Мудрый Юрист

Применение особых видов пошлин - инструмент защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции

Джабиев Александр Петрович, доцент кафедры таможенного права и организации таможенного дела Российского университета транспорта (МИИТ), кандидат экономических наук.

В статье анализируются значимость и современные тенденции применения особых видов пошлин в целях защиты внутреннего рынка, выделяются характерные особенности причин их применения. Подчеркивается, что во многих странах мира явно наметилась активизация применения протекционистской политики, благодаря чему они создают недобросовестную конкуренцию товарной продукции отечественных производителей нашей страны. Обосновывается мысль о том, что необходимо активизировать практическое применение особых видов пошлин в соответствии с международными нормами и правилами. Аргументирован вывод о том, что применение импортных квот в качестве защитной меры является эффективным инструментом регулирования импорта товаров при проведении расследований по противодействию демпинговому импорту, субсидируемому импорту и возросшему импорту.

Ключевые слова: компенсационная пошлина, антидемпинговая пошлина, защита внутреннего рынка, таможенное дело, недобросовестная конкуренция.

Special Duty Type Application as an Instrument of Internal Market Protection against Unfair Competition

A.P. Dzhabiev

Dzhabiev Aleksandr P., Assistant Professor of the Department of Customs Law and Customs Arrangement of the Moscow State University of Railway Engineering (MIIT), Candidate of Economic Sciences.

The article analyzes the importance and modern trends in the application of special duties to protect the domestic market. Identifies typical features of the reasons for the application of special duties. It is emphasized that in many countries has clearly been the increased application of protectionist policies, so they create unfair competition commercial products natio. Therefore, substantiates the idea that it is necessary to intensify the practical application of special duties in accordance with international norms and rules. Reasonably concluded that the use of import quotas as a protective measure is an effective tool of regulation of import of the goods under investigation on anti-dumping import, subsidized import.

Key words: countervailing duty, antidumping duty, the domestic market protection, customs, unfair competition.

В условиях динамично меняющейся внешней среды развитие мирохозяйственных связей характеризуется активным процессом либерализации международной торговли, ибо основополагающими и базовыми принципами торговой политики ГАТТ/ВТО являются взаимность и отсутствие дискриминации в сфере совершения экспортно-импортных операций между странами.

Страны, входящие в ВТО, берут на себя обязательства по снижению тарифов и их "связыванию", а также сведению до минимума прочих торговых барьеров посредством проведения многосторонних переговоров. Сниженные тарифные ставки фиксируются в перечне тарифных уступок каждой страны, благодаря чему тарифные ставки, зафиксированные в этих перечнях, являются "связанными", то есть страны-участницы не имеют права применять более высокую тарифную ставку при импорте товара <1>. В результате национальные рынки мирового сообщества становятся более доступными для иностранных товаров.

<1> Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94).

Но, несмотря на то что важнейшими задачами ВТО являются: либерализация международной торговли, снижение ставки импортных пошлин и ликвидация нетарифных барьеров за последние годы, в настоящее время явно наметилась тенденция увеличения случаев применения многими странами мира протекционистских мер с целью защиты национальных производителей. Поэтому эффективным средством регулирования внешней торговли становится применение инструментов защиты общего рынка от негативного воздействия иностранной недобросовестной конкуренции, к которым относятся так называемые особые виды пошлин - специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Данные виды пошлин весьма широко применяются в мировой практике, ибо их использование сегодня стало насущной потребностью.

В мировой практике антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры применяются в соответствии с международными нормами и правилами, разработанными ГАТТ/ВТО, которые объединены понятием "меры защиты внутреннего рынка". Для обеспечения защиты внутреннего рынка разработаны в рамках ГАТТ/ВТО такие нормативные документы, как Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, Соглашение по защитным мерам и Соглашение по применению статьи VI ГАТТ (антидемпинговый кодекс).

Основной целью этих документов является не усиление протекционизма, не ограничение конкуренции на международных рынках, а содействие структурной перестройке экономики стран мира, применяющих защитные меры, в том числе для того, чтобы способствовать восстановлению конкурентоспособности отрасли производства, в отношении которой эта мера применяется.

Соглашения ГАТТ/ВТО зафиксировали основной принцип применения защитных мер, направленный на устранение недобросовестной конкуренции при осуществлении экспортно-импортных операций в странах мира. Поэтому основными средствами защиты внутреннего рынка являются меры по противодействию демпинговому импорту (антидемпинговые), субсидируемому импорту (компенсационные), а также меры, применяемые в связи с резким ростом импорта, наступившим в результате непредвиденных обстоятельств (специальные защитные меры).

Статья VI ГАТТ предусматривает: "...демпинг, состоящий в том, что товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной цены товаров, подлежит осуждению, если он причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности, созданной на территории договаривающейся стороны, или существенно задерживает создание отечественной промышленности" <2>.

<2> Статья VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г.

Антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от ввозной таможенной пошлины. Товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена этого товара ниже его нормальной стоимости. Антидемпинговая мера применяется, если по результатам расследования установлено, что такой импорт причиняет или создает угрозу причинения материального ущерба соответствующей отрасли экономики или существенно замедляет ее создание <3>.

<3> См.: Протокол к Договору о ЕАЭС "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам" (приложение 8).

Демпинг - это практика продажи вывозных товаров по низкой цене, т.е. когда экспортер продает свой товар в стране-импортере по цене ниже той, которая применяется к аналогичной продукции в стране-экспортере.

Применение антидемпинговых пошлин тесно связано с наличием трех важных обстоятельств:

  1. факта ввоза импортной продукции на таможенную территорию по цене ниже, чем их нормальная цена на момент ввоза товаров в стране экспорта;
  2. наличия материального ущерба или угрозы его нанесения;
  3. причинно-следственной связи между ввозом таких товаров, с одной стороны, и нанесением (угрозой нанесения) материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствием организации или расширению производства подобных товаров в РФ - с другой <4>.
<4> См.: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" // СПС "КонсультантПлюс".

Но следует отметить, что "формирование единых правил международной торговли в рамках ВТО не привело к устранению межстрановых торговых конфликтов. Главным объектом торговых споров выступает так называемая недобросовестная конкуренция, под которой понимается главным образом демпинг со стороны компаний-экспортеров" <5>.

<5> Мокров Г.Г. Недобросовестная конкуренция в международной торговле // Современная конкуренция. 2007. N 3. С. 118 - 127.

Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от ввозной таможенной пошлины. Компенсационные и антидемпинговые меры похожи, но прежде чем их установить, следует доказать наличие субсидии в иностранном государстве на производство или вплоть до их вывоза на внешний рынок для реализации. Доказать этот факт весьма сложно, является трудоемкой работой, так как необходимая информация о субсидировании часто отсутствует в открытом доступе. Если необходимые доказательства удается собрать, вводится пошлина, равная по размеру указанной субсидии на единицу товара, поставляемого определенной компанией.

Специальная защитная мера применяется в отношении товара, ввезенного на таможенную территорию страны из страны экспортера, независимо от страны его происхождения. Поэтому, чтобы избежать применения специальных защитных мер, необходимо иметь специальную квоту, в которой фиксируется определенный объем импорта товара для поставки на таможенную территорию без уплаты специальной пошлины <6>.

<6> См.: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" // СПС "КонсультантПлюс".

Интеграционные процессы, происходящие на постсоветском пространстве, затронули в свою очередь проблему защиты внутреннего рынка прежде всего в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Меры торговой защиты в ЕАЭС основываются на нормах и правилах ВТО, зафиксированных в Договоре о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. Механизм обеспечения защиты от недобросовестной конкуренции в ЕАЭС регламентирует Протокол N 8 "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам" (приложение 8 к Договору о ЕАЭС).

Необходимость применения мер защиты внутреннего рынка в странах ЕАЭС стала актуальной в условиях интеграции национальных экономик в мировую экономику. В этой связи применение особых видов пошлин является инструментом торговой политики, позволяющим ограничивать импорт иностранного товара на таможенную территорию ЕАЭС для защиты отраслей своих стран, производящих товар и конкурирующих с импортным товаром. Поэтому "основная функция антидемпинговой пошлины в ЕАЭС - протекционистская, призванная с помощью экономического воздействия на импортера, осуществляющего демпинговые импортные поставки, восстановить справедливую конкуренцию на рынке и тем самым защитить национальных производителей аналогичного товара" <7>.

<7> Ялбулганов А.А., Янкевич С.В. Антидемпинговая пошлина в системе защитных мер в Таможенном союзе ЕАЭС // Финансовое право. 2015. N 2. С. 39 - 43.

Введению особых видов пошлин при импорте товара предшествует расследование, которое устанавливает наличие возросшего импорта на таможенную территорию ЕАЭС, факта серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов или угрозы его причинения; наличие демпингового или субсидируемого импорта на таможенную территорию ЕАЭС.

Необходимым условием применения особых видов пошлин является факт существенного ущерба отрасли экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров на таможенную территорию. Определение понятия "существенный ущерб" содержится в Протоколе N 8 "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам". Нанесенный ущерб оценивается благодаря тщательному анализу последствий импорта, объективному установлению причинно-следственной связи между импортом товаров и национальной отраслью промышленности.

Применение особых видов пошлин в России становится одним из способов защиты отечественных производителей. Став полноправным членом ВТО, Российская Федерация вместе со странами ЕАЭС продолжает осваивать различные инструменты торговой политики для защиты внутреннего рынка. Нарастание конкуренции на мировых рынках способствует тому, что отечественные производители при реализации своей продукции на внутреннем рынке сталкиваются с иностранными контрагентами, создающими недобросовестную конкуренцию, и наша страна вынуждена применять особые виды пошлин для защиты отечественных производителей. Применение этих видов пошлин для России становится актуальным и необходимым, ибо "ФТС России по-прежнему остается одним из основных поставщиков финансовых средств в доходную часть государственного бюджета" <8>, "таможенные платежи выступают важной составляющей государственной казны" <9>.

<8> Шохин С.О. Таможенное администрирование на современном этапе: достижения и перспективы // Таможенное дело. 2015. N 3. С. 16 - 19.
<9> Бакаева О.Ю. К вопросу о системе элементов таможенного обложения и их правовой регламентации // Таможенное дело. 2016. N 2. С. 13 - 16.

Многие российские товары постоянно подвергаются дискриминации на рынках Европейского союза, Соединенных Штатов и других стран. Но, к сожалению, Россия применяет эти меры крайне редко или весьма пассивно против других стран, тогда как очень часто многие страны против России необоснованно инициируют расследование по трем видам пошлин. Так, по данным сайта портала внешнеэкономической информации, по состоянию на 1 марта 2017 года в отношении российских товаров действует 109 мер, в том числе: антидемпинговая пошлина - 39, специальная защитная пошлина - 15, компенсационная пошлина - 1, прочие нетарифные меры - 54 <10>.

<10> См.: Минэкономразвития России. Портал внешнеэкономической политики, 2017. URL: http://new.ved.gov.ru/Article/Details/22875/.

Между тем в современных условиях для их применения имеются все необходимые условия, так как органами государственной власти разработана и принята соответствующая нормативно-правовая база, отвечающая нормам и правилам современной международной торговой политики. Поэтому следует усилить применение особых видов пошлин в ответ на дискриминационные действия иностранных государств в отношении операторов внешнеэкономической деятельности России.

Казалось бы, что применение особых видов пошлин для защиты внутреннего рынка является эффективным инструментом регулирования внешней торговли. Но существуют препятствия и барьеры, которые замедляют применение антидемпинговых и компенсационных пошлин. Эти виды пошлин являются эффективным инструментом для защиты отечественных производителей, но, как правило, их внедрение бывает достаточно долгим и трудным. При применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин для регулирования импорта товаров Российская Федерация постоянно сталкивается с проблемами, требующими их скорейшего разрешения. Здесь основной причиной может послужить отсутствие методики определения количественной оценки нанесенного материального ущерба для отраслей экономики, что не способствует эффективному применению особых видов пошлин. Ныне существующий сложный порядок применения особых видов пошлин, весьма продолжительные сроки осуществления специальных расследований уменьшают эффективность получения объективных результатов по определению демпингового, субсидированного и резко возросшего импорта товаров.

Для более целенаправленного использования антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер необходим пересмотр действующих подходов к применению и обоснованию особых пошлин. Следовательно, возникает практическая проблема совершенствования методов обоснования и механизма применения особых пошлин.

В целях устранения или минимизации возникающих проблем при применении специальных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров в рамках ЕАЭС необходимо сократить время для проведения расследования, способствующего прозрачности антидемпинговых процедур.

Весьма важным и крайне принципиальным является повышение требований к доказательству демпинга и нанесенному ущербу и обращается внимание на такие субъективные факторы, как доказательства создания недобросовестной конкуренции иностранными фирмами. При проведении расследования необходимо располагать информацией о том, что обнаружение демпинга и ущерба основывается на достоверных и неопровержимых фактах.

Многие участники международной торговли пытаются использовать все имеющиеся у них механизмы для повышения конкурентоспособности своих компаний на внутреннем и международном рынках. Поэтому вопросы применения мер защиты внутреннего рынка приобретают особый интерес в условиях сложившейся неблагополучной экономической ситуации.

Следует активно использовать возможности совершенствования порядка введения особых пошлин путем установления импортной квоты в отношении ввозимых товаров. Применение импортных квот в качестве защитной меры может являться эффективным инструментом регулирования импорта товаров при проведении расследований по противодействию демпинговому импорту, субсидируемому импорту и возросшему импорту, что позволит обеспечить необходимый уровень защиты отраслей экономики Российской Федерации. Необходимо активизировать практическое применение особых видов пошлин в соответствии с международными нормами и правилами. Для устранения этих негативных явлений необходимо умело ориентироваться в сфере обеспечения защитных мер, профессионально реагировать на потенциальные угрозы введения таких мер, во многом определяющие сегодня успех экспортеров в защите своих интересов.

Защита внутреннего рынка России, интересов потребителей и общенациональных интересов, обеспечение экономической безопасности страны являются главенствующим направлением в стратегии экономического роста страны в условиях введенных международных санкций и продолжающегося экономического кризиса. Эта разноплановая система мер требует комплексного подхода к определению эффективных средств, инструментов обеспечения защиты, механизма их применения и использования. Своевременное применение мер способствует эффективной защите конкурентоспособных отраслей экономики России, а также обеспечению ее экономической безопасности.

Литература

  1. Бакаева О.Ю. К вопросу о системе элементов таможенного обложения и их правовой регламентации // Таможенное дело. 2016. N 2. С. 13 - 16.
  2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94).
  3. Мокров Г.Г. Недобросовестная конкуренция в международной торговле // Современная конкуренция. 2007. N 3. С. 118 - 127.
  4. Протокол к Договору о ЕАЭС "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам" (приложение 8).
  5. Шохин С.О. Таможенное администрирование на современном этапе: достижения и перспективы // Таможенное дело. 2015. N 3. С. 16 - 19.
  6. Ялбулганов А.А., Янкевич С.В. Антидемпинговая пошлина в системе защитных мер в Таможенном союзе ЕАЭС // Финансовое право. 2015. N 2. С. 39 - 43.