Мудрый Юрист

Интернет-торговля и особенности ее правового регулирования

Багоян Елена Гриневна, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права РАНХиГС при Президенте РФ.

Статья посвящена проблемам правового регулирования интернет-торговли и важнейшей ее составной части - интернет-площадок как технологической платформы, предназначенной для взаимодействия субъектов, определенных законом с целью заключения договора.

Ключевые слова: Интернет, торговля, правоотношения в сфере торговли, электронные торговые площадки, онлайн-продажи, торговые операции, электронные аукционы, договор.

Internet trading and the features of its Legal Regulation

E.G. Bagoyan

The article deals with the problems of legal regulation of Internet trading and its most important component - Internet platforms as a technological basis for interaction of all involved subjects defined by the law as subjects with the purpose of maintaining a contract.

Key words: Internet trading, legal relations in the sphere of trading, e-trading platforms, online sales, trade operations, electronic auctions, contracts.

Популярность интернет-торговли возрастает с каждым годом. Доступность, простота, глобальность оставляют ложное впечатление, что продажи в Интернете не подвергаются не только правовому регулированию, но и вообще никаким правилам. Но это не так. Как минимум две отрасли права имеют прямое отношение к интернет-торговле: информационное право и предпринимательское право. Техническое регулирование заложено уже самими особенностями функционирования системы: это и протоколы передачи данных, и система доменных имен, и универсальные идентификаторы, и локаторы ресурсов, и деятельность сетевых провайдеров и т.д. А регулирование правоотношений в сфере торговли заложено в законодательстве.

Продажа товаров дистанционным способом, в частности через интернет-магазин, - это продажа по договору купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 2 ст. 497 ГК РФ, Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" <1>, ст. 26.1 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" <2>).

<1> Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (в ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 41. Ст. 4894.
<2> Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Интернет-магазины относятся к электронной розничной торговле, осуществляемой через телемагазины и компьютерные сети.

В целях нивелирования предпринимательских рисков торговые операции, осуществляемые в сети Интернет, зачастую объединены с аналогичной деятельностью офлайн, составляя ее часть или обслуживая эту деятельность (например, наличие розничных магазинов решает проблему доставки: они работают, как пункты самовывоза).

Интернет-магазины позволяют участникам с минимальными затратами взаимодействовать друг с другом независимо от расстояния и в удобном для них режиме. Информация о товарах размещается на веб-сайте компании для самостоятельного ознакомления потенциального покупателя с ними, что позволяет продавцу значительно сократить расходы на аренду и/или содержание торговых площадей; отпадает необходимость в приобретении дорогостоящего торгового оборудования, найме торгового и обслуживающего персонала (или их минимизация) и т.д.; возможность привлечь неограниченную покупательскую аудиторию.

Для покупателя такой способ приобретения товаров также является довольно привлекательным, ведь компьютер и Интернет сегодня есть практически в каждой семье: отсутствует необходимость посещать магазин для выбора товара; товар доставляется по месту проживания; имеет потенциально более низкую номинальную стоимость; широкий ассортимент и удобство поиска нужного товара и т.п.

У онлайн-продаж, кроме безусловных плюсов, имеются и недостатки. Для продавца, в частности, существуют риски отказа покупателя от товара (например, из-за несоответствия заявленным характеристикам), вероятность задержки сроков поставки товаров (более присуща мелким продавцам, работающим по заказу и не имеющим ассортиментных товарных запасов); нельзя списывать со счетов и угрозы хакерских атак.

Одновременно эти риски проецируются и на покупателя (несоответствие реальных характеристик товара заявленным в описании, возможное увеличение сроков ожидания товара). Покупатель может столкнуться с требованием внесения предварительной оплаты товара (полной или частичной), что, учитывая обезличенность такого способа торговли, не исключает потерь от мошеннических действий недобросовестных продавцов, ведь наряду с развитием онлайн-продаж растет и количество мошенников в Сети; риск несанкционированного распространения личной информации, переданной продавцу при оформлении заказа по каналам связи. Здесь же отметим и сложность возврата товара в случае желания отказаться от покупки. Кроме этого, стоимость заказа может неприятно измениться из-за необходимости дополнительно оплатить почтовые расходы или услуги доставки (особенно небольших заказов).

Ограничения непосредственно предпринимательской деятельности интернет-магазинов установлены в п. 5 <3> Правил продажи товаров.

<3> Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (в ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 41. Ст. 4894.

Нерешенными вопросами, которые волнуют представителей рынка интернет-торговли, являются налогообложение трансграничной онлайн-торговли и меры государственного регулирования порога беспошлинной торговли.

В настоящее время предложения по изменениям законодательства, призванные создать равные условия для ведения бизнеса и выработать концепцию регулирования трансграничной онлайн-торговли в России, поступают как со стороны бизнеса, так и со стороны Правительства. Но пока это лишь предложения и мнения, претворение в жизнь которых - процесс, скорее всего, долгий <4>.

<4> Тимаков А. Интернет-торговля: ограничения и запреты // ЭЖ-Юрист. 2016. N 17-18.

Обратимся к вопросу нормативно-правового определения понятия "торговая площадка".

Так, существуют следующие определения электронных торговых площадок: "Торговые площадки в Интернете относятся к формам электронной торговли, таким как и электронные биржи, интернет-магазины и т.д." <5>. Под электронной торговой площадкой понимается "сайт в сети Интернет для проведения закупок в электронной форме (формате) или единый веб-портал (единый официальный сайт) закупок - сайт в сети Интернет (информационная система и электронный информационный ресурс) каждой стороны, предоставляющий единое место доступа к информации о закупках и размещении указанной информации, а также единое место доступа к электронным услугам (закупкам) в случае, если это предусмотрено законодательством государства стороны" <6>. Таким образом, электронную торговую площадку можно определить как технологическую платформу, предназначенную для взаимодействия субъектов, определенных законом с целью заключения договора.

<5> Постановление Правительства Москвы от 30 ноября 2004 г. N 827-ПП "О мерах по развитию крупных интегрированных формирований в оптовом продовольственном комплексе города Москвы" (с изменениями от 21 июня 2005 г., 20 марта 2007 г., 12 февраля 2008 г.) // Справочная правовая система "Гарант".
<6> Соглашение о государственных (муниципальных) закупках Москва, 9 декабря 2010 г. // Справочная правовая система "Гарант".

Можно определить следующие технологические платформы взаимодействия для заключения сделок:

С 2013 г. понятие электронной площадки раскрывается ФЗ N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <7>, который под электронной площадкой понимает сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на котором проводятся электронные аукционы. ФЗ N 44 ввел также термин "закупка" как совокупность действий, осуществляемых заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Если Законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), то закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (п. 3 ст. 3 ФЗ N 44). Закупка включает планирование закупок, мониторинг и контроль над закупками, совокупность данных действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, и их субъектного состава и раскрывается термином "контрактная система".

<7> Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // Справочная правовая система "Гарант".

В настоящее время выделяют следующие типы электронных торговых площадок.

  1. Электронные торговые площадки, предназначенные для размещения государственного заказа. Данные электронные торговые площадки отбираются Минэкономразвития РФ и ФАС РФ в рамках специальной процедуры. Площадки располагают функционалом для проведения открытых аукционов в электронной форме и действуют по регламенту, жестко определенному законодательством Российской Федерации. Согласно Приказу Минэкономразвития России от 26 октября 2009 г. N 428 и Приказу Минэкономразвития России и ФАС России от 14 ноября 2009 г. N 466/763 к 1 января 2010 года был осуществлен отбор пяти электронных торговых площадок: ЗАО "Сбербанк-АСТ"; ОАО "Единая электронная торговая площадка"; ГУП "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан"; а также площадки ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа" и ОАО "РТС" <8>.
<8> См.: Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. 2-е изд. М.: Статут, 2016. 640 с.
  1. Электронные торговые площадки по продаже имущества должников (банкротов). На таких площадках реализуют имущество должников. Данная электронная торговая площадка предназначена для автоматизации процедуры проведения торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с требованиями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и Приказом Минэкономразвития N 54 от 15 февраля 2010 г. В настоящее время Комиссией Минэкономразвития РФ аккредитовано несколько электронных торговых площадок по реализации имущества должников (банкротов), в частности Уральская электронная торговая площадка (оператор - ЗАО "УЭТП").

Приказом Министерства экономического развития РФ от 15 февраля 2010 г. N 54 утверждены правила проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, правила взаимодействия организаторов открытых торгов, операторов электронных площадок, лиц, заинтересованных в регистрации на электронной площадке, лиц, представляющих заявки на участие в открытых торгах (далее также - заявители), участников открытых торгов в процессе их организации и проведения. Для проведения открытых торгов организатор торгов заключает договор о проведении открытых торгов с оператором электронной площадки, соответствующий требованиям, установленным настоящим Приказом Министерства экономического развития РФ от 15 февраля 2010 г. N 54 <9>.

<9> Приказ Министерства экономического развития РФ от 15 февраля 2010 г. N 54 "Об утверждении Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также Порядка подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным Требованиям" (с изменениями от 21 января 2011 г.) // СПС "Гарант".
  1. Электронные торговые площадки для размещения заказов по Федеральному закону N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изменениями и дополнениями). В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ N 223 на данных электронных площадках закупки осуществляют следующие юридические лица:
  2. государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  3. дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей;
  4. дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит дочерним хозяйственным обществам;
  5. бюджетные учреждения при осуществлении ими закупок:

а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Примером такой электронной торговой площадки является ЭТП "ТОРГИ 223" <10>.

<10> http://torgi223.ru
  1. Электронные торговые площадки для коммерческих заказчиков. На данных площадках проводят торги коммерческие юридические лица, например электронная торговая площадка Росатома - "Аукционный конкурсный дом". Данные площадки делятся на 2 типа:

4.1. Специализированные электронные торговые площадки, созданные под нужды определенного предприятия самими продавцами. Например: электронная торговая площадка Газпрома по продаже нефтепродуктов.

4.2. Многопрофильные электронные торговые площадки, на которых представлен более широкий спектр продукции и услуг, чем на специализированных электронных торговых площадках. На таких площадках любая компания может выступать как в качестве заказчика, так и в качестве поставщика товаров и услуг без ограничений по номенклатуре. На площадках второго типа размещают информацию о своих закупках компании, подпадающие под действие 223-ФЗ <11>.

<11> Перечень электронных торговых площадок размещен на сайте Ассоциации электронных торговых площадок: URL: http://aetp.ru/Html.aspx?ContentType=HtmlItem&ItemId=1035&MenuId=35.

Есть три ключевых участника торгов, организуемых посредством использования электронной торговой площадки, - оператор электронной площадки, потенциальный покупатель, непосредственный организатор торгов. Электронная площадка как программная технология обеспечивает взаимодействие всех субъектов. В общем случае организаторы или операторы электронных торговых площадок выступают третьими лицами, и в зависимости от того, каков статус указанных лиц и совершают ли они юридически значимые действия в процессе заключения договора, меняется конструкция договора.

Участниками деятельности электронных торговых площадок могут быть также и третьи лица, функции которых заключаются в посредничестве, например, они могут размещать заявки клиента на продажу какой-либо продукции; оформлять заявки покупателя как с формальной, так и функциональной стороны; предоставлять услуги по переводу средств платежа на базе своего программного обеспечения и другие функции. В случае если третьи лица выполняют активную роль, то они становятся обязанной стороной по сделке. Таким образом, для того чтобы определить, какими гражданско-правовыми нормами должны регулироваться отношения между организатором электронной торговой площадки и его клиентами, необходимо осуществить правовой анализ тех функций, которые осуществляет организатор электронной торговой площадки.

Основным участником является оператор электронной торговой площадки. В соответствии с Соглашением о государственных (муниципальных) закупках "под оператором электронной торговой площадки понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, государственная регистрация которых осуществляется в установленном законодательством государства стороны порядке". Оператор электронной торговой площадки владеет электронной торговой площадкой в соответствии с законодательством государства стороны, а также необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и (или) обеспечивают ее функционирование <12>. ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" фактически повторяет данное определение, однако в отличие от определения, данного в Соглашении, связывает оператора только с юридическим лицом.

<12> Соглашение о государственных (муниципальных) закупках (Москва, 9 декабря 2010 г.) // Справочная правовая система "Гарант".

Правительство РФ устанавливает порядок и условия отбора операторов электронных площадок, по результатам которого определяется перечень таких операторов. Функционирование электронных площадок осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Инструментом, обеспечивающим единство регулирования всего процесса, является единая информационная система (ЕИС), которая содержит:

Оператор электронной площадки для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах осуществляет аккредитацию участников такого аукциона в соответствии со ст. 61 ФЗ N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг" <13>.

<13> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.04.2013.

За нарушение оператором электронной площадки порядка аккредитации участников размещения заказа предусмотрена административная ответственность (ч. 10 ст. 7.30 КоАП). Закон также определяет перечень документов, которые участник электронного аукциона должен предоставить оператору электронной площадки, который не может быть расширен и дополнен. Другие документы оператор электронной площадки требовать не имеет права. Закон также подробно определяет регламент аккредитации участника электронного аукциона и основания отказа в аккредитации, которые также не могут быть расширены. У участника электронного аукциона, получившего отказ в аккредитации, существует право вновь представить документы и информацию для получения аккредитации на электронной площадке после устранения указанных оснований.

У участника появляются обязанности незамедлительно направить оператору электронной площадки уведомление в случае изменения информации в учредительных документах, в случае замены или прекращения действия данных документов, в том числе замены или прекращения действия усиленной электронной подписи, либо выдачи участником электронного аукциона новых доверенностей на осуществление от его имени действий по участию в таких аукционах, а также участник должен направить новые документы и информацию. Участник электронного аукциона несет также и ответственность за достоверность всей информации, усиленной электронной подписи, за своевременное уведомление оператора электронной площадки об изменениях в документах, за замену документов и усиленной электронной подписи или прекращение ее действия.

Участник электронного аукциона, получивший аккредитацию, вправе участвовать во всех таких аукционах, проводимых на этой электронной площадке <14>.

<14> См.: Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. 2-е изд. М.: Статут, 2016. 640 с.

Оператор электронной площадки обязан обеспечить аккредитованному на электронной площадке участнику доступ к участию в любых аукционах, проводимых на данной электронной площадке. Аккредитация предоставляется на три года с даты направления оператором электронной площадки участнику уведомления о принятии решения о его аккредитации на электронной площадке. Оператор электронной площадки также обязан обеспечить размещение документов и информации на электронной площадке или внесение изменений в представленные документы и информацию в случае получения документов или информации об изменениях от участника электронного аукциона. Оператор указывает дату и время поступления указанных документов и информации. При этом оператор электронной площадки не осуществляет проверку достоверности указанных документов и информации, а также проверку изменений, внесенных в документы и информацию, на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Также в обязанности оператора электронной площадки входит направление участнику электронного аукциона уведомления об окончании срока аккредитации за три месяца до даты окончания данного срока. Участник вправе пройти аккредитацию на новый срок не ранее чем за шесть месяцев до даты окончания срока полученной ранее аккредитации.

Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <15> определяет следующие конкурентные способы осуществления закупок:

  1. конкурсы (победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта):
  1. аукционы (победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта):
  1. запрос котировок (ст. 72);
  2. запрос предложений (ст. 83);
  3. закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 93).
<15> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.04.2013.

В большинстве случаев форма электронных торговых площадок применяется между юридическими лицами и государством в лице государственных органов, но может применяться и для организации электронных торгов между физическими лицами и юридическими лицами.

Принятый ФЗ <16> "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" направлен на регулирование отношений в связи с обеспечением государственных и муниципальных нужд в части:

  1. планирования закупок товаров, работ, услуг;
  2. определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  3. заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом (далее - контракт);
  4. особенностей исполнения контрактов;
  5. мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
  6. аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
  7. контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
<16> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.04.2013.

Взаимодействие участников строится на обмене электронными документами между участниками контрактной системы в сфере закупок для подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а также для формирования окончательных предложений. Заявки, окончательные предложения и документы должны подписываться усиленной электронной подписью и подаваться посредством единой информационной системы.

Электронная торговая площадка предоставляет возможность проводить не только открытые конкурсы, доступ к которым имеют все участники системы, но и закрытые. Доступ туда производится по приглашению ограниченному кругу лиц.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  3. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  4. Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  5. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (03.07.2016).
  6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  7. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  8. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
  9. Типовой закон Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) об электронной торговле 1996 г.: рекомендован Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 51/162 от 16 декабря 1996 г. // Комиссия ООН по праву международной торговли: Ежегодник. 1996 г. Т. XXVII. Нью-Йорк: ООН, 1998. С. 319 - 323.
  10. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (в ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  11. Постановление Правительства РФ от 11.11.2010 N 887 (в ред. от 14.05.2012) "О порядке создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации" (вместе с "Положением о создании и обеспечении функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации") // Собрание законодательства РФ. 2010. N 47. Ст. 6115.
  12. Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (в ред. от 10.08.2016) "О Перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Монографии и статьи

  1. Андреева Л.В. Развитие коммерческого (торгового) права в свете принятия Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2010. N 3. С. 28 - 32.
  2. Батрова Т.А. Комментарий к Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". 2012.
  3. Головицына М.В. Информационные технологии в экономике [Электронный ресурс] // Головицына М.В. Электрон. текстовые данные. М.: Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ), 2016. 589 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52152. ЭБС "IPRbooks".
  4. Демьянец М.В., Елин В.М., Жарова А.К. Предпринимательская деятельность в сети Интернет: Монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2014. 440 с.
  5. Кобелев О.А. Электронная коммерция [Электронный ресурс]: Учебное пособие // Кобелев О.А. Электрон. текстовые данные. М.: Дашков и К, 2015. 684 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52308. ЭБС "IPRbooks".
  6. Комментарий к Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (постатейный) / Под ред. Р.Ю. Закирова (подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015).
  7. Лейба А.А. О некоторых вопросах правового регулирования интернет-торговли в России // Гражданин и право. 2016. N 9.
  8. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. 2-е изд. М.: Статут, 2016. 640 с.
  9. Тимаков А. Интернет-торговля: ограничения и запреты // ЭЖ-Юрист. 2016. N 17-18.