Мудрый Юрист

Мировой судья в России и за рубежом: проблемы и перспективы развития

Фоков Анатолий Павлович, заведующий отделом сравнительного правоведения Российского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

В статье автор дает сравнительный анализ законодательного обеспечения статуса судьи в России и зарубежных странах, раскрывает проблемы и предлагает пути их устранения.

Ключевые слова: мировая юстиция, мировой орган, мировой судья.

Justice of the Peace in Russia and Abroad: Issues and Development Prospects

A.P. Fokov

Fokov Anatoly P., Head of the Department of Comparative Law of the Russian State University of Justice, Doctor of Law, Professor.

In the article the author gives a comparative analysis of the legal framework of the status of judges in Russia and foreign countries, reveals problems and offers ways of their elimination.

Key words: global justice, global authority, justice of the peace.

В современных научно-юридических дискуссиях как в России, так и за рубежом одним из существенных аргументов в пользу дальнейшего усиления и развития статусной роли мирового судьи является его наибольшая доступность к населению по разрешению мелких уголовных, гражданских и иных категорий дел.

Как отмечает В.В. Момотов <1>, для этих целей становится необходимым обращение к зарубежному опыту правового регулирования, в том числе, по нашему пониманию, и мировой юстиции.

<1> Момотов В.В. Справедливость и целесообразность в англо-американской и континентально-европейской правовых системах: постановка проблемы // Российское правосудие. 2017. N 12(140). С. 16 - 24.

Безусловно, законодательный процесс становления и развития мировой юстиции в современной России обеспечил принятый 31 декабря 1996 г. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" <2>, который наряду с федеральными и конституционными судами в качестве одного из элементов судебной системы предусмотрел институт мирового судьи, отнеся его к судам субъектов Федерации. Дальнейшее развитие законодательство о мировом суде получило в связи с принятием 17 декабря 1998 г. Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" <3>.

<2> Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации" (с изм. от 19.06.2004 и посл. изм. от 21.07.2014) // СПС "КонсультантПлюс".

Как мы отмечали в ранее опубликованных научных трудах <4>, общий анализ действующего законодательства о мировых судьях в России дает много положительных элементов, которые свидетельствуют о том, что статус мирового судьи достаточно высок и вполне согласуется со статусом мирового судьи в развитых зарубежных странах.

<4> Фоков А.П. Современное понимание мировой юстиции: сможет ли мировая юстиция отделиться от исполнительной власти, прочно закрепив за собой статус института судебной власти, а не органа местного самоуправления // Мировой судья. 2016. N 5. С. 13 - 18; Он же. Мировой судья во Франции и Великобритании: история и современность // Мировой судья. 2016. N 12. С. 3 - 6 и др.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается Федеральным законом (пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2004 г. Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 50-ФЗ) <5>.

<5> СПС "КонсультантПлюс".

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации <6>. Мировые судьи в Российской Федерации - это судьи общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, входящие в единую судебную систему России.

<6> Пункт изменений Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 338-ФЗ в Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" от 7 декабря 1998 г. // СПС "КонсультантПлюс".

Следовательно, мировые судьи осуществляют свою деятельность от имени Российской Федерации, соблюдают установленные федеральным законодательством правила судопроизводства.

Вместе с тем приходится, к сожалению, констатировать, что нередко нам приходится сталкиваться с ситуациями, когда научно обоснованные и выверенные теорией и судебной практикой предложения о совершенствовании и законодательном урегулировании, например, понятий "мировая юстиция", "мировой судья", "аппарат мирового судьи" <7> не находят понимания на федеральном уровне.

<7> Дорошков В.В. Мировой судья: исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. М.: Норма, 2004; Он же. Судья для мира // ЭЖ-Юрист. 2004. N 10.

Вполне убедительным выглядит утверждение В.В. Дорошкова <8> о том, что мировой суд надлежит рассматривать как судебное учреждение, т.е. судебный орган, входящий в судебную систему, а мирового судью - как физическое должностное лицо, представляющее судебный орган.

<8> Там же.

В связи с этим очень важно обратить внимание на то, что все соображения, высказывания, предложения В.В. Дорошкова, М.И. Клеандрова <9>, А.Д. Поповой, С.В. Лонской <10>, В.А. Черкашина <11> и иных ученых направлены на совершенствование законодательства о мировых судах.

<9> Клеандров М.И. О двух векторах развития мировой юстиции в России // Мировой судья. 2015. N 6. С. 3 - 7.
<10> Попова А.Д., Лонская С.В. Мировая юстиция в России: создание, деятельность, историческая миссия: Монография. М.: Проспект, 2016.
<11> Черкашин В.А. Мировая юстиция в грядущих преобразованиях // Мировой судья. 2015. N 3. С. 18 - 23.

Полагаем, что указанное возможно лишь при подготовке проекта концепции развития законодательства Российской Федерации о мировой юстиции вообще и мирового суда (судьи) в частности, с учетом как исторически сложившегося опыта, так и мирового опыта развитых стран.

Не знает наше прошлое и примеров, когда подобные концепции создавались бы как сжатое извлечение, экстракт из предварительных обширных коллективных исследований состояния и назревших изменений мировой юстиции.

В новой истории России, когда очень важен принцип единения народовластия и справедливости правосудия даже на бытовом уровне, вспоминаются слова И.А. Покровского, высказанные им между февралем и октябрем 2017 г.: "...история, скупо дававшая нам до сих пор крупицы свободы, вдруг в один момент выбросила нам все, предоставляя нам, но вместе с тем и принуждая нас быстро возводить новое государственное здание целиком от самого основания" <12>.

<12> Покровский И.А. Этические предпосылки свободного строя: Лекция, читанная на курсах для подготовки народных лекторов в Моск. коммерч. ин-те. М., 2017. С. 12 - 13.

Было бы легкомысленно не обращать внимание на то обстоятельство, что и сегодня при обсуждении вопросов, связанных, например, с использованием положительного опыта зарубежных стран для улучшения законодательного и правового регулирования мировой юстиции и мирового суда, нам предлагают сначала разрешить политические проблемы (И.А. Стернин) <13>.

<13> Стернин И.А. Основы речевого воздействия. 3-е изд. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. С. 272 - 273.

В то же время отрадно заметить, что большинство отечественных ученых всерьез задумываются о перспективах и путях развития мировой юстиции, о путях планомерного совершенствования законодательства о мировых судах и упрочении и повышении роли и статуса мирового судьи.

При этом искренне надеемся, что в этом нам поможет разрешить проблемы мировой юстиции именно положительный опыт зарубежных стран, в том числе Франции и Великобритании <14>, к которому мы обращались в ранее опубликованных трудах.

<14> Фоков А.П. Мировой судья во Франции и Великобритании: история и современность // Мировой судья. 2016. N 12. С. 3 - 6.

Следует понимать, что правопорядок как в России, так и в зарубежных странах, в том числе во Франции и Великобритании, формировался с учетом конкретных исторических, политических, экономических, культурных условий и даже географическо-климатического местоположения, обычаев.

В этой связи отмечаем, что организация и формирование мировой юстиции, наконец, определение правового статуса мирового судьи в каждой развитой стране имеют свои особенности. В то же время общим является то обстоятельство, что народонаселение зарубежных стран заинтересовано в том, чтобы бытовые проблемы решались правосудным путем быстро и эффективно, а также близко к месту проживания.

Как известно, существуют два основополагающих подхода к разрешению проблемных ситуаций в обществе - революционный и реформистский. Первый связан с решительным отказом от старых правопорядков и введением принципиально иного жизнеустройства страны. Второй путь предполагает отказ от резких потрясений, принцип преемственности, а стало быть, и возможность разумного сочетания старого и нового, примирения прошлого и настоящего. Как отмечает мой учитель проф. С.В. Боботов <15>, "созданная при Наполеоне судебная организация, в том числе мировая юстиция (мировой суд), была стройной, логичной, а главное - удобной для населения: в кантонах - мировые суды, в округах - судьи первой инстанции, в департаментах - уголовные суды".

<15> Боботов С.В. Наполеон Бонапарт - реформатор и законодатель. М.: Юр. фирма "Контракт", 1998. С. 3, 176 - 178 и др.

Реформированием законодательства во Франции <16> - Ордонансом от 23 декабря 1958 г. "О судебной организации" мировые суды упразднялись, а суды низшего звена стали подразделяться на две категории - малой и большой инстанции.

<16> Madelin L. Op. cit. P. 151.

В современной Франции создана стройная система мировой юстиции, включающая в себя налаженную систему организации обучения кандидатов в судьи, содействия и помощи в материальном и жилищном обеспечении судей, независимости при исполнении обязанности судьи.

Концепция организации мировой юстиции во Франции выглядит вполне достойно, поскольку главный аргумент - статус судьи распространяется как на членов судов, так и на прокуроров, а также затрагивает аппарат судьи. Правовой основой статуса судьи во Франции служит Кодекс об организации судебной системы.

Разрабатывая концептуальные положения разрешения проблем, связанные с реформированием судебной системы в России вообще и в мировой юстиции в частности, в одной из своих ранее опубликованных работ <17> автор отмечал, что мировая юстиция Франции, Италии, Испании и иных европейских стран рассматривает и разрешает почти 90% дел об административных нарушениях, мелких уголовных, гражданских и иных правонарушениях, подпадающих под юрисдикцию мировой юстиции.

<17> Фоков А.П. Судебный контроль в России и Франции: Монография. М.: РАП, 2001. С. 91 - 109.

Следовательно, в этих мировых правопорядках эффективно работает мировая юстиция, которая вполне успешно может конкурировать с российской мировой юстицией.

Неудивительно, что на IX Всероссийском съезде судей в отчетном докладе директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации А.В. Гусева дана высокая оценка деятельности мировых судей, которые рассматривают более 90% административных, небольшой тяжести уголовных и гражданских дел <18>.

<18> Более подробно о докладе директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации А.В. Гусева (г. Москва, 7 декабря 2016 г.): Фоков А.П. О государственной судебной службе Российской Федерации: полномочия и ответственность сотрудников аппаратов судов // Администратор суда. 2017. N 2. С. 4 - 5.

Статус мирового судьи, безусловно, во многом зависит от деятельности аппарата судьи. Нельзя отрицать тот факт, что именно аппарат мирового суда обеспечивает непрерывную и бесперебойную деятельность мирового судьи по отправлению правосудия, тем самым государственные служащие аппаратов судов участвуют в осуществлении судопроизводства.

Полагаем, что авторитет мирового судьи существенно повысится и в том случае, если Государственная Дума Федерального Собрания рассмотрит и примет законопроект Верховного Суда Российской Федерации "О государственной судебной службе Российской Федерации" от 14 февраля 2017 г. о выделении государственных служащих судебной системы в отдельный вид государственной службы <19>.

<19> Фоков А.П. О государственной судебной службе Российской Федерации: полномочия и ответственность сотрудников аппаратов судов // Администратор суда. 2017. N 2. С. 3 - 7.

Гарантией компетентности мировых судей является и получение ими дополнительного профессионального образования, которое реализуется в России в форме профессиональной переподготовки, осуществляемой в процессе исполнения судьей своих обязанностей и при вступлении в должность судьи впервые. В регионах сложились разные подходы к правовому регулированию института переподготовки мировых судей.

Отметим, что нормативным закреплением Концепции непрерывного профессионального образования для мировых судей является Федеральный закон от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (ст. 20.1) <20>, в котором четко прописано об обязанности судьи, впервые назначенного на должность, проходить обучение по программе профессиональной переподготовки.

<20> Российская газета. 1992. 29 июля.

В то же время Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" не содержит норм, определяющих порядок, сроки и формы получения дополнительного профессионального образования мировыми судьями, что определяется законами субъектов Российской Федерации.

Полагаем, что в субъектах Российской Федерации необходимо унифицировать нормативные базы мировой юстиции, привести их к единообразию в рамках Федерации и тем самым закрепить единый порядок организации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам впервые назначенных мировых судей.

Следует отметить, что, например, в Италии сложилась целостная система планирования непрерывного обучения и тренинга судей в рамках Высшего совета магистратуры, и на протяжении десятилетий учебный процесс не подпадает под влияние местных региональных органов власти, и руководителей судебной власти в том числе.

Как правильно отмечают ученые Ю.Н. Туганов и В.К. Аулов <21>, "отсылочная" технология конкретизации федерального законодательства приводит к тому, что нормативное регулирование дополнительного профессионального образования мировых судей в законодательстве субъектов Российской Федерации в некоторых случаях является неполным, неточным и лишенным требуемой для законодательного акта ясности.

<21> Туганов Ю.Н., Аулов В.К. Роль председателя суда субъекта Российской Федерации в профессиональной переподготовке мировых судей: вопросы унификации законодательства // Российское правосудие. 2017. N 2(13). С. 85 - 91.

Таким образом, например, дополнительное профессиональное образование мировых судей Забайкальского края осуществляется на основании ст. 12 Закона Забайкальского края от 28 июля 2014 г. N 1026-ЗЗК "О мировых судьях Забайкальского края и судебных участках в Забайкальском крае" <22>.

<22> Официальный портал Забайкальского края: дата размещения: 31 июля 2014 г. URL: http://www.e-zab.ru (дата обращения: 21.11.2017).

В указанном нормативном акте указывается, что мировой судья, впервые назначенный на должность, проходит обучение по программе профессиональной переподготовки в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования, в том числе в форме стажировки в городском или районном суде Забайкальского края, в границах юрисдикции которого расположен судебный участок мирового судьи. Срок обучения составляет не менее 500 аудиторных часов, а общая продолжительность обучения не может превышать шести месяцев.

По результатам прохождения профессиональной переподготовки мировому судье, впервые назначенному на должность, присваивается квалификационный класс.

Ученые Ю.Н. Туганов и В.К. Аулов <23>, анализируя нормативный акт Забайкальского края, ч. 11 и ч. 12 ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" о дополнительном профессиональном образовании <24>, приходят к закономерному выводу о недопустимых пробелах правового регулирования обучения и переподготовки мировых судей.

<23> Туганов Ю.Н., Аулов В.К. Указ. соч.
<24> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

На самом деле спорность отдельных положений нормативных актов субъектов Федерации, связанных с прохождением обучения и переподготовкой мировых судей, впервые назначенных на должность, может иметь различные разновидности по способам, методам и организационным формам.

Самое главное, тексты нормативных актов субъектов Федерации, связанные с прохождением обучения по программам профессиональной переподготовки мировых судей, не должны противоречить положениям Федерального закона N 273-ФЗ.

Статус мирового судьи в Российской Федерации повысит авторитет судебной власти, если законодательно будут устранены пробелы, связанные с определением понятий "мировая юстиция", "мировой судья", "аппарат мирового судьи", а также будут устранены иные проблемы, так или иначе затрудняющие деятельность мирового суда.

Состояние современного правосудия вообще и мировой юстиции в частности, анализ и систематизация различных доктрин в теории государства и права, в международном праве, изучение вопросов судоустройства, судопроизводства по разным категориям дел, разъяснений высших судебных инстанций, теоретических положений о правовом просвещении, как справедливо полагают ученые <25>, могут существенно обеспечить укрепление статуса мирового судьи.

<25> Дорошков В.В. Состояние современного правосудия: Монография. М.: МГИМО, 2016. 252 с.

Именно для такой работы может быть предназначена Концепция развития законодательства Российской Федерации о мировой юстиции, мирового суда с учетом как исторически сложившегося отечественного опыта, так и мирового опыта развитых стран.

Литература

  1. Головинская И.В. Мировая юстиция: проблемы становления и перспективы развития уголовного судопроизводства: Монография / И.В. Головинская. Владимир, 2008. 376 с.
  2. Дорошков В.В. Мировой судья: исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности: Монография / В.В. Дорошков. М.: Норма, 2004. 320 с.
  3. Дорошков В.В. Проблемы мировой юстиции и пути их разрешения на современном этапе реформирования отечественной судебной системы / В.В. Дорошков // Мировой судья. 2013. N 1. С. 2 - 5.
  4. Дорошков В.В. Судебная власть в ежегодных посланиях Президента России / В.В. Дорошков // Мировой судья. 2014. N 10. С. 3 - 13.
  5. Дорошков В.В. Судья для мира / В.В. Дорошков // ЭЖ-Юрист. 2004. N 10 // СПС "КонсультантПлюс".
  6. Дорошков В.В. Состояние современного правосудия: Монография / В.В. Дорошков. М.: МГИМО, 2016. 252 с.
  7. Клеандров М.И. О двух векторах развития мировой юстиции в России / М.И. Клеандров // Мировой судья. 2015. N 6. С. 3 - 7.
  8. Момотов В.В. Справедливость и целесообразность в англо-американской и континентально-европейской правовых системах: постановка проблемы / В.В. Момотов // Российское правосудие. 2017. N 12(140). С. 16 - 24.
  9. Попова А.Д. Мировая юстиция в России: создание, деятельность, историческая миссия: Монография / А.Д. Попова, С.В. Лонская. М.: Проспект, 2016. 288 с.
  10. Покровский И.А. Этические предпосылки свободного строя: Лекция, читанная на курсах для подготовки народных лекторов в Моск. коммерч. ин-те / И.А. Покровский. М., 2017. С. 12 - 13.
  11. Стернин И.А. Основы речевого воздействия. 3-е изд. / И.А. Стернин. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. С. 272 - 273.
  12. Туганов Ю.Н. Роль председателя суда субъекта Российской Федерации в профессиональной переподготовке мировых судей: вопросы унификации законодательства / Ю.Н. Туганов, В.К. Аулов // Российское правосудие. 2017. N 2(13). С. 85 - 91.
  13. Фоков А.П. Современное понимание мировой юстиции: сможет ли мировая юстиция отделиться от исполнительной власти, прочно закрепив за собой статус института судебной власти, а не органа местного самоуправления / А.П. Фоков // Мировой судья. 2016. N 5. С. 13 - 18.
  14. Фоков А.П. Мировой судья во Франции и Великобритании: история и современность / А.П. Фоков // Мировой судья. 2016. N 12. С. 3 - 6.
  15. Фоков А.П. О государственной судебной службе Российской Федерации: полномочия и ответственность сотрудников аппаратов судов / А.П. Фоков // Администратор суда. 2017. N 2. С. 3 - 7.
  16. Черкашин В.А. Мировая юстиция в грядущих преобразованиях / В.А. Черкашин // Мировой судья. 2015. N 3. С. 18 - 23.