Мудрый Юрист

Уменьшение лимитов бюджетных обязательств как основание для изменения срока исполнения контракта

Зибзеева Е.В., кандидат экономических наук, заведующий сектором государственных закупок министерства общего и профессионального образования Ростовской области.

При исполнении договорных обязательств стороны достаточно часто сталкиваются с тем, что выполнить их по объективным причинам невозможно. Отсюда особый интерес к вопросу о возможности внести изменения в условия контракта. Как известно, нормы Закона N 44-ФЗ значительно ограничивают такую возможность. Перечень случаев, когда допускается изменение существенных условий заключенного контракта, установлен в ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Одним из таких случаев является уменьшение ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО) в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 161 БК РФ <1>. При этом государственный или муниципальный заказчик должен согласовать новые условия контракта, в т.ч.:

<1> Пункт 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Для начала определим, какие категории заказчиков могут (и обязаны) пользоваться п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Рассматриваемая норма содержит ссылку на ст. 161 БК РФ, которая регламентирует особенности правового положения казенных учреждений. Однако в соответствии с п. 11 ст. 161 БК РФ положения указанной статьи распространяются также:

При этом должны учитываться положения бюджетного законодательства, устанавливающие полномочия указанных органов.

Из ст. 161 БК РФ следует, что согласование новых условий исполнения государственных (муниципальных) контрактов это не право заказчика, а его обязанность. При этом основанием для изменения срока исполнения контракта и иных условий контракта является уменьшение ранее доведенных ЛБО. Не уточняется, идет ли речь об уменьшении ЛБО исходя из общего объема средств на исполнение контракта либо лишь об уменьшении ЛБО в определенном финансовом году.

Вопросы изменения количества товаров (объема работ, услуги) и цены контракта урегулированы Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1090 "Об утверждении методики сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта", поэтому в настоящей статье они рассматриваться не будут. Интерес для автора представляет исключительно вопрос о переносе сроков исполнения по контракту.

Анализ имеющейся судебной практики позволяет прийти к следующему выводу: если при исполнении контракта органу исполнительной власти или казенному учреждению понадобилось изменить сроки исполнения обязательств по контракту, то такому заказчику достаточно обратиться в финансовые органы с целью утверждения новой разбивки ЛБО по годам, чтобы у него появилась законная возможность заключить соответствующее соглашение об изменении сроков.

Пример 1.

Одно из казенных учреждений Росавтодора заключило в августе 2014 года государственный контракт на реконструкцию автомобильной дороги, с ценой 463 млн руб. и сроком выполнения работ до 31.10.2014.

При этом еще в июле 2014 года данное казенное учреждение направило в Управление проектирования и строительства автомобильных дорог письмо о переносе ввода объекта в эксплуатацию на 2015 год и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций в связи с затянувшейся процедурой размещения государственного заказа и невозможностью ввода объекта в эксплуатацию в 2014 году из-за ограниченного срока строительного сезона. Для освоения бюджетных инвестиций на 2014 год не освоенные заказчиком ЛБО 2014 года были в полном объеме перераспределены на другой объект. Соответственно, по рассматриваемому объекту ЛБО, доведенные казенному учреждению на 2014 год, были уменьшены, а его государственное задание уточнено. С учетом изложенного в декабре 2014 года казенное учреждение заключило с подрядчиком дополнительное соглашение к государственному контракту, по которому срок исполнения контракта был продлен на один год (до 31.10.2015), а первоначальная цена контракта, оставшись неизменной, распределена на 2014 и 2015 годы следующим образом:

Контрольный орган увидел в изменении сроков выполнения работ по контракту нарушение ст. 95 Закона N 44-ФЗ <2>. Суды трех инстанций пришли к выводу о правомерности данного дополнительного соглашения (в т.ч. в части изменения срока выполнения работ), указав, что правовым основанием для его заключения является п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ <3>.

<2> Акт проверки ТУ Росфиннадзора от 30.06.2015 в отношении ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства".
<3> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.03.2017 по делу N А10-7326/2015.

Пример 2.

В ФАС России поступила жалоба на то, что Комитет по строительству Санкт-Петербурга заключил дополнительное соглашение к контракту на реконструкцию корпусов многофункционального медицинского центра. Дополнительным соглашением срок завершения работ был изменен с "не позднее 15 декабря 2016 года" на "не позднее 20 декабря 2017 года". ФАС России посчитала, что действия заказчика нарушают положения ст. 95 Закона N 44-ФЗ, которая не позволяет изменять срок выполнения работ <4>.

<4> Решение ФАС России от 29.03.2016 по делу N П-53/16.

Однако суды признали данное решение недействительным, поскольку спорное дополнительное соглашение было заключено в связи с уменьшением ЛБО в одном из годов, на которые предусматривалось финансирование. А именно, в соответствии с адресной инвестиционной программой (АИП), утвержденной Законом Санкт-Петербурга, для целей проведения работ на объекте Комитету как их заказчику установлены лимиты финансирования:

В конце 2015 года в АИП были внесены изменения в части сроков и объема финансирования работ по контракту: период выполнения работ продлен до 2017 года включительно, соответственно перераспределено финансирование. ЛБО на 2016 год уменьшены с 947 943,3 тыс. руб. до 841 317 тыс. руб., а на 2017 год предусмотрено дополнительное финансирование в объеме 1 742 586,2 тыс. руб.

В связи с указанным суды пришли к выводу, что дополнительное соглашение, в соответствии с которым были продлены сроки выполнения работ, заключено с соблюдением требований п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ <5>.

<5> Постановление ФАС Московского округа от 07.06.2017 по делу N А40-141570/2016. Определением ВС РФ от 02.10.2017 N 305-КГ17-13700 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в СКЭС ВС РФ.

Пример 3.

Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации г. Уфы (заказчик) заключило муниципальный контракт, сроки выполнения работ по которому были определены с 10.08.2015 по 20.12.2016. Впоследствии к данному контракту был заключен ряд дополнительных соглашений: изменены сроки оплаты и объемы финансирования обязательств по контракту, в частности предусмотрено увеличение периода оплаты выполненных работ до 2019 года. В связи с этим подрядчик предложил перенести на 2019 г. в т.ч. и срок окончания работ, однако муниципальный заказчик на это не пошел.

Суды в полном объеме удовлетворили иск подрядчика об изменении срока окончания работ ("до 20.12.2019"), указав на взаимосвязь ст. 767 ГК РФ, ст. 161 БК РФ и п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Поскольку факт изменения ЛБО был подтвержден материалами дела и не оспаривался сторонами, суды признали данное обстоятельство достаточным основанием для изменения срока исполнения муниципального контракта <6>.

<6> Постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2017 по делу N А07-20439/2016. См. также: Постановление ФАС Уральского округа от 19.10.2016 по делу N А07-26470/2015.

Как видно из приведенных кейсов, контрольные органы неодобрительно относятся к заключению заказчиками соглашений, ведущих к изменению сроков исполнения контракта. Поэтому рассматриваемый механизм нельзя считать однозначным. Причиной этого является несовершенство формулировки п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, буквальное прочтение которой действительно предполагает возможность различного понимания данной нормы.

Однако, как можно было убедиться, последнее слово всегда остается за судебными инстанциями. И по вопросу о правомерности изменения сроков исполнения контракта в связи с уменьшением ЛБО суды демонстрируют редкое единодушие, считая такое изменение правомерным. Участники контрактной системы могут использовать изложенные аргументы для обоснования действий, отвечающих их практическим интересам.