Мудрый Юрист

Таможенная стоимость: новеллы 2018 года

Арабян Марина Суреновна, сотрудник Департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент.

Попова Елена Владимировна, заместитель руководителя Московского представительства АО "Инвест мультимодал", доцент кафедры "Таможенное дело и ВЭД" Московского социально-экономического института.

В статье рассматриваются новые подходы к определению таможенной стоимости, отраженные в Таможенном кодексе ЕАЭС, вступление в силу которого ожидается в январе 2018 года.

Авторами сделана попытка провести сравнительный анализ правовых норм по определению таможенной стоимости, применяемых в настоящее время, с методологией определения таможенной стоимости, закрепленной в ТК ЕАЭС.

Особое внимание было уделено порядку формирования таможенной стоимости в части включения дополнительных начислений к стоимости сделки.

Рассмотрен ряд проблемных аспектов, в частности вопросы включения в таможенную стоимость косвенных и лицензионных платежей.

Ключевые слова: Таможенный кодекс Таможенного союза, ЕАЭС, таможенная стоимость, дополнительные начисления, стоимость сделки, лицензионные платежи, Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС).

Value for customs purposes: Novelties of 2018

M.S. Arabyan, E.V. Popova

Arabyan Marina S., Employee of the Department of World Economics and Finance of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor.

Popova Elena V., Deputy Head of the Moscow representative office of Invest Multimodal, JSC Assistant Professor of the Department of Customs Techniques and International Economic Activities of the Moscow Socio-Economic Institute.

The article considers new approaches to the determination of the customs value reflected in the Customs code of the Eurasian economic Union, entry into force, which is expected in January 2018.

The authors attempt to conduct a comparative analysis of the legal regulations on determination of customs value, currently used, with the methodology of customs value determination, as enshrined in the Customs code of the EAEU.

Special attention was paid to the order of formation of the customs value in the inclusion of additional charges to the cost of the transaction.

Considered a number of problematic aspects, in particular, issues of inclusion in the customs value of the indirect and license fees.

Key words: Customs code of the Customs union and the Eurasian Union, the customs value, additional accruals, transaction costs, license fees, Customs code of Eurasian Economic Union (EAEU CC).

Таможенный кодекс ЕАЭС <1> - несомненный тренд этого года. Сначала шло активное обсуждение проекта, затем - многочисленные вопросы и споры, связанные с его подписанием, теперь на повестке дня - сроки вступления кодекса в силу. В процессе обсуждения этого важного документа написано большое количество статей и проведены семинары, вебинары и конференции. А после реализации Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС) их количество, несомненно, возрастет.

<1> См.: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). Данный документ вступает в силу в соответствии со статьей 2 Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017.

В этой связи в статье будут рассмотрены некоторые особенности подготовленного Кодекса и, в частности, одна из наиболее актуальных проблем таможенного регулирования - вопросы таможенной стоимости.

Ниже постараемся проанализировать готовящиеся изменения.

Во-первых, в связи с вступлением в силу ТК ЕАЭС прекратит свое самостоятельное существование один из главных документов, используемых в системе определения таможенной стоимости в ЕАЭС, - Соглашение между Правительством РФ, Правительством РБ и Правительством РК от 25.01.2008 (ред. от 23.04.2012) "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) <2>. С его появлением впервые в практике определения таможенной стоимости была использована ссылка на нормы международного права.

<2> См.: Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 23.04.2012) "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".

Так, статьей 1 Соглашения предусмотрено, что "таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением, основанным на принципах и общих правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года".

То есть фактически речь идет о том, что таможенная стоимость определяется на основании Соглашения, которое в свою очередь базируется на общих принципах и нормах статьи VII ГАТТ, что, соответственно, свидетельствует о том, что нормы самой статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) будут использованы не прямонаправленно.

Нормы указанного выше Соглашения практически в полном объеме будут инкорпорированы в главу 5 ТК ЕАЭС "Таможенная стоимость товаров".

В статье 38 ТК ЕАЭС определено, что положения главы 5 "Таможенная стоимость товаров" базируются на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994). Предполагается, что в данном случае международное законодательство будет иметь характер прямой правовой нормы.

Во-вторых, нормами ТК ЕАЭС (статья 38) даны ответы на ряд проблемных вопросов. В частности, в целях определения таможенной стоимости товаров абсолютно четко предусмотрен порядок пересчета иностранной валюты в валюту государства - члена ЕАЭС.

Следует отметить, что сейчас эта норма предусмотрена в ТК ТС, но носит общий характер, предусматривая, что для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

Кроме того, установлена компетенция по определению таможенной стоимости декларантом и таможенным органом. И наконец, определен перечень таможенных процедур, при помещении под которые таможенная стоимость товаров не определяется.

Рассмотрим, что конкретно изменилось.

Прежде всего стоит отметить, что произошли определенные преобразования в подходах к формированию структуры таможенной стоимости товаров. Так, например, одним из важных элементов являются дополнительные начисления.

Статья 5 рассматриваемого Соглашения "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" содержит перечень дополнительных начислений, которые при определении таможенной стоимости должны быть добавлены к цене сделке, при условии, что они не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары.

Необходимо обратить внимание, что, несмотря на то что нормы Соглашения практически полностью вошли в разработанный ТК ЕАЭС, в то же время отдельные его элементы претерпели изменения.

В частности, следует обратить внимание на пункт 2 статьи 5 Соглашения. В нем речь идет о включении стоимости товаров и услуг, предоставленных прямо или косвенно покупателю, бесплатно или по сниженной цене, для использования в связи с производством и продажей для вывоза оцениваемых (ввозимых) товаров на таможенную территорию Таможенного союза в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары в таможенную стоимость товаров.

Проблема косвенных платежей не нова, и зачастую участник ВЭД, сталкиваясь с такой формулировкой, не всегда понимает, каким образом отразить в структуре платежи, произведенные покупателем продавцу, иногда даже в рамках сделки, отличной от купли-продажи товара. Рассмотрим следующую ситуацию. Компания "Альфа", нуждающаяся в определенных запасных частях к оборудованию, обращается к производителю "Вега" аналогичной продукции за рубежом. В процессе предварительной совместной работы выясняется, что указанный производитель готов производить необходимые запасные части, и у него имеются определенные ресурсы, программы, разработки, но при этом нет средств производства для выпуска требуемых запасных частей. В такой ситуации российский импортер "Альфа" вынужден закупить требуемые средства производства (оборудование, станки) у третьей стороны и соответственно направить их своему потенциальному производителю "Вега". В рассматриваемом случае оборудование было передано иностранному контрагенту-производителю бесплатно, но, несомненно, оно имеет непосредственное отношение к товару, произведенному на этом оборудовании и поставленному впоследствии российскому импортеру.

Как следствие, стоимость бесплатно предоставленного оборудования должна быть учтена при формировании таможенной стоимости ввозимых запасных частей (произведенных на этом оборудовании за рубежом).

Теперь необходимо обратиться к новым нормам, касающимся косвенных платежей.

В статье 40 ТК ЕАЭС уже нет ссылки на предоставление указанных товаров и услуг покупателем только продавцу. Правовой нормой, предусмотренной ТК ЕАЭС, не конкретизировано, в чей адрес произведено предоставление товаров и услуг, бесплатно или по сниженной цене. Тем самым расширен круг потенциальных получателей товаров и/или услуг и, соответственно, перечень лиц, экономические взаимоотношения с которыми должны найти отражение в структуре таможенной стоимости товаров.

Еще одно изменение, связанное с дополнительными начислениями и не имеющее пока окончательно оформленной правовой формулировки, отражает порядок включения транспортно-экспедиционных расходов в таможенную стоимость товаров.

Норма, предусмотренная Соглашением, совершенно точно определяет, что расходы по перевозке, погрузке, разгрузке товаров должны быть включены в таможенную стоимость товаров в размере, соответствующем месту прибытия на таможенную территорию, в том числе порту, морскому порту.

В формулировке этого элемента в ТК ЕАЭС предусмотрены полномочия ЕЭК по определению такого места, как место прибытия, с учетом вида транспорта и особенностей транспортировки. То есть на сегодняшний день остается неопределенность - какой именно пункт будет пограничной точкой при расчете указанных услуг и порядка их включения в структуру таможенной стоимости.

Также не прояснено, каким образом должны указанные услуги быть отражены в счетах транспортно-экспедиторских компаний и каким образом эти особенности будут соотноситься с особенностями налогового законодательства стран или учетной политики компании-экспедитора.

Не меньшее количество вопросов связано с еще одним элементом структуры таможенной стоимости - лицензионными платежами.

Рекомендацией ЕЭК "О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары" (далее - Рекомендация ЕЭК) <3> были даны определенные разъяснения, связанные с включением лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности (ОИС).

<3> См.: Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 N 20 "О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары" // СПС "КонсультантПлюс".

Соглашением предусмотрено, что при формировании таможенной стоимости должны быть учтены "лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары".

В ТК ЕАЭС конкретизирован перечень лицензионных платежей, в частности, отдельно выделены роялти, которые чаще всего и являются предметом оспаривания между участником ВЭД и таможенными органами.

Рекомендациями ЕЭК отмечено, что практика международной торговли допускает уплату лицензионных платежей как продавцу товаров, так и третьему лицу, не являющемуся продавцом товаров. Также сделан акцент на то, что при принятии решения о включении лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров не так важно, является ли правообладатель лицом государства - члена ЕАЭС либо иностранным лицом.

Таким образом, участнику ВЭД необходимо более внимательно отнестись к любой форме лицензионных и иных платежей, предусмотренных за использование объектов интеллектуальной собственности.

Выше были рассмотрены некоторые ключевые аспекты, которые изменяют подход к определению таможенной стоимости. Ждем вступления в силу рассмотренных документов.

Литература

  1. URL: http://vch.ru/event/category/111.html?year=2017&month=9.
  2. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/56312/.