Мудрый Юрист

Методологические аспекты определения релевантного рынка услуг, оказываемых автовокзалами, для целей антимонопольного правоприменения

Князева Ирина Владимировна, профессор Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), руководитель Центра исследования конкурентной политики и экономики Сибирского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор.

Изложено экспертное мнение, раскрывающее особенности методологического характера при определении релевантного рынка услуг, в том числе оказываемых автовокзалами, для целей антимонопольного применения. Главная задача - показать методы, инструменты и технологии для обеспечения методологически верного определения товарного рынка, соответствующего требованиям действующего законодательства.

На конкретных судебных кейсах апробация данных экспертных подходов и методологии доказывания будет представлена в следующем номере журнала (N 1 за 2018 г.).

Ключевые слова: товарный рынок, услуги автовокзала, методология и инструменты анализа рынка, релевантный рынок, антимонопольное законодательство.

Methodological Aspects of Determination of Relevant Market of Services Rendered by Bus Terminals for Antimonopoly Law Enforcement Purposes

I.V. Knyazeva

Knyazeva Irina V., Professor of the Novosibirsk State Technical University (NSTU), Head of the Centre for Research of Competition Policy and Economics of the Siberian Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Doctor of Economics Professor.

The article gives an expert opinion concerning methodological peculiarities in determination of a relevant market of services including the ones rendered by bus terminals for the antimonopoly purposes. The main objective is to provide methods, tools and techniques securing methodologically correct determination of a commodity market complying with the applicable legal requirements.

These expert approaches and the proving methodology will be tested on specific judicial cases in the next issue of the journal (No. 1 for 2018).

Key words: commodity market, bus terminal services, market analysis methodology and tools, relevant market, antimonopoly legislation.

Доказывание наличия/отсутствия доминирующего положения как отправной точки идентификации злоупотребления данным положением на соответствующем товарном рынке, а также анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке представляется в аналитических отчетах антимонопольных органов с учетом Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 (далее - Порядок) <1>, а также комплекса всех необходимых нормативных материалов <2>.

<1> Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 (в ред. от 30.01.2015). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=176070 (дата обращения: 20.10.2017).
<2> Гражданский кодекс РФ, гл. 40 (в ред. от 01.10.2013); Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) "О защите конкуренции". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 20.07.2017); Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (в ред. от 02.07.2013). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72388/ (дата обращения: 15.10.2017); Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) // СПС "КонсультантПлюс"; Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) // СПС "КонсультантПлюс"; Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) // СПС "КонсультантПлюс"; ГОСТ Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта" // СПС "КонсультантПлюс"; Закон РТ от 13 ноября 2006 г. N 70-ЗРТ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан" (принят ГС РТ 12.10.2006) // СПС "КонсультантПлюс"; Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ от 2 декабря 2008 г. N 119 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности автовокзалов, пассажирских автостанций в Республике Татарстан и Типового договора по обслуживанию пассажиров на межмуниципальных маршрутах автовокзалом, пассажирской автостанцией" (зарегистрировано в Минюсте РТ 25.12.2008 N 483) // СПС "КонсультантПлюс"; Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 // СПС "КонсультантПлюс"; Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 (в ред. от 30.01.2015). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=176070 (дата обращения 20.10.2017); Приказ Министерства транспорта РФ от 14 августа 2003 г. N 178 "Об утверждении порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами РФ" // СПС "КонсультантПлюс".

В качестве эксперта, назначаемого судом, автор разработал основные методологические подходы (принципы, процедуры, методы и инструменты), которые предлагает применить при анализе товарного рынка, следуя и не нарушая требований Федерального закона от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции" и Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Кроме системного изложения методологии анализа рынка, представим, как могут влиять методологические ошибки при анализе рынка на принятие решения о наличии признаков доминирующего положения.

Представленное исследование проведено путем применения методов системного анализа, научной, правовой и экономической экспертизы.

Определение временного интервала исследования товарного рынка

Определение временного интервала оказывает существенное влияние на определение рыночных границ, емкости рынка и долей субъектов на нем. Ошибки, допущенные при определении временного интервала, самопроизвольное, с нарушением методологических положений, движение границ интервала могут привести к неверному определению количественных параметров и, как следствие, определению рыночных долей агентов рынка.

В соответствии с Порядком в п. 1.1 предусмотрен широкий набор целей его применения для анализа рынка - "временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка". Если анализ рынка касается исследования рынка безотносительно к изучению состояния конкуренции и монополии для конкретного субъекта, изучение рынка может проходить априори без наличия или отсутствия в его экономическом поле определенного субъекта/ов рынка. Такой анализ рынка показывает тенденции, ситуацию и конъюнктуру рынка за определенный период времени или на конкретную дату.

В случае когда усматриваются признаки нарушения конкретного хозяйствующего субъекта, его присутствие на рынке обязательно как агента трансакции, в результате которой меняется собственник товара. Наличие зарегистрированного субъекта и ведение им в рассматриваемый период времени хозяйственной деятельности имеет принципиальное значение для объективизации рынка и субъектов рыночных отношений.

В кейсе, предлагаемом для рассмотрения <3>, антимонопольный орган сузил цель исследования и анализа рынка и отмечает в аналитическом отчете, что "исследование товарного рынка проводится за период с 01.01.2014 по 31.07.2015, так как в данный период усматриваются признаки нарушения ООО "АС" антимонопольного законодательства".

<3> Решения судов по делу А65-29187/2015. URL: http://kad.arbitr.ru/Card/1259f0c6-d08c-438a-9da4-2a2afc251c60.

В соответствии с информацией, представленной ООО "АС", и информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, данное ООО создано (образовано) 27 марта 2014 г. Таким образом, в период с 1 января 2014 г. по 27 марта 2014 г. оно не могло оказывать услуги в здании автовокзала, а преемственность от ранее существующего субъекта в данных стенах не доказана.

Принимая во внимание факт того, что релевантный рынок рассматривается для конкретного субъекта рыночных отношений, для которого складываются отношения конкуренции и монополии, выделять период с 1 января 2014 г. по 27 марта 2014 г. для ООО "АС" как субъекта экономически некорректно, так как для него в обозначенный период времени рынка не существовало - отсутствовала сфера обращения, его продукты/услуги не были на рынке официально институализированы. Поэтому не может в отношении данного субъекта проводиться исследование рынка, если данный субъект отсутствовал на рынке. Соответственно, граница временного периода должна быть сдвинута к официально представленной границе рыночного присутствия (с 28 марта 2014 г.). С этого времени и должны рассчитываться емкость рынка и его структура.

Антимонопольным органом произведено ошибочное толкование общей части п. 1.1 Порядка и его применение к конкретному случаю, что повлекло в последующем неверный расчет количественных показателей и доли на рынке хозяйствующего субъекта.

Еще важными факторами, влияющими на определение временных границ рынка, являются фиксация периода наблюдения в границах астрономического года и выбор характеристики товарного рынка (п. 2.3), в том числе сезонность и стабильность поставок товара в течение года.

Стабильность поставок способствует равномерному распределению рыночных долей субъектов рынка в течение всего анализируемого периода. В случаях, когда наблюдаются значительные колебания поставок и коэффициент вариации превышает 10%, необходимо внимательно рассмотреть временные границы рынка, учитывая факторы нестабильности. Если стабильность поставок нарушается, то целесообразно выделить более релевантные временные участки, но не короче одного года. При выборе продолжительности временного интервала проведения анализа надо исходить из того положения, что при его уменьшении снижается надежность получаемых окончательных выводов, что, соответственно, приводит к возрастанию вероятности совершения ошибок. С другой стороны, увеличение данного интервала свыше года может также повлечь искажение структуры рынка.

Рассмотрим следующий кейс. Антимонопольный орган при анализе рынка "услуги по продаже пассажирам билетов для проезда в междугородном сообщении на автомобильном (автобусном) транспорте" определил период для анализа - 1,5 года. Вместе с тем, по мнению эксперта, наиболее логично было бы воспользоваться информацией о состоянии структуры рынка за годичный период, особенно учитывая тот факт, что доля в поставках субъекта ООО "ТЭ" в первом полугодии, по расчетным данным, составила 57%, во втором - 51%, в третьем - 46%.

Произошло существенное снижение рыночной доли на 11 процентных пунктов, и субъект анализа ООО "ТЭ" из статуса безусловного доминирования (57,1%) перешел в статус субъекта (46,19%), доминирование которого необходимо дополнительно доказывать, и при этом должно соблюдаться условие "неизменной или подтвержденной малозначительными изменениями доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке" (ст. 5, ч. 1, п. 1 и п. 2, Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции").

Важной является оценка причин столь существенного снижения рыночной доли (11 процентных пунктов). Не является ли причиной снижения доли ООО "ТЭ" изменение процедуры формирования цены услуги, снижения издержек обращения или методики ценообразования? Сопоставимы ли по экономическому содержанию численные значения, используемые при расчете рыночной доли, правильно ли произведена экономическая очистка всех показателей?

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), если доля ХС на рынке менее 50%, антимонопольный орган должен провести дополнительные исследования поведенческого характера деятельности ХС, подтверждающие наличие условий, позволяющих оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара.

Смена временного периода возможна была бы в рамках второй исследовательской итерации, но не обязательно. Об этом не сказано ни в Законе N 135-ФЗ, ни в п. II Порядка.

Но, в связи с тем что на момент анализа период, когда доля менее 50%, составляет только полгода, данное исследование не должно было и не могло проводиться за астрономический год. Вместе с тем существенные структурные изменения (11 процентных пунктов) показывают, что логичнее рассмотреть было все-таки период 12 месяцев и именно в рамках данного периода рассчитывать долю субъекта. Тем более в п. 2.1 Порядка и ч. 9 ст. 5 Закона N 135-ФЗ отсутствует требование выбора интервала только в соответствии с астрономическим годом.

Следовательно, положение данного пункта может распространяться на любой астрономический интервал, составляющий 1 год (12 связанных между собой месяцев) в течение периода наблюдения.

Содержательная характеристика категорий "товар" и "товарный рынок" применительно к объекту анализа

Товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (ст. 4 Закона N 135-ФЗ).

Товар как экономическая категория обладает единством потребительной и меновой стоимости. Важным аспектом является вопрос монетизации материального объекта, работы, услуги. Отсутствие монетизации исключает наличие товара и как следствие - рынка.

Товар, являющийся материальным физическим объектом, - это продукт с диверсифицированным набором характеристик, функций или потребительских свойств, используя каждое из которых в отдельности можно удовлетворить различные интересы потребителя.

Основная особенность услуги как товара заключается в неразрывности ее производства и потребления. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг тесно взаимосвязаны и не могут быть разорваны во времени.

Технологии, работы и услуги в большинстве случаев - это сложный продукт, обладающий динамичной, процессно-выстроенной системой отношений и процедур, каждая из которых может обладать локализованными процессными качественными характеристиками, но не иметь законченной индивидуальной товарно-потребительской ценности.

Именно по этой причине чрезвычайно важно выделить характеристику и содержание услуги, определить, какую функцию она реализует и кому предоставляет выгоды потребления.

Изложенное методологическое пояснение является важным для дальнейшего понимания вопроса о содержании товарных и географических границ, а также определения количественных параметров оценки рынка. Подробно данные вопросы были рассмотрены автором в статье "Методологические особенности определения товарных границ рынка в целях антимонопольных разбирательств", опубликованной в третьем номере данного журнала за 2016 г. <4>.

<4> Князева И.В. Методологические особенности определения товарных границ рынка в целях антимонопольных разбирательств // Конкурентное право. 2016. N 3. С. 3 - 6.

Рынок - система экономических отношений между продавцами и покупателями по поводу движения товаров и денег (для осуществления сделки с товаром), призванная обеспечить интересы этих субъектов на получение прибыли продавцу и удовлетворить нужды покупателя. Основными элементами рынка являются товар, спрос, предложение и цена. При отсутствии одного из этих параметров рынка не существует.

Рассмотрение категории рынка с позиций экономической теории подразумевает сферу обращения конкретного товара, не имеющего товарозаменителей, что обусловило появление термина "товарный рынок".

Товарный рынок (ТР) - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (ст. 4 Закона N 135-ФЗ).

Правила юридической техники предполагают более конкретное выявление субъектов и объекта правоотношений. В связи с этим в зарубежной экономической и юридической практике появилось понятие "релевантный рынок" (relevant market) <5>. В специальной литературе ОЭСР и нормативных актах, изданных Комиссией ЕС, критериями релевантного рынка считаются товарные и географические границы, в пределах которых для конкретного субъекта рыночных отношений складываются отношения конкуренции и монополии <6>.

<5> Дословный перевод английского термина означает "уместный, относящийся к делу рынок" (прим. Князевой И.В.).
<6> Князева И.В., Алешин Д.А., Сушкевич А.Г. Экономический анализ в практике зарубежного антимонопольного регулирования: Монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. 246 с.

Рассмотрев данные теоретические предпосылки, представим свой экспертный взгляд и выделим те потенциальные товары/услуги и рынки, в отношении которых могут быть рассмотрены соответствующие процессы, связанные с предполагаемой ограничительной деловой практикой в рассматриваемом деле на рынке услуг автовокзала (табл. 1).

Таблица

Спектр потенциальных рынков, в орбите деятельности которых может находиться инфраструктурный объект "автовокзал"

Продавец

Покупатель

Товар

Описание рынка

Монетизация услуг

1

Автовокзал

Пассажир

Услуги, предоставляемые автовокзалом пассажирам

Пассажиры получают услуги: информирование, санитарно-гигиенические, хранение багажа, продажа билетов, работа зала ожидания автобусов, работа посадочных платформ и др.

Оплата услуг включена в стоимость билета

2

Автовокзал

Перевозчики (водители автобусов)

Услуги, предоставляемые автовокзалом для водителей автобусов

Перевозчики получают услуги: отметки путевых листов, техосмотр автобуса, медосмотр водителя, платная автостоянка, гостиница

Оплата услуг по факту накопления ежемесячно путем выставления счета перевозчику

3

Продавец билетов (автовокзал, терминал по продаже, on-line)

Пассажир

Продажа билетов на автобусные междугородние перевозки

Продавец билетов реализует потенциальным пассажирам любым возможным в рамках договорных отношений и зарегистрированным способом

Оплата услуг включена в стоимость билета

4

Агентство по продаже билетов

Автовокзал

Услуги по продаже билетов

Услуги по продаже билетов в здании автовокзала или иных местах продаж

Оплата услуг в соответствии с договором (7% ком. сбор от каждого билета)

5

Обладатель/поставщик автотранспортных информационных систем

Агентство по продаже билетов

Услуги по IT-обеспечению

Услуги по IT-обеспечению: поставка программного обеспечения (АС "Автобил"), создание условий работы интернет-сайта по продаже билетов и др.

Оплата услуг в соответствии с договором (5% ком. сбор от каждого билета)

6

Перевозчик

Пассажир

Услуга по перевозке пассажира

Осуществление процедуры перевозки, обилечивание пассажиров в салоне перевозчика

Оплата услуг перевозчика в салоне

7



Мед. учреждения/мед. кабинет автовокзала (обладающие лицензией)

Перевозчик

Услуги медицинского осмотра

Услуги мед. осмотра и мед. освидетельствования перевозчика перед рейсом

Оплата услуг по факту предоставления. Автовокзал оплату услуг проводит по факту накопления ежемесячно путем выставления счета перевозчику (25 руб./осмотр)

8

Транспортные и ремонтные организации/автовокзал (обладающие лицензией)



Перевозчик

Услуги технического осмотра

Услуги техосмотра перевозчика перед рейсом с обязательной отметкой в путевом листе

Оплата услуг по факту предоставления. Автовокзал оплату услуг проводит по факту накопления ежемесячно путем выставления счета перевозчику (25 руб./осмотр)

9

Банк

Автовокзал



Услуга по инкассации выручки

Проведение процедуры инкассации подготовленных вырученных денежных средств к инкассации

За инкассацию перевозчик возмещает автовокзалу 0,5% от суммы выручки, а автовокзал банку сумму, предусмотренную по договору инкассации

Особенностью функционирования рынков услуг и работ является наличие конгломератных экономических взаимодействий, когда хозяйствующие субъекты, включенные в реализацию мультиуслуги, представляют различные рынки, цель функционирования которых - предоставить комплексную по своему характеру услугу потребителю. Но при этом хозяйствующие субъекты не всегда являются друг для друга конкурентами, поставщиками или потребителями, а находятся в экономически обусловленной системными взаимодействиями сфере обращения товаров. Такой общей площадкой взаимодействия и являются инфраструктурные объекты - авто- или железнодорожные вокзалы, аэропорты, бизнес-центры и др.

Особый интерес для экономического анализа представляют те конгломератные рынки, продуктом обращения на которых являются сопряженные или взаимодополняющие продукты (сервисы), которые формируют конечный сложный мультипродукт. В зарубежной интерпретации такие рынки относятся нередко к афтермаркетам или рынкам со связанными продуктами (запчасти для автомобилей, картриджи для ксерокса и т.д.).

Технологии, работы и услуги - в большинстве случаев это сложный продукт, обладающий динамичной, процессно-выстроенной системой отношений и процедур, каждая из которых может обладать локализованными процессными качественными характеристиками, но не иметь законченной индивидуальной товарно-потребительской ценности.



Услуга перевозки является комплексной по своей экономико-технологической сути и расщепляется на отдельные услуги, при этом монетизация каждого вида услуг осуществляется через систему взаимно заключенных договоров.

Услуги автовокзалов - еще более объемный и сложный продукт, включающий различные продуктовые многообразия и представляющие сопряженные конгломератные рынки. При этом автовокзал, как субъект экономических и правовых отношений, может выступать в качестве продавца или покупателя определенных услуг. Как видно из таблицы 1:

Важно отметить, что в таких сложных продуктовых конструкциях (рынки услуг - сопряженные конгломератные рынки) нередко функционирование одного из рынков не имеет смысла, ничтожно без существования другого. При таком механизме взаимодействия выделяется рынок базисный, оказывающий основную услугу потребителю, и сопряженный, оказывающий дополнительную (вспомогательную/сервисную) услугу (ничтожную без базисной услуги).

Соответственно, различные процессные элементы важны для услуги в целом, но нередко бессмысленны для потребителя сами по себе. Продажа билетов на проезд в транспорте - необходимая услуга для фиксирования и оплаты перевозки, но сама услуга продажи билетов как таковая бессмысленна без процедуры перевозки. Данная процедура является сервисной и вторичной к услуге перевозки, ее обособленное функционирование бессмысленно, но товарный рынок продажи билетов может существовать в качестве релевантного рынка.

Обеспечение безопасности при перевозке пассажиров - важнейшая выгода, которую получает пассажир в комплексной услуге перевозки. Рынок услуг, предоставляемых автовокзалами перевозчикам (водителям автобусов), - отметка путевых листов, технический осмотр автобуса, медицинское освидетельствование водителей и пр. - имеет аналогичную коннотацию.

Данные услуги бессмысленны в локальном существовании без встроенности в систему перевозочного процесса, они необходимы как важнейший процедурный элемент, обеспечивающий безопасность перевозки пассажиров. Вместе с тем как релевантный локальный рынок услуг, предоставляемых автовокзалами перевозчикам, он может существовать.

Таким образом, существенной ошибкой при доказывании наличия факта доминирующего положения при анализе базисных и сопутствующих товарных рынков является их смешение, подмена содержательных характеристик продуктов и тех потребительских нужд, которые они удовлетворяют, хозяйствующих субъектов, выступающих как стороны договора и являющихся покупателями и продавцами продуктов (услуг, работ), что оказывает ключевое влияние на определение релевантного рынка и доли субъекта.



Конкретный анализ кейсов будет представлен в следующем журнале - Конкурентное право N 1 за 2018 г.

Литература

  1. Князева И.В. Экономический анализ в практике зарубежного антимонопольного регулирования: Монография / И.В. Князева, Д.А. Алешин, А.Г. Сушкевич. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. 46 с.
  2. Князева И.В. Методологические особенности определения товарных границ рынка в целях антимонопольных разбирательств / И.В. Князева // Конкурентное право. 2016. N 3. С. 3 - 6.