Мудрый Юрист

О сохранении редких и исчезающих видов животных и птиц и правовом регулировании охоты

Яковлева Татьяна Афанасьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (Якутск).

Автор предлагает пути совершенствования законодательства об охоте и сохранении редких и исчезающих видов птиц и животных. В определение охоты включено такое действие, как первичная переработка охотничьих ресурсов (что подразумевает ощипывание птиц и разделывание туш копытных), в результате чего государственные инспекторы в области охраны окружающей среды не могут определить видовую, половую и возрастную принадлежность объектов охоты. Предлагается законодательно установить пределы первичной переработки охотничьих ресурсов.

Ключевые слова: охота, охотничьи ресурсы, сохранение охотничьих ресурсов, редкие и исчезающие виды животных и птиц, государственные инспекторы охраны окружающей среды.

ON THE PRESERVATION OF RARE AND ENDANGERED SPECIES OF BIRDS AND ANIMALS AND ON THE LEGAL REGULATION OF HUNTING

T. Yakovleva

Yakovleva Tat'yana, North-Eastern Federal University (Yakutsk).

The author offers some ways of improving the legislation on hunting and preservation of rare and endangered species of birds and animals. The concept of hunting is supplemented with such action as primary processing of hunting resources, which leads to plucking of birds and the butchering of the carcasses of ungulates. In this regard the hunting inspectors are unable to determine the species, sex and age of game species. The author proposes to establish the limits of primary processing of hunting resources.

Key words: hunting, hunting resources, preservation of hunting resources, rare and endangered species of animals and birds, state inspectors of environmental protection.

Одним из принципов охраны окружающей среды является сохранение биологического разнообразия <1>. Особо остро встает проблема сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и птиц. Созданы списки таких животных и птиц: в России - красные книги Российской Федерации <2> и ее субъектов, на международном уровне - Красный список Международного союза охраны природы (далее - Список МСОП) <3>, Перечень видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения <4> (далее - СИТЕС), приложения к Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных (Бонн, 23 июня 1979 г.) <5>; государствами заключаются двусторонние и многосторонние акты о сохранении перелетных птиц <6> и др.

<1> Статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. от 3 июля 2016 г.) // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
<2> Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации: Приказ Госкомэкологии РФ от 19 декабря 1997 г. N 569 (в ред. от 28 апреля 2011 г. N 242) // Бюл. нормат. актов федеральных органов исполнительной власти РФ. 1998. N 5; Красная книга Российской Федерации (животные) / РАН; Гл. редкол. В.И. Данилов-Данильян и др. М., 2001.
<3> IUCN Red List of Threatened Animals: издание Всемирного центра мониторинга окружающей среды в Кембридже (Великобритания), 1988, 1990, 1994, 1996, 1998 // URL: http://www.iucnredlist.org.
<4> Перечень видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 3 марта 1973 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. XXXII. М., 1978. С. 549 - 562.
<5> Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных (CMS): одобрена в 1979 г., вступила в действие в 1983 г. // URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=41.
<6> См., например: Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки об охране перелетных птиц и среды их обитания // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. XXXIV. М., 1980. С. 425 - 431; Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения, и среды их обитания от 20 декабря 1988 г. // Ведомости ВС СССР. 1989. N 7. Ст. 49; Соглашение между СССР и КНДР об охране перелетных птиц от 2 сентября 1997 г. // URL: http://www.mnr.gov.ru/activities/list.php?part=146; О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и об охране перелетных птиц: Постановление Правительства РФ от 1 июня 1994 г. N 613 // СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 875 и др.

В настоящее время в Международный (Красный) список МСОП занесены 19 738 видов растений, 56 441 вид животных, из них в России встречается 473 вида растений и 1 963 вида животных. По данным Российской академии наук, на территории России насчитывается 245 видов млекопитающих (без китообразных), 732 вида птиц. В Красную книгу РФ занесены 123 вида птиц (17%) и 65 видов млекопитающих (20%) <1>.

<1> О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2015 г.: Государственный доклад // URL: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/62f/dokl2015.pdf.

В 2014 г. впервые на государственном уровне поставлена задача по разработке комплексного сбалансированного подхода к охране животного и растительного мира на основе единых принципов управления популяциями на всей территории Российской Федерации. Для решения поставленных задач распоряжением Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. N 212-р утверждена Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) <1>. План мероприятий по реализации Стратегии утвержден распоряжением Минприроды России от 1 декабря 2014 г. N 33-р <2>.

<1> Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. N 212-р // СЗ РФ. 2014. N 9. Ст. 927.
<2> Распоряжение Минприроды России от 1 декабря 2014 г. N 33-р (в ред. от 16 марта 2016 г.) // URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory.

В рамках Стратегии планируется решить проблему высокого уровня браконьерства и нелегального оборота редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных. Одним из основных направлений государственной политики в рассматриваемой области является совершенствование отечественного законодательства.

Для сохранения биологического разнообразия, в том числе охраны редких и находящихся на грани исчезновения видов животных и птиц и среды их обитания, в Российской Федерации создана система особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ). По данным Минприроды России, на 1 января 2016 г. на территории России насчитывалось более 13 тыс. ООПТ федерального, регионального и местного значения, общая площадь которых составляла более 207,5 млн га (с учетом морской акватории) - 12,1% от площади страны <1>.

<1> О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2015 г.: Государственный доклад.

Вместе с тем для животных и птиц нет границ, установленных государством, они свободно мигрируют в пределах не только одного государства, но и двух и более стран. Места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и птиц располагаются и за пределами особо охраняемых природных территорий, где осуществляется интенсивная хозяйственная и иная деятельность, в том числе охота. В настоящее время охота утратила былую роль добычи пропитания, для большинства населения она является одним из видов досуга, приятным времяпрепровождением. На проблемы правового регулирования охоты и сохранения охотничьих ресурсов обращали свое внимание охотоведы, экологи, юристы <1>.

<1> См., например: Селезнева А.Х. Правовые проблемы использования и охраны охотничьих ресурсов // Рос. электрон. науч. журн. 2013. N 2. С. 37; Краев Н.В., Краева В.Н. Приравнивание к охоте - презумпция виновности, установленная законом // Экологическое право. 2015. N 2. С. 3 - 10 и др.

Понятие охоты закреплено в п. 5 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 23 июня 2016 г.) <1> (далее - ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов"). Под охотой понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. При этом запрещается добыча млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов РФ, за исключением отлова млекопитающих и птиц в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности научными и образовательными организациями, акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов (п. 4 ст. 11, ст. 15 и 17 ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов"). К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьей породы, ловчими птицами (ч. 2 ст. 57 ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов"). Приказами Минприроды России утверждены Правила охоты <2>, где установлены сроки охоты на копытных животных в зависимости от половозрастных групп, Требования к охотничьему минимуму <3> и др.

<1> СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3735.
<2> Об утверждении Правил охоты: Приказ Минприроды России от 16 ноября 2010 г. N 512 (в ред. от 6 августа 2015 г.) // Рос. газ. 2011. 24 февр.
<3> Об утверждении Требований охотничьего минимума: Приказ Минприроды России от 30 июня 2011 г. N 568 // Бюл. нормат. актов федеральных органов исполнительной власти РФ. 2011. N 46.

По данным Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды России, к охотничьим ресурсам в Российской Федерации отнесены 80 видов млекопитающих и 148 видов птиц <1>.

<1> О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2015 г.: Государственный доклад.

Охотничьими ресурсами признаются:

  1. млекопитающие:

а) копытные животные: кабан, кабарга (сибирская), дикий северный олень, косули (европейская и сибирская), лось, благородный олень (европейский, кавказский, марал, изюбрь), пятнистый олень, лань (европейская), овцебык, сайгак, серна и др.;

б) медведи: бурый, белогрудый (гималайский);

в) пушные животные: волк, шакал, лисица (обыкновенная), корсак, песец, енотовидная собака, енот-полоскун, рысь, росомаха, барсук, куницы, соболь, дикие кошки (степная кошка, амурский лесной кот), ласка, горностай, солонгой, колонок, хори (лесной и степной), норки (американская, европейская) и др.;

  1. птицы: гуси (Росса, серый, белолобый, белый, гуменник), казарки (канадская, белощекая, черная), утки (огарь (красная утка), обыкновенная пеганка, кряквы (обыкновенная, черная (желтоносая)), чирок-свистунок, зеленокрылый чирок, серая утка) и др. <1>.
<1> Виды охотничьих ресурсов, обитающие на территории Российской Федерации: утв. Приказом Минприроды России от 30 июня 2011 г. N 568 "Об утверждении Требований охотничьего минимума" // Бюл. нормат. актов федеральных органов исполнительной власти РФ. 2011. N 46.

Для обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к охотничьим ресурсам также относятся гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, чистиковые. Законами субъектов РФ допускается отнесение к охотничьим ресурсам млекопитающих и (или) птиц, не предусмотренных ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов" (ч. 3 ст. 11).

Некоторые подвиды животных, отнесенных к охотничьим ресурсам, занесены в Красную книгу Российской Федерации, Список МСОП. Так, подвид кабарги - сахалинская кабарга Moschus moschiferus (подвид sachalinensis) - занесена на уровне вида в Список МСОП, категория охраны 1 - находящийся под угрозой исчезновения островной подвид; подвиды снежного барана (Ovis nivicola): путоранский (borealis) (категория 4) и якутский (lydekkeri) (категория 3, список МСОП); уссурийский пятнистый олень Cervus nippon (подвид hortulorum), категория 2 - сокращающийся в численности подвид и др. <1>.

<1> Красная книга Российской Федерации (животные).

В Красную книгу Российской Федерации занесены следующие виды птиц: американская казарка (Branta nigricans), категория 3 - редкий вид, обособленная форма надвидового комплекса B. bernicla-B. nigricans, представленного в фауне России, занесена в приложение 2 Боннской конвенции, приложения двусторонних соглашений, заключенных Россией с США, Японией, КНДР и Республикой Корея об охране мигрирующих птиц; среднерусская белая куропатка (Lagopus lagopus rossicus), категория 2 - сокращающиеся в численности; гусь-белошей (Anser canagicus), категория 2 - сокращающиеся в численности; чирок-клоктун (Anas Formosa), категория 2 - сокращающиеся в численности <1> и другие утиные.

<1> Там же.

Отличаются указанные виды птиц и подвиды животных от охотничьих ресурсов своими биологическими характеристиками (внешними морфологическими признаками): птицы - окрасом оперения головы, крыльев, хвостов, туловища, самки от самцов - наружными половыми признаками <1>, копытные - строением головы, рогов, копыт и др. <2>.

<1> Гладков Н.А., Дементьев Г.П., Птушенко Е.С., Судиловская А.М. Определитель птиц СССР. М., 1964.
<2> Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР. М., 1975. Т. 3: Звери.

В Требованиях охотничьего минимума отмечается, что охотник должен стремиться к совершенствованию знаний биологии диких животных, включая особенности их внешнего вида в разное время года, отличительные черты самцов и самок, молодых и взрослых животных, особенности их анатомии, для того чтобы при осуществлении охоты уметь различать разрешенные к добыче охотничьи ресурсы по полу и возрасту, отличать их от млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу, а также не допускать потери подранков. Биологические характеристики (внешние морфологические признаки) охотничьих ресурсов содержатся в приложении к Требованиям. Но не указывается, что охотник должен прежде удостовериться в том, что добываемое животное или птица относится к охотничьему ресурсу и только затем приступить к их добыче, как закреплено в правилах охоты многих зарубежных стран. Следовательно, в случае добычи объекта животного мира неустановленного вида доказывание того, что охотником добыто животное, указанное в разрешении, возлагается на самого охотника.

Государственными инспекторами охраны окружающей среды во время осуществления государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и государственного охотничьего надзора отмечаются случаи переработки объектов животного мира охотниками на месте их добычи (ощипывают птиц, снимают шкуру животных, удаляют рога и копыта, разделывают туши копытных и пр.). В результате такой переработки государственные инспекторы не могут определить вид, пол и возраст животного и птицы, установить нарушение правил охоты и (или) незаконную охоту, уничтожение животных и птиц, занесенных в красные книги России и ее субъектов <1>.

<1> Проблема выявлена государственным инспектором в области охраны окружающей среды ГБУ Республики Саха (Якутия) "Дирекция биологических ресурсов и особо охраняемых природных территорий Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия)" Г.В. Оконешниковым во время частной беседы.

Для определения широты распространения случаев такой переработки с 1 июня по 30 декабря 2016 г. нами был проведен опрос государственных инспекторов охраны окружающей среды, осуществляющих государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, охотничий надзор, надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий. В анкетировании приняли участие 235 государственных инспекторов из 23 субъектов Российской Федерации.

Результаты анкетирования (см. Приложение) показали широту распространения данной проблемы в субъектах РФ и необходимость правовой регламентации понятия и правил первичной переработки охотничьих ресурсов. За последние три года (2014 - 2016 гг.) государственными инспекторами из 21 субъекта Российской Федерации выявлено 572 случая невозможности определения половой и видовой принадлежности птиц и 117 - копытных.

По макробиологическим объектам (к такому материалу относятся останки животных или их фрагменты) можно провести биологическую классификационную экспертизу (орнитологическую и зоологическую) с целью выявления принадлежности исследуемого объекта к тем или иным классификационным (систематическим, таксономическим) группам живых организмов. При этом классификационная экспертиза может проводиться как по отношению к живым организмам, так и по отношению к их фрагментам, останкам, продуктам жизнедеятельности, биологическим выделениям, крови <1>. Но сомнительно, что биологическая классификационная экспертиза сможет установить подвид животного или птицы.

<1> Биологическая экспертиза // Сайт автономной некоммерческой организации "Экспертный центр "Консультант". URL: http://kons.ru/expertizi/ekologicheskie_ekspertizy/biologicheskaya_ekspertiza.

Для назначения биологической классификационной экспертизы государственным инспекторам охраны окружающей среды необходимо принять решение о назначении административного расследования в порядке, предусмотренном ст. 28.7 КоАП РФ. Такое решение принимается только в случаях выявления административного правонарушения.

В связи с отсутствием правовой регламентации правил первичной переработки охотничьих ресурсов нет и события административного правонарушения. Следовательно, государственные инспекторы при невозможности определения вида, пола, возраста объекта животного мира в пределах разрешенной охоты (сроков, наличия разрешения, предусмотренных правилами охоты способов и методов охоты) не могут принять решение о назначении административного расследования и произвести изъятие предмета административного правонарушения, предусмотренное ст. 27.10 КоАП РФ, для назначения и проведения биологической экспертизы.

В случае невозможности установления вида (подвида) добытого при охоте объекта животного мира требуется более детальный подход при решении вопроса о мерах ответственности. Мера и вид ответственности должны зависеть от количества добытых объектов животного мира и кратности совершения правонарушения.

Для решения указанной проблемы, на наш взгляд, необходимо:

во-первых, дополнить Федеральный закон "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов" и Правила охоты правилами первичной переработки добытых охотничьих ресурсов: законодательно закрепить дефиницию первичной переработки охотничьих ресурсов как удаления внутренних органов с сохранением внешних биологических характеристик объектов животного мира, необходимых для определения их вида, пола и возраста;

во-вторых, в Правилах охоты указать, что охотник должен удостовериться в том, что добываемое животное или птица относится к охотничьему ресурсу, и только затем приступить к их добыче. Доказывание законности добычи охотничьих ресурсов в случае невозможности определения вида, пола и возраста объекта охоты возложить на охотника;

в-третьих, в разрешении на охоту указывать условие о соблюдении правил первичной переработки охотничьих ресурсов. В случае обнаружения нарушения правил их первичной переработки административное правонарушение будет квалифицировано по ст. 7.11 "Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения" КоАП РФ. При нарушении правил первичной переработки в отношении двух и более объектов животного мира, а также лицом, подвергнутым административному наказанию за указанное правонарушение, установить уголовную ответственность. Для этого необходимо дополнить п. "в" ч. 1 ст. 258 "Незаконная охота" Уголовного кодекса РФ словами "в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена и (или) с нарушением правил первичной переработки охотничьих ресурсов в отношении двух и более объектов животного мира";

в-четвертых, установить превентивные меры: обязать уполномоченные государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издавать иллюстрированные брошюры с изображениями редких и исчезающих видов птиц и животных для конкретного региона, проводить разъяснительные работы об отличительных биологических характеристиках указанных птиц и животных от видов, отнесенных к охотничьим ресурсам.

Совершенствование законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов в указанном направлении поможет упорядочить охоту, обеспечить эффективными административными правовыми мерами контроль и надзор за добычей охотничьих ресурсов, сохранение редких и исчезающих видов животных и птиц.

Приложение

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

Анкетирование проводилось юридическим факультетом Северо-Восточного федерального университета и Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия) в целях выявления мнения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) федерального и регионального значения (осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования ООПТ), в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания), в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор) о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и мер ответственности за правонарушения в указанной области.

В анкетировании приняли участие 235 государственных инспекторов охраны окружающей среды, осуществляющих государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, государственный охотничий надзор, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, из 23 субъектов Российской Федерации: Республик Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Марий Эл, Саха (Якутия), Тыва, Астраханской, Волгоградской, Иркутской, Кировской, Курганской, Ленинградской, Московской, Магаданской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Орловской, Тюменской, Ярославской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. 98% инспекторов служат в государственных органах исполнительной власти субъектов РФ в области охраны, 2% - работники государственных бюджетных учреждений особо охраняемых природных территорий.

Образование: 76% имеют высшее образование (охотоведы, юристы и по иным специальностям), 24% имеют общее среднее или среднее специальное образование.

Стаж работы на должности государственного инспектора охраны окружающей среды (охраны природы) составил: до 1 года - 9%, от 1 года до 5 лет - 34%, от 5 до 10 лет - 25%, более 10 лет - 32%.

90% имеют полномочия по возбуждению дел об административном правонарушении, 10% - рассматривают дела об административном правонарушении.

1. Считаете ли Вы понятие охоты, закрепленное в ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов", достаточным?

  1. да - 70%;
  2. нет - 27%;
  3. затрудняюсь ответить - 3%.

2. Возникают ли ситуации, когда охотники злоупотребляют своим правом на первичную переработку добытых ими охотничьих ресурсов (например, полное ощипывание тушки птицы, вырезание половых признаков птиц, полный раздел туши млекопитающих, удаление рогов и копыт и т.п.) и Вам не представляется возможным определить вид, пол, возраст объектов животного мира?

  1. да - 63%;
  2. нет - 30%;
  3. затрудняюсь ответить - 7%.

3. Как часто Вами обнаруживались случаи невозможности определения вида, пола, возраста объектов животного мира из-за их обработки на месте добычи. Укажите количество случаев за последние три года (2014 - 2016 гг.):

  1. птиц - 572;
  2. копытных - 117;
  3. иных объектов животного мира - 30.

4. На Ваш взгляд, что скрывается охотниками, когда они полностью ощипывают добытых птиц или разделывают тушу млекопитающего на куски и Вы не можете определить вид и пол объектов животного мира?

  1. переработали, боясь порчи мяса добытого объекта животного мира, - 43%;
  2. добыли запрещенную правилами охоты особь или вид, занесенный в Красную книгу РФ или субъекта РФ, в целях уклонения от уголовной ответственности переработали - 50%;
  3. затрудняюсь ответить - 7%.

5. В случае невозможности определения Вами вида, пола, возраста объекта животного мира в пределах разрешенной охоты (сроков, наличия разрешения, предусмотренных правилами охоты способов и методов охоты) Вы:

  1. оформляете протокол об административном правонарушении и производите изъятие вещей и документов в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ для проведения экспертизы в целях установления вида и пола объекта животного мира - 15%;
  2. не задерживаете охотника в связи с тем, что в его действиях не усматривается нарушения правил охоты, - 24%;
  3. не задерживаете охотника в связи с тем, что в законе не регламентированы правила первичной переработки и в КоАП РФ, в законе об административной ответственности Вашего субъекта РФ отсутствует ответственность за нарушение правил первичной переработки, - 44%;
  4. затрудняюсь ответить - 17%.

6. По Вашему мнению, есть ли необходимость в правовой регламентации понятия "первичная переработка" и правил первичной переработки в целях установления пределов первичной переработки: сохранения признаков объектов животного мира, позволяющих определить их вид, пол, возраст (оперения у птиц, голова, рога и конечности у млекопитающих)?

  1. да - 87%;
  2. нет - 7%;
  3. затрудняюсь ответить - 6%.

7. По Вашему мнению, поможет ли упорядочить охоту и сохранить охотничьи ресурсы, животный мир, в том числе редкие и исчезающие виды животных, правовая регламентация первичной переработки охотничьих ресурсов (правил первичной переработки)?

  1. да - 81%;
  2. нет - 8%;
  3. затрудняюсь ответить - 11%.

8. По Вашему мнению, на каком уровне должны быть регламентированы правила первичной переработки?

  1. на уровне Российской Федерации - 72%;
  2. на уровне субъектов Российской Федерации - 21%;
  3. затрудняюсь ответить - 7%.

9. В случае правовой регламентации правил первичной переработки в законодательстве об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, по Вашему мнению, мера наказания должна быть:

  1. наравне с нарушением правил охоты (ст. 8.37 КоАП РФ) - 39%;
  2. более жесткие санкции (дополнить ст. 8.37 КоАП РФ частью, предусматривающей более жесткие санкции за нарушение правил и порядка первичной переработки объектов животного мира) - 26%;
  3. наравне с пользованием объектом животного мира без разрешения (ст. 7.11 КоАП РФ) - 8%;
  4. наравне с уничтожением редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных (ст. 8.35 КоАП РФ) - 10%;
  5. установить уголовные санкции наравне с незаконной охотой (ст. 258 УК РФ) - 6%;
  6. установить уголовные санкции наравне с незаконной добычей и оборотом особо ценных диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ст. 258.1 УК РФ), - 4%;
  7. затрудняюсь ответить - 7%.

10. Поддержите ли Вы (Ваше руководство) проект закона о дополнении ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов" и Правил охоты, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. N 512, правилами первичной переработки?

  1. да - 89%;
  2. нет - 5%;
  3. затрудняюсь ответить - 6%.

Библиография

IUCN Red List of Threatened Animals: издание Всемирного центра мониторинга окружающей среды в Кембридже (Великобритания), 1988, 1990, 1994, 1996, 1998 // URL: http://www.iucnredlist.org.

Биологическая экспертиза // Сайт автономной некоммерческой организации "Экспертный центр "Консультант". URL: http://kons.ru/expertizi/ekologicheskie_ekspertizy/biologicheskaya_ekspertiza.

Виды охотничьих ресурсов, обитающие на территории Российской Федерации: утв. Приказом Минприроды России от 30 июня 2011 г. N 568 "Об утверждении Требований охотничьего минимума" // Бюл. нормат. актов федеральных органов исполнительной власти РФ. 2011. N 46.

Гладков Н.А., Дементьев Г.П., Птушенко Е.С., Судиловская А.М. Определитель птиц СССР. М., 1964.

Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки об охране перелетных птиц и среды их обитания // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. XXXIV. М., 1980.

Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения, и среды их обитания от 20 декабря 1988 г. // Ведомости ВС СССР. 1989. N 7. Ст. 49.

Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных (CMS): одобрена в 1979 г., вступила в действие в 1983 г. // URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=41.

Краев Н.В., Краева В.Н. Приравнивание к охоте - презумпция виновности, установленная законом // Экологическое право. 2015. N 2.

Красная книга Российской Федерации (животные) / РАН; Гл. редкол. В.И. Данилов-Данильян и др. М., 2001.

Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР. М., 1975. Т. 3: Звери.

О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2015 г.: Государственный доклад // URL: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/62f/dokl2015.pdf.

Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ (в ред. от 23 июня 2016 г.) // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3735.

Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации: Приказ Госкомэкологии РФ от 19 декабря 1997 г. N 569 (в ред. от 28 апреля 2011 г. N 242) // Бюл. нормат. актов федеральных органов исполнительной власти РФ. 1998. N 5.

Об утверждении Правил охоты: Приказ Минприроды России от 16 ноября 2010 г. N 512 (в ред. от 6 августа 2015 г.) // Рос. газ. 2011. 24 февр.

Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. N 212-р // СЗ РФ. 2014. N 9. Ст. 927.

Об утверждении Требований охотничьего минимума: Приказ Минприроды России от 30 июня 2011 г. N 568 // Бюл. нормат. актов федеральных органов исполнительной власти РФ. 2011. N 46.

Перечень видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 3 марта 1973 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. XXXII. М., 1978.

Распоряжение Минприроды России от 1 декабря 2014 г. N 33-р (в ред. от 16 марта 2016 г.) // URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory.

Селезнева А.Х. Правовые проблемы использования и охраны охотничьих ресурсов // Рос. электрон. науч. журн. 2013. N 2.

О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и об охране перелетных птиц: Постановление Правительства РФ от 1 июня 1994 г. N 613 // СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 875.

Соглашение между СССР и КНДР об охране перелетных птиц от 2 сентября 1997 г. // URL: http://www.mnr.gov.ru/activities/list.php?part=146.

Bibliography

Biologicheskaya ehkspertiza // Sajt avtonomnoj nekommercheskoj organizacii "Ehkspertnyj centr "Konsul'tant". URL: http://kons.ru/expertizi/ekologicheskie_ekspertizy/biologicheskaya_ekspertiza.

Gladkov N.A., Dement'ev G.P., Ptushenko E.S., Sudilovskaya A.M. Opredelitel' ptic SSSR. M., 1964.

IUCN Red List of Threatened Animals: izdanie Vsemirnogo centra monitoringa okruzhayushhej sredy v Kembridzhe (Velikobritaniya), 1988, 1990, 1994, 1996, 1998 // URL: http://www.iucnredlist.org.

Konvenciya mezhdu Pravitel'stvom Soyuza Sovetskix Socialisticheskix Respublik i Pravitel'stvom Soedinennyx Shtatov Ameriki ob oxrane pereletnyx ptic i sredy ix obitaniya // Sbornik dejstvuyushhix dogovorov, soglashenij i konvencij, zaklyuchennyx s inostrannymi gosudarstvami. Vyp. XXXIV. M., 1980.



Konvenciya mezhdu Pravitel'stvom Soyuza Sovetskix Socialisticheskix Respublik i Pravitel'stvom Yaponii ob oxrane pereletnyx ptic i ptic, naxodyashhixsya pod ugrozoj ischeznoveniya, i sredy ix obitaniya ot 20 dekabrya 1988 g. // Vedomosti VS SSSR. 1989. N 7. St. 49.

Konvenciya po soxraneniyu migriruyushhix vidov dikix zhivotnyx (CMS): odobrena v 1979 g., vstupila v dejstvie v 1983 g. // URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=41.

Kraev N.V., Kraeva V.N. Priravnivanie k oxote - prezumpciya vinovnosti, ustanovlennaya zakonom // Ehkologicheskoe pravo. 2015. N 2.

Krasnaya kniga Rossijskoj Federacii (zhivotnye) / RAN; Gl. redkol. V.I. Danilov-Danil'yan i dr. M., 2001.

Kuznecov B.A. Opredelitel' pozvonochnyx zhivotnyx fauny SSSR. M., 1975. T. 3: Zveri.

O sostoyanii i ob oxrane okruzhayushhej sredy v Rossijskoj Federacii v 2015 g.: Gosudarstvennyj doklad // URL: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/62f/dokl2015.pdf.

Ob oxote i o soxranenii oxotnich'ix resursov i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 24 iyulya 2009 g. N 209-FZ (v red. ot 23 iyunya 2016 g.) // SZ RF. 2009. N 30. St. 3735.



Ob oxrane okruzhayushhej sredy: Federal'nyj zakon ot 10 yanvarya 2002 g. N 7-FZ (v red. ot 3 iyulya 2016 g.) // SZ RF. 2002. N 2. Ct. 133.

Ob utverzhdenii perechnej (spiskov) ob''ektov zhivotnogo mira, zanesennyx v Krasnuyu knigu Rossijskoj Federacii i isklyuchennyx iz Krasnoj knigi Rossijskoj Federacii: Prikaz Goskomehkologii RF ot 19 dekabrya 1997 g. N 569 (v red. ot 28 aprelya 2011 g. N 242) // Byul. normat. aktov federal'nyx organov ispolnitel'noj vlasti RF. 1998. N 5.

Ob utverzhdenii Pravil oxoty: Prikaz Minprirody Rossii ot 16 noyabrya 2010 g. N 512 (v red. ot 6 avgusta 2015 g.) // Ros. gaz. 2011. 24 fevr.

Ob utverzhdenii Strategii soxraneniya redkix i naxodyashhixsya pod ugrozoj ischeznoveniya vidov zhivotnyx, rastenij i gribov v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17 fevralya 2014 g. N 212-r // SZ RF. 2014. N 9. Ct. 927.

Ob utverzhdenii Trebovanij oxotnich'ego minimuma: Prikaz Minprirody Rossii ot 30 iyunya 2011 g. N 568 // Byul. normat. aktov federal'nyx organov ispolnitel'noj vlasti RF. 2011. N 46.

Perechen' vidov zhivotnyx i rastenij, podpadayushhix pod dejstvie Konvencii o mezhdunarodnoj torgovle vidami dikoj fauny i flory, naxodyashhimisya pod ugrozoj ischeznoveniya (SITES) (Vashington, 3 marta 1973 g.) // Sbornik dejstvuyushhix dogovorov, soglashenij i konvencij, zaklyuchennyx s inostrannymi gosudarstvami. Vyp. XXXII. M., 1978.

Rasporyazhenie Minprirody Rossii ot 1 dekabrya 2014 g. N 33-r (v red. ot 16 marta 2016 g.) // URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory.



Selezneva A.X. Pravovye problemy ispol'zovaniya i oxrany oxotnich'ix resursov // Ros. ehlektron. nauch. zhurn. 2013. N 2.

O zaclyuchenii soglashenij mezhdu Pravitel'stvom Rossii'skoi' Federatcii i Pravitel'stvom Respubliki Koreia o sotrudnichestve v oblasti okhrany okruzhaiushchei' sredy i ob okhrane pereletnykh ptic: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 1 iyunya 1994 g. N 613 // SZ RF. 1994. N 8. St. 875.

Soglashenie mezhdu SSSR i KNDR ob oxrane pereletnyx ptic ot 2 sentyabrya 1997 g. // URL: http://www.mnr.gov.ru/activities/list.php?part=146.

Vidy oxotnich'ix resursov, obitayushhie na territorii Rossijskoj Federacii: utv. Prikazom Minprirody Rossii ot 30 iyunya 2011 g. N 568 "Ob utverzhdenii Trebovanij oxotnich'ego minimuma" // Byul. normat. aktov federal'nyx organov ispolnitel'noj vlasti RF. 2011. N 46.