Мудрый Юрист

Организация безопасности авиаперелетов сотрудниками территориальных органов мвд России на транспорте в условиях современности

Руденок Василий Петрович, профессор кафедры подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат политических наук, доцент.

Чаптыков Олег Андреевич, преподаватель кафедры подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, майор полиции.

В статье рассмотрены правовые и организационные функции по обеспечению безопасности граждан сотрудниками полиции на транспорте.

Ключевые слова: безопасность на транспорте, полиция, акт незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Arrangement of Flight Safety by Transport Officers of the Territorial Bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Contemporary Context

V.P. Rudenok, O.A. Chaptykov

Rudenok Vasily P., Professor of the Department of Training of Transport Safety Officers of the All-Russian Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Candidate of Political Sciences, Assistant Professor.

Chaptykov Oleg A., Lecturer of the Department of Training of Transport Safety Officers of the All-Russian Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Police Major.

The article considers legal and organizational functions to ensure the safety of citizens by police officers on the transport.

Key words: transport safety, police, act of unlawful interference in the activities of the transport complex.

Обеспечение безопасности общества и личности является одной из приоритетных функций любого государства. Именно от состояния защищенности указанных элементов зависит во многом благополучное и перспективное его (государства) развитие. С учетом этого безопасность выступает необходимым условием развития общественных отношений, гарантией существования и жизни населения.

Обеспечение безопасности невозможно без наличия соответствующих правовых и организационных мер.

Согласно ст. 1 Федерального закона "О безопасности" этот Закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности.

Пункт 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 N 537, содержит понятие "национальной безопасности". Напомним, что это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Понятие транспортной безопасности дается в ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Данное определение, сформулированное в названном Законе, логично вытекает из терминологии, используемой в вышеприведенных нормативных правовых актах.

Вместе с тем не следует категорично обособлять транспортную безопасность от более широкого понятия общественной безопасности. Об этом свидетельствует содержание УК РФ и КоАП РФ: в них деяния, посягающие на транспортную безопасность, помещены в разделы, содержащие составы деяний, направленных против общественной безопасности и общественного порядка.

Согласно Федеральному закону "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Обеспечение безопасности осуществляется государством на всех видах транспорта: автомобильном, железнодорожном, водном и воздушном.

Обеспечением безопасности на всех видах транспорта в рамках своей компетенции занимаются органы внутренних дел. Большая доля объема мероприятий по повседневному обеспечению безопасности на транспорте ложится на МВД России.

Основными задачами, стоящими перед МВД России в этой сфере (в целом или в части, ее касающейся), являются:

  1. нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
  2. определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
  3. оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  4. категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  5. разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
  6. разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
  7. подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.

Основными структурными подразделениями МВД России по обеспечению безопасности на транспорте являются линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (далее также - линейные отделы, линорганы).

Правовое положение, основные полномочия и вопросы организации деятельности линейных отделов регламентируются Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Федеральным законом "О полиции", иными федеральными законами, актами Президента России и Правительства РФ, нормативными правовыми актами МВД России, законами субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции, правовыми актами соответствующего территориального органа МВД России в порядке подчиненности. Отдельно необходимо выделить Приказ МВД России от 15.06.2011 N 636 "Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте".

Линейный отдел является территориальным органом МВД России на районном уровне и входит в состав соответствующих органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Линейный отдел осуществляет полномочия полиции в области обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействия преступности, охраны общественного порядка, охраны собственности и обеспечения общественной безопасности на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, выполняет иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.

Местонахождение и подчиненность линоргана определяются министром внутренних дел РФ.

Линейный отдел осуществляет свою служебную деятельность на объектах транспорта, перечень которых определяется вышестоящим руководителем органа внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Основными направлениями деятельности линоргана являются:

Линейный отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами внутренних дел, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (их структурными подразделениями). При решении совместных задач линорган обеспечивает взаимодействие с органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Деятельность линоргана является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ.

В линейном отделе в целях обеспечения его полномочий в пределах установленной штатной численности вводятся должности, подлежащие замещению лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также могут вводиться должности, подлежащие замещению федеральными государственными гражданскими служащими и работниками.

Линейный отдел образовывается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Полномочия, предоставленные линоргану, перечислены в упомянутом выше Типовом положении.

В сфере организационной деятельности линейный отдел в соответствии с законодательством РФ осуществляет:

Обеспечивает:

Участвует:

Под обеспечением общественного порядка и общественной безопасности на воздушном транспорте принято понимать систему мер по осуществлению надзора за соблюдением правил, действующих на его объектах, которые обеспечивают:

На воздушном транспорте есть свои специфические особенности. Это относительная ограниченность обслуживаемой территории, значительная концентрация людей и материальных ценностей на ней. Интенсивность миграционных факторов. Потенциальная возможность захвата самолетов преступными элементами и другие.

Организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также борьба с правонарушениями должны предусматривать прежде всего факторы, которые влияют на распределение сил и средств соответствующих звеньев органов внутренних дел на транспорте.

Организационное построение органов внутренних дел на транспорте определяется спецификой отдельных видов транспорта, обслуживаемых конкретными органами внутренних дел.

В целях разграничения объектов оперативного обслуживания и избегания споров между территориальными и транспортными подразделениями органов внутренних дел по вопросам работы в "пограничных" зонах был издан Приказ МВД России от 28.03.2015 N 381 "Об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с иными территориальными органами МВД России и разграничении объектов оперативного обслуживания", в котором четко обозначены эти границы.

Объектами сферы деятельности органов внутренних дел на воздушном транспорте являются: аэродромы в их границах (аэродром - участок земли или поверхности воды с расположением на нем зданий, сооружений и оборудованием, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов); здания пассажирских и грузовых аэровокзальных комплексов (аэровокзалы); действующие и строящиеся аэропорты, при наличии подразделений транспортной полиции; воздушные суда <1>.

<1> См.: Приказ МВД России от 28.03.2015 N 381 "Об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с иными территориальными органами МВД России и разграничении объектов оперативного обслуживания".

Не являются объектами обслуживания органов внутренних дел на воздушном транспорте:

Положением "О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 897 (в ред. от 14.12.2006), и изданными в его развитие Приказами Минтранса России от 17.10.1994 N 76, от 25.07.2007 N 104 и от 23.07.2015 N 227, обеспечение выполнения норм, правил и процедур по авиационной безопасности, в том числе производство досмотра, возложено на службы авиационной безопасности аэропортов и эксплуатантов гражданской авиации.

Как правило, четкое определение сфер и порядка совместных действий служб авиационной безопасности аэропортов и органов внутренних дел на воздушном транспорте, укрепление взаимодействия между ними положительно сказывается на состоянии правопорядка на объектах воздушного транспорта и повышении уровня авиационной безопасности.

Для усиления мер по обеспечению безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей, выявления лиц, вынашивающих намерения совершения терактов, в России выработан единый подход по противодействию терроризму на объектах воздушного транспорта.

На первом рубеже сотрудниками органов внутренних дел проводятся оперативно-поисковые мероприятия на привокзальных площадях по отработке граждан, прибывающих в аэропорты общественным и частным транспортом, на предмет выявления лиц с признаками подозрительного поведения (выборочная проверка документов, проверка автотранспорта, визуальное наблюдение за их действиями и связями). При обнаружении нелегальных объектов проводятся немедленное изъятие и задержание.

На втором рубеже контроль за входящими в аэровокзальный комплекс пассажирами проводится с помощью специализированной техники, контроль за соблюдением паспортного режима и досмотр багажа - во взаимодействии с САБ, ЧОО, ВОХР.

На третьем этапе предполетный досмотр авиапассажиров, членов экипажа, обслуживающего персонала, их ручной клади и багажа проходит во взаимодействии с сотрудниками САБ, с использованием технических средств поиска. В работе также задействованы специально обученные собаки, натасканные на огнестрельное оружие и наркотические средства.

На четвертом рубеже проводится оперативное сопровождение пассажиров из стерильной зоны до трапа самолета с целью недопущения передачи запрещенных предметов вещей на борт воздушного судна, а также исключения посторонних контактов.

На заключительном этапе организована многоярусная система контроля пассажиров, прибывших с проблемных направлений с целью выявления лиц, имеющих намерение совершить террористические акты.

В аэропортах Московского аэроузла обязательно использование трехуровневой системы предполетного досмотра багажа:

а) на первом уровне осуществляется досмотр багажа с использованием высокоскоростного рентгенотелевизионного интроскопа с функцией автоматической (без участия оператора) диагностики взрывчатых веществ;

б) на втором уровне осуществляется досмотр на компьютерном томографе или иной аппаратуре, обеспечивающей достоверное выявление взрывчатых веществ, подозрительного багажа, не пропущенного в стерильную зону на первом уровне;

в) на третьем уровне осуществляется ручной досмотр багажа, не пропущенного в стерильную зону на втором уровне. Досмотр проходит в присутствии пассажира, сотрудника милиции и взрывотехника.

На входах в аэровокзал пункты досмотра пассажиров, ручной клади и багажа оснащаются рентгенотелевизионными интроскопами, стационарными и ручными металлоискателями.

При проведении предполетного досмотра:

а) применяются технические средства с использованием различных физических методов (рентгеновского, газоаналитического, ядерно-квадрупольного резонанса, нейтронного и др.) для обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств на теле и в одежде, в ручной клади и багаже пассажиров;

б) досматриваются верхняя одежда, головные уборы, обувь, ремни пассажиров с использованием рентгенотелевизионного интроскопа;

в) производится личный, ручной (контактный) досмотр пассажиров в местах возможного нахождения взрывного устройства, в качестве альтернативы ручному (контактному) досмотру может использоваться метод просвечивания на рентгенографическом сканере;

г) проводится психологическое тестирование пассажиров.

Обеспечение безопасности авиаперелетов включает в себя две основные сферы: технические средства и "человеческий фактор".

Технические средства играют важную роль в обеспечении авиационной безопасности, поскольку техника не подвержена фактору усталости. Для определения наличия взрывчатых веществ с целью предотвращения попадания их на борт самолета в аэропортах используется различная техника, рентгеновские лучи, газоанализаторы и т.д. В некоторых аэропортах для той же цели - идентификации опасных молекул - используют спектрометр подвижности ионов (Ion Mobility Spectrometer, IMS). Микроскопические частицы взрывчатых веществ оседают на всех поверхностях, с которыми соприкасались, например на руках, одежде и чемоданах. Персонал из служб безопасности берет пробу при помощи плоского фильтра, просто протерев им поверхность подозрительного предмета. Фильтр с пробой помещают в специальный испаритель-термодесорбер. Испарившиеся частицы ионизируются, затем происходит измерение их подвижности. Данные обрабатываются автоматически, а результат выводится на дисплей.

Эта техника способна идентифицировать взрывчатые вещества различного состава, включая жидкие взрывчатые вещества (типа нитроглицерина) и кристаллогидраты (например, на основе нитрата аммония).

Постоянно появляются и новые устройства, в которых используются терагерцевые волны для личного досмотра пассажиров на предмет скрытых взрывчатых веществ. В основе их работы - операции с базами данных по взрывчатым веществам. Получаемые спектры машины сравнивают с имеющимися в базе. В российских аэропортах также широко применяются различные технические средства. После осени 2001 г. система безопасности российских аэропортов была еще более усилена. В аэропорту Домодедово, например, весь багаж, и тот, что пассажиры берут в салон, и загружаемый в багажное отделение, обязательно просвечивается на специальной рентгеновской установке. После того как багаж рассортирован по рейсам, он проходит более тщательную проверку, состоящую из трех этапов. Первый этап - собаки, натасканные на взрывчатку; второй этап - газоанализаторы, высокочувствительные приборы, способные уловить мельчайшие частицы взрывчатого вещества; третий этап - радиационный контроль.

Такие же этапы проверки проходят и коммерческие грузы, в том числе ручная кладь пассажиров. На входе в здание аэропорта не установлены рамки металлоискателей, но за входящими пассажирами постоянно наблюдают сотрудники транспортной полиции и сотрудники службы безопасности аэропорта с ручными металлоискателями.

Однако одними техническими новшествами террористическую угрозу устранить невозможно, поскольку представители террористических группировок постоянно предпринимают попытки опередить службы авиационной безопасности. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что в террористических актах, предотвращенных английскими спецслужбами, предполагалось использовать новые виды взрывчатки - так называемую "жидкую взрывчатку". Существуют также высокотоксичные химические вещества, которые можно пронести на борт самолета с такой же легкостью. Взрыва самолета не произойдет, но они могут нанести ущерб его конструкциям или отравить экипаж, что приведет к катастрофе. Существуют и другие угрозы авиационной безопасности, например объемные взрывы, которые могут возникать в помещениях, в которых скапливается взвесь (пыль) горючих веществ или смесь горючего газа и воздуха. В качестве горючего могут выступать газ, пары бензина, угольная пыль, обычные очень мелкие древесные опилки, например из-под шлифовальной машинки, мучная, сахарная пыль. Таким образом, террористы могут работать на опережение и пытаться использовать новые средства, на обнаружение которых не рассчитана применяемая техника.

Кроме того, действия террористов показали, что они осуществляют постоянный мониторинг систем обеспечения авиационной безопасности с целью выявления в них слабых мест. Взрыв, осуществленный террористом-смертником в московском аэропорту Домодедово в зале международных прилетов 24.01.2011, показал, что если проникнуть на борт авиационного судна при грамотных действиях службы досмотра для террористов стало практически невозможно, то они смогли осуществить свой акт на территории аэропорта в месте массового скопления людей. Эта тактика расширяет сферу обеспечения авиационной безопасности, поскольку охватывает входы на аэровокзалы, железнодорожные вокзалы, автотранспортные стоянки и территории, которые прилегают к аэропорту.

В то же время события 24 января в аэропорту Домодедово выявили целый комплекс проблем в обеспечении транспортной безопасности. Это касается прежде всего взаимодействия правоохранительных органов со всеми службами аэропорта, действий личного состава в случае осуществления террористического акта и ликвидации его последствий.

Следовательно, в системе безопасности авиаперелетов основной упор должен быть сделан не только на обнаружение оружия и взрывчатых веществ, а на превентивный сбор агентурной информации, а также анализ поведенческой модели людей, находящихся на территории аэровокзального комплекса. Полагаться в первую очередь необходимо на работу с пассажиром, а уже затем - на оборудование.

Рассмотрим "человеческий фактор". В него входят следующие проблемы:

Для более успешного решения проблемы пока широко известен только один метод - профайлинг. Термин "профайлинг" не имеет точного перевода с английского языка. Данное слово относится к сленговой терминологии и берет свое начало от английского profile - профиль.

Во время этой процедуры высококвалифицированный специалист с огромным опытом осуществляет вербальную и визуальную психодиагностику авиапассажиров. На первой стадии профайлинга он проводится непосредственно среди пассажиров до предполетного досмотра. Постоянное нахождение психологов в аэропорту среди пассажиров позволяет им выявлять подозрительных лиц исходя из их поведенческих особенностей. Впоследствии с "отобранными" проведут беседу, которая может длиться до часа. Поскольку при масштабных пассажиропотоках тщательная проверка каждого невозможна, селекция представляется вполне обоснованной.

Дальше идет линия досмотра. На этом этапе профайлинга проводится собеседование с пассажиром во время проверки документов. Во время этой процедуры задаются разноплановые вопросы, составленные в форме психологического теста. Опрос производится с целью выявления потенциально опасных или склонных к неадекватному поведению пассажиров на основе фиксации психологических реакций при ответах на определенные вопросы, составленные профессиональными психологами по специфической схеме.

По ответам на вопросы профессионал может судить о том, правду ли говорит человек, нервничает ли он во время проверки документов, то есть определять психологическое состояние пассажира.

Если пассажир представляет потенциальную угрозу (состоит на учете в правоохранительных органах или проявляет нервозность при приближении к пункту контроля), он должен быть подвергнут более тщательному досмотру с использованием большего числа персонала и самого сложного оборудования.

В России, сообщая о теракте, почти всегда упоминают, что террорист "находился в состоянии наркотического опьянения". Израильские СМИ об этом сообщают очень редко, а израильские спецслужбы, кажется, никогда. И действительно, зачем бы террористу, идущему на дело, ужасное, но требующее, как ни крути, известного мужества, выдержки и быстрой реакции, принимать наркотики? Да и какие? Опиаты, которые серьезно замедляют реакцию и нарушают координацию? Или стимуляторы, которые даже у психически уравновешенного человека, находящегося в полной безопасности, могут иногда спровоцировать тревожные состояния и неадекватное чувство опасности? Не говоря уже о том, что большая доза практически любого психоактивного вещества у человека буквально на лице написана. Что, конечно, не слишком удобно, если этому человеку предстоит миновать кордоны служб безопасности.

Слухи же о неких "эликсирах храбрости", созданных якобы в секретных лабораториях спецслужб, пока остаются слухами. Да и сам теракт вовсе не похож на импульсивное действие невменяемого наркомана. Это всегда тщательно продуманная и спланированная операция. Самоубийцу сопровождают помощники, а иногда и дублеры (именно поэтому спецслужбы сразу оцепляют несколько кварталов вокруг места взрыва и ведут там отчаянно быстрые поиски). Действия боевой группы координирует руководитель-диспетчер. Он подключается к "работе" на ранней стадии подготовки бомбиста, является как бы его персональным куратором. Внимательный и неумолимый взгляд куратора самоубийца чувствует на себе все последние дни.

Проблема обнаружения орудий преступлений террористов состоит в том, что сама внешняя обычность орудия преступления делает его хорошо замаскированным, нестандартным. При этом имеется возможность промышленного или кустарного его изготовления. Хитроумная маскировка делает его совсем не похожим на какое-либо стандартное обычное оружие. Конструкция и маскировка такого орудия преступления практически не ограничена. Это необходимо учитывать при подготовке специалистов в области поиска террористического оружия, поскольку у них выработался устойчивый стереотип: если предмет выглядит как пистолет, он и является пистолетом, если - как нож, он, вероятно, и является ножом, если - как бомба, то с большим основанием и является бомбой. Достаточно простой подход. Однако суть проблемы состоит в том, что если оператор нацеливает себя на поиск очевидного оружия, то он и будет обнаруживать только его. Поэтому при подготовке специалистов службы безопасности нужно в первую очередь обращать особое внимание на анализ таких безобидно выглядящих предметов, как ручки, мобильные телефоны, зажигалки, кольца и перстни, спичечные коробки, расчески и щетки, ремни, кредитные карточки т.д. Именно все предметы, которые выглядят не как обычное оружие, должны подвергаться наиболее тщательному досмотру.

С целью повышения эффективности данного направления следует создавать и использовать сборники выявленного при предполетном или послеполетном досмотре замаскированного под бытовые предметы оружия.

Несмотря на большие достижения в области создания все более совершенных технических средств досмотра на воздушном транспорте, право принятия окончательного решения о пропуске багажа на борт самолета остается за человеком.

Литература

  1. Административно-правовые аспекты деятельности подразделений органов внутренних дел по досмотру авиапассажиров: Учебное пособие / В.В. Мотин, А.В. Целуйко. Домодедово: Изд-во ВИПК МВД России, 2012. 41 с.
  2. Гордиенко В.В. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. М., 2014. 463 с.
  3. Организационно-правовые основы пассажирских авиаперевозок: Учебное пособие / В.В. Мотин, А.В. Целуйко и др. Домодедово: Изд-во ВИПК МВД России, 2013. 99 с.
  4. Пирогова Л.К. Профайлинг. Превентивный метод обеспечения авиационной безопасности: Учебное наглядное пособие (альбом схем). 3-е изд., перераб. и доп. Домодедово: Изд-во ВИПК МВД России, 2016. 73 с.