Мудрый Юрист

Порядок рассмотрения судами административных дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современных условиях

Шестак Виктор Анатольевич, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России), доктор юридических наук, доцент.

Предлагаемая статья представляет собой вторую часть исследования современной практики рассмотрения судами административных дел об административном надзоре за лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, а также рекомендаций Верховного Суда Российской Федерации по данной проблематике. Автором рассматривается существующий порядок рассмотрения судами административных дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Ключевые слова: порядок рассмотрения административных дел, установление административного надзора, осужденные, лишение свободы, освобождение из мест лишения свободы.

A Procedure for Judicial Review of Administrative Cases Concerning the Establishment of Administrative Supervision over Persons Released from Detention Facilities in the Modern Conditions

V.A. Shestak

Shestak Viktor A., Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MGIMO University), Doctor of Law, Assistant Professor.

The offered article represents the second part of a research of modern practice of consideration by vessels of administrative cases about administrative supervision of the persons who served custodial sanction, the recommendations of the Supreme Court of the Russian Federation about this perspective. The existing order of consideration by vessels of administrative cases about establishment of administrative supervision of the persons released from places of detention is considered by the author.

Key words: order of consideration of administrative cases, establishment of administrative supervision, convicts, imprisonment, release from places of detention.

Взаимосвязанными положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон) определен порядок рассмотрения судами административных дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Вместе с тем в современных условиях у судов продолжают возникать вопросы его практической реализации, создаются предпосылки правовой неопределенности в вопросах предупреждения преступности <1>. Такая ситуация предопределила принятие 16 мая 2017 г. Пленумом Верховного Суда Российской Федерации Постановления N 15, которым даны руководящие разъяснения соответствующего правоприменения <2>.

<1> Шестак В.А. Теория предупреждения преступности в России и за рубежом: история и современность // Научные труды Московской государственной юридической академии. Lex russica. 2008. N 2. С. 411.
<2> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 02.09.2017).

Так, Пленум определил, что установленный действующим законодательством десятидневный срок рассмотрения судом административного дела об административном надзоре не может быть продлен по правилам ст. 141 КАС РФ. Такие дела также не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства, поскольку срок их рассмотрения менее срока, установленного для рассмотрения дела в порядке главы 33 КАС РФ. Вместе с тем при наличии обстоятельств, указанных в ст. 190 и 191 КАС РФ, производство по делу может быть приостановлено <3>.

<3> К примеру, в случае нахождения административного ответчика, участие которого в судебном заседании признано судом обязательным, в лечебном учреждении.

В соответствии с требованиями ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 272 КАС РФ о дате и времени рассмотрения дела об административном надзоре извещается лицо, в отношении которого подано административное исковое заявление, а также представитель исправительного учреждения или органа внутренних дел, обратившихся в суд, и прокурор. Участие в судебном заседании лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в том числе при наличии ходатайства о личном участии в судебном заседании либо в случае признания судом его личной явки обязательной, может быть реализовано также посредством видеоконференц-связи. При этом во исполнение положений ст. 84 КАС РФ явка в судебное заседание лица, освобожденного из мест лишения свободы, может не признаваться судом обязательной, в частности, в случаях, когда таким лицом поданы в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, объяснения в письменной форме либо представлены письменные доказательства, не исключающие возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица. Положениями ч. 4 ст. 54, ст. 272 КАС РФ суду предоставлено право назначить административному ответчику в качестве представителя адвоката и рассмотреть административное дело без его участия, если первый отсутствует по месту жительства и место его фактического пребывания неизвестно.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 272 КАС РФ, п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона если явка лица, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, признана судом обязательной, то он возлагает на орган внутренних дел обязанность обеспечить явку этого лица в судебное заседание. Если указанное требование не исполнено, суд в порядке, предусмотренном ст. 120, 122 КАС РФ, вправе применить к административному ответчику меры процессуального принуждения, направленные на обеспечение его явки в судебное заседание.

Вместе с тем при наличии достаточных доказательств суд вправе рассмотреть дело без участия надлежащим образом извещенного административного ответчика, освобожденного из мест лишения свободы, явка которого признана обязательной, если последний не явился в судебное заседание и не сообщил об уважительных причинах своей неявки. При этом при рассмотрении такого дела в связи с совершением этим лицом административных правонарушений против порядка управления, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, на здоровье населения и общественную нравственность, а также предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, ст. 11.9, 12.8, 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - административные правонарушения, указанные в п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона), суд обязан исходить из того, что для установления (продления) административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Такой срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.

В случае если на момент рассмотрения дела об административном надзоре истек годичный срок, в период которого лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, то возможность учета такого правонарушения в качестве основания установления или продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений исключается полностью. Если же лицо освобождено от административной ответственности в связи с малозначительностью им содеянного, то такое правонарушение в соответствии с требованиями ст. 2.9 КоАП РФ не учитывается судом при решении вопроса об установлении или продлении административного надзора, а также о дополнении ранее установленных административных ограничений.

Кроме того, положениями ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ определено, что при совершении лицом одного действия или бездействия, содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями либо частями статей КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание. С учетом того что при решении вопроса о назначении административного надзора определяющее значение имеет обязательное установление устойчивого общественно опасного поведения освободившегося из мест лишения свободы лица, то факт совершения лицом одного противоправного деяния, содержащего составы разных правонарушений, не образует обязательного признака неоднократности совершения административных правонарушений.

В свою очередь, проверка законности и обоснованности постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также постановлений по делам об административных правонарушениях, указанных в п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона, послуживших основанием для обращения исправительного учреждения или органа внутренних дел с заявлением об установлении, продлении административного надзора или о дополнении ранее установленных административных ограничений, не осуществляется судом в порядке главы 29 КАС РФ. Вместе с тем факт признания административного ответчика злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо привлечения его к административной ответственности не предопределяет выводы суда о необходимости установления административного надзора.

При решении судом данного вопроса будут обязательно учтены: совокупность доказательств, обстоятельства, положенные в основу постановления о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо установленные вступившими в законную силу постановлениями по делам об административных правонарушениях, характер допущенных нарушений, последующее поведение лица в исправительном учреждении после признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, срок, истекший с момента признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания, а также обстоятельства, не исследованные при рассмотрении дел о совершенных этим лицом административных правонарушениях. При этом в соответствии с требованиями ст. 157 КАС РФ допускается принятие судом отказа исправительного учреждения, органа внутренних дел или поднадзорного лица от административного иска либо его признание <4>.

<4> В случае если суду предстоит решить вопрос о принятии рассматриваемых распорядительных действий, то им должны быть обязательно выяснены мотивы, по которым административный истец пришел к выводу о необходимости их совершения, не противоречат ли такие действия закону и не нарушаются ли при этом права и свободы неопределенного круга лиц, а также поднадзорного лица.

Кроме того, согласно ч. 2 и 2.1 ст. 3 Закона судом не может быть принят отказ от административного иска о назначении административного надзора за совершеннолетним лицом, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, в том числе за лицом, совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, а также за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, если на момент рассмотрения дела не истекли сроки для погашения судимости.

В случае отсутствия в приговоре указания на наличие рецидива преступлений в действиях лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, суд в рамках такого дела не вправе самостоятельно устанавливать данные обстоятельства. Если же в приговоре имеются сведения о совершении указанным лицом преступления при рецидиве преступлений, однако вид рецидива не определен, административный надзор может быть установлен при условии, что оно в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, либо при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона.

При установлении судом, что в уголовный закон, примененный к лицу, в отношении которого решается вопрос о применении административного надзора, внесены изменения, улучшающие его положение (в том числе влияющие на определение вида рецидива, погашение судимости и т.п.), однако приговор не приводился в соответствие с действующим законодательством в порядке, предусмотренном п. 13 ст. 397, п. 2 ч. 1 ст. 399 и ч. 1 ст. 400 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), суд обязан разъяснить лицу его право на обращение с ходатайством о пересмотре приговора и приведении его в соответствие с действующим законодательством. При наличии такого обращения суд приостанавливает производство по делу об административном надзоре на основании п. 4 ч. 1 ст. 190 КАС РФ в связи с невозможностью рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в порядке уголовного судопроизводства. Отсутствие заявления лица о пересмотре приговора и приведении его в соответствие с действующим законодательством либо отказ лица обратиться с таким заявлением влечет в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 196 КАС РФ оставление судом административного искового заявления без рассмотрения. Кроме того, суд должен разъяснить представителям исправительного учреждения или органа внутренних дел, что независимо от наличия ходатайства названного лица они вправе обращаться в суд с представлением о приведении приговора в соответствие с действующим законодательством.

Если же в период рассмотрения дела административный ответчик осужден к лишению свободы, суд обязан отказать в удовлетворении административного иска, так как в соответствии с положениями п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона такое обстоятельство является основанием для прекращения административного надзора в целом. При этом назначение по приговору суда наказания, не связанного с лишением свободы, либо осуждение лица к лишению свободы условно не отнесены Законом к основаниям прекращения административного надзора, поэтому данные обстоятельства подлежат учету при разрешении дела об административном надзоре. Вместе с тем избрание в отношении административного ответчика меры пресечения в виде домашнего ареста или его заключения под стражу при производстве по уголовному делу во исполнение требований ст. 107, 108 УПК РФ и п. 3 ч. 5 ст. 5 Закона не признаются препятствиями к рассмотрению дела об административном надзоре.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 273 КАС РФ, ч. 4 ст. 5 Закона при назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора должен исчисляться со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы. В случае, если лицо, в отношении которого установлен административный надзор, в период его нахождения в исправительном учреждении освобождено условно-досрочно либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания.

Во исполнение требований ст. 110 УПК РФ, п. 3 ч. 5 ст. 5 Закона при избрании меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу при производстве по уголовному делу срок административного надзора должен исчисляться со дня отмены или изменения указанных мер пресечения. При этом срок административного надзора не может быть дольше периода погашения судимости, за исключением назначения административного надзора лицам, совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. В соответствии с ч. 2.1 ст. 3, п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона таким лицам административный надзор устанавливается на период действия принудительных мер медицинского характера, но не менее срока погашения судимости.

Лицу, в отношении которого принято решение о реадмиссии <5>, срок административного надзора устанавливается до исполнения этого решения, но не свыше срока, указанного в ч. 1 ст. 5 Закона. При этом во исполнение требований вышеназванной нормы, а также взаимосвязанных с ней ст. 86 и 95 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) административный надзор может быть установлен только в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо уголовно наказуемого деяния при рецидиве преступлений на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока погашения судимости. Вместе с тем в случаях, когда на момент рассмотрения дела об административном надзоре срок, оставшийся до погашения судимости указанных лиц, составляет менее одного года, административный надзор может устанавливаться на срок, оставшийся до погашения судимости.

<5> Реадмиссия - передача одним государством и принятие другим государством иностранных граждан (лиц без гражданства), въезд, пребывание или проживание которых в государстве являются незаконными.

В соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона при определении продолжительности срока административного надзора (в годах, месяцах, днях) совершеннолетнему лицу, имеющему неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего либо за совершение преступления против половой свободы или половой неприкосновенности несовершеннолетнего или за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, следует иметь в виду, что период, истекший после отбытия наказания указанным лицом до установления административного надзора, не включается в устанавливаемый судом срок административного надзора.

Вместе с тем во исполнение взаимосвязанных требований ч. 1 ст. 5 Закона и ст. 86 УК РФ, когда лицо, освобождаемое (освобожденное) из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор. При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он определяется исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок.

Литература

  1. Шестак В.А. Теория предупреждения преступности в России и за рубежом: история и современность / В.А. Шестак // Научные труды Московской государственной юридической академии. Lex russica. 2008. N 2. С. 411 - 422.