Мудрый Юрист

Основные условия установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Шестак Виктор Анатольевич, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент.

Предлагаемая статья представляет собой первую часть исследования современной практики рассмотрения судами административных дел об административном надзоре за лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, а также рекомендации Верховного Суда Российской Федерации по данной проблематике. Автором рассматриваются основные условия установления такого надзора согласно действующему законодательству России.

Ключевые слова: основные условия, назначение административного надзора, осужденные, лишение свободы, освобождение из мест лишения свободы.

Main Conditions of Establishment of Administrative Supervision over Persons Released from Detention Facilities

V.A. Shestak

Shestak Viktor A., Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Doctor of Law, Assistant Professor.

The offered article represents the first part of a research of modern practice of consideration by vessels of administrative cases about administrative supervision of the persons who served custodial sanction, the recommendations of the Supreme Court of the Russian Federation about this perspective. The main conditions of establishment of such supervision according to the current legislation of Russia are considered by the author.

Key words: main conditions, purpose of administrative supervision, convicts, imprisonment, release from places of detention.

Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон) в целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений <1>, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, а также для защиты государственных и общественных интересов в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности (далее - административное ограничение).

<1> Шестак В.А. Теория предупреждения преступности в России и за рубежом: история и современность // Научные труды Московской государственной юридической академии. "Lex Russica". 2008. N 2. С. 411.

По сути, такое административное ограничение не является наказанием за совершение преступления, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений (правонарушений) лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные законом, путем наблюдения органами внутренних дел за соблюдением лицом, в отношении которого установлены административные ограничения (далее - поднадзорное лицо), таких ограничений (далее - административный надзор).

По общим правилам административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых (освобожденных) из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого (особо тяжкого) преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего либо двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - лица, указанные в ч. 1 ст. 3 Закона). В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона административный надзор за такими лицами устанавливается только в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, чем считается: совершение после освобождения в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности, а также предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, ст. ст. 11.9, 12.8, 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Вместе с тем независимо от вышеназванных оснований административный надзор может устанавливаться в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего либо за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. Кроме того, такой надзор может быть установлен в отношении лиц, совершивших вышеназванные преступления в несовершеннолетнем возрасте, при достижении ими восемнадцати лет к моменту обращения с соответствующим административным исковым заявлением (за исключением лиц, надзор в отношении которых устанавливается независимо от вышеназванных оснований).

Несмотря на сложившуюся апробированную практику применения, в современных условиях у судов продолжают возникать вопросы при реализации рассматриваемого правового института, что повлекло необходимость разъяснения высшей судебной инстанцией 16 мая с.г. ряда вопросов, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 (далее - Пленум) определил, что рассматриваемый надзор может быть применен и к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии <2>, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение <3>.

<2> Реадмиссия - передача одним государством и принятие другим государством иностранных граждан (лиц без гражданства), въезд, пребывание или проживание которых в государстве являются незаконными.
<3> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 02.10.2017).

Такие административные дела рассматриваются судами в порядке гл. 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) по вопросам установления, продления, досрочного прекращения административного надзора, частичной отмены или дополнения ранее установленных административных ограничений (далее - дела об административном надзоре) - районным судом с соблюдением правил территориальной подсудности. При этом административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, находящегося в местах лишения свободы и подлежащего освобождению, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения. Если к моменту освобождения лица из мест лишения свободы решение по делу не принято, то в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 27 КАС РФ данное дело подлежит разрешению по существу судом, принявшим к производству соответствующее административное исковое заявление. Дела же об установлении такого надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, а также о его продлении, досрочном прекращении, о дополнении или частичной отмене ранее установленных поднадзорным лицам административных ограничений рассматриваются судом по месту жительства или пребывания таких лиц.

Во исполнение взаимосвязанных требований ч. ч. 6, 8 ст. 270 КАС РФ, ст. 53 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, подается органом внутренних дел по месту жительства или пребывания этого лица. Если лицо, освободившееся из мест лишения свободы, не имеет регистрации по месту жительства или пребывания, такое исковое заявление подается в суд по месту его фактического постоянного проживания (нахождения), которое устанавливается совокупностью доказательств, свидетельствующих о том, что лицо выбрало соответствующую территорию как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов <4>.

<4> К примеру, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, территория внутригородского района, городского или сельского поселения.

В то же время лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы (лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы), административный надзор может быть установлен в период отбытия такого наказания либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах рассматриваемый надзор начинает осуществляться после отбытия лицом указанного наказания либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо согласно ч. 2 ст. 79 УК РФ.

Вместе с тем при установлении административного надзора не подлежат учету административные правонарушения против порядка управления, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, на здоровье населения и общественную нравственность, а также предусмотренные ч. 7 ст. 11.5, ст. ст. 11.9, 12.8, 12.26 КоАП РФ, которые послужили основанием для отмены условно-досрочного освобождения с исполнением оставшейся неотбытой части наказания в виде лишения свободы или замены наказания, не связанного с лишением свободы, другим видом наказания. При этом в отношении совершеннолетнего лица, имеющего на день вступления в силу Закона непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего и освободившегося из мест лишения свободы до дня вступления в силу Закона, административный надзор может быть установлен по заявлению органа внутренних дел при условии совершения этим лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, на здоровье населения и общественную нравственность. В иных случаях административный надзор за данной категорией лиц установлен быть не может.

Кроме того, в соответствии с требованиями ч. ч. 2 и 2.1 ст. 3, ч. ч. 3 и 4 ст. 13 Закона за совершеннолетним лицом, имеющим на день вступления в силу Закона непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, в том числе за лицом, совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, а также за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, освобожденным из мест лишения свободы до дня вступления в силу закона, административный надзор устанавливается по заявлению органа внутренних дел независимо от оснований, указанных в ч. 3 ст. 3 Закона.

Возможность установления административного надзора в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 Закона и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. В этой связи в соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона, ч. 8 ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации истечение на момент рассмотрения дела об административном надзоре срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления такого надзора.

Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 472 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в отношении гражданина Российской Федерации, ранее осужденного судом иностранного государства к лишению свободы и переданного для отбывания наказания в нашем государстве, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы, административный надзор устанавливается исходя из сведений, указанных в постановлении суда о признании и исполнении приговора суда иностранного государства.

Что же касается административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, то он может быть установлен только в том случае, если указанный признак предусмотрен в качестве признака состава преступления в соответствующей норме уголовного закона <5>.

<5> В частности, п. "г" ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 121, ч. 3 ст. 122, п. "б" ч. 2 ст. 127.1, ст. ст. 150 - 151.1, 156 УК РФ.

В соответствии со ст. 6 Закона, ч. ч. 7, 8 ст. 270 КАС РФ с заявлением об установлении административного надзора вправе обратиться в суд исправительное учреждение или орган внутренних дел <6>, а для его продления или дополнения ранее установленных административных ограничений - только орган внутренних дел. Заявление же о досрочном прекращении или частичной отмене административных ограничений вправе подать и орган внутренних дел, и сам поднадзорный <7>. Прокурор также вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица, но только при условии, что такое лицо по состоянию здоровья, в силу возраста либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд. При этом такие административные исковые заявления и прилагаемые к нему документы должны отвечать требованиям ст. ст. 125, 126 и 271 КАС РФ <8>.

<6> В соответствии с требованиями ч. 8 ст. 54, ст. 55, п. 1 ч. 2 ст. 56, ч. 2 ст. 271 КАС РФ административное исковое заявление исправительного учреждения или органа внутренних дел должно быть подписано только его начальником (руководителем) или иным уполномоченным лицом либо представителем.
<7> В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 54, ст. ст. 55, 56, 57 КАС РФ административное исковое заявление поднадзорного лица о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений подписывается самим этим лицом либо его представителем при наличии у него соответствующих полномочий.
<8> В частности, в соответствии с положениями ч. 7 ст. 125, п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ к административному исковому заявлению исправительного учреждения или органа внутренних дел прилагается уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий вручение другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и иных документов, которые у них отсутствуют. К заявлению о досрочном прекращении административного надзора, поданному органом внутренних дел, должен быть приложен документ, содержащий сведения о потерпевшем или его представителе.

Во исполнение требований ч. 6 ст. 270 КАС РФ, ч. ч. 2, 3 ст. 9 Закона полномочными лицами административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора может быть подано по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора, а в случае отказа в его удовлетворении повторное административное исковое заявление может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора. В этой связи в соответствии с взаимосвязанными требованиями п. 8 ч. 1 ст. 129, ч. 6 ст. 270 КАС РФ суд обязан возвратить административное исковое заявление, если оно подано ранее указанных сроков, поскольку не соблюдены условия его предъявления.

Одновременно с принятием к производству административного искового заявления о досрочном прекращении административного надзора суд в письменной форме уведомляет об этом потерпевшего (его представителя). Во исполнение положений ст. 47 КАС РФ, ч. 2 ст. 9 Закона в случае заявления потерпевшего о вступлении в административное дело суд обязан привлечь его к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Учитывая, что административное исковое заявление, связанное с административным надзором, незамедлительно принимается к производству, за исключением случая его неподсудности данному суду, такое заявление не может быть оставлено без движения. Его недостатки могут быть устранены в процессе подготовки дела к судебному разбирательству. Вместе с тем в соответствии с положениями ч. 1 ст. 128, п. п. 2, 3, 4, 5, 6, 8 ч. 1 ст. 129 КАС РФ при наличии предусмотренных законом оснований оно может быть возвращено либо в его принятии может быть отказано.

Кроме того, налоговым законодательством в соответствии с взаимосвязанными требованиями пп. 9, 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено освобождение исправительных учреждений, органов внутренних дел и прокуроров от уплаты государственной пошлины по делам об административном надзоре, а также не установлена обязанность по уплате такого сбора при подаче административных исковых заявлений о прекращении или частичной отмене такого надзора, а также при обжаловании судебных актов по делам об административном надзоре лицами, в отношении которых он установлен.

В этой связи при удовлетворении административного искового заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, связанного с административным надзором, государственная пошлина в порядке ст. 111 КАС РФ с поднадзорного лица не взыскивается.

Литература

  1. Шестак В.А. Теория предупреждения преступности в России и за рубежом: история и современность // Научные труды Московской государственной юридической академии. "Lex Russica". 2008. N 2. С. 411 - 422.