной Европы картели разделены на "желательные" и "вредные".
В России нормативное регулирование картельных соглашений осуществляется на основании Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон). Так, ст. 10 Закона запрещает действия компании, занимающей доминирующее положение на рынке, недопущение, устранение или ограничение конкуренции. "Запрещены соглашения между компаниями или их согласованные действия на товарном рынке, если их действия приводят или могут привести к следующим ограничениям (ст. 11 Закона):
- установлению или поддержанию цен, скидок, надбавок, наценок;
- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продаж, составу покупателей или продавцов;
- навязыванию условий договора контрагенту, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
- созданию условий, препятствующих доступу товаров на рынок;
- установлению условий членства в профессиональных или иных объединениях, которые приводят к устранению конкуренции и пр.".
Как правило, антимонопольному органу достаточно трудно доказать факт наличия между компаниями картельного соглашения, например, об установлении определенной цены на реализуемую продукцию.
Как уже отмечалось ранее, соглашения в виде единого юридического документа не распространены. Более того, даже если бы они были документально оформлены, то в любом случае не могли носить правомерный характер и расценивались бы как юридически ничтожные в силу прямого противоречия законодательству (ст. 168 ГК РФ).
- Разумеется, документально оформленные соглашения были бы незаменимы в доказательстве картельного сговора в расследованиях Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Однако компании, вступающие в картель, как правило, оговаривают не только механизм установления цены и объемы выпуска продукции, но и процедуру мониторинга за действиями участников соглашения. Таким образом, в случае предъявления претензий со стороны антимонопольной службы участники картеля могут с легкостью построить свою защиту на неопровержимых и экономически обоснованных доказательствах установления ценовых ограничений или объема выпускаемой продукции. В связи с чем картельный сговор доказать очень сложно без привлечения к сотрудничеству одного из участников соглашения (Картельные соглашения в условиях российского рынка // РЦБ. 2008. N 16(367). Компания эмитент http://www.rcb.ru/ke/2008-16/14383/).
Помимо картелей, в мировой практике существуют и другие неформальные бизнес-образования, обладающие признаками корпораций, но при этом не являющиеся юридическими лицами. К ним относятся: синдикаты, консорциумы, офшорные зоны, ассоциации и союзы.
- В электронном экономическом словаре (Экономический словарь http://abc.informbureau.com/html/neiaeeao.html) синдикат (от гр. syndikos - действующий сообща) определяется как "организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и финансовую свободу действий". Сбытом продукции занимается специально сформированный орган, который единолично решает, куда и как будет поставлен произведенный на всех предприятиях синдиката товар. Деятельность синдикатов, так же как и картелей, находится под наблюдением антимонопольных служб, отслеживающих влияние действий объединения на развитие рынка. Классическим примером синдиката является алмазный синдикат "Де Бурс".
Пул представляет собой объединение картельного типа, однако, в отличие от ранее рассмотренных объединений, в нем осуществляется не только распределение рынков сбыта, но и полученной прибыли. Сначала вся прибыль аккумулируется в одном месте, а затем в соответствии с ранее достигнутой договоренностью и утвержденным механизмом распределяется между участниками пула. Одним из примеров может быть Московский межбанковский расчетный пул (ММРП), созданный в 1998 г. по инициативе мэра Москвы Ю.М. Лужкова "с целью обеспечения бесперебойных расчетов в рамках столичного бюджета". Его участниками стали такие банки, как: Московский муниципальный банк, Банк Москвы, Мосбизнесбанк, Московский Индустриальный Банк, банк "Огни Москвы", Мосводоканалбанк, Московский экспортно-импортный банк, АК "Бизнесбанк", АКБ "Пересвет", КБ "Зенит", КБ "Форпост" и Технобанк.
В экономической литературе временный союз юридических лиц, целью которого является реализация дорогостоящих проектов, инвестиций в промышленно-торговые предприятия, средства массовой информации, новые технологии, добычу нефти и газа и пр., получил название консорциума. Консорциумы образуются в составе различных субъектов. Как правило, избирается ведущая компания консорциума, который координирует действия участников за вознаграждение (проценты от общей прибыли). Примером консорциума может быть консорциум "Альфа-Групп", который является одним из крупнейших частных финансово-промышленных консорциумов в России. Его сфера деятельности распространяется на: добычу нефти и газа, коммерческую и инвестиционную, банковскую деятельность, управление активами, страхование, розничную торговлю, телекоммуникации, новые технологии, средства массовой информации, а также инвестиции в промышленно-торговые предприятия и инвестиции на выборочной основе. Ведущей компанией данного объединения выступает Альфа-Банк.
Ассоциации и союзы представляют собой некоммерческое объединение коммерческих организаций с целью регулирования их предпринимательской деятельности и защиты общих имущественных интересов.
По решению участников на ассоциацию (союз) может быть возложено ведение предпринимательской деятельности, в этом случае ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ (частью первой).
Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут согласно п. 2 ст. 121 части первой ГК РФ добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций. Участники ассоциации (союза) сохраняют свою независимость и права юридического лица (п. 3 ст. 121 части первой ГК РФ). В то же время ассоциация (союз) не несет ответственность по обязательствам своих членов, в то время как члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренным в учредительных документах ассоциации (п. 4 ст. 121 части первой ГК РФ). В наименовании ассоциации (союза) должно содержаться указание на основной предмет деятельности ее участников с включением слова "ассоциация" или "союз" (п. 5 ст. 121 части первой ГК РФ). В России данная форма объединений достаточно распространена и оказывает существенное влияние на развитие экономики страны. Например, "Ассоциация "Лига содействия оборонным предприятиям", "Ассоциация совместных предприятий, международных объединений и организаций", "Российская ассоциация лизинговых компаний" и т.д.
Офшорные зоны. Само название происходит от английского слова offshore и переводится на русский язык как "вне берега", "вне границ". В современном мире является одним из наиболее эффективных методов налогового планирования. Суть данного метода заключается в применении льготного режима, который закреплен в законодательстве страны, привлекающей для осуществления предпринимательской деятельности на территории данного государства иностранного предпринимателя (нерезидента).
Впервые термин "офшор" возник в США в конце 50-х гг. и носил ярко негативную окраску. Дело в том, что возникновение данного понятия связывают с деятельностью одной финансовой организации в США, которая путем территориального переноса своей деятельности сумела избежать правительственного контроля и ограничений.
На сегодняшний день по всему миру насчитывается более 60 стран, законодательство которых готово предоставить льготные условия ведения бизнеса для офшорных компаний.
Классифицировать страны, где производят регистрацию офшорных компаний, можно следующим образом:
- государства с невысоким уровнем развития, но комфортной политической ситуацией (Британские Виргинские острова, Сейшельские острова, Багамские острова);
- государства, в которых существуют как офшорные, так и обычные компании, являющиеся нерезидентами, но при этом осуществляющие хозяйственную деятельность внутри страны (Кипр, Ирландия, Гибралтар, Люксембург, Швейцария, Остров Мэн);
- страны, не относящиеся к офшорным, но которые могут предоставить льготные условия ведения бизнеса (США, Великобритания, Канада).
В России нет законодательства, регулирующего деятельность офшорных организаций, поэтому бизнес по консультациям, сопровождению и открытию офшорных компаний процветает, что способствует вывозу капитала из страны со всеми вытекающими экономическими последствиями. Офшорные зоны в России расположены в Ингушетии, Калмыкии, Республике Алтай, Бурятском автономном округе.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) в условиях российской действительности обладают наиболее оптимальными условиями для осуществления предпринимательской деятельности, так как в них действуют специфические правила, регулирующие экономические отношения. В России СЭЗ находятся в Липецкой области, Калининграде, Санкт-Петербурге и др.
Рассмотрев существующие формы корпоративных образований, необходимо обратиться к исследованию процесса становления (генезиса) сложившегося на данный момент времени корпоративного сектора экономики. Рассмотрим этапы становления с институциональной точки зрения, которая, на наш взгляд, позволяет более полно выявить основные проблемы дальнейшего развития корпоративного сектора, что в условиях захлестнувшего весь мир финансового кризиса представляется наиболее актуальным. В дальнейшем исследовании попытаемся решить следующие задачи:
- выявление исходных условий институциализации и рыночной трансформации социально-экономической сферы;
- определение и характеристика основных стадий и механизмов формирования современного корпоративного сектора российской экономики;
- выявление и формулировка основных проблем и тенденций корпоративного сектора экономики.
Формирование корпоративного сектора экономики нецелесообразно, на наш взгляд, связывать с переходом России с социалистического пути развития к рыночному. Дело в том, что подобное утверждение не совсем корректно, так как крупные государственные объединения с признаками корпорации появились в начале 70-х гг. В условиях плановой экономики предприятия-гиганты, осуществляющие свою деятельность в соответствии с государственным заказом, приобрели специфические черты, которые в дальнейшем были заимствованы в период раннего развития корпоративных образований:
- формирование устойчивых неформальных связей между экономическими агентами (данные связи зародились в условиях дефицита ресурсов, в результате чего межличностные отношения стали определяющими в процессе осуществления основной производственной деятельности);
- разросшийся бюрократический аппарат, осуществляющий контрольно-распределительные и плановые функции, впоследствии привел к тому, что заинтересованные лица могли лоббировать свои интересы по присвоению государственной собственности посредством использования связей в министерских структурах;
- экономика в конце 80-х гг. находилась в состоянии застоя и острого потребительского дефицита, промышленный комплекс выполнял госзаказ, ориентированный на выполнение нужд военно-промышленного сектора;
- политическая нестабильность, распад СССР и перераспределение экономических ресурсов между бывшими союзными республиками, входившими в его состав;
- совпадение трансформационных процессов в России с расширением границ экономической интеграции, которая является основным элементом международной глобализации.
Дальнейшие политические трансформационные процессы привели к эволюции экономических институтов, в том числе и корпоративных образований.
В последующих номерах мы выделяем шесть основных этапов формирования корпоративного сектора экономики, исходя из эволюции основополагающих нормативно-правовых актов. Как известно, нормы являются основообразующими элементами в отношениях между индивидами. С их помощью осуществляется координация их действий. Существование норм обеспечивает предсказуемость поведения индивидов и их эффективное взаимодействие. Таким образом, нормы являются посредником между макро- и микроуровнями. Следование общепринятым нормам обеспечивает согласованность действий с контрагентами, что в итоге обеспечивает стабильность всей системы. Поэтому, на наш взгляд, данная классификация отражает процесс зарождения и эволюции корпоративных образований в России.
Е.И.Георгиевская
К. э. н.
Тамбовского Государственного
Университета им. Г.Р.Державина