Мудрый Юрист

Соотношение минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы

Якушова Екатерина Сергеевна, ассистент кафедры частного и публичного права Пензенского государственного университета.

Статья посвящена вопросам соотношения минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы. В статье раскрываются понятие, признаки, методы, система минимального размера оплаты труда. Проводится анализ соотношения российских и международных трудоправовых норм. Уделяется внимание реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации социальных прав граждан. Субъекты Российской Федерации могут, отталкиваясь от определенного на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, установить более высокий размер минимальной заработной платы с учетом различных факторов. Рассматривается роль региональных соглашений, устанавливающих минимальный размер заработной платы в субъектах Российской Федерации. Приводится статистика и практика применения региональных соглашений. Обсуждаются положительные и негативные стороны регионализации минимального размера оплаты труда, т.е. привязки минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ.

Ключевые слова: минимальный размер оплаты труда, минимальная заработная плата, прожиточный минимум, работодатель, трудовой договор, регионализация.

Correlation between Minimum Labour Remuneration Amount and Minimum Salary

E.S. Yakushova

Yakushova Ekaterina S., Teaching Assistant of the Department of Private and Public Law of the Penza State University.

The article considers the parity of minimum wages and minimum payment. The author introduces the definition, the main characteristics, methods and a system of minimum wages. The author gives the analysis of interrelation of the Russian and foreign labor law norms. The special attention is paid to the realization of social rights which are guaranteed by the Constitution of the Russian Federation. Different regions of Russia can increase the minimum wage locally, concerning some regional factors. This article examines the role of the regional agreements which set the minimum payment in different regions of the Russian Federation. The author demonstrates the statistics and practice of usage of these agreements. Advantages and disadvantages of regionalization of minimum wage are also discussed in this article, where is regionalization is a relation of minimum payment to the living wage of able bodied people.

Key words: minimum wage, minimum payment, living wage, employer, labor contract, regionalization.

Законодатель не предусмотрел единой позиции в отношении понятия "минимальный размер оплаты труда". В Трудовом кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О минимальном размере оплаты труда" формулируются некоторые признаки определяемого понятия и направления применения.

Минимальный размер оплаты труда - это установленный законодателем минимум оплаты труда в месяц.

Данная величина устанавливается:

<1> Пункт 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18.

В ст. 2 Трудового кодекса РФ перечисляются основные принципы трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, рассматривается понятие справедливой заработной платы в контексте обеспечения достойного существования человека и его семьи. Согласно Всеобщей декларации прав человека "каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение" <2>, а государства, подписавшие Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., "признают право на вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую зарплату" <3>.

<2> Пункт 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. 1998.
<3> Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. N 12.

Конституционный Суд РФ в Определении от 1 октября 2009 г. N 1160-О-О особо обратил внимание на то, что "институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума", а также что "основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей" <4>.

<4> Определение ВС РФ от 25 октября 2013 г. N 69-КГ13-6 Действующее законодательство не содержит оснований взыскания суммы задолженности в судебном порядке с работника, использовавшего отпуск авансом, если работодатель фактически при расчете не смог произвести удержание за неотработанные дни отпуска вследствие недостаточности сумм, причитающихся при расчете // URL: http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=363614#0.

С 1 июля 2016 г. минимальный размер оплаты труда в РФ составляет 7 500 руб. <5>. С 1 июля 2017 г. МРОТ устанавливается в сумме 7 800 руб. в месяц.

<5> Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в ред. от 02.06.2016) "О минимальном размере оплаты труда" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 26. Ст. 2729.

Текущая величина МРОТ зависит от нескольких показателей:

В Рекомендации об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран МОТ N 135 отмечается, что "процедура установления минимальной заработной платы, предусмотренная Конвенцией МОТ N 131, может иметь различные формы, среди которых:

<6> Рекомендация N 135 Международной организации труда "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран" // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конвенцией труда. 1957 - 1990. Т. 2. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1609 - 1612.

При установлении МРОТ акты МОТ требуют принимать во внимание, "...насколько это возможно и приемлемо в соответствии с национальной практикой и условиями, ряд критериев, которые условно можно разделить на две группы:

<7> См.: Минимальные границы заработной платы. Эффективный контракт: Монография / И.Я. Белицкая, Д.Л. Кузнецов, Ю.П. Орловский [и др.]; Отв. ред. Ю.П. Орловский. М.: Контракт, 2015. 128 с.; Синцов Г.В. К вопросу о признании договора незаключенным // Российский судья. 2015. N 6. С. 19 - 21.

На сегодняшний день в Российской Федерации фактически сложилась двухуровневая система защиты минимального уровня оплаты труда работников:

"1) минимальный размер оплаты труда, который устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом, не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения и относится к числу основных государственных гарантий по оплате труда;

  1. размер минимальной заработной платы в субъекте РФ, устанавливаемый для людей, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета, с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ" <8>.
<8> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

Необходимо учитывать, что второй (региональный) уровень установления минимальной заработной платы в субъекте РФ, во-первых, охватывает не всех работников (исключением являются работники организаций, финансируемых из федерального бюджета), а во-вторых, регулируется смешанным императивно-диспозитивным методом.

Минимальная заработная плата в субъектах РФ на основании ч. 6 ст. 133.1 ТК РФ устанавливается региональным соглашением правительства субъекта РФ, объединения профсоюзов и объединения работодателей. Региональный минимальный размер оплаты труда обязаны применять государственные учреждения, финансируемые из бюджетов субъектов РФ и муниципальные учреждения.

Сама возможность заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте РФ носит диспозитивный характер и регулируется на соответствующем уровне социального партнерства. Так, на данный момент из 85 субъектов РФ только в 61 заключены региональные соглашения о минимальной заработной плате.

Субъекты Российской Федерации могут, отталкиваясь от определенного на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, установить более высокий размер минимальной заработной платы с учетом социально-экономических условий и прожиточного минимума на его территории <9>. Так, например, в Новосибирской области с 1 января 2017 г. минимальная заработная плата для работников организаций внебюджетной сферы устанавливается в размере 9 030 руб., для работников организаций внебюджетной сферы (кроме организаций сельского хозяйства) - в размере 10 000 руб. В Тамбовской области с 1 августа 2016 г. для работников внебюджетного сектора экономики заработная плата составит 8 500 руб.

<9> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

Стороны социального партнерства, участвующие в разработке региональных соглашений, зачастую неправомерно выходят за пределы своих полномочий, формируя в них собственные подходы к понятию заработной платы, отличные от обязательного для применения определения, закрепленного в ст. 129 ТК РФ.

Подобные ошибки могут не только приводить к неверному пониманию содержания и смысла соответствующих соглашений, но и при их обжаловании в судебном порядке к самым разнообразным правовым последствиям налогового и трудоправового характера, в т.ч. как к недоплате, так и к переплате подоходного налога и страховых взносов.

Один из вариантов решения проблемы МРОТ, предлагаемый сегодня многими известными специалистами, - осуществить привязку минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации, к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ.

Данное предложение является не бесспорным. С одной стороны, существует подобная международная практика. Более того, подобный опыт уже имел место и в российской истории, а именно в ст. 58 Кодекса законов о труде 1918 г. была закреплена норма, что "размер определяемого тарифным положением вознаграждения во всяком случае не может быть ниже прожиточного минимума, установленного НКТ для населения каждой местности РСФСР", фактически нам предлагается вернуться к опыту первого советского Кодекса законов о труде.

По сути, авторами - разработчиками реформы предлагается создать не имеющую аналогов в истории двухуровневую систему региональных минимальных заработных плат, из которых один уровень будет обязательным и носить централизованный характер, а второй - договорный характер в рамках системы социального партнерства.

Юридически уязвимой представляется и сама доктрина регионализации МРОТ. В странах с федеративным государственным устройством любые процессы, направленные на обособление и изоляцию жителей различных субъектов по каким-либо признакам, применение к ним специальных правил дифференциации, как правило, порождают крайне противоречивые политические и социальные влияния, которые нуждаются в специальном исследовании.

В любом случае Российская Федерация - единое государство, и такая величина, как минимальный размер оплаты, гарантированная ст. 37 Конституции РФ, должна обеспечивать реализацию социальных прав граждан в равной мере по всей территории РФ. Центробежные процессы никогда не способствовали укреплению государственности.

Таким образом, представляется, что на сегодняшний день не просчитаны и не проанализированы ни экономические, ни юридические последствия предлагаемой реформы по регионализации МРОТ.

Более чем столетняя практика применения МРОТ показала как сильные, так и слабые стороны явления, сформировала подходы к его регулированию с учетом национальных, территориальных, отраслевых и иных особенностей. При этом на фоне дискуссий о целесообразности децентрализации МРОТ достаточно явно просматривается переход от централизованного к региональному уровню его установления.

Национальная система защиты минимального уровня оплаты труда работников является двухуровневой (федеральный МРОТ и минимальная заработная плата в регионах).

Сочетание императивного и диспозитивного начал в регулировании минимального уровня оплаты труда в данной системе привело к тому, что в 75% субъектов РФ заключены соответствующие соглашения.

Системными проблемами являются:

Но и предложенная реформа регионализации МРОТ несет в себе ряд противоречий и недостатков, которые не устранятся после ее принятия, а, скорее всего, усугубятся и расширятся.

В частности, основываясь на мировом опыте, необходимо предвидеть возможные последствия реформы в виде усиления миграции из регионов с низким МРОТ в регионы с высоким МРОТ.

Переход к региональному МРОТ может фактически уничтожить сложившуюся систему минимальных заработных плат в субъекте РФ, поскольку и МРОТ, и минимальная заработная плата в субъекте привязаны в итоге к одному показателю - прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъекте РФ.

В дополнительном уточнении нуждается также и порядок определения МРОТ в отдельных случаях (например, для организаций с территориально-распределенной структурой, для дистанционных, надомных работников, в иных ситуациях).

Привлекает внимание ст. 421 Трудового кодекса РФ, которая до неопределенного времени откладывает действие ч. 1 ст. 133 ТК РФ "Установление минимального размера оплаты труда". В этой части законодатель предусмотрел, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума. Трудовой кодекс РФ действует с 2001 г., но до сих пор практического воплощения ст. 133 не получила.

Постановление от 1 декабря 2016 г. N 1275 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2016 г." устанавливает величину прожиточного минимума на душу населения 9 889 руб., для трудоспособного населения - 10 678 руб., пенсионеров - 8 136 руб., детей - 9 668 руб. <10>.

<10> Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2016 N 1275 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2016 г." // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. N 50. Ст. 7093.

Руководствуясь Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, продленным на 2017 год, предполагается поэтапное повышение МРОТ <11>.

<11> Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы (с изм. от 29.12.2016) // Российская газета. N 295. 2013.

Таким образом, первоначальной мерой видится доведение минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума, а вопрос регионализации МРОТ нуждается в детальной проработке. Институт минимальной заработной платы в субъектах выполняет аналогичную функцию, поэтому видится возможным доработать или модернизировать его, а не "перекрыть" или отменить нововведением.

Литература

  1. Минимальные границы заработной платы. Эффективный контракт: Монография / И.Я. Белицкая, Д.Л. Кузнецов, Ю.П. Орловский [и др.]; Отв. ред. Ю.П. Орловский. М.: Контракт, 2015. 128 с.
  2. Синцов Г.В. К вопросу о признании договора незаключенным / Г.В. Синцов // Российский судья. 2015. N 6. С. 19 - 21.