Мудрый Юрист

Техническое регулирование в России: современное состояние и перспективы развития

Белых Владимир Сергеевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой предпринимательского права, директор Института права и предпринимательства Уральского государственного юридического университета (г. Екатеринбург).

Панова Альбина Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского и предпринимательского права Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП) (г. Казань).

Анализируются основные направления реформирования технического регулирования в России. Авторы отмечают, что система технического регулирования в РФ должна исключать излишнюю зарегулированность вопросов обеспечения безопасности и качества товаров, не допуская, однако, неоправданного расширения механизмов саморегулирования в данной сфере. В связи с этим сделан ряд выводов о методике формулирования требований технических регламентов, исполнении технических регламентов при помощи стандартов и других документов по стандартизации, использовании ссылок на национальные стандарты в нормативных правовых актах и т.д. Показана необходимость активизации экспертной деятельности по вопросам технического регулирования экономики.

Ключевые слова: техническое регулирование, стандартизация, экономика и предпринимательская деятельность, реформа технического регулирования.

Technical Regulation in Russia: the Current State and Development Prospects

V.S. Belykh, A.S. Panova

Belykh V.S., Yekaterinburg, Ural State Law University.

Panova A.S., Kazan, Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov.

The article is devoted to the main directions of enhancing technical regulation in Russia. The authors mention that the issues of safety and quality of goods shouldn't be heavily regulated in the system of technical regulation; however, the broadening of self-regulation in this sphere is also inadmissible. Therefore, the authors make a number of conclusions concerning the methodology of formulating the requirements of technical regulations; the implementation of technical regulations by using the standards and other documents on standardization; the use of references to national standards in normative legal acts, etc. The article shows that it is quite important to step up the expertise activity on matters relating to technical regulation of economics.

Key words: technical regulation, standardization, economics and entrepreneurial activity, reform of technical regulation.

Техническое регулирование прежде всего следует связывать с государственным регулированием экономики. В качестве формы такого регулирования оно представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений, в том числе в сфере предпринимательства, путем государственной поддержки и защиты публичных и частных интересов участников этих отношений, а также государственного контроля за соблюдением требований законодательства субъектами такой деятельности <1>. При помощи системы технических (технико-юридических) норм, санкционируемых государством и размещаемых в особых источниках (формах) права - технических регламентах, осуществляется прямое государственное воздействие на материальное производство. Оно направлено на предотвращение (минимизацию) негативных последствий деятельности хозяйствующих субъектов, занятых в сферах производства и обращения товаров, которые могут выразиться в виде причинения вреда потребителям, государству, окружающей природной среде.

<1> Белых В.С. Модернизация российской экономики и предпринимательское законодательство: вопросы теории и практики: Моногр. / Под общ. ред. А.И. Татаркина. Екатеринбург, 2011. С. 46.

Техническое регулирование осуществляется в сферах подготовки, принятия и контроля за соблюдением требований технических регламентов <1>. Наряду с защитой техническое регулирование рассчитано на поддержание и развитие национальной материально-технической базы, обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения, устранение технических барьеров в торговле между странами.

<1> Техническое регулирование экономики и предпринимательской деятельности / Под общ. ред. В.С. Белых. М., 2016. С. 7 (автор главы - В.С. Белых).

Стандартизация как деятельность по разработке особого рода документов также связана с регулированием экономики. Она направлена на содействие обеспечению и повышению уровня безопасности товаров посредством реализации хозяйствующими субъектами норм документов по стандартизации, исполнение которых на добровольной основе нацелено на соблюдение предписаний технических регламентов. Стандартизация необходима также для развития национальной экономики и ее интеграции в мировую хозяйственную систему. Указанные цели достигаются посредством закрепления в стандартах и других документах по стандартизации норм, предусматривающих прогрессивные в техническом плане способы, приемы и технологии изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг). Помимо перечисленных направлений, стандартизация рассчитана на реализацию традиционных для нее целей и задач: оптимизацию и унификацию номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, содействие обороне страны и обеспечению ее безопасности, техническое перевооружение отечественных отраслей промышленности.

Необходимость решения в рамках технического регулирования и стандартизации разнообразных задач осложняет реформирование технического регулирования. Имеет значение и то обстоятельство, что российская экономика характеризуется, с одной стороны, пережитками старой административно-командной системы, с другой - развитием рыночной экономики <1>.

<1> Белых В.С. Модернизация российской экономики и предпринимательское законодательство: вопросы теории и практики. С. 43.

В специальной литературе одной из функций государства в области экономической деятельности называется создание правовой базы для эффективного функционирования рынка, формирования стабильных "правил игры". Задача разработки нормативно-правовой базы в области технического регулирования, адекватной рыночным отношениям и учитывающей трудности российской экономики, с самого начала проведения реформы технического нормирования и оценки <1> стоит в ряду главных. В настоящее время предпринимаются шаги на пути к тому, чтобы "государственное управление экономической деятельностью обеспечивало согласование интересов субъектов экономической деятельности с интересами общества, государства и людей" <2>. Такое согласование в области технического регулирования предполагает отход от излишней зарегулированности вопросов обеспечения безопасности и качества товаров, исключает оно и неоправданное расширение механизмов саморегулирования в указанной сфере.

<1> Годом начала реформы следует считать 1997 г., когда Государственным комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандартом России) была принята Концепция совершенствования сертификации и перехода к механизму подтверждения соответствия.
<2> Эффективность законодательства: вопросы теории и практика: Моногр. / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.П. Емельянцев. М., 2016. С. 120 (автор параграфа - В.Ю. Лукьянова).

В ходе разработки технических регламентов возникают многочисленные вопросы системного характера, касающиеся, в частности, содержания технических требований. Один из таких вопросов - обоснованный расчет риска причинения вреда продукцией, подлежащей обязательной сертификации. Существуют различные методы расчета риска. Условно их можно разделить на "количественные, позволяющие рассчитать риск в терминах вероятности причинения вреда определенного вида (например, риск фатального исхода или риск пищевого отравления), и качественные, направленные на получение относительных характеристик риска: низкая степень риска, средняя, повышенная и высокая". Из-за того что количественные методы требуют значительного объема исходной информации, часть из которой может быть недостоверна, предпочтение должно отдаваться качественным методам (таким как анализ видов, последствий и критичности отказов, классификационный метод, экспертный метод и т.д.) <1>. При расчете риска необходимо принимать во внимание сведения о возможных существенных рисках от использования продукции. Данные сведения следует формировать с учетом таких факторов риска, как степень распространения продукции на рынке, сложность ее эксплуатации, возможность ее использования не по назначению, осведомленность потребителей, количество несчастных случаев, связанных с использованием продукции, и др.

<1> Подробнее см.: Аронов И.З., Бобровников Г.Н. Общая методология оценки риска причинения вреда и основные модели анализа риска // Сертификация. 2008. N 2. С. 5 - 10.

Определенные трудности вызваны принятием стандартов и других документов по стандартизации во исполнение технических регламентов. Так, в целях выполнения Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ (с изм. от 2 июля 2013 г.) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" <1> утверждено два перечня документов в области стандартизации. Первый - список национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых соблюдение требований регламента обеспечивается на обязательной основе <2>. Второй - список документов в области стандартизации, в результате применения которых соблюдение требований регламента обеспечивается на добровольной основе <3>. Неясны критерии составления указанных перечней: если критерием является безопасность, то получается, что существует два вида безопасности - обязательная и добровольная. Кроме того, практически нет строительных процедур, которые не касались бы безопасности объектов. В связи с этим укажем, что за рамками обоих перечней остались документы о правилах производства работ, влияющих на безопасность зданий и сооружений, хотя по логике все эти документы должны быть приведены в обязательном перечне <4>.

<1> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 5; 2013. N 27. Ст. 3477.
<2> Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений": Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521 (с изм. от 7 декабря 2016 г.) // СЗ РФ. 2015. N 2. Ст. 465; 2016. N 50. Ст. 7122.
<3> Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений": Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. N 365 (с изм. от 25 декабря 2015 г.) // Вестн. технич. регулирования. 2015. N 4.
<4> Травуш В., Волков Ю. Безопасность зданий и сооружений: грядут перемены // Стандарты и качество. 2016. N 1. С. 63.

С упомянутым Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений связаны и другие неточности. К примеру, вызывает недоумение понятие "минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям" (п. 6 ст. 3). Неясно, что такое "минимальность" для данного Регламента. Тем более что документ не оперирует при формулировании конкретных требований численными техническими характеристиками, которые позволили бы установить их минимум или максимум. Стоит добавить, что аварии на строительных объектах происходят нередко именно из-за выполнения минимальных необходимых требований <1>.

<1> Травуш В., Волков Ю. Указ. соч. С. 63.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ (с изм. от 3 июля 2016 г.) "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации) <1> в ст. 27 впервые в отечественной практике установил возможность закрепления в нормативных правовых актах ссылок на официально опубликованные национальные стандарты и информационно-технические справочники (далее - ИТС). Такие ссылки допускаются в целях обеспечения выполнения технических и функциональных требований нормативного правового акта и в случае, если Правительство Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", иные заинтересованные государственные корпорации уполномочены на установление соответствующих требований. При этом Закон не раскрывает понятие "технические и функциональные требования нормативного правового акта", что, бесспорно, является его недостатком.

<1> СЗ РФ. 2015. N 27. Ст. 3953.

Согласно п. 3 ст. 27 Закона о стандартизации ссылки на национальные стандарты в нормативных правовых актах применяются путем приведения в них наименования и обозначения национальных стандартов с указанием даты утверждения и даты регистрации, а также пунктов, разделов национальных стандартов. Ссылки на ИТС в нормативных правовых актах применяются посредством приведения в них наименования и обозначения ИТС с указанием даты его утверждения.

В международной практике считается, что активное использование метода ссылок на стандарты способствует устранению барьеров в торговле, предотвращает их создание, ускоряет законодательную деятельность, упрощает внесение изменений в технические предписания, снижает связанные с этим затраты <1>.

<1> Рекомендации Европейской экономической комиссии ООН относительно политики в области стандартизации ECE/STAND/17/REV.3 (Женева, 1996 г.). Прил. D. URL: http://www.lawmix.ru/abro/7174 (дата обращения: 20.03.2017).

Вместе с тем при реализации положений Закона о стандартизации, касающихся применения ссылок, могут возникнуть сложности. Например, определенный показатель качества продукции может подпадать под сферу действия сразу нескольких национальных стандартов, которые в отношении этого показателя устанавливают диаметрально противоположные требования. Нередко гармонизированные стандарты, ставшие национальными, лоббированы крупными зарубежными компаниями, которые, преследуя свои коммерческие цели, подавляют интересы отечественных производителей <1>.

<1> Нейман В. Особенности Федерального закона "О стандартизации в РФ" // Стандарты и качество. 2016. N 3. С. 27.

В связи со сказанным необходима разработка подробной методики использования в нормативных правовых актах ссылок на стандарты и ИТС. Оправданным представляется широкое применение ссылок на стандарты в технических регламентах, поскольку это наиболее удобный способ изложения таких документов. В частности, вместо формулирования в технических регламентах определений объектов технического регулирования можно использовать ссылки на соответствующие национальные и межгосударственные стандарты на термины и определения. Это позволит не только сократить объем технического регламента, но и более оперативно учитывать современные достижения науки и техники, которые проще и быстрее реализовать путем пересмотра или изменения ссылочных стандартов <1>.

<1> Соколов С. Анализ содержания Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" // Стандарты и качество. 2016. N 10. С. 30.

В соответствии со ст. ст. 4, 24, 25 Закона о стандартизации подавляющая часть национальных стандартов должна разрабатываться на основе принципа консенсуса <1>, который подразумевает, что все мнения, высказанные в ходе разработки проекта стандарта, учтены в итоговом документе. Субъектами, призванными непосредственно реализовывать указанный принцип, являются технические комитеты по стандартизации (далее - ТК), представляющие собой регулируемую национальным органом по стандартизации (Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, или Росстандартом) <2> форму сотрудничества заинтересованных организаций, органов власти и физических лиц при проведении работ по национальной, межгосударственной и международной стандартизации в определенной сфере деятельности. В ряде случаев по инициативе Госстандарта могут создаваться на временной основе проектные ТК (ст. 12 Закона о стандартизации).

<1> Принятие решения или текста договора на международных конференциях, совещаниях и в международных организациях на основе общего согласия участников без формального голосования, если против этого не выступает ни один из участников данного форума. Метод консенсуса принят в ряде органов ООН и проводимых в рамках ООН международных конференций (Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2007).
<2> О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии: утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 (с изм. от 14 февраля 2017 г.) // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2575; 2017. N 8. Ст. 1250.

ТК участвуют в подготовке предложений по реформированию государственной политики РФ в сфере стандартизации. Они не разрабатывают основополагающие национальные стандарты, поскольку последние в силу ст. 16 Закона о стандартизации подлежат разработке и утверждению Росстандартом. Примерный состав ТК перечислен в ст. 11 Закона о стандартизации. Специалисты обращают внимание на неточности и нестыковки в регулировании правового статуса ТК, к примеру, указывают, что "российское законодательство не определяет... юридическую значимость принимаемых ТК решений" <1>. Сфера деятельности ТК обычно ограничивается подготовкой экспертных заключений и мотивированных предложений по проектам национальных стандартов.

<1> Андриченко Л.В., Лукьянова В.Ю. Правовой статус технических комитетов по стандартизации в Российской Федерации // Журн. рос. права. 2014. N 5.

В международной практике стандарты, принятые на условиях консенсуса, называются консенсусными. Они вписываются в следующую бизнес-модель: бизнес-сообщество на основе консенсуса вырабатывает положения (требования), отвечающие наилучшей практике, и закрепляет их в добровольных стандартах, которые способствуют формированию новых рынков и получению на них прибыли <1>. Безусловно, консенсус по сравнению с голосованием по принципу большинства - более длительная и трудоемкая процедура, поскольку направлена на выработку общего для всех членов ТК решения по проекту стандарта, предусматривает право члена ТК не позднее чем в течение семи дней со дня завершения экспертизы проекта направить мотивированную жалобу о недостижении консенсуса в Росстандарт (п. 15 ст. 24 Закона о стандартизации) <2>. Закон о стандартизации (п. 17 ст. 24) предоставляет Росстандарту право в срок не позднее чем в течение 30 дней со дня получения мотивированной жалобы члена ТК принять решение об утверждении национального стандарта и дате введения его в действие, или об утверждении предварительного национального стандарта, сроке его действия, или об отклонении проекта национального стандарта.

<1> Tatsumoto H., Ogawa K., Shintaku J. Strategic Standardization: Platform Business and the Effect on International Division of Labor // Annals of Business Administrative Science. 2011. N 10. URL: http://www.gbrc.jp/joumal/abas/pdf/ABAS10-2.pdf; Аронов И., Зажигалкин А. О консенсусе в свете ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" // Стандарты и качество. 2016. N 2. С. 25.
<2> Указанное право может использоваться во вред общему решению членов ТК. Поэтому, чтобы ослабить давление меньшинства по проекту стандарта, может применяться подход, называемый "консенсус минус один", "консенсус минус два" и т.д., в рамках которого допускается не учитывать мнение одного, двух и более участников принятия решения. Но в этом случае, конечно, теряется весь смысл консенсусного решения (Аронов И., Зажигалкин А. Указ. соч. С. 26).

Закон о стандартизации, на наш взгляд, не конкретизирует механизм достижения консенсуса. ГОСТ Р 1.1-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности" (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 19 июня 2013 г. N 165-ст) <1> также не вносит ясности в этот вопрос. Указанный стандарт (п. 7.5.3) лишь рекомендует членам ТК принимать решения на основе консенсуса. Если консенсуса достичь не удалось, решение принимается квалифицированным большинством голосов полноправных членов ТК (не менее двух третей от принявших участие в голосовании, за исключением лиц, воздержавшихся при голосовании). Для сравнения, согласно данным Британского института стандартов, необходимость достижения консенсуса при разработке британских стандартов означает, что их содержание определяется на основе согласия как можно большего числа членов комиссии, а не большинством голосов <2>.

<1> В настоящее время действие стандарта приостановлено.
<2> URL: http://www.bsigroup.com/en-GB/standards/Information-about-standards/different-types-of-standards (дата обращения: 09.02.2016).

Неубедительно решен в Законе о стандартизации вопрос о статусе технических условий (далее - ТУ). Судя по названию ст. 21 Закона - "Стандарты организаций и технические условия", - речь в ней должна идти о двух разных видах документов. Однако согласно ст. 2 Закона ТУ - это вид стандарта организации (далее - СТО), утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги. Очевидно, что по Закону ТУ представляют собой нормативный акт, предназначенный для использования предприятием-разработчиком. В то же самое время в силу ст. 21 Закона ТУ разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах). Следовательно, "если по условиям договора продукция поставляется по ТУ, необходимо подтверждать ее соответствие ТУ" <1>.

<1> Берновский Ю., Ломакин М. Технические условия - документ межотраслевого применения // Стандарты и качество. 2017. N 2. С. 22.

Единого мнения о природе ТУ среди правоведов <1> и специалистов в области стандартизации <2> не сложилось. Понятием "технические условия" могут обозначаться различные по характеру акты. Например, в связи с тем, что ТУ часто используются в целях регламентации отношений в конкретных отраслях материального производства (промышленность, транспорт, связь, строительство), в России под ними понимают нормативные правовые акты и нормативно-технические документы <3>. Традиционно ТУ выступают в качестве правового средства обеспечения качества продукции (товаров) на стадиях ее жизненного цикла (производства, перевозки, хранения, эксплуатации). Здесь речь идет о такой разновидности ТУ, как ТУ на продукцию (товар), разрабатываемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по согласованию со своими контрагентами. Ежегодно в информационном указателе "Технические условия", издаваемом ФГУП "Стандартинформ", публикуется информация примерно о 8 тыс. ТУ на новую продукцию, разработанных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. При этом по ТУ выпускается примерно 80 - 85% пищевых продуктов и 70 - 75% продукции машиностроения. Общее же число действующих ТУ на продукцию превышает 600 тыс. документов <4>.

<1> Подробнее см.: Белых В.С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг: Сб. науч. тр. / Отв. ред., сост. О.А. Герасимов. Екатеринбург, 2007. С. 100 - 101; Ершова И.В. Стандартизация как элемент правового механизма технического регулирования в условиях экономической интеграции // Предпринимательское право. 2013. N 1. С. 41 - 42; Запорожец А.М. Правовые проблемы обеспечения качества продукции. Харьков, 1989. С. 47; Матанцев И.В. Технические условия в системе гражданско-правового регулирования отношений поставки: Дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1981. С. 6 - 7; Брославский Л.И. Имущественная ответственность предприятий за нарушение стандартов. М., 1978. С. 9.
<2> Берновский Ю. ТУ и СТО: домыслы и реальность // Стандарты и качество. 2014. N 1. С. 36 - 40; Боларев Б.П., Рыбакова Г.Р. ГОСТ, СТО или ТУ? Думайте сами // Там же. 2013. N 7. С. 72 - 74; Захаров О. Технические условия на цифровые устройства: конструкторский документ или стандарт организации? // Там же. N 3. С. 40 - 42.
<3> Подробнее см.: Лукьянова В.Ю. К вопросу о правовой природе технических условий // Законодательство и экономика. 2014. N 4.
<4> Берновский Ю.Н. Технические условия в условиях технического регулирования // Стандарты и качество. 2003. N 10.

По нашему мнению, считать ТУ видом СТО некорректно. ТУ на продукцию (товар) представляют собой технический документ в составе комплекта конструкторской или другой технической документации на конкретную продукцию (товар), который выступает в качестве неотъемлемой части договора, заключаемого покупателем с поставщиком. Аналогичный смысл в понятие "технические условия" вкладывают стандарты <1>. Требования ТУ распространяются на организации многих отраслей. В отличие от ТУ, СТО предназначается главным образом для совершенствования производственных процессов, действует в рамках утвердившей его организации <2>. СТО - это нормативный акт локального значения.

<1> ГОСТ 2.114-95 "Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия" (введен Постановлением Госстандарта России от 8 августа 1995 г. N 425) (с изм. от 11 марта 2005 г.). М., 1995; ГОСТ 1.1-2002 "Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 8 октября 2002 г. N 366-ст). М., 2003; ГОСТ 31987-2012 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию" (введен в действие Приказом Росстандарта от 27 июня 2013 г. N 195-ст). М., 2014.
<2> Берновский Ю., Ломакин М. Указ. соч. С. 21.

Заслуживает поддержки создание в стране единой системы добровольной сертификации "Национальная система сертификации" (далее - Система) <1>. Необходимость ее разработки вызвана такими обстоятельствами, как рост контрафактных и фальсифицированных товаров; отсутствие контроля государства за деятельностью зарегистрированных систем добровольной сертификации; значительное количество указанных систем (более 1,5 тыс.) <2>; участившиеся случаи несоответствия маркировки, имеющейся на товарах, требованиям национальных стандартов; часто необоснованная выдача сертификатов соответствия в рамках добровольной сертификации.

<1> О создании системы добровольной сертификации "Национальная система сертификации": Приказ Росстандарта от 29 декабря 2016 г. N 2033 (официально опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс".
<2> Станд-art. Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов: Новый знак ГОСТа получат производители только качественных товаров // Рос. газ. 2016. 8 нояб.

Основные принципы работы Системы изложены в Положении о национальной системе сертификации <1>. Среди них:

<1> Публичное обсуждение проекта данного Положения проходило на официальном сайте Росстандарта с 21 ноября по 20 декабря 2016 г. (URL: http://gost.ru/wps/portal/pages/news/?article_id=4663).

проведение оценки (подтверждения) соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг на территории РФ путем формирования в Системе сети назначенных в установленном порядке органов по оценке соответствия (органов по сертификации, органов инспекции и испытательных лабораторий (центров));

использование в качестве нормативной базы оценки (подтверждения) соответствия нормативных правовых актов РФ, правовых документов ЕАЭС, документов по стандартизации, санитарных норм и правил, строительных норм и правил и другой документации на продукцию, работы, услуги, предложенной заявителем;

применение единых правил оценки (подтверждения) соответствия отечественной и импортной продукции;

функционирование в Системе в качестве подсистем систем сертификации однородной продукции, работ, услуг, систем менеджмента;

наличие собственных форм сертификатов и знаков соответствия, утверждаемых руководящими документами Системы;

существование специфической организационной структуры, которая включает в себя владельца Системы, владельцев схем сертификации, оператора Системы (управляющий орган Системы), руководящий комитет, комитет оценок, координационные комитеты, технические комитеты по стандартизации, назначенные органы по оценке соответствия, экспертов, выполняющих работы по проведению оценивания органов по оценке соответствия, комиссию по апелляциям.

Система создается с опорой на зарубежный опыт. Вместе с тем излишняя административная зарегулированность работы такой Системы может привести к огосударствлению добровольной сертификации в стране. Здесь нужно учитывать, что Росстандарт, являясь владельцем Системы, призван играть в ней ключевую роль. Он формирует и утверждает состав руководящего комитета, координационных комитетов, комитета оценок; определяет оператора Системы; утверждает схемы сертификации в Системе; устанавливает правила проведения сертификации в схемах сертификации; определяет требования к органам по оценке соответствия, претендующим на получение статуса назначенных; устанавливает порядок назначения органов по оценке соответствия; утверждает правила проведения работ по оценке (подтверждению) соответствия в Системе и т.д.

К участию в Системе будут привлекаться в основном испытательные лаборатории и органы по сертификации, работающие в структуре Росстандарта <1>. В рамках планируемого принятия нового Кодекса РФ об административных правонарушениях предполагается предусмотреть для всех контролирующих органов широкие возможности по применению административного приостановления деятельности производителя в случае несоответствия товара, сертифицированного в Системе, требованиям национальных стандартов <2>.

<1> Станд-art. Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов: Новый знак ГОСТа получат производители только качественных товаров.
<2> Там же.

Вместе с тем нерешенными остаются вопросы, касающиеся запуска и функционирования Системы. Так, в Системе должны работать исключительно аккредитованные органы. Однако как будет проходить аккредитация, пока сказать трудно <1>. К сказанному следует добавить, что создание и функционирование Системы предполагают принятие значительного числа нормативных правовых актов, регламентирующих, в частности, назначение органов по оценке соответствия для целей проведения работ по оценке (подтверждению) соответствия в Системе; проведение сертификации с использованием соответствующих схем сертификации; требования к компетентности экспертов, выполняющих работы по проведению оценивания органов по оценке соответствия в целях их последующего назначения, и т.д.

<1> Абрамов А., Воронин Г., Суркова С. Новые правила игры на рынке сертификации // Стандарты и качество. 2017. N 1. С. 7.

Полагаем, что в настоящее время ввиду переосмысления роли добровольных механизмов подтверждения соответствия на рынке, сопровождаемого формированием новых типов систем добровольной сертификации, требуется принятие федерального закона о подтверждении соответствия продукции (работ, услуг).

Рассмотрение отдельных вопросов реформы технического регулирования свидетельствует о ее незавершенности. Предстоят разработка и уточнение многих вопросов, включая вопросы, касающиеся риск-ориентированного подхода в сфере аккредитации органов по оценке соответствия; нотификации органов по обязательной сертификации; использования знака национальной системы стандартизации; оценки регулирующего воздействия нормативных актов в области технического регулирования; создания единого информационного пространства для участников стандартизации; распространения документов национальной системы стандартизации и др. Продолжается острая дискуссия о правовом статусе ТУ, возрождении отраслевых стандартов <1>. Предстоит дать оценку инициативе создания отраслевых НИИ по обеспечению безопасности в промышленности <2>. Требует решения вопрос о необходимости разработки стандартов субъектов РФ, а также городов, округов, районов и других административно-территориальных единиц <3>.

<1> Григин Н. О восстановлении статуса отраслевых стандартов // Стандарты и качество. 2016. N 7. С. 27 - 29; Он же. Личный взгляд на проблему отраслевых стандартов. И не только // Там же. N 12. С. 20 - 22.
<2> Нейман В. Указ. соч. С. 26 - 28.
<3> Брославский Л.И. Экология и охрана окружающей среды: законы и реалии США и России = Ecology and Environment Protection: Laws and Practices USA and Russia: Моногр. М., 2014. С. 147.

Сказанное свидетельствует о необходимости активизации экспертной деятельности в сфере технического регулирования. Требуется, в частности, создание специальных экспертных групп в составе негосударственных некоммерческих организаций, занимающихся вопросами развития предпринимательства. Авторами настоящей публикации инициировано создание экспертной группы юридического профиля по вопросам технического регулирования при Торгово-промышленной палате РФ. Кроме того, экспертной группой "Международные и национальные стандарты регулирования предпринимательской деятельности" Европейско-Азиатского правового конгресса под руководством В.С. Белых подготовлен ряд аналитических докладов о современном состоянии технического регулирования в России, даны рекомендации и предложения. В частности, рекомендовано закрепить в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изм. от 29 июля 2017 г.) <1> базовое понятие "объекты технического регулирования"; подчеркнута необходимость оценки реализации принципов технического регулирования; выявлены первостепенные задачи национальной стандартизации: обеспечение состыковки стандартов с другими техническими регуляторами (прежде всего с техническими регламентами), вывод из системы стандартизации устаревших методик и способов расчетов, обеспечение взаимодействия национальной стандартизации с системами межгосударственной стандартизации <2>.

<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140; 2017. N 31 (ч. I). Ст. 4765.
<2> Подробнее см.: Белых В.С., Кванина В.В., Панова А.С. Доклад экспертной группы девятой сессии Европейско-Азиатского правового конгресса // Бизнес, менеджмент и право. 2015. N 1. С. 20 - 31.

Список литературы

Different types of standards. URL: http://www.bsigroup.com/en-GB/standards/Information-about-standards/different-types-of-standards.

Tatsumoto H., Ogawa K., Shintaku J. Strategic Standardization: Platform Business and the Effect on International Division of Labor // Annals of Business Administrative Science. 2011. N 10. URL: http://www.gbrc.jp/journal/abas/pdf/ABAS10-2.pdf.

Абрамов А., Воронин Г., Суркова С. Новые правила игры на рынке сертификации // Стандарты и качество. 2017. N 1.

Андриченко Л.В., Лукьянова В.Ю. Правовой статус технических комитетов по стандартизации в Российской Федерации // Журн. рос. права. 2014. N 5.

Аронов И.З., Бобровников Г.Н. Общая методология оценки риска причинения вреда и основные модели анализа риска // Сертификация. 2008. N 2.

Аронов И., Зажигалкин А. О консенсусе в свете ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" // Стандарты и качество. 2016. N 2.

Белых В.С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг: Сб. науч. тр. / Отв. ред., сост. О.А. Герасимов. Екатеринбург, 2007.

Белых В.С. Модернизация российской экономики и предпринимательское законодательство: вопросы теории и практики: Моногр. / Под общ. ред. А.И. Татаркина. Екатеринбург, 2011.

Белых В.С., Кванина В.В., Панова А.С. Доклад экспертной группы девятой сессии Европейско-Азиатского правового конгресса // Бизнес, менеджмент и право. 2015. N 1.

Берновский Ю.Н. Технические условия в условиях технического регулирования // Стандарты и качество. 2003. N 10.

Берновский Ю. ТУ и СТО: домыслы и реальность // Стандарты и качество. 2014. N 1.

Берновский Ю., Ломакин М. Технические условия - документ межотраслевого применения // Стандарты и качество. 2017. N 2.

Боларев Б.П., Рыбакова Г.Р. ГОСТ, СТО или ТУ? Думайте сами // Стандарты и качество. 2013. N 7.

Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2007.

Брославский Л.И. Имущественная ответственность предприятий за нарушение стандартов. М., 1978.

Брославский Л.И. Экология и охрана окружающей среды: законы и реалии США и России = Ecology and Environment Protection: Laws and Practices USA and Russia: Моногр. М., 2014.

ГОСТ 1.1-2002 "Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 8 октября 2002 г. N 366-ст). М., 2003.

ГОСТ 2.114-95 "Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия" (введен Постановлением Госстандарта России от 8 августа 1995 г. N 425) (с изм. от 11 марта 2005 г). М., 1995.

ГОСТ 31987-2012 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию" (введен в действие Приказом Росстандарта от 27 июня 2013 г. N 195-ст). М., 2014.

Григин Н. Личный взгляд на проблему отраслевых стандартов. И не только // Стандарты и качество. 2016. N 12.

Григин Н. О восстановлении статуса отраслевых стандартов // Стандарты и качество. 2016. N 7.

Ершова И.В. Стандартизация как элемент правового механизма технического регулирования в условиях экономической интеграции // Предпринимательское право. 2013. N 1.

Запорожец А.М. Правовые проблемы обеспечения качества продукции. Харьков, 1989.

Захаров О. Технические условия на цифровые устройства: конструкторский документ или стандарт организации? // Стандарты и качество. 2013. N 3.

Лукьянова В.Ю. К вопросу о правовой природе технических условий // Законодательство и экономика. 2014. N 4.

Матанцев И.В. Технические условия в системе гражданско-правового регулирования отношений поставки: Дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1981.

Нейман В. Особенности Федерального закона "О стандартизации в РФ" // Стандарты и качество. 2016. N 3.

О создании системы добровольной сертификации "Национальная система сертификации": Приказ Росстандарта от 29 декабря 2016 г. N 2033 (официально опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс".

О стандартизации в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ (с изм. от 3 июля 2016 г.) // СЗ РФ. 2015. N 27. Ст. 3953.

О техническом регулировании: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ (с изм. от 29 июля 2017 г.) // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140; 2017. N 31 (ч. I). Ст. 4765.

О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии: утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 (с изм. от 14 февраля 2017 г.) // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2575; 2017. N 8. Ст. 1250.

Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений": Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. N 365 (с изм. от 25 декабря 2015 г.) // Вестн. технич. регулирования. 2015. N 4.

Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений": Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521 (с изм. от 7 декабря 2016 г.) // СЗ РФ. 2015. N 2. Ст. 465; 2016. N 50. Ст. 7122.

Рекомендации Европейской экономической комиссии ООН относительно политики в области стандартизации ECE/STAND/17/REV.3 (Женева, 1996 г). Прил. D. URL: http://www.lawmix.ru/abro/7174.

Росстандартом создана "Национальная система сертификации". URL: http://gost.ru/wps/portal/pages/news/?article_id=4663.

Соколов С. Анализ содержания федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" // Стандарты и качество. 2016. N 10.



Станд-art. Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов: Новый знак ГОСТа получат производители только качественных товаров // Рос. газ. 2016. 8 нояб.

Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ (с изм. от 2 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 5; 2013. N 27. Ст. 3477.

Техническое регулирование экономики и предпринимательской деятельности / Под общ. ред. В.С. Белых. М., 2016.

Травуш В., Волков Ю. Безопасность зданий и сооружений: грядут перемены // Стандарты и качество. 2016. N 1.

Эффективность законодательства: вопросы теории и практики: Моногр. / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.П. Емельянцев. М., 2016.

References

Abramov A., Voronin G., Surkova S. Novye pravila igry na rynke sertifikacii // Standarty i kachestvo. 2017. N 1.

Andrichenko L.V., Luk'yanova V.Yu. Pravovoj status texnicheskix komitetov po standartizacii v Rossijskoj Federacii // Zhurn. ros. prava. 2014. N 5.



Aronov I.Z., Bobrovnikov G.N. Obshhaya metodologiya ocenki riska prichineniya vreda i osnovnye modeli analiza riska // Sertifikaciya. 2008. N 2.

Aronov I., Zazhigalkin A. O konsensuse v svete FZ "O standartizacii v Rossijskoj Federacii" // Standarty i kachestvo. 2016. N 2.

Belyx V.S. Grazhdansko-pravovoe obespechenie kachestva produkcii, rabot i uslug: Sb. nauch. tr. / Otv. red., sost. O.A. Gerasimov. Ekaterinburg, 2007.

Belyx V.S. Modernizaciya rossijskoj ehkonomiki i predprinimatel'skoe zakonodatel'stvo: Voprosy teorii i praktiki: Monogr. / Pod obshh. red. A.I. Tatarkina. Ekaterinburg, 2011.

Belyx V.S., Kvanina V.V., Panova A.S. Doklad ehkspertnoj gruppy devyatoj sessii Evropejsko-Aziatskogo pravovogo kongressa // Biznes, menedzhment i pravo. 2015. N 1.

Bernovskij Yu.N. Texnicheskie usloviya v usloviyax texnicheskogo regulirovaniya // Standarty i kachestvo. 2003. N 10.

Bernovskij Yu. TU i STO: domysly i real'nost' // Standarty i kachestvo. 2014. N 1.



Bernovskij Yu., Lomakin M. Texnicheskie usloviya - dokument mezhotraslevogo primeneniya // Standarty i kachestvo. 2017. N 2.

Bolarev B.P., Rybakova G.R. GOST, STO ili TU? Dumajte sami // Standarty i kachestvo. 2013. N 7.

Bol'shoj yuridicheskij slovar' / Pod red. A.Ya. Suxareva. 3-e izd., dop. i pererab. M., 2007.

Broslavskij L.I. Ehkologiya i oxrana okruzhayushhej sredy: zakony i realii SShA i Rossii = Ecology and Environment Protection: Laws and Practices USA and Russia: Monogr. M., 2014.

Broslavskij L.I. Imushhestvennaya otvetstvennost' predpriyatij za narushenie standartov. M., 1978.

Different types of standards. URL: http://www.bsigroup.com/en-GB/standards/Information-about-standards/different-types-of-standards.



Ehffektivnost' zakonodatel'stva: voprosy teorii i praktiki: Monogr. / Otv. red. Yu.A. Tixomirov, V.P. Emel'yancev. M., 2016.

Ershova I.V. Standartizaciya kak ehlement pravovogo mexanizma texnicheskogo regulirovaniya v usloviyax ehkonomicheskoj integracii // Predprinimatel'skoe pravo. 2013. N 1.

GOST 1.1-2002 "Mezhgosudarstvennaya sistema standartizacii. Terminy i opredeleniya" (vveden Postanovleniem Gosstandarta Rossii ot 8 oktyabrya 2002 g. N 366-st). M., 2003.

GOST 2.114-95 "Mezhgosudarstvennyj standart. Edinaya sistema konstruktorskoj dokumentacii. Texnicheskie usloviya" (vveden Postanovleniem Gosstandarta Rossii ot 8 avgusta 1995 g. N 425) (s izm. ot 11 marta 2005 g.). M., 1995.

GOST 31987-2012 "Mezhgosudarstvennyj standart. Uslugi obshhestvennogo pitaniya. Texnologicheskie dokumenty na produkciyu obshhestvennogo pitaniya. Obshhie trebovaniya k oformleniyu, postroeniyu i soderzhaniyu" (vveden v dejstvie Prikazom Rosstandarta ot 27 iyunya 2013 g. N 195st). M., 2014.

Grigin N. Lichnyj vzglyad na problemu otraslevyx standartov. I ne tol'ko // Standarty i kachestvo. 2016. N 12.

Grigin N. O vosstanovlenii statusa otraslevyx standartov // Standarty i kachestvo. 2016. N 7.



Luk'yanova V.Yu. K voprosu o pravovoj prirode texnicheskix uslovij // Zakonodatel'stvo i ehkonomika. 2014. N 4.

Matancev I.V. Texnicheskie usloviya v sisteme grazhdansko-pravovogo regulirovaniya otnoshenij postavki: Dis. ... kand. yurid. nauk. Sverdlovsk, 1981.

Nejman V. Osobennosti Federal'nogo zakona "O standartizacii v RF" // Standarty i kachestvo. 2016. N 3.

O Federal'nom agentstve po texnicheskomu regulirovaniyu i metrologii: utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 17 iyunya 2004 g. N 294 (s izm. ot 14 fevralya 2017 g.) // SZ RF. 2004. N 25. St. 2575; 2017. N 8. St. 1250.

O sozdanii sistemy dobrovol'noj sertifikacii "Nacional'naya sistema sertifikacii": Prikaz Rosstandarta ot 29 dekabrya 2016 g. N 2033 (oficial'no opublikovan ne byl) // SPS "Konsul'tantPlyus".

O standartizacii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29 iyunya 2015 g. N 162-FZ (s izm. ot 3 iyulya 2016 g.) // SZ RF. 2015. N 27. St. 3953.

O texnicheskom regulirovanii: Federal'nyj zakon ot 27 dekabrya 2002 g. N 184-FZ (s izm. ot 29 iyulya 2017 g.) // SZ RF. 2002. N 52 (ch. I). St. 5140; 2017. N 31 (ch. I). St. 4765.

Ob utverzhdenii perechnya dokumentov v oblasti standartizacii, v rezul'tate primeneniya kotoryx na dobrovol'noj osnove obespechivaetsya soblyudenie trebovanij Federal'nogo zakona ot 30 dekabrya 2009 g. N 384-FZ "Texnicheskij reglament o bezopasnosti zdanij i sooruzhenij": Prikaz Federal'nogo agentstva po texnicheskomu regulirovaniyu i metrologii ot 30 marta 2015 g. N 365 (s izm. ot 25 dekabrya 2015 g.) // Vestn. texnich. regulirovaniya. 2015. N 4.

Ob utverzhdenii perechnya nacional'nyx standartov i svodov pravil (chastej takix standartov i svodov pravil), v rezul'tate primeneniya kotoryx na obyazatel'noj osnove obespechivaetsya soblyudenie trebovanij Federal'nogo zakona "Texnicheskij reglament o bezopasnosti zdanij i sooruzhenij": Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 dekabrya 2014 g. N 1521 (s izm. ot 7 dekabrya 2016 g.) // SZ RF. 2015. N 2. St. 465; 2016. N 50. St. 7122.

Rekomendacii Evropejskoj ehkonomicheskoj komissii OON otnositel'no politiki v oblasti standartizacii ECE/STAND/17/REV.3 (Zheneva, 1996 g.). Pril. D. URL: http://www.lawmix.ru/abro/7174.

Rosstandartom sozdana "Nacional'naya sistema sertifikacii". URL: http://gost.ru/wps/portal/pages/news/?article_id=4663.

Sokolov S. Analiz soderzhaniya Federal'nogo zakona "O standartizacii v Rossijskoj Federacii" // Standarty i kachestvo. 2016. N 10.

Standart. Rukovoditel' Rosstandarta Aleksej Abramov: Novyj znak GOSTa poluchat proizvoditeli tol'ko kachestvennyx tovarov // Ros. gaz. 2016. 8 noyab.

Tatsumoto H., Ogawa K., Shintaku J. Strategic Standardization: Platform Business and the Effect on International Division of Labor // Annals of Business Administrative Science. 2011. N 10. URL: http://www.gbrc.jp/journal/abas/pdf/ABAS10-2.pdf.

Texnicheskij reglament o bezopasnosti zdanij i sooruzhenij: Federal'nyj zakon ot 30 dekabrya 2009 g. N 384-FZ (s izm. ot 2 iyulya 2013 g.) // SZ RF. 2010. N 1. St. 5; 2013. N 27. St. 3477.

Texnicheskoe regulirovanie ehkonomiki i predprinimatel'skoj deyatel'nosti / Pod obshh. red. V.S. Belyx. M., 2016.

Travush V., Volkov Yu. Bezopasnost' zdanij i sooruzhenij: gryadut peremeny // Standarty i kachestvo. 2016. N 1.

Zaporozhec A.M. Pravovye problemy obespecheniya kachestva produkcii. Xar'kov, 1989.

Zaxarov O. Texnicheskie usloviya na cifrovye ustrojstva: konstruktorskij dokument ili standart organizacii? // Standarty i kachestvo. 2013. N 3.