Мудрый Юрист

Участие работников в управлении организациями в России и зарубежных странах: состояние и перспективы развития

<*> Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта N 15-03-00628.

Герасимова Елена Сергеевна, заведующая кафедрой трудового права и права социального обеспечения факультета права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", директор Центра социально-трудовых прав, кандидат юридических наук.

Рассматривается развитие, состояние и роль правового регулирования участия работников в управлении организациями в России и в мире, оценивается место этого механизма согласования интересов работников и работодателей. Рассмотрены основные формы участия работников в управлении, пределы и эффективность существующего правового регулирования в России, а также направления развития участия работников в управлении организациями в зарубежных странах, в частности в Европейском союзе. Проанализированы законодательные инициативы последних лет, имеющие целью расширение возможностей участия работников в управлении организациями в России, в частности внесенные в 2013 г. в Трудовой кодекс РФ изменения, направленные на легализацию возможности создания производственных советов, а также законопроект, внесенный в Государственную Думу в 2016 г. о предоставлении права представителям работников участвовать в заседаниях коллегиальных органов управления организациями с правом совещательного голоса. Сделаны выводы о низкой эффективности действующих российских норм, а также о возможностях и потенциале использования механизмов участия работников в управлении организациями для улучшения социально-экономического положения работников.

Ключевые слова: участие работников в управлении организацией, представитель работников, участие в коллегиальных органах управления, производственные советы, социальное партнерство.

Employee Participation In Company Management in Russia and Foreign Countries: State and Development Perspectives

E.S. Gerasimova

Gerasimova Elena S., Head of the Department of Labour and Social Security Law of the Law Faculty of the National Research University "Higher School of Economics", Director of the Centre for Social and Labour Rights, Candidate of Legal Sciences.

The article investigates the development, current state and the role of the workers' participation in management of organizations in Russia and in foreign countries, the place of this mechanism of coordination of employees' and employers' interests. Main forms of workers' participation in management, the limits of its legal regulation and the effectiveness of the existing regulation in Russia, as well as the direction of its development in foreign countries, particularly in the European Union, are considered. Legislative initiatives presented in the State Duma in recent years, aimed at enhancing the opportunities for workers' participation in management of organizations in Russia are analyzed: the law of 2013 on changes and amendments of the Labour Code of the Russian Federation, aimed at legalization of creation of works councils, as well as a draft law submitted to the State Duma in 2016 on granting the right to employees' representatives to participate with the advisory vote in meetings of collegial bodies of companies (board-level representation). Conclusions are made about the low effectiveness of the current legal regulation of workers' participation in Russia, as well as on the potential of the use of mechanisms of workers' participation in management of organizations for improvement of social and economic status of workers.

Key words: employee participation in company management; employee representative; participation in collegial management bodies; industrial councils; social partnership.

Участие работников в управлении в истории и в современном мире

Участие работников в управлении организациями имеет богатую историю в России и во многих зарубежных странах. Различные его формы появились еще в дореволюционной России, применялись в СССР и особенно широко внедрялись в последние десятилетия советского периода, достигнув пика в конце 1980-х гг. <1>. Принцип производственной демократии был закреплен в ст. 8 Конституции СССР 1977 года, установившей, что трудовые коллективы участвуют, в частности, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями <2>, и нашел отражение в целом ряде законодательных актов <3>. После распада СССР возможности работников участвовать в управлении постепенно слабели <4>, хотя соответствующие нормативные акты некоторое время еще продолжали действовать.

<1> См. об этом: Никитин Д.П. Участие трудящихся в управлении производством. М., 1976; Прохоров В.Т. Участие трудящихся в управлении производством (правовые формы). М., 1977; Куренной А.М. Право рабочих и служащих на участие в управлении производством и его гарантии. М., 1978; Его же. Участие трудовых коллективов в управлении предприятиями // Советское государство и право. 1984. N 3; Его же. Производственная демократия и трудовое право. М., 1989; Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права. В 2 т. М.: Статут, 2009. Т. 2. С. 196 - 218 и др.
<2> Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. // СПС "Гарант".
<3> Закон СССР от 17 июня 1983 г. N 9500-X "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями"; Закон СССР от 30 июня 1987 г. N 7284-XI "О государственном предприятии (объединении)"; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1988 г. "О внесении в законодательство Союза ССР о труде изменений и дополнений, связанных с перестройкой управления экономикой", Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"; Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 8 февраля 1988 г. N 174 "О порядке избрания советов трудовых коллективов и проведения выборов руководителей предприятий (объединений)" и др.
<4> См. об этом: Коршунова Т.Ю. Участие работников в управлении организацией: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 1998. N 2; Ее же. Трудовой коллектив: изменение правового статуса в новых условиях хозяйствования. В кн.: Правовое регулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1995. С. 84 - 94; Сойфер В. Динамика трудовых правоотношений: от трудового коллектива до производственного совета // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2012. N 11. С. 10 - 19.

В зарубежных странах существует обширная практика участия работников в управлении организациями, включающая различные формы. Нет единого подхода к тому, как следует классифицировать эти формы, иногда говорят о том, что это постоянно изменяющийся и совершенствующийся пазл, включающий различные элементы. Можно условно объединить формы участия в несколько групп: политическое участие через включение представителей работников в состав различных коллегиальных органов управления и контроля (board-level employee representation (BLER)); финансовое участие через прямое или косвенное владение работниками акциями (financial participation); предоставление права органам, представляющим работников, участвовать в обсуждении и установлении условий труда через систему информирования, консультаций и переговоров. По мере того как компании все больше работают на транснациональном уровне, развиваются и формы участия представителей работников в управлении на различных транснациональных уровнях.

Основа для участия работников в управлении заложена в ряде международных актов, в частности Конвенции МОТ N 154 "О содействии коллективным переговорам", Рекомендации МОТ N 94 "О консультациях и сотрудничестве на уровне предприятия" (1952 г.), Рекомендации МОТ N 129 "О связях между администрацией и трудящимися на предприятии", Конвенции МОТ N 135 и Рекомендации N 143 "О защите прав представителей, трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях" и др.

Об участии в управлении идет речь в ст. 21 и 22 Европейской социальной хартии и значительном числе других документов. В Европе приверженность идее включения работников в процесс принятия решений на уровне организаций существовала с момента начала европейской интеграции. Это право признается фундаментальным и базируется на ст. 27 Хартии фундаментальных прав Европейского союза <5>, является важной частью европейской социальной модели, рассматривается как значимый элемент европейской демократии и фактор конкурентоспособности европейских компаний. Национальное законодательство по этому вопросу, очень развитое во многих европейских странах <6>, дополняется и усиливается европейскими директивами, среди которых Директива о европейских производственных советах (European Works Council Directive), Директива о европейской компании (European Company (SE) Directive), Рамочная директива об информации и консультациях (Framework Directive on information and consultation) и другие акты. Праву на участие представителей работников в органах управления посвящены нормы Устава Европейской компании (European Company Statute) 2001 года, Директивы о Европейских кооперативных обществах (European Cooperative Society Directive) 2003 года и Директивы о трансграничных слияниях (Cross-Border Merger Directive) 2005 года и др. <7>.

<5> Charter of Fundamental Rights of the EU. URL: http://www.europarl.europa.eu/charter/pdf/text_en.pdf (дата обращения: 10.08.2017).
<6> Наиболее известной является модель участия работников в управлении в Германии. Об этом см., напр.: Казаков С.О. Основные формы социального партнерства в России и Германии: сравнительно-правовой анализ. М.: Проспект, 2017.
<7> Подробнее см.: Worker-participation.eu. Legal texts. Available at: URL: https://www.worker-participation.eu/About-WP/Legal-texts (дата обращения: 10.08.2017).

Регулирование участия работников в управлении организацией в трудовом законодательстве России

Согласно ст. 2 ТК РФ обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах относится к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; участие в управлении организацией включено в число основных прав работника в трудовых отношениях (ст. 21 ТК РФ), а в соответствии со ст. 27 ТК РФ оно признается одной из форм социального партнерства.

Вместе с тем формы и пределы участия работников в управлении оставались весьма ограниченными в течение последних десятилетий. Обязанности работодателя, связанные с обеспечением участия работников в управлении, в законодательстве фактически отсутствуют. Они предусмотрены только в ст. 22 ТК РФ в числе основных обязанностей работодателя "с достаточно размытой и усеченной одновременно формулировкой" <8> "создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах".

<8> Хныкин Г.В. Конституционные основы деятельности профсоюзов по защите трудовых прав работников // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 1. С. 19 - 21.

Законодательное регулирование порядка реализации этого принципа, права и формы социального партнерства, которое обоснованно можно назвать весьма скромным, включает перечисление основных форм участия работников в управлении организацией в ст. 53 ТК РФ: (1) учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором, соглашениями; (2) проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов; (3) получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; (4) обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию; (5) обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации; (6) участие в разработке и принятии коллективных договоров; (7) иные формы, определенные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Механизмы реализации этих форм участия в управлении в различной степени подробности предусмотрены в других нормах ТК РФ и иных федеральных законах. В частности, учету мнения представительного органа и проведению консультаций по вопросам принятия локальных нормативных актов посвящены ст. 8, 371, 372 ТК РФ, а также нормы ТК РФ, предусматривающие конкретные вопросы, по которым такие консультации должны осуществляться <9>; участию в разработке и принятии коллективного договора - ст. 36 - 44, 50, 51 ТК РФ <10>. Получению от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, посвящена ч. 2 ст. 53 ТК РФ, согласно которой работники, представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования работников; по другим вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями <11>.

<9> См. об этом: Коршунова Т.Ю. Участие работников в управлении организацией // Трудовое право. 2006. N 10; Куренной А.М. Взаимодействие работодателя и его социального партнера на уровне организации // СПС "КонсультантПлюс". 2010; Хныкин Г.В. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. N 3. С. 48 - 53.
<10> См. об этом: Бородин И.И. Правоотношения по коллективным переговорам по заключению коллективного договора // Трудовое право. 2008. N 7; Куренной А.М. Взаимодействие работодателя и его социального партнера на уровне организации; Анисимов А.Л. Коллективный договор как средство укрепления трудовых отношений и социального партнерства // Трудовое право. 2007. N 5 и др.
<11> Коршунова Т.Ю. Участие работников в управлении организацией; Куренной А.М. Взаимодействие работодателя и его социального партнера на уровне организации.

Такая форма участия в управлении, как обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации, отдельно не регулируется, и к ней относится лишь ч. 3 ст. 53 ТК РФ, согласно которой представители работников имеют право вносить по вопросам, перечисленным в ч. 2 ст. 53 ТК РФ, соответствующие предложения в органы управления организацией и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении. Однако понятие "планы социально-экономического развития", как представляется, охватывает более широкий круг вопросов, чем перечислены в ч. 2 ст. 53 ТК РФ. Более того, в связи с тем что право представителей работников участвовать в заседаниях органов управления организацией более нигде не регламентировано, оно остается декларативным и реализуется на практике лишь в крайне незначительном количестве организаций.

Участие работников в органах управления организацией

К "иным формам участия в управлении, определенным ТК РФ, иными федеральными законами..." можно отнести, в частности, предусмотренное в ч. 3 ст. 16 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <12> (далее - Закон о профсоюзах) право профсоюзов по уполномочию работников иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией. Это право и механизм его реализации более нигде не регулируются <13>, поэтому норма ст. 16 Закона о профсоюзах является неработающей, применить ее сложно или невозможно <14>, в частности, "...без желания со стороны контролирующего акционера и членов органов управления компании" <15>. Исследователи отмечают, что для ее применения необходимо урегулировать порядок участия представителей работников в коллегиальных органах управления законами об акционерных обществах, производственных кооперативах, обществах с ограниченной ответственностью <16>.

<12> Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 148.
<13> Норма о включении представителей работников в состав наблюдательного совета есть только в ст. 10 Федерального закона "Об автономных учреждениях" от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ (см.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 45. Ст. 4626). Представитель работников автономного учреждения не может быть избран председателем наблюдательного совета автономного учреждения (ч. 13 ст. 10).
<14> Коршунова Т.Ю. Указ. соч.; Хныкин Г.В. Конституционные основы деятельности профсоюзов по защите трудовых прав работников; Сидорова В.Н. Особенности правозащитной деятельности профсоюзов в процедурах банкротства // Юрист. 2006. N 5.
<15> Молотников А.Е. Участие трудовых коллективов в корпоративном управлении: российский и иностранный опыт // Предпринимательское право. 2010. N 2. С. 3 - 8.
<16> Куренной А.М. Указ. соч.; Коршунова Т.Ю. Указ. соч.

Между тем участие работников в органах управления организациями довольно широко распространено во многих странах. Традиционно считается, что развитое законодательство и практику в этом вопросе имеет Германия, однако на самом деле нормы, которые гарантируют работникам право на представительство в органах управления организациями, действуют в большинстве европейских стран. В 19 из 31 страны, входящей в Европейскую экономическую зону <17>, представители работников имеют право участвовать в решениях, принимаемых органами управления компаний. Эту форму считают важным элементом европейской социальной модели. Вопреки распространенному мнению участие работников в органах управления применяется не только при двухступенчатой системе органов управления (включающей совет директоров и наблюдательный совет), но и в странах, где традиционно система управления компаниями включает только один руководящий орган (Норвегия, Франция, Швеция). В большинстве стран правила об обязательном участии представителей работников в органах управления являются обязательными, кроме Норвегии, где для их применения необходима инициатива профсоюза.

<17> В Европейскую экономическую зону входят 28 стран Европейского союза, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн.

В 13 странах участие работников в органах управления обязательно в государственном и частном секторах (Австрия, Венгрия, Германия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Швеция). В шести странах участие предусмотрено только в отношении компаний, собственником которых является государство (Греция, Ирландия, Испания, Польша, Португалия и Чехия). В Польше работники участвуют также в органах управления компаний, которыми ранее владело государство. В 12 странах на этом уровне участие работников минимально или отсутствует (Бельгия, Болгария, Великобритания, Исландия, Италия, Кипр, Латвия, Лихтенштейн, Мальта, Румыния, Эстония) <18>.

<18> Aline Conchon. Workers' voice in corporate governance - A European Perspective. 2015. URL: https://www.tuc.org.uk/WorkersVoiceinCG (дата обращения: 10.08.2017).

В ряде европейских стран действуют нормы, устанавливающие квоты для представителей работников в органах управления компаниями. Численность представителей работников в наблюдательных советах, например, в Германии зависит от численности работников и составляет половину для организаций с более чем 2 тысячами работников и 1/3 - для организаций с количеством работников от 500 до 2 000 человек <19>. Все члены наблюдательного совета, независимо от того, кого они представляют, обладают равными по весу голосами при принятии решений. К компетенции наблюдательных советов относится решение таких вопросов, как избрание совета директоров, утверждение финансовой отчетности, решения об участии в других компаниях, распоряжение земельными участками (отчуждение/приобретение), учреждение дочерних компаний, долгосрочное планирование стратегии развития компании, поручительства и получение кредитов, закрытие производства, управление рисками при осуществлении инвестиций, размеры дивидендов.

<19> См., напр.: Гусов К.Н., Лютов Н.Л. Международное трудовое право: Учебник. М.: Проспект, 2012. С. 261; Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право. М., 2005. С. 247 - 248; Board-level representation. URL: https://www.worker-participation.eu/National-Industrial-Relations/Countries/Germany/Board-level-Representation (дата обращения: 10.08.2017).

Ограниченность объема права работников на участие в управлении неоднократно подвергалась критике, и в большинстве случаев возможности его реализации оцениваются скептически и исследователями, и практиками.

Расширение участия работников в управлении: направления развития законодательства

Государственная Дума дважды за последние годы обращалась к рассмотрению вопроса об изменении форм и порядка участия работников в управлении организациями: в 2013 г. и в 2016 - 2017 гг., однако анализ этих инициатив показывает, что они являются популистскими.

В 2013 г. в рамках реализации поручения Президента РФ о создании производственных советов <20> заявленная цель расширения участия работников в управлении организациями ни в коей мере не была реализована. В процессе обсуждения опыта производственных советов Германии, где они обладают широкими полномочиями и эффективно действуют, российские работодатели испугались перспективы ограничения их власти в решении вопросов управления, а профсоюзы - потери части своих прав и подрыва основ существующего положения <21>. В результате легализации в ст. 22 ТК РФ возможности создания производственных советов не было урегулировано принципиально новых правомочий работодателя, а также на работодателей не было наложено никаких обязанностей и ограничений, поэтому эту попытку расширения участия работников в управлении обоснованно можно считать декоративной, а внесенные в ТК РФ изменения - "имитацией внедрения системы производственных советов" <22>.

<20> Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 19. Ст. 2334.
<21> См. об этом: Герасимова Е.С. Нужны ли производственные советы в России // Трудовое право. 2013. N 1. С. 105 - 120; Лютов Н.Л. Производственные советы в России: баланс экономических и социальных прав // Журнал российского права. 2014. N 5. С. 95 - 104.
<22> Лютов Н.Л. Указ. соч. С. 104.

В апреле 2016 г. в Государственную Думу был внесен законопроект <23>, обязывающий работодателей допускать представителей работников к участию в заседаниях коллегиальных органов управления организацией с правом совещательного голоса (принят 7 апреля 2017 г. в первом чтении <24>). Законопроектом предлагается включить "участие представителей работников в заседаниях коллегиальных органов управления организаций с правом совещательного голоса" в качестве новой формы управления в ч. 1 ст. 53 ТК РФ, а также дополнить ТК РФ новой ст. 53, посвященной этой форме. Однако анализ законопроекта показывает, что вопреки своему названию он не предусматривает участия представителей работников в органах управления в качестве их членов с возможностью голосования. Поскольку речь в нем идет лишь об участии в заседаниях коллегиальных органов, законопроект, по сути, предусматривает только лишь возможность для создания формы консультаций с представителями работников и предоставления им информации <25>.

<23> Законопроект N 1041537-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в коллегиальных органах управления организаций" // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы. URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/1041537-6 (дата обращения: 10.08.2017).
<24> Обсуждение законопроекта в ходе первого чтения 07.04.2017. Доступно на: Видеопарламент. URL: http://www.video-duma.ru/watch/?id=311567 (дата обращения: 10.08.2017).

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Е.С. Герасимовой "Перспективы расширения участия работников в управлении в России через участие в коллегиальных органах управления" включена в информационный банк согласно публикации - "Актуальные проблемы российского права", 2017, N 10.

<25> См. об этом: Герасимова Е.С. Перспективы расширения участия работников в управлении в России через участие в коллегиальных органах управления // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 10. С. 112 - 122.

Заключение

Во многих зарубежных странах и на международном уровне формы участия работников в управлении активно развиваются, а само участие в управлении рассматривается как важная составляющая существующей социальной модели. В то же время в России участию работников в управлении, в т.ч. в управлении организациями, уделяется мало внимания и в законодательстве, и в исследованиях. Правовое регулирование форм участия в управлении лаконично, мало применяется и не воспринимается серьезно. Выраженный запрос на изменение этого регулирования в обществе пока не сформирован и не озвучен. Законодательные попытки расширения правового регулирования участия работников в управлении являются декоративными и не могут привести к серьезному изменению роли работников в процессе принятия решений.

Между тем, на наш взгляд, эта форма участия работников в решении вопросов, касающихся их труда и жизни, может иметь огромное социальное и экономическое значение. Учитывая ухудшающуюся социально-экономическую ситуацию, накапливающуюся неудовлетворенность работников своим уровнем доходов и положением, растущим экономическим неравенством, участие работников в управлении при грамотном совершенствовании и расширении механизмов реализации этого права могло бы стать эффективным инструментом решения многих социально-экономических вопросов и обеспечения более справедливых условий труда и распределения доходов.

Литература

  1. Анисимов А.Л. Коллективный договор как средство укрепления трудовых отношений и социального партнерства / А.Л. Анисимов // Трудовое право. 2007. N 5. С. 20 - 31.
  2. Бородин И.И. Правоотношения по коллективным переговорам по заключению коллективного договора / И.И. Бородин // Трудовое право. 2008. N 7. С. 12 - 18.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Е.С. Герасимовой "Перспективы расширения участия работников в управлении в России через участие в коллегиальных органах управления" включена в информационный банк согласно публикации - "Актуальные проблемы российского права", 2017, N 10.

  1. Герасимова Е.С. Перспективы расширения участия работников в управлении в России через участие в коллегиальных органах управления / Е.С. Герасимова // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 10. С. 112 - 122.
  2. Герасимова Е.С. Нужны ли производственные советы в России / Е.С. Герасимова // Трудовое право. 2013. N 1. С. 105 - 120.
  3. Казаков С.О. Основные формы социального партнерства в России и Германии: сравнительно-правовой анализ / С.О. Казаков. М.: Проспект, 2017. 288 с.
  4. Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право / И.Я. Киселев. М., 2005. С. 247 - 248.
  5. Коршунова Т.Ю. Участие работников в управлении организацией: проблемы и перспективы / Т.Ю. Коршунова // Журнал российского права. 1998. N 2. С. 36 - 47.
  6. Коршунова Т.Ю. Трудовой коллектив: изменение правового статуса в новых условиях хозяйствования / Т.Ю. Коршунова. В кн.: Правовое регулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1995. С. 84 - 94.
  7. Коршунова Т.Ю. Участие работников в управлении организацией / Т.Ю. Коршунова // Трудовое право. 2006. N 10.
  8. Куренной А.М. Право рабочих и служащих на участие в управлении производством и его гарантии / А.М. Куренной. М., 1978. 19 с.
  9. Куренной А.М. Участие трудовых коллективов в управлении предприятиями / А.М. Куренной // Советское государство и право. 1984. N 3. С. 83 - 88.
  10. Куренной А.М. Производственная демократия и трудовое право / А.М. Куренной. М.: Издательство Московского университета, 1989. 215 с.
  11. Куренной А.М. Взаимодействие работодателя и его социального партнера на уровне организации / А.М. Куренной // СПС "КонсультантПлюс". 2010.
  12. Лушников А.М. Курс трудового права. В 2 т. / А.М. Лушников, М.В. Лушникова. М.: Статут, 2009. Т. 2. 879 с.
  13. Лютов Н.Л. Производственные советы в России: баланс экономических и социальных прав / Н.Л. Лютов // Журнал российского права. 2014. N 5. С. 95 - 104.
  14. Гусов К.Н. Международное трудовое прав: Учебник / К.Н. Гусов, Н.Л. Лютов. М.: Проспект, 2012. 216 с.
  15. Молотников А.Е. Участие трудовых коллективов в корпоративном управлении: российский и иностранный опыт / А.Е. Молотников // Предпринимательское право. 2010. N 2. С. 3 - 8.
  16. Никитин Д.П. Участие трудящихся в управлении производством / Д.П. Никитин. М., 1976.
  17. Прохоров В.Т. Участие трудящихся в управлении производством (правовые формы) / В.Т. Прохоров. М., 1977. 112 с.
  18. Сойфер В. Динамика трудовых правоотношений: от трудового коллектива до производственного совета / В. Сойфер // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2012. N 11. С. 10 - 19.
  19. Хныкин Г.В. Конституционные основы деятельности профсоюзов по защите трудовых прав работников / Г.В. Хныкин // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 1. С. 19 - 21.
  20. Хныкин Г.В. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа / Г.В. Хныкин // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. N 3. С. 48 - 53.
  21. Сидорова В.Н. Особенности правозащитной деятельности профсоюзов в процедурах банкротства / В.Н. Сидорова // Юрист. 2006. N 5. С. 39 - 41.
  22. Aline Conchon. Workers' voice in corporate governance - A European Perspective. 2015. URL: https://www.tuc.org.uk/WorkersVoiceinCG (дата обращения: 10.08.2017).