Мудрый Юрист

Принцип процессуальной экономии в конституционном судебном процессе России: необходимо ли нормативное закрепление?

Усольцев Михаил Михайлович, аспирант кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета (г. Екатеринбург).

Рассмотрена проблема нормативного закрепления принципа процессуальной экономии в законодательстве о конституционном судопроизводстве. Представлены различные научные подходы к трактовке данного принципа, а также его авторское понимание. Проанализированы положения о соотношении принципа процессуальной экономии и разумного срока судопроизводства. Приведены примеры реализации принципа процессуальной экономии в различных нормах законодательства.

Ключевые слова: конституционный судебный процесс, конституционное судопроизводство, принципы права, принципы конституционного судебного процесса, принцип процессуальной экономии.

The principle of procedural economy in constitutional proceedings of Russia: should it be legislated?

M.M. Usol'tsev

Usol'tsev M.M., Yekaterinburg, Ural State Law University.

The article deals with the principle of procedural economy and its establishment in the legislation on constitutional proceedings. It presents different scientific approaches to understanding of this principle and author's own interpretation of it. The relationship between the principle of procedural economy and the reasonable time of court proceedings is analyzed. There are some examples of various legislative rules reflecting the principle of procedural economy.

Key words: constitutional litigation, constitutional proceedings, principles of law, principles of constitutional litigation, principle of procedural economy.

Любое судопроизводство на территории России осуществляется в рамках достаточно строгого законодательно закрепленного порядка. Последний основывается на определенных исходных положениях, которые пронизывают его от начала и до конца, иначе говоря - принципах.

С позиции теории права В.П. Беляев, Г.С. Беляева <1> к общим принципам юридического процесса относят такие, которые раскрывают сущность, характер и природу юридического процесса <2>. Среди них выделяется принцип процессуальной экономии <3>. Нет никаких сомнений в том, что данный принцип применим к любому из существующих видов судопроизводств, в том числе конституционному. Специалисты в области конституционного процесса <4>, а также других процессуальных отраслей уверены, что у данной категории есть все черты, присущие принципу права. Помимо прочего, принцип процессуальной экономии признается Конституционным Судом Российской Федерации <5>.

<1> Беляев В.П., Беляева Г.С. Принципы и гарантии процессуально-правового режима юридической деятельности // Lex russica. 2014. N 10. С. 1169 - 1176.
<2> Ляхова А.И. Принципы процессуального права: Дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2011. С. 137.
<3> Там же. С. 137 - 138.
<4> Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособ. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 369; Конституционный судебный процесс: Учеб. / Отв. ред. М.С. Саликов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2014. С. 52 (авторы главы - С.Э. Несмеянова, З.К. Александрова, М.Л. Белых).
<5> Постановление Конституционного Суда РФ от 19 июля 2011 г. N 17-П по делу о проверке конституционности положения пункта 5 части первой статьи 244.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ю. Какуева // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. II). Ст. 4699; и др.

Несмотря на признание доктриной и практикой данного принципа <1>, он не нашел отражения ни в Федеральном конституционном закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ред. от 28 декабря 2016 г.) <2> (далее - Законе о Конституционном Суде РФ), ни в Регламенте Конституционного Суда Российской Федерации <3> (далее - Регламент). В связи с этим одни ученые говорят, что указанный принцип вытекает из самой природы судопроизводства, другие же отмечают, что он является межотраслевым и не требует законодательного закрепления. Кроме того, существует мнение, что данный принцип не отражен в Конституции Российской Федерации и Законе о Конституционном Суде РФ, так как считается неприемлемой экономия времени при совершении тех или иных процессуальных действий, затрагивающих интересы не конкретных субъектов, а многих людей и интересы государства, притом что отсутствует возможность отказаться от их совершения <4>.

<1> Витрук Н.В. Конституционное правосудие... С. 381; Конституционный судебный процесс: Учеб. С. 52.
<2> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.
<3> Принят Конституционным Судом Российской Федерации в пленарном заседании 24 января 2011 г. (Вестн. Конституционного Суда РФ. 2016. N 14).
<4> Несмеянова С.Э. Правовые проблемы становления специализированного конституционного контроля в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1994. С. 193.

Невзирая на это, представляется необходимым установить принцип процессуальной экономии в Законе о Конституционном Суде РФ, поскольку он выступает весьма действенной гарантией защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся в Конституционный Суд РФ, а также гарантией соблюдения баланса интересов государства, общества и личности при рассмотрении того или иного дела.

В подтверждение такой позиции рассмотрим принцип процессуальной экономии с точки зрения конституционного судопроизводства. Так, С.Э. Несмеянова указывает, что данный принцип позволяет существенно сократить время рассмотрения дела за счет отказа от отдельных процессуальных действий, которые, по мнению законодателя, а также участвующих в деле субъектов, не оказывают существенного влияния на результат судебного разбирательства. При этом упоминается ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждый имеет право на справедливое и публичное судебное разбирательство в разумный срок <1>. Под "разумным сроком" понимается субъективная категория, которая меняется в зависимости от вида судопроизводства, сложности дела, отношения властей к рассмотрению дела и др. <2>.

<1> СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
<2> Конституционный судебный процесс: Учеб. С. 52.

Н.В. Витрук приводит примеры реализации принципа процессуальной экономии: соединение дел в одном производстве по обращениям, касающимся одного и того же предмета согласно ст. 48 Закона о Конституционном Суде РФ, а также усеченное (письменное) производство в конституционном судопроизводстве <1>. По мнению ученого, соединение дел ориентирует разбирательство на разумный срок, на недопущение волокиты <2>.

<1> Витрук Н.В. Конституционное правосудие... С. 381.
<2> Там же.

Вместе с тем необходимо отметить, что в науке конституционного процесса разумный срок судопроизводства и принципа процессуальной экономии - разные категории, которые преследуют особые цели. Разумный срок судопроизводства может быть рассмотрен как составная часть принципа процессуальной экономии. Хотя более рациональна точка зрения, согласно которой указанные понятия самостоятельны и существуют отдельно друг от друга, однако взаимодействуют на паритетных началах для достижения единой цели - справедливого и своевременного разрешения дела.

Принцип процессуальной экономии как самостоятельную категорию необходимо рассматривать с позиции быстроты судопроизводства, т.е. оптимального, рационального и экономичного использования судебных ресурсов при разрешении дела, а также с позиции правильности разрешения дела, предполагающей применение всех доступных средств для принятия взвешенного решения, основанного на всестороннем исследовании необходимых доказательств. Ни одна из этих составляющих не может превалировать над другой - они должны находиться в состоянии баланса и благоприятно влиять друг на друга. Эту идею развивает позиция Конституционного Суда РФ о необходимости достижения баланса частных и публичных интересов при использовании принципа процессуальной экономии <1>.

<1> Подробнее см.: Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кафтаревой Оксаны Викторовны, Романченко Нелли Николаевны и Юрковой Екатерины Николаевны на нарушение их конституционных прав абзацем первым пункта 4 статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)": Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2012 г. N 1389-О // ИПС "Гарант"; Постановление Конституционного Суда РФ от 19 июля 2011 г. N 17-П.

Реализация принципа процессуальной экономии выражается в определении законодателем, Конституционным Судом РФ и его Секретариатом конкретных процессуальных сроков. При этом только нормативное установление правильных процессуальных сроков способствует соблюдению интересов государства и справедливой защите прав и свобод человека и гражданина при разрешении судебных дел. Подобного мнения придерживается и Конституционный Суд РФ в Определении от 17 июля 2012 г. N 1389-О.

Несмотря на свою самостоятельность и самобытность, принцип процессуальной экономии должен рассматриваться во взаимосвязи с другими принципами конституционного судопроизводства. Это еще раз подводит к мысли о потребности в его законодательном закреплении. Еще в 2011 г. Н.В. Витрук <1>, говоря о необходимости изменения Закона о Конституционном Суде РФ, отметил, что в действующем Законе наряду с принципами конституционности и законности, публичности, диспозитивности, открытости (транспарентности) не установлен принцип процессуальной экономии.

<1> Витрук Н.В. Необходимо принятие нового Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Журн. конституц. правосудия. 2011. N 6. С. 5 - 6.

На текущий момент принцип процессуальной экономии находит косвенное отражение только в конкретных нормах Закона о Конституционном Суде РФ и Регламента Конституционного Суда РФ. Рассмотрим некоторые из них.

Так, § 22.1 Регламента устанавливает возможность подачи обращения в Суд в электронном виде. Данное положение появилось недавно и направлено на достижение более удобного и быстрого приема и обработки обращений, поступающих в Секретариат Конституционного Суда, что позволяет сократить период рассмотрения дела уже на начальных стадиях конституционного судопроизводства. Кроме того, электронный документооборот в целом помогает экономить время и другие ресурсы.

Статья 40 Закона о Конституционном Суде РФ предусматривает дополнительный фильтр для обращений в Суд в виде Секретариата, который на первоначальных этапах просматривает обращение и проверяет его на соответствие формальным требованиям, закрепленным в данной норме. Если обращение не соответствует им, то Секретариат уведомляет заявителя об имеющихся недостатках, в случае устранения которых обращение вновь может быть подано. Данная норма способствует уменьшению числа обращений по заведомо неподведомственным Суду делам.

Наиболее полно принцип процессуальной экономии воплощается в таком элементе конституционного производства, как разрешение дела без проведения слушания, предусмотренное ст. 47.1 Закона о Конституционном Суде РФ. Проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав стороны, если вопрос может быть разрешен на основании содержащихся в ранее принятых постановлениях Конституционного Суда РФ правовых позициях.

Норма ст. 48 Закона о Конституционном Суде РФ определяет, что Конституционный Суд РФ может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета. Это также сокращает время их рассмотрения.

Пункт 1 § 38 Регламента предусматривает, что в случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд РФ может изменить очередность рассмотрения дел. Это позволяет ускорить рассмотрение дел, имеющих особую государственную важность. Однако для дел, чья очередность рассмотрения была нарушена, срок рассмотрения увеличивается, а потому причины для ускорения рассмотрения какого-либо из дел должны быть самыми серьезными. Законодательно эти причины не определены. С.Э. Несмеянова в качестве них называет серьезное нарушение прав и свобод гражданина, нарушение целостности, суверенитета страны и т.д. <1>.

<1> Конституционный судебный процесс: Учеб. С. 52.

Нормы, касающиеся подготовки дела к слушанию судьей-докладчиком (ст. 49 Закона о Конституционном Суде РФ, § 29, 31, 32 Регламента), направлены на оптимальное распределение нагрузки между судьями, что также позволяет в определенной мере сократить время рассмотрения дела.

На стадии судебного разбирательства активную роль в реализации принципа процессуальной экономии играет председательствующий судья, который устраняет из разбирательства все, что не имеет значения для рассмотрения дела, прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не относящихся к разбирательству, лишает их слова при самовольном нарушении последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов (ст. 58 Закона о Конституционном Суде РФ). Это нацелено на максимальное ускорение разбирательства.

Статья 65 Закона о Конституционном Суде РФ устанавливает, что документы в заседании Суда могут оглашаться только в случае проявления судьями инициативы, а также по ходатайству стороны. В ином случае их оглашение не требуется, так как все материалы рассылаются участникам судебного процесса при подготовке дела к слушанию и у них есть возможность ознакомиться с ними заранее. Документы, подлинность которых вызывает сомнение, также не оглашаются. Все это, безусловно, направлено на ускорение рассмотрения дела.

Другой аспект процессуальной экономии, а именно правильность разрешения дела, отражен в ст. 61 Закона о Конституционном Суде РФ. Согласно этой норме если Конституционный Суд РФ найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также в случае непредставления необходимых материалов, то дело подлежит отложению. На обеспечение правильности разрешения дела направлены и нормы ст. 67 Закона о Конституционном Суде РФ.

Таким образом, несмотря на то что принцип процессуальной экономии не нашел прямого закрепления в законодательстве, в частности в положениях ст. 5 и гл. 4 Закона о Конституционном Суде РФ, касающихся принципов конституционного судопроизводства, он реализуется в конкретных нормах, регулирующих конституционное судопроизводство. В связи с этим возникает своего рода противоречие: с одной стороны, этот принцип отсутствует, так как нигде прямо не упоминается, с другой - находит отражение в некоторых нормах. Следовательно, во избежание разногласий и коллизий необходимо закрепить принцип процессуальной экономии в нормах о принципах конституционного судопроизводства.

Под самим же принципом процессуальной экономии стоит понимать основное начало конституционного судебного процесса, направленное на оптимизацию использования всех процессуальных средств с целью максимально быстрого вынесения всеобъемлющего и правильного решения по делу и защищающее при принятии такого решения интересы государства и общества, а также права и свободы человека и гражданина.

Список литературы

Беляев В.П., Беляева Г.С. Принципы и гарантии процессуально-правового режима юридической деятельности // Lex russica. 2014. N 10.

Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособ. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2011.

Витрук Н.В. Необходимо принятие нового Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Журн. конституц. правосудия. 2011. N 6.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

Конституционный судебный процесс: Учеб. / Отв. ред. М.С. Саликов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2014.

Ляхова А.И. Принципы процессуального права: Дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2011.

Несмеянова С.Э. Правовые проблемы становления специализированного конституционного контроля в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1994.

О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ (ред. от 28 декабря 2016 г.) // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кафтаревой Оксаны Викторовны, Романченко Нелли Николаевны и Юрковой Екатерины Николаевны на нарушение их конституционных прав абзацем первым пункта 4 статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)": Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2012 г. N 1389-О // ИПС "Гарант".

Постановление Конституционного Суда РФ от 19 июля 2011 г. N 17-П по делу о проверке конституционности положения пункта 5 части первой статьи 244.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ю. Какуева // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. II). Ст. 4699.

Регламент Конституционного Суда Российской Федерации (принят 24 января 2011 г.) // Вестн. Конституционного Суда РФ. 2016. N 14.

References

Belyaev V.P., Belyaeva G.S. Principy i garantii processual'no-pravovogo rezhima yuridicheskoj deyatel'nosti // Lex russica. 2014. N 10.

Konstitucionnyj sudebnyj process: Ucheb. / Otv. red. M.S. Salikov. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2014.

Konvenciya o zashhite prav cheloveka i osnovnyx svobod ETS N 005 (Rim, 4 noyabrya 1950 g.) // SZ RF. 2001. N 2. St. 163.

Lyaxova A.I. Principy processual'nogo prava: Dis. ... kand. yurid. nauk. Belgorod, 2011.

Nesmeyanova S.Eh. Pravovye problemy stanovleniya specializirovannogo konstitucionnogo kontrolya v Rossijskoj Federacii: Dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 1994.

O Konstitucionnom Sude Rossijskoj Federacii: Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 21 iyulya 1994 g. N 1-FKZ (red. ot 28 dekabrya 2016 g.) // SZ RF. 1994. N 13. St. 1447.

Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdan Kaftarevoj Oksany Viktorovny, Romanchenko Nelli Nikolaevny i Yurkovoj Ekateriny Nikolaevny na narushenie ix konstitucionnyx prav abzacem pervym punkta 4 stat'i 201.1 Federal'nogo zakona "O nesostoyatel'nosti (bankrotstve)": Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 17 iyulya 2012 g. N 1389-O // IPS "Garant".

Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 19 iyulya 2011 g. N 17-P po delu o proverke konstitucionnosti polozheniya punkta 5 chasti pervoj stat'i 244.6 Grazhdanskogo processual' nogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svyazi s zhaloboj grazhdanina S.Yu. Kakueva // SZ RF. 2011. N 30 (Ch. II). St. 4699.

Reglament Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii (prinyat 24 yanvarya 2011 g.) // Vestn. Konstitucionnogo Suda RF. 2016. N 14.

Vitruk N.V. Konstitucionnoe pravosudie. Sudebno-konstitucionnoe pravo i process: Ucheb. posob. 3-e izd., pererab. i dop. M., 2011.

Vitruk N.V. Neobxodimo prinyatie novogo Federal'nogo konstitucionnogo zakona "O Konstitucionnom Sude Rossijskoj Federacii" // Zhurn. konstituc. pravosudiya. 2011. N 6.