Мудрый Юрист

"Северные районы": обзор верховного суда по трудовым спорам

"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 11

В прошлом номере журнала <1> мы рассматривали вопросы, касающиеся оплаты труда лиц, трудящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях <2>, компенсаций при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников и ежемесячного предоставления дополнительного выходного дня без сохранения заработной платы.

<1> Статья О.Е. Журавлевой "Северные районы": арбитражная практика по трудовым спорам".
<2> Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей представлен в Постановлении Совета Министров СССР от 03.01.1983 N 12.

Мы продолжаем изучать Обзор Президиума Верховного Суда от 26 февраля 2014 г. о практике рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В центре внимания следующие темы:

Сокращенная рабочая неделя для женщин

В соответствии со ст. 320 ТК РФ для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя (если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами). При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Примечание. Установление сокращенной продолжительности рабочей недели женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является не правом, а обязанностью работодателя.

Согласно ч. 2 ст. 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться.

Если сотрудница фактически трудится больше 36 часов в неделю, каким образом оплачивается переработка? Во-первых, нужно отметить, что сверхурочная работа - работа, выполняемая сотрудником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени - ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (ст. 99 ТК РФ).

Во-вторых, в данном случае работодатель руководствуется не ст. 152 ТК РФ, а п. 5.5 Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства <3> (далее - Рекомендации). Статьей 152 ТК РФ установлен порядок оплаты переработки сверх установленной для работников продолжительности рабочего дня (смены), а Рекомендациями - правила оплаты переработки нормального числа рабочих часов за учетный период при суммированном учете рабочего времени.

<3> Утверждены Постановлением Госкомтруда СССР N 162, ВЦСПС N 12-55 от 30.05.1985.

Согласно п. 5.5 Рекомендаций сверхурочная работа оплачивается:

Верховный Суд РФ в Решении от 15.10.2012 N АКПИ12-1068 отметил: п. п. 1.1 и 1.2 Рекомендаций предусматривают общие условия и порядок применения режимов гибкого рабочего времени, нормативной основой использования которых является суммированный учет рабочего времени.

Дополнительный отпуск

Многие работодатели полагают, что на основании ст. 287 ТК РФ право на дополнительный отпуск за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, возникает у работника только по основному месту работы. Это не так.

Верховный Суд отмечает, что положения ст. 287 ТК РФ не распространяются на дополнительные отпуска, поскольку ст. 321 ТК РФ установлена специальная норма, согласно которой совместителям, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дополнительный отпуск за работу в указанных районах и местностях предоставляется на общих основаниях, то есть соответственно 24 календарных дня и 16 календарных дней. Для работников-совместителей общая (суммарная) продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков определяется в общем порядке: путем суммирования основного и дополнительного отпусков соответствующей продолжительности.

Обратите внимание, что приказ работодателя, которым установлен запрет на предоставление работникам-совместителям ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в районах Крайнего Севера, противоречит ст. 321 ТК РФ, нарушает права работника и будет признан судом неправомерным.

Если сотрудник, трудящийся на территории, приравненной к районам Крайнего Севера, на основании абз. 3 ст. 14 Закона РФ N 4520-1 <4> имеет право на дополнительный отпуск продолжительностью 16 календарных дней и на основании ч. 2 ст. 117 ТК РФ за работу во вредных (опасных) условиях труда - на отпуск в 7 календарных дней, то работодатель должен предоставить сотруднику не 23 дня, а только 16 (то есть отпуск по одному из оснований).

<4> Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Что касается денежной компенсации 7-дневного отпуска, необходимо руководствоваться ч. 3 ст. 126 и ч. 1 ст. 127 ТК РФ: не допускается замена денежной компенсацией ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении).

Отметим еще один момент. В силу ч. 3 и 4 ст. 322 ТК РФ полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за два года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать шести месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

В соответствии с ч. 8 ст. 325 ТК РФ и ч. 7 ст. 33 Закона РФ N 4520-1 размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно устанавливаются:

В случае отсутствия нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, определяющих размеры, условия и порядок выплаты компенсации стоимости проезда к месту отдыха для лиц, работающих в организациях, финансируемых не из федерального бюджета, суды руководствовались положениями федерального законодательства, регулирующими сходные отношения:

<5> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455.

Из содержания ч. 1 ст. 325 ТК РФ следует, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно выплачивается работнику при условии предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска.

Примечание. Оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно при нахождении лица в каком-либо другом виде отпуска, кроме ежегодного оплачиваемого отпуска, ТК РФ не предусмотрена.

Рассмотрим пример. Сотрудница в период отпуска по уходу за ребенком находилась на отдыхе с несовершеннолетним ребенком в Казахстане, поэтому обратилась с просьбой компенсировать расходы на оплату стоимости проезда.

Однако исходя из ст. ст. 114 и 256 ТК РФ отпуск по уходу за ребенком не является ежегодным оплачиваемым отпуском, в связи с чем работница и ее ребенок не имеют права на оплату проезда к месту отдыха. Поэтому, если организация компенсирует работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, расходы, связанные с оплатой стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, сумма возмещения признается доходом физического лица и облагается НДФЛ на общих основаниях (Письмо Минфина России от 04.09.2014 N 03-04-05/44270).

К сведению. В ряде органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления приняты нормативные правовые акты, позволяющие компенсировать указанным лицам расходы на проезд к месту отдыха и обратно в случае предоставления им не ежегодного оплачиваемого, а другого вида отпуска. В таком случае Президиум Верховного Суда признает выплату компенсации правомерной.

Например, назначение и выплата компенсации работнику осуществляются работодателем (организациями, финансируемыми из республиканского бюджета Республики Коми <6> и бюджета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" <7>) в случае, если работник находился:

<6> Пункт 4 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющимся работниками организаций, финансируемых из республиканского бюджета Республики Коми, утв. Постановлением Правительства Республики Коми от 28.07.2005 N 212.
<7> Пункт 4 Порядка оплаты стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа лицам, проживающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, являющимся работниками учреждений, финансируемых из местного бюджета муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утв. Решением Совета МОГО "Сыктывкар".

В то же время организации, финансируемые из бюджета МОГО "Ухта", выплачивают такую компенсацию только в случае, если работник находился в ежегодном оплачиваемом отпуске, в том числе в ежегодном оплачиваемом отпуске с последующим увольнением <8>.

<8> Пункт 4 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно лицам, являющимся работниками организаций, финансируемых из бюджета МОГО "Ухта", и неработающим членам их семей, а также стоимости провоза багажа, утв. Постановлением администрации МО городского округа "Ухта" от 12.11.2009 N 2523.

Должен ли работодатель возмещать стоимость обратного проезда из отпуска, предоставленного сотруднику с последующим увольнением (с 4 февраля по 6 марта), если на день возвращения (22 марта) они не были связаны трудовыми отношениями? Да, должен. В ч. 4 ст. 325 ТК РФ закреплено, что оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда РФ или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет осуществляется по возвращении из отпуска на основании представленных билетов или других документов. Президиум Верховного суда подтвердил, что каких-либо ограничений для компенсации указанных расходов в зависимости от срока возвращения работника с места использования отпуска, если такой отпуск в соответствии со ст. 127 ТК РФ предоставлен работнику с последующим увольнением, законодательство не содержит.

Как быть, если сотрудник взял сразу два отпуска - сначала ежегодный оплачиваемый отпуск, а затем отпуск без сохранения заработной платы - и отправился на отдых? Выплатить компенсацию стоимости обратного проезда работодатель обязан и в случае, если сотрудник возвратился домой в период отпуска за свой счет. Обоснование то же: компенсация стоимости проезда связана с самим фактом предоставления работнику и использования им ежегодного оплачиваемого отпуска.

Руководствуясь положениями ст. 325 ТК РФ и ст. 33 Закона РФ N 4520-1, Президиум Верховного Суда пришел к выводу, что обязанность работодателя оплатить неработающим членам семьи работника проезд к месту использования отпуска и обратно обусловлена выездом самого работника к месту отдыха независимо от того, одновременно или в разное время используют отпуск работник и неработающие члены его семьи. Если сотрудник не выезжал в отпуск из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, то он лишен возможности получить компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно на члена своей семьи, так как право члена семьи работника производно от права самого работника.

Может ли работодатель закрепить в своем локальном акте следующее положение: компенсация расходов на проезд к месту использования отпуска и обратно на 2015 г. соответствует размеру фактически понесенных расходов, но не более 18 000 руб.? Нет, установление максимального размера компенсации неправомерно.

В силу ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения предусмотренного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

Вместе с тем "потолок" для возмещения расходов на проезд личным транспортом все же существует. В силу п. 8 Правил компенсации расходов компенсация не может быть выше стоимости проезда, рассчитанной на основе норм расхода топлива, установленных для соответствующего транспортного средства, и исходя из кратчайшего маршрута следования. Нормы суды рассчитывают в соответствии с Методическими рекомендациями норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте <9>, а маршрут - согласно справкам автотранспортных предприятий, осуществляющих междугородные перевозки. Принимается во внимание дата убытия и дата прибытия сотрудника к месту отдыха, подтвержденные документально, а также место нахождения АЗС по отношению к заданному маршруту. Таким образом, расходы не возмещаются по чекам, в которых:

<9> Утверждены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

Если работник федеральных органов государственной власти или федеральных казенных учреждений уезжает в отпуск за пределы РФ, в том числе по туристической путевке, производится компенсация расходов на проезд железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы РФ железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции.

В случае поездки за пределы РФ воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы аэропорту работником учреждения представляется справка о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией или агентом транспортной организации (абз. 3 п. 10 Правил компенсации расходов).

Как быть, если транспортная организация не выделяет из общей стоимости такой перевозки стоимость перевозки по территории РФ? Президиум ВС РФ отметил, что расчет и справка о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), могут выдаваться транспортной организацией в произвольной форме, в том числе при расчете могут применяться значения ортодромических расстояний, представляемые ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".

Трудовые споры относительно оплаты проезда к месту использования отпуска и обратно нередко возникают в субъектах РФ, где установлен районный коэффициент к заработной плате. Например, в Республике Хакасия районный коэффициент равен 1,3, однако данная территория не поименована в Перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей <10>. Другими словами, наличие районного коэффициента к зарплате не делает регион северным. Соответственно, работники, трудящиеся в Республике Хакасия, не имеют права на компенсацию стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Аналогичный вывод содержится в Обзоре судебной практики ВС РФ за январь - июль 2014 г., утвержденном Президиумом Верховного Суда 1 сентября 2014 г.

<10> Утвержден Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029.

Компенсация расходов, связанных с переездом

Согласно ч. 5 ст. 326 ТК РФ размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, устанавливаются:

Аналогичные положения содержатся в ст. 35 Закона РФ N 4520-1.

Рассмотрим сказанное на примере Магаданской области. Статья 7 Закона Магаданской области от 06.12.2004 N 507-ОЗ "Об установлении гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в Магаданской области и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств областного бюджета" определяет порядок предоставления льгот и компенсаций для сотрудников (и членов их семей), трудящихся в организациях, финансируемых из бюджета Магаданской области, то есть субъекта РФ. Работодатель обязан компенсировать им стоимость переезда и провоза багажа по фактическим расходам на переезд к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, без каких-либо условий относительно продолжительности стажа работы в организациях, финансируемых из такого бюджета.

Магаданская городская дума установила собственный порядок выплаты компенсаций (Решение от 30.12.2004 N 76-Д "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих на территории муниципального образования "Город Магадан", работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета"). Работнику организации, финансируемой из местного бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа весом не более пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом. Для предоставления этих гарантий необходимо, чтобы сотрудник отработал в организации, финансируемой из местного бюджета, не менее трех лет. Право на компенсацию сохраняется в течение одного года со дня расторжения работником трудового договора в данной организации.

Как видим, в Магаданской области лица, трудящиеся в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, поставлены в более выгодное положение, чем сотрудники компаний, финансируемых из местных бюджетов. Верховный Суд подтвердил, что это правомерно.

* * *

Подведем итоги:

  1. Работа женщин, трудящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях свыше 36 часов в неделю, оплачивается согласно п. 5.5 Рекомендаций.
  2. Дополнительный отпуск за работу в особых климатических условиях предоставляется совместителям на общих основаниях.
  3. Коммерческая организация, орган госвласти субъекта РФ или орган местного самоуправления вправе установить нормы, улучшающие положение работников, например компенсировать работнику, находящемуся в каком-либо другом виде отпуска, кроме ежегодного оплачиваемого отпуска, стоимость проезда и провоза багажа. Но в таком случае сумма возмещения признается доходом сотрудника и облагается НДФЛ.
  4. Закрепление в локальных актах норм, ухудшающих положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, а также принятие актов без соблюдения мнения представительного органа работников неправомерно.

О.Е.Журавлева

Эксперт журнала

"Аптека: бухгалтерский учет

и налогообложение"