Мудрый Юрист

К вопросу о возможностях судебно-медицинских экспертиз при расследовании авиационных катастроф

Зайцев Александр Петрович, доцент кафедры криминалистики, судебных экспертиз и юридической психологии Байкальского государственного университета, кандидат медицинских наук.

Митрофанова Алена Андреевна, аспирант кафедры криминалистики, судебных экспертиз и юридической психологии Байкальского государственного университета.

В связи с тем что авиационные происшествия зачастую приводят к гибели людей, в число первоначальных следственных действий при расследовании уголовных дел о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263 УК РФ) включаются судебно-медицинские экспертизы трупов. В статье рассматриваются возможности судебно-медицинских экспертиз при расследовании указанной категории дел на современном этапе.

Ключевые слова: расследование авиационных происшествий, авиакатастрофа, судебно-медицинская экспертиза, идентификация.

On Forensic Examination Opportunities at Aircraft Accident Investigation

A.P. Zaytsev, A.A. Mitrofanova

Zaytsev Aleksandr P., Assistant Professor of the Department of Criminalistics, Forensic Examinations and Legal Psychology of the Baikal State University, Candidate of Medical Sciences.

Mitrofanova Alena A., Postgraduate Student of the Department of Criminalistics, Forensic Examinations and Legal Psychology of the Baikal State University.

In connection with the fact that accidents often lead to the death of people, forensic examinations of corpses are included in the number of initial investigative actions in the investigation of criminal cases on violations of safety rules for the movement and operation of air transport (Article 263 of the Criminal Code of the Russian Federation). In the article possibilities of forensic medical examinations are considered when investigating this category of cases at the present stage.

Key words: investigation of aviation accidents, air crash, forensic medical examination, identification.

В последнее десятилетие на территории России отмечается значительное, имеющее тенденцию к увеличению количество промышленных, транспортных и других техногенных аварий и катастроф, зачастую сопровождающихся многочисленными человеческими жертвами, существенным материальным ущербом и неустранимым моральным вредом. Среди транспортных происшествий особую общественную значимость имеют авиакатастрофы, в большинстве случаев вызванные нарушением правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263 УК РФ) <1>.

<1> Степаненко Д.А., Митрофанова А.А. Формы и методы взаимодействия следственных органов с комиссией Межгосударственного авиационного комитета при расследовании авиационных происшествий // Российская юстиция. 2017. N 8. С. 62.

По данным Межгосударственного авиационного комитета (далее - МАК) <2>, с 2007 по 2011 г. включительно на территории Российской Федерации произошло 134 авиационных происшествия, в том числе 74 катастрофы. За аналогичный период с 2012 по 2016 г. произошло 200 авиационных происшествий, из которых 103 катастрофы. Анализ динамики аварийности в гражданской авиации показывает негативную тенденцию роста числа авиационных происшествий (см. рисунок).

<2> Отчеты о состоянии безопасности полетов // Официальный сайт Межгосударственного авиационного комитета. URL: http://mak-iac.org/rassledovaniya/bezopasnost-poletov/.

Рисунок. Динамика аварийности в гражданской авиации за период 2007 - 2016 гг.

Так, количество авиационных происшествий за прошедшие 10 лет выросло практически в два раза: с 23 происшествий, 13 катастроф в 2007 г. до 52 происшествий, 23 катастроф в 2016 г. (таблица).

Таблица

Абсолютные показатели аварийности в гражданской авиации за период 2007 - 2016 гг.

2007

2008

2009

2010

2012

2013

2014

2015

2016

Итого

Авиационные происшествия (в том числе катастрофы)

23

25

24

24

40

29

38

41

52

334

Авиационные катастрофы

13

14

14

11

25

13

22

20

23

177

Погибло в катастрофах

41

139

61

34

104

93

70

60

59

800

Примечание: В статистике не учтены события, связанные с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Несмотря на то что авиационные происшествия происходят относительно редко, их последствия зачастую имеют очень опасный характер. Достаточно вспомнить 2006 г., когда 10 авиационных катастроф, произошедших на территории России, унесли жизни 317 человек. В период с 2007 по 2016 г. в Российской Федерации в 177 авиакатастрофах погибли 800 человек, и это исключая факты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации (террористические акты и тому подобные действия) <3>.

<3> Отчеты о состоянии безопасности полетов // Официальный сайт Межгосударственного авиационного комитета. URL: http://mak-iac.org/rassledovaniya/bezopasnost-poletov/.

Поскольку во многих случаях авиационные происшествия сопровождаются гибелью людей, в число первоначальных следственных действий при расследовании уголовных дел о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта включаются судебно-медицинские экспертизы трупов. При этом назначение судебно-медицинских экспертных исследований направлено на решение двух конкретных задач расследования, а именно:

  1. определение последствий и
  2. познание механизма происшествия.

Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 мая 2010 г. N 346н <4>. Однако рассматриваемое следственное действие характеризуется определенной спецификой, что проявляется как в организации производства, так и в определении экспертных задач и последующей методике проведения исследований.

<4> Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 346н "Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации" // Российская газета. 20.08.2010. N 186.

Прежде всего следует отметить, что в случаях авиакатастроф исследования проводятся группой судебно-медицинских экспертов. Часть группы экспертов направляется на место происшествия для участия в осмотре трупов лиц, погибших в катастрофе, другие эксперты готовятся к одномоментному приему значительного количества трупов и неопознанных останков и в дальнейшем проводят экспертные исследования в помещении морга или ином приспособленном для этих целей помещении <5>.

<5> Солодун Ю.В., Яковлев Д.Ю. Проблемы комплексной идентификации останков человека при расследовании авиационных катастроф. Иркутск: ИПКПР ГП РФ, 2004. С. 85 - 86.

Судебно-медицинская экспертиза трупов помимо обычных вопросов о причине смерти, характере и тяжести прижизненных и посмертных повреждений, механизме их образования, давности причинения разрешает и ряд специфичных для авиационных происшествий вопросов, а именно:

<6> Под авиационной травмой в судебной медицине понимается совокупность повреждений, возникающих у членов экипажа, пассажиров и других лиц в связи с обслуживанием и эксплуатацией воздушных судов в воздухе или на земле.

В зависимости от обстоятельств авиационного происшествия на решение судебно-медицинской экспертизы могут быть поставлены и другие вопросы. Особенно важными являются вопросы, направленные на идентификацию личности погибших: какие индивидуальные особенности обнаружены при исследовании трупа (врожденные или приобретенные аномалии, индивидуальные особенности строения, кожных покровов (родимые пятна, бородавки, татуировки и пр.), признаки заболеваний, последствия травм, медицинских манипуляций, стоматологический статус и др.).

Авиационное происшествие, как правило, сопровождается воздействием на членов экипажа и пассажиров воздушного судна целого ряда поражающих факторов (механических, термических, химических и пр.), каждый из которых характеризуется определенным комплексом диагностических признаков (следов) <7>. Выявление при проведении судебно-медицинской экспертизы признаков действия на погибших тех или иных поражающих факторов способствует не только установлению причины их смерти, но и познанию механизма развития происшествия.

<7> Яковлев Д.Ю. К вопросу о механизме образования следов биологического происхождения при авиационной катастрофе // Проблемы совершенствования прокурорского надзора: Сб. статей. Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015. Вып. 12. С. 160.

При падении воздушного судна с большой скоростью и соударении с твердой земной поверхностью возникают ударные перегрузки значительной силы, приводящие к разделению человеческих тел на части, повреждению костей и разрыву внутренних органов. Выделяют прямые повреждения, возникающие в области соударения (ссадины, кровоподтеки, раны, переломы костей и т.д.), и непрямые - компрессионные переломы позвонков, длинных трубчатых костей, разрывы суставных сумок и др. Нередко при ударе воздушного судна о землю на телах пилотов и пассажиров остаются контактные повреждения. Это так называемые зеркальные следы - раны и ушибы кожи головы от удара о приборную стойку, контактные повреждения ладоней от штурвала самолета и т.п. Если тела погибших не были расчленены, то могут быть обнаружены повреждения от ремней безопасности (полосовидные ссадины кожи груди и живота, кровоподтеки, иногда повреждения грудной клетки).

Другим поражающим фактором при авиакатастрофах является взрывная волна, возникающая при взрыве горючего в баках - она приводит к разрушению воздушного судна и расчленению тел членов экипажа и пассажиров. Чаще это происходит при соударении воздушного судна с твердой поверхностью, реже - в воздушном пространстве. В последних случаях обломки самолета и расчлененные тела людей могут быть разбросаны на обширной площади в несколько квадратных километров и их обнаружение связано с большими трудностями.

Пожар внутри воздушного судна влечет воздействие термического фактора, вызывающего горение одежды, ожоги поверхности тел, посмертное их обгорание, иногда до полного обугливания. Помимо термического фактора отмечено воздействие химических продуктов сгорания органических и неорганических веществ. Так, прижизненное нахождение пострадавших в атмосфере пожара подтверждается наличием в крови и мышечных тканях значительных концентраций карбоксигемоглобина. При обнаружении посредством судебно-химического исследования в крови погибших 60 и более процентов карбоксигемоглобина можно говорить о том, что отравление угарным газом (окисью углерода) явилось причиной их смерти.

Разгерметизация самолета на высоте более 7 км приводит к мгновенному резкому перепаду атмосферного давления в салоне, что может вызвать смертельную баротравму. Диагностическими признаками ее являются повреждения слуховых косточек, свежие разрывы барабанных перепонок, кровоизлияния в полость среднего и внутреннего уха. Если трупы не подверглись разрушению, то в легких обнаруживаются участки эмфиземы, разрывы и кровоизлияния в мелких бронхах и альвеолах <8>.

<8> Подробнее об авиационной травме см.: Бедрин Л.М. Авиационная травма: Лекция // Избранные лекции по судебной медицине (судебно-медицинская травматология). Ярославль: Яросл. гос. мед. институт, 1989. URL: http://www.forens-med.ru/book.php?id=3312.

Важной задачей судебно-медицинской экспертизы при авиационных катастрофах является выявление (либо исключение) у погибших членов экипажа заболеваний и других прижизненных патологических состояний организма, возникших или обострившихся под влиянием неблагоприятных факторов полета или аварийной ситуации (например, острой коронарной недостаточности, потери сознания, общей слабости, острых болей, нарушения двигательных функций и других расстройств здоровья). Так, биохимические исследования помогают определить функциональное состояние членов экипажа к моменту гибели. Известно, что под воздействием, например, острой коронарной недостаточности, болевого шока или тяжелых отрицательных эмоций в аварийной ситуации у человека наблюдается резкое обеднение организма углеводами. В таких случаях в печеночной ткани остаются лишь десятые доли процента сахара и гликогена. И наоборот, в случае неожиданной мгновенной смерти в печени обнаруживается значительное количество углеводов <9>.

<9> Балашов Д.Н. Методика расследования преступных нарушений правил полетов или подготовки к ним в Вооруженных Силах РФ: Дис. ... канд. юрид. наук: 20.02.03. М., 2000. С. 148 - 149.

Как показало проведенное исследование окончательных отчетов МАК <10> по результатам расследования 159 авиационных происшествий (за период 2012 - 2016 гг.), возникновению 15 авиационных происшествий (11 катастроф и 4 аварий) на территории Российской Федерации способствовало нахождение лиц, выполнявших полет, в состоянии алкогольного опьянения. Поскольку фактор алкогольного опьянения при выполнении полетов по-прежнему остается актуальным, в каждом случае авиационного происшествия следует определять наличие (или отсутствие) в организмах членов экипажа алкоголя (этилового спирта). С этой целью в ходе судебно-медицинской экспертизы необходимо производить изъятие биологического материала из трупов членов экипажа. При невозможности получения крови и мочи в необходимом количестве (около 10 - 20 мл) исследованию должна подвергаться мышечная ткань из неповрежденных глубоких отделов бедра, таза или плеча. Если члены экипажа перед вылетом и в период выполнения полетного задания принимали наркотические, психотропные вещества, сильнодействующие лекарственные препараты (гипотензивные, снотворные и др.), то следует в обязательном порядке установить наличие этих веществ в трупном материале, изымаемом для судебно-химического исследования.

<10> Расследование авиационных происшествий на воздушном транспорте // Официальный сайт Межгосударственного авиационного комитета. URL: http://mak-iac.org/rassledovaniya/.

В некоторых случаях судебно-медицинские эксперты в рамках комплексной медико-криминалистической экспертизы помогают решать вопросы, относящиеся к деятельности членов экипажа воздушного судна:

Судебно-медицинские эксперты совместно с авиационными специалистами (комплексная медико-авиатехническая экспертиза) могут установить:

<11> Расследование и предупреждение авиационных происшествий / В.Е. Эминов и др.; отв. ред. Н.В. Жогин. М.: ВИППП, 1977. С. 147.

Достаточно часто при расследовании авиакатастроф тела погибших не поддаются опознанию в связи с тем, что в большинстве случаев они значительно повреждаются или обгорают до неузнаваемости, а иногда представляют собой отдельные биологические фрагменты. В таких ситуациях вопросы идентификации личности в ходе судебно-медицинского экспертного исследования приобретают одно из наиболее важных для следствия значений <12>. Установление принадлежности останков конкретному человеку в подобных случаях возможно с помощью применения следующих методов.

<12> Балашов Д.Н. Указ. соч. С. 148.
  1. Методы изучения анатомо-морфологических признаков, обусловливающих видовые, групповые и половые различия (пол, возраст, расово-этническая принадлежность, конституционный тип телосложения, рост и др.). Указанная группа методов применима в том случае, когда поражающие факторы, действующие в очаге катастрофы, оказали минимальное воздействие на биологический материал (сохранились структурная целостность останков, не утрачены основные признаки, определяющие вид, этническую группу, пол) <13>.
<13> Солодун Ю.В., Яковлев Д.Ю. Указ. соч. С. 99 - 100.

Среди данных методов особо можно выделить идентификацию личности по стоматологическому статусу. Зубы являются наиболее стойким образованием человеческого организма, поэтому их роль в идентификации личности как неизмененных, так и измененных (в результате воздействия поражающих факторов) трупов весьма важна. При установлении личности могут быть использованы следующие признаки зубочелюстного аппарата: возрастные, половые, профессиональные признаки, аномалии зубов и зубных рядов, признаки зубоврачебных вмешательств (коронки, протезы, пломбы), механические повреждения зубов.

Однако изучение стоматологического статуса эффективно в случаях, когда существует реальная возможность истребовать медицинские документы (стоматологические карты), где могут быть указаны сведения о признаках зубочелюстного аппарата идентифицируемого лица, либо когда идентифицируемый человек обладал ярко выраженными аномалиями (особенностями строения) зубочелюстного аппарата <14>. Как правило, члены экипажа воздушного судна регулярно проходят медицинские осмотры, имеют записи в медицинских картах с точной зубной формулой, своевременное же получение соответствующей медицинской документации на пассажиров воздушного судна вызывает существенные трудности. На практике недостаток подобной информации не позволяет эффективно использовать возможности идентификации личности по стоматологическому статусу. Возможно, эта проблема уменьшится при введении электронных медицинских документов в ближайшем будущем.

<14> Яковлев Д.Ю. Комплексная идентификация останков человека при расследовании авиационных катастроф: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. Иркутск, 2002. С. 102 - 103.

Показателен в этом отношении следующий пример. 3 января 1994 г. в результате авиакатастрофы самолета Ту-154М возле села Мамоны Иркутской области погибли все находившиеся на борту авиалайнера 124 человека (в том числе 16 граждан Германии, Китая, Южной Кореи, Австрии, Индии, Франции), а также один работник животноводческой фермы, на которую упал самолет. Для участия в идентификации погибших в Иркутск прибыла группа судебных медиков Германии, которым по дипломатическим каналам были представлены копии медицинских документов разбившихся иностранцев. Особенно эффективными для идентификации личности оказались стоматологические карты (например, каждый зуб у граждан Германии был отображен в четырех проекциях, что позволяло быстро идентифицировать останки, доставляемые с места происшествия). По работе немецких судебных медиков в Иркутске был сделан специальный видеофильм, отобразивший этапы действий этих специалистов <15>.

<15> Китаев Н.Н., Китаева В.Н. Некоторые аспекты расследования авиационных происшествий // ГлаголЪ правосудия. 2016. N 2 (12). С. 67 - 68.
  1. Методы изучения внутренних структурных признаков (гистологические, цитологические, серологические). Такие методы применимы, когда поражающие факторы оказали значительное воздействие на тела людей (имеет место фрагментация останков, утрачены основные видовые, групповые, половые признаки). Достоинствами данной группы методов являются относительно высокая достоверность получаемых результатов, которая, по оценкам некоторых специалистов, составляет 56,8%, а также небольшой объем материала, требующийся для проведения исследования <16>. Так, для исследования крови серологическими методами (с целью установления группы крови, резус-фактора) следует во время проведения судебно-медицинской экспертизы останков забирать образцы крови от неопознанных трупов и их фрагментов и направлять на судебно-биологическое исследование.
<16> Солодун Ю.В., Яковлев Д.Ю. Указ. соч. С. 100.
  1. Методы изучения тонкой структуры останков человека, обнаруживаемых в очаге авиационной катастрофы. Они применимы в том случае, когда наблюдается мощное воздействие поражающих факторов, приводящее к полной деструкции останков, утрате как внешних морфологических, так и внутренних структурных признаков (частичное разрушение тканей, отдельных клеток и клеточных структур). К этой группе методов можно отнести иммунологические методы исследования и метод "геномной дактилоскопии" (метод ДНК-анализа). Последний метод находит все более широкое применение при решении задач по установлению личности погибших при авиакатастрофах <17> в связи с тем, что его результаты отличаются высокой достоверностью (примерно 99,9% при исследовании нескольких генных локусов).
<17> См., например: Иванов П.Л., Щербакова Е.В., Пиголкин Ю.И. Практическое использование молекулярно-генетических технологий для решения задач судебно-экспертной идентификации неопознанных останков при чрезвычайных ситуациях с массовыми человеческими жертвами // Судебно-медицинская экспертиза. 2004. Т. 47. N 5. С. 31 - 40; Проблемы организации идентификации личности при массовом поступлении погибших на примере авиакатастроф пассажирских самолетов ТУ-154М и AIRBUS-А310 / А.В. Волков и др. // Судебно-медицинская экспертиза. 2008. Т. 51. N 5. С. 7 - 12; Идентификация неопознанных лиц, погибших при авиакатастрофе самолета "ATR-72" 02.04.2012 около г. Тюмени / Н.Р. Вдовина и др. // Вестник судебной медицины. 2013. N 1. Т. 2. С. 45 - 49.

Для идентификации погибших методом ДНК-анализа назначается молекулярно-генетическая экспертиза по образцам биологических материалов погибших (кровь, мышцы, костные фрагменты, ногти, волосы, зубы и т.д.), изъятым в ходе судебно-медицинской экспертизы трупов. Для сравнительного исследования экспертам также предоставляются биологические образцы ближайших родственников погибших. На решение молекулярно-генетической экспертизы ставится вопрос: какие из представленных на исследование фрагментов человеческих тел являются останками конкретного человека, находившегося на борту воздушного судна <18>?

<18> Елинский В.И., Коткин П.Н. Особенности производства первоначальных следственных действий по уголовным делам об авиационных происшествиях // Российский следователь. 2009. N 19. С. 6 - 7.

При всей эффективности метода ДНК-анализа следует отметить присущие данному методу недостатки. Как было указано выше, сравнительные образцы получаются от ближайших родственников погибших, однако сложно говорить со 100%-ной уверенностью о том, что все законные родители, особенно отцы, являются биологическими родителями своих детей, во всяком случае статистика говорит об обратном. Кроме того, в авиационных катастрофах достаточно часто люди погибают целыми семьями, в связи с чем возникают существенные затруднения в получении образцов для сравнительного исследования.

  1. Медико-криминалистические методы идентификации. К таковым можно отнести сопоставление фотоснимков трупов с прижизненными фотографиями и словесными портретами; фотосовмещение прижизненной фотографии устанавливаемого лица с фотографией черепа трупа; компьютерную реконструкцию лица по черепу (при обгорании мягких тканей лица); определение по костным останкам (черепу) трупа расы, пола, возраста.

Таким образом, судебно-медицинская экспертиза трупов при расследовании авиационных катастроф представляет собой один из сложнейших и многогранных видов деятельности судебно-медицинских экспертов. Эта деятельность позволяет посредством проведения комплекса специальных исследований на основе всестороннего анализа аварийной ситуации квалифицированно решать задачи расследования, а именно устанавливать последствия и механизм развития происшествия.

Литература

  1. Балашов Д.Н. Методика расследования преступных нарушений правил полетов или подготовки к ним в Вооруженных Силах РФ: Дис. ... канд. юрид. наук: 20.02.03. М., 2000. 218 с.
  2. Бедрин Л.М. Авиационная травма: Лекция // Избранные лекции по судебной медицине (судебно-медицинская травматология). Ярославль: Яросл. гос. мед. институт, 1989. URL: http://www.forens-med.ru/book.php?id=3312.
  3. Елинский В.И., Коткин П.Н. Особенности производства первоначальных следственных действий по уголовным делам об авиационных происшествиях // Российский следователь. 2009. N 19. С. 2 - 8.
  4. Иванов П.Л., Щербакова Е.В., Пиголкин Ю.И. Практическое использование молекулярно-генетических технологий для решения задач судебно-экспертной идентификации неопознанных останков при чрезвычайных ситуациях с массовыми человеческими жертвами // Судебно-медицинская экспертиза. 2004. Т. 47. N 5. С. 31 - 40.
  5. Идентификация неопознанных лиц, погибших при авиакатастрофе самолета "ATR-72" 02.04.2012 около г. Тюмени / Н.Р. Вдовина и др. // Вестник судебной медицины. 2013. N 1. Т. 2. С. 45 - 49.
  6. Китаев Н.Н., Китаева В.Н. Некоторые аспекты расследования авиационных происшествий // ГлаголЪ правосудия. 2016. N 2 (12). С. 67 - 70.
  7. Проблемы организации идентификации личности при массовом поступлении погибших на примере авиакатастроф пассажирских самолетов ТУ-154М и AIRBUS-А310 / А.В. Волков и др. // Судебно-медицинская экспертиза. 2008. Т. 51. N 5. С. 7 - 12.
  8. Расследование и предупреждение авиационных происшествий / В.Е. Эминов и др.; отв. ред. Н.В. Жогин. М.: ВИППП, 1977. 222 с.
  9. Солодун Ю.В., Яковлев Д.Ю. Проблемы комплексной идентификации останков человека при расследовании авиационных катастроф. Иркутск: ИПКПР ГП РФ, 2004. 138 с.
  10. Степаненко Д.А., Митрофанова А.А. Формы и методы взаимодействия следственных органов с комиссией Межгосударственного авиационного комитета при расследовании авиационных происшествий // Российская юстиция. 2017. N 8. С. 62 - 65.
  11. Яковлев Д.Ю. К вопросу о механизме образования следов биологического происхождения при авиационной катастрофе // Проблемы совершенствования прокурорского надзора: Сб. статей. Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015. Вып. 12. С. 160 - 163.
  12. Яковлев Д.Ю. Комплексная идентификация останков человека при расследовании авиационных катастроф: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. Иркутск, 2002. 177 с.