Мудрый Юрист

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства

А.В. Куракин, преподаватель кафедры административного права и административно-служебной деятельности ОВД, МА МВД России, кандидат юридических наук.

Свобода внешнеэкономической деятельности для российских предпринимателей и открытость российской экономики для иностранных инвестиций, снятие многих административных запретов и ограничений на въезд иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию и пребывание их здесь, развитие деловых связей и туризма - все это повлекло резкое увеличение числа иностранных граждан и лиц без гражданства, приезжающих к нам и проживающих в нашей стране длительное время <*>.

<*> См.: Маковский А.Л. Вступительная статья // Правовое положение иностранных граждан в России. М., 1996.

Таким образом, в связи с развитием современных международных отношений проблема правового регламентирования выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации приобретает все большее значение, так как далеко не все иностранные граждане и лица без гражданства посещают нашу страну с миролюбивыми целями, о чем свидетельствуют следующие цифровые показатели: так, за три месяца нынешнего года иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории города Москвы было совершено 41357 административных правонарушений, что на 15819 больше, чем за аналогичный период 1999 года, и выдворено за указанный период 1180 человек <*>.

<*> Сведения по административной практике ОВИР ОУВД, РУВД г. Москвы за январь - март (на 29.03.2000) 2000 года.

В Законе СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" <*> статья 31 предусматривает "Выдворение из пределов СССР" <**>. Ныне, естественно, этот нормативный акт устарел, и, несмотря на его важность, в современный период он не может урегулировать весь комплекс общественных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

<*> ВВС СССР. 1981. N 26. Ст. 836.
<**> Термин "СССР" употребляется как синоним термина "Россия", поскольку в период с октября 1917 года по декабрь 1991 года Российское государство фактически существовало в границах Союза ССР и являлось правопреемником Российской империи.

Так, статья 31 указанного Закона установила общее правило о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации. Ее практическая реализация в современный период может быть успешной лишь в том случае, если основные положения законодателя найдут всестороннее и полное отражение в системе подзаконных актов.

Учитывая это, необходимо коротко остановиться на понятии, вкладываемом в категорию "выдворение", поскольку исследование конкретного вопроса практически в любой отрасли знаний требует прежде всего определить понятийный аппарат, с которым предстоит работать. В связи с этим важное значение приобретает прежде всего правильное понимание и истолкование самого понятия "выдворение".

Известно, что в действующих международно-правовых актах употребляется термин "высылка иностранных граждан" как наиболее общее понятие.

Такой термин, в частности, употребляется в Международном пакте "О гражданских и политических правах", принятом Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. (ст. 13). В настоящее время в законодательстве ряда зарубежных государств (Германии, США, Франции, Японии, Швеции, Швейцарии, Финляндии) встречаются следующие термины, обозначающие различные формы удаления из страны пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения: "выселение" (имеется в виду переселение в другой регион страны), "высылка", "выдворение", "изгнание", "принудительная высылка" и др.

Термин "высылка" использовался и в дореволюционном законодательстве царской России <*>. Однако и там различались высылка в административном порядке и высылка по судебным приговорам. В советской (российской) учебной и научной литературе также, как правило, использовалось понятие "высылка за пределы СССР" <**>.

<*> См.: Об иностранцах в России: Сборник узаконений, трактатов, с относящимися к ним правительственными и судебными разъяснениями / Составитель М.И. Мышь. Спб., 1888. С. 330 - 340.
<**> См., например: Богуславский М.М., Рубанов А.А. Правовое положение иностранцев в СССР. М., 1962. С. 137; Яворский В.Д. Правовое положение иностранцев в СССР: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Киев, 1977. С. 22 и др.

Таким образом, налицо определенная коллизия использования понятий, определяющих деятельность государственных органов по удалению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы территории государства, нарушающих установленные правила пребывания. Думается, что в данной связи необходимо внести определенную ясность, прежде всего в содержание понятия "выдворение", которое употребляется в ст. 31 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" и в ст. 24, п. 8, КоАП РСФСР.

По нашему мнению, данная правовая категория применительно к законодательству Российской Федерации должна пониматься в самом широком смысле в качестве синонима традиционно используемого термина "высылка". Это диктуется необходимостью приведения законодательства России в соответствие с международно-правовыми актами, разработанными и принятыми с участием Российской Федерации <*>. Кроме того, нельзя не учитывать и традиционно сложившееся в научной литературе понимание удаления из страны иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушающих установленные государством правила пребывания, как их высылку за пределы территории Российской Федерации.

<*> См., например: Международный пакт о гражданских и политических правах // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 291; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Сборник международных документов. М., 1997. С. 46 - 51.

Выдворение из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства не является односложным актом. Оно может осуществляться в нескольких основных формах и зависит от категории иностранного гражданина. То есть при классификации иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране следует учитывать срок пребывания в Российской Федерации (постоянно или временно пребывающие иностранные граждане или лица без гражданства), цель пребывания (туристическая поездка, приглашения родственников или знакомых и т.п.), деликтоспособность (подлежащие ответственности на общих основаниях с гражданами России и пользующиеся дипломатическим иммунитетом) и другие обстоятельства <*>.

<*> См.: Куракин А.В. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и роль органов внутренних дел в его обеспечении. Автореф. дис. канд. юрид. наук М., 2000. С. 12.

Так, решение о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в нашу страну в качестве туристов или по частным делам и уклоняющихся от выезда из Российской Федерации по истечении определенного им срока пребывания, принимает МВД, УВД, ГУВД - субъектов Российской Федерации по согласованию с органами Федеральной службы безопасности и при необходимости с МИД России. Законодательным основанием выдворения является положение ст. 31 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" и пункты 37 - 41 Правил пребывания иностранных граждан в СССР, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 апреля 1991 г. N 212 <*>, а также ведомственные нормативные акты МВД, ФСБ, ФПС России и других государственных органов, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране.

<*> СП СССР. 1991. N 12 - 13. Ст. 55.

Письменные ходатайства о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства перед МВД, УВД, ГУВД субъектов Российской Федерации возбуждают министерства, ведомства, образовательные учреждения и иные организации, осуществляющие прием указанных лиц, незамедлительно при наличии к тому оснований. В случаях, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства прибыли в частном порядке или не установлена принимавшая его организация, материалы на выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства оформляются органами внутренних дел по согласованию с органами федеральной службы безопасности.

Несколько отличается порядок выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в нашей стране. Для их выдворения МВД, УВД, ГУВД - субъекта Российской Федерации подготавливают архивное дело иностранного гражданина и лица без гражданства, к которому приобщаются паспорт (взамен выдается справка), справка с места жительства и работы, постановление о выдворении (два экземпляра) утвержденное руководством МВД, УВД, ГУВД - субъекта Российской Федерации, в котором излагаются основания выдворения. Эти материалы направляются в МВД России, которое, согласовав вопрос о выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства с органами ФСБ и МИД России, выносит соответствующее заключение. По получении из МВД России указания о выдворении МВД, УВД, ГУВД объявляет лицу о принятом решении, оформляет выездную визу и сообщает о сроке выезда. При вручении визы лицо предупреждается под расписку о том, что в случае невыезда в указанный срок оно будет выдворено в принудительном порядке.

Порядок выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию по служебным, частным и иным делам, немного проще. Органы внутренних дел субъектов Российской Федерации, согласовав с органами ФСБ материалы, при отсутствии возражений с их стороны принимают решение, которое оформляется путем утверждения руководством МВД, УВД, ГУВД соответствующего заключения. О принятом решении иностранным гражданам или лицу без гражданства, находящимся в России по частным делам, объявляется на личном приеме. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим по иным делам, сообщается решение о выдворении, паспорта и въездные визы вручаются в присутствии представителя принимающей организации в течение 24 часов после вынесения заключения. Иностранные граждане и лица без гражданства предупреждаются под расписку о том, что в случае невыезда в указанный в визе срок они выдворяются в принудительном порядке. Выдворению из Российской Федерации в принудительном порядке подлежат также иностранные граждане и лица без гражданства, которым сокращен срок пребывания в нашей стране за нарушения законодательства о правовом положении иностранных граждан, и злостно уклоняющиеся от выезда в указанный им срок. Выдворение под конвоем (в принудительном порядке) осуществляется в настоящее время только с санкции прокурора, за три первых месяца текущего года данный порядок выдворения был применен в городе Москве в отношении 123 иностранных граждан.

Данное правило не распространяется на лиц, пользующихся в соответствии с законодательством России и международными договорами Российской Федерации привилегиями и иммунитетами (п. 42 Правил пребывания иностранных граждан).

Все вышеперечисленные формы выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства применяются на практике. Они отличаются одна от другой объемом и интенсивностью применения принудительных мер. Полагаем, что в разрабатываемых Федеральном законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотренные формы выдворения должны быть четко разграничены.

Помимо этого, необходимо оптимально решить проблему уровня принятия решений о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Сейчас, как мы видим, установлена излишняя централизация в предоставлении права о принятии решений о выдворении граждан зарубежных государств и лиц без гражданства из нашей страны. На наш взгляд, необходимо расширить круг органов внутренних дел, компетентных принимать решения по этому вопросу, оставив за центральными аппаратами лишь контрольные функции. Это повысит ответственность горрайорганов внутренних дел, а также будет способствовать более оперативному принятию подобных решений и их реализации. В городе Москве в настоящее время право принятия решения о выдворении предоставлено начальникам Управления внутренних дел административного округа.

В российской юридической литературе вопросу выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства не уделено должного внимания, а также дискуссионным остается вопрос о правовой природе выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства с территории нашей страны.

В ст. 31 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" <*> говорится, что иностранный гражданин может быть выдворен из пределов России:

<*> ВВС СССР. 1981. N 26. Ст. 836.
  1. если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;
  2. если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан России и других лиц;
  3. если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, таможенное, валютное и иное российское законодательство.

Данные пункты Закона являются основанием для выдворения, которые нуждаются в конкретизации и детализации, прежде всего в законодательных актах в связи с современной международной тенденцией законодательного регулирования этого вопроса, поскольку они носят предельно общий и неконкретный характер.

В связи с этим более детальное и четкое определение в проекте КоАП России перечня проступков, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также иных обстоятельств, за которые к ним может быть применено выдворение, способствовало бы укреплению правопорядка в местах пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, а также совершенствованию контроля за данной категорией лиц уполномоченными государственными органами.

Основанием для административного выдворения является также незаконное пересечение Государственной границы иностранными гражданами и лицами без гражданства, в отношении которых принято решение о привлечении к административной ответственности (ст. 183.1 КоАП РСФСР).

Обращаясь к КоАП РСФСР, следует отметить, что данный акт установил общие правила наложения всех административных взысканий и их содержание, за исключением административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан, осуществляемого преимущественно органами внутренних дел и регламентируемого инструкциями и приказами МВД России, что, на наш взгляд, в настоящее время не соответствует Конституции России и международно-правовому уровню регламентации данного вопроса.

Раскрывая содержание административного выдворения (ст. 32.1 КоАП РСФСР), законодатель не определил ни одного состава административного правонарушения с этой санкцией, подведомственного органам внутренних дел. А на практике в настоящее время именно органы внутренних дел выдворяют абсолютное большинство иностранных граждан и лиц без гражданства за неоднократное нарушение правил пребывания в России, а также при отказах в возбуждении уголовных дел или их прекращения в связи с возможностью выдворения. Тому подтверждение следующие цифровые показатели административной практики органов внутренних дел города Москвы. Так, с территории города Москвы в 1999 г. было выдворено органами внутренних дел 10092 иностранных гражданина и лица без гражданства, грубо нарушающих правила пребывания <*>.

<*> См.: Сведения по административной практике ОВИР ОУВД, РУВД г. Москвы.

В связи с этим соответствующие изменения, в том числе по подведомственности и по санкциям, должны быть внесены в ст. ст. 184 и 203 КоАП РСФСР <*>.

<*> См.: Виноградов А.Ф. Административная юрисдикция органов внутренних дел. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1996. С. 13.

Далее следует сказать, что анализировать природу административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации важно с учетом правотворческой и правоприменительной практики. Прежде всего следует подчеркнуть, что выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации - это мера административного принуждения.

Далее следует рассмотреть, к какому виду мер административного принуждения относится выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства.

Анализ российского законодательства и административно-юрисдикционной практики свидетельствует, что выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства может выступать как мера административного предупреждения, как мера административного пресечения и как мера административного взыскания. В качестве административно-принудительной меры выдворение выступает, когда, например, выясняется, что иностранный гражданин или лицо без гражданства является душевнобольным, страдает инфекционным заболеванием в тяжелой форме и т.д. В данном случае его выдворение не связано с правонарушением. Оно преследует цель предупреждения инфекционных заболеваний, наступление тяжких нежелательных последствий.

Аналогично обстоит дело, когда с учетом выяснения личности иностранного гражданина или лица без гражданства есть основания считать, что они могут причинить ущерб интересам обеспечения государственной безопасности или правопорядку.

В качестве меры пресечения выдворение применяется в тех случаях, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства допускает в течение продолжительного времени систематическое нарушение общественного порядка. Например, когда он по истечении срока пребывания не убывает в свою страну, когда нарушает порядок передвижения и т.д. При таких ситуациях важно приостановить, пресечь антиобщественную деятельность иностранного гражданина и лица без гражданства. Эту роль и выполняют специальные меры административно-правового пресечения. Меры административного пресечения применяются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, пересекающих Государственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.

В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политического убежища, органы Федеральной пограничной службы (ФПС) задерживают их и в официальном порядке передают властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу России. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором России с этим государством, органы ФПС выдворяют их за пределы нашей страны в определенных ФПС России местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы России из пунктов пропуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором России с соответствующим государством.

Санкции за совершение административных правонарушений реализуются посредством применения административных взысканий. Их исполнение обеспечивается мерами властно-принудительного характера.

К сожалению, действующее законодательство недостаточно последовательно при определении содержания и роли административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства.

В Законе СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" законодатель не признает выдворение мерой взыскания, ответственностью. И это видно из самого названия 4-го раздела "Ответственность иностранных граждан. Сокращение срока пребывания. Выдворение", из того, что ответственность и выдворение из пределов России формулируется в разных статьях Закона. Это обусловлено тем, что данный Закон был принят задолго до принятия соответствующих дополнений в КоАП РСФСР. Помимо этого, следует заметить, что ст. 184 КоАП РСФСР выдворение в качестве меры административного взыскания за нарушения иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания в России также не предусматривает.

Так, в ст. 24 КоАП РСФСР как вид административной санкции выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства относится к мере административного взыскания, применяемое к иностранным гражданам и лицам без гражданства, грубо нарушившим российское законодательство. Основная цель этой меры административного принуждения состоит в обеспечении безопасности личности, общества и государства, воспитании лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения российских законов, а также в предупреждении совершения им новых правонарушений, а также в предупреждении совершения правонарушений другими лицами.

Законодатель также не раскрывает содержания принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу, контролируемого самостоятельного выезда из России выдворяемых (ст. 32.1 КоАП РСФСР).

На наш взгляд, речь в данной статье закона идет, во-первых, о сокращении срока пребывания, закрытии визы, во-вторых, о принудительном содержании в спецучреждении до оформления документов по выдворению с последующим выездом под контролем органов внутренних дел во всех случаях. Эти действия должны быть отражены в специальных статьях КоАП, ибо эта процедура связана с ограничением прав человека, практически с нахождением его под стражей <*>.

<*> См.: Виноградов А.Ф. Указ. работа. С. 14.

По степени тяжести правовых последствий выдворение является одной из более серьезных мер среди других видов административных взысканий, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Этот вид административного взыскания тесно связан с обеспечением государственной безопасности.

Особую актуальность в современных социально-экономических условиях приобрела проблема возвращения иностранных граждан и лиц без гражданства после окончания срока работы в России в страну постоянного проживания. Обычно транспортные расходы по их возвращению несли российские организации и предприятия, в которых они работали. Но в связи со спадом производства и массовой неплатежеспособностью многие организации-работодатели не в состоянии оплатить обратный проезд иностранным работникам, в результате чего тысячи иностранных граждан надолго "оседают" в России без каких-либо законных на то оснований. Поэтому отчасти спасти ситуацию должен Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114 "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <*>, в качестве одного из оснований отказа во въездной визе устанавливается невозможность подтвердить наличие средств для выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации (ст. 26, п. 1).

<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 148.

Помимо этого, Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" установлены следующие обстоятельства, при наличие которых иностранным гражданам и лицам без гражданства въезд в нашу страну может быть не разрешен, если они: в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации нарушили правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, таможенные правила, санитарные нормы, - до устранения нарушения; сообщили о себе или о целях своего пребывания заведомо ложные сведения.

Помимо этого, в ст. 27 вышеупомянутого Закона закреплено, что въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства не разрешается в случаях, если: это необходимо в целях обеспечения безопасности государства; в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации они были осуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, - в течение пяти лет после отбытия наказания за совершение преступления или в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке; они ходатайствуют о российской визе на срок более трех месяцев и не предоставили сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, - до предоставления такого сертификата.

На наш взгляд, оправданны усилия органов исполнительной власти некоторых субъектов Российской Федерации по созданию дополнительных гарантий для своевременного выезда иностранных работников в страну постоянного проживания.

Так, Положение о привлечении и использовании в городе Москве иностранной рабочей силы, утвержденное распоряжением мэра Москвы от 24 мая 1994 г. <*>, предусматривает, что расходы по возвращению (выдворению) иностранных граждан по окончании срока трудового договора (контракта) или в иных случаях аннулирования разрешения по любым причинам несут работодатели. Заключение правительства Москвы о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы выдается работодателю после перечисления им средств в размере стоимости проезда в страну постоянного пребывания на каждого привлекаемого (эти средства возвращаются работодателю при фактической оплате проезда). Организации, отказывающиеся нести расходы по возвращению иностранных граждан, лишаются права привлечения иностранной рабочей силы (п. 4). Положительный опыт Москвы в этом направлении может быть воспринят и другими субъектами Российской Федерации, на территории которых осуществляют свою трудовую деятельность иностранные граждане и лица без гражданства.

<*> Вестник мэрии Москвы. 1994. N 13.

Следует обратить внимание еще на одну проблему, что федеральным законодательством не установлен строго определенный круг административных правонарушений, за совершение которых регистрация иностранного гражданина может быть прекращена досрочно, но решения о сокращении срока пребывания иностранных граждан принимаются органами внутренних дел (п. 38 Правил пребывания иностранных граждан).

В связи с этим в разрабатываемых Федеральном законе "О правовом положении иностранных граждан в России" и КоАП РФ следует более четко и детально предусмотреть перечень проступков, за совершение которых может быть применено сокращение срока пребывания. Субъекты Российской Федерации в свою очередь должны регулировать отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства в части, не урегулированной федеральным законодательством, с учетом своих социально-экономических и иных условий.

В соответствии с Конституцией России, Законом СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" особое значение приобретают вопросы соблюдения законности при осуществлении выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. В ст. 21 данного Закона говорится о том, что иностранные граждане в России имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

В этой связи возникает вопрос о гарантии законности решений о выдворении из страны того или иного иностранного гражданина или лица без гражданства. Международный пакт о гражданских и политических правах в ст. 13 указывает, что иностранный гражданин может быть выслан за пределы государства пребывания на основании решения, вынесенного в соответствии с законом. Это требование Пакта, как справедливо отмечает Я. Броунли, вносит "некоторые ограничения свободы усмотрения государства при высылке иностранных граждан" <*>. Именно эти ограничения усмотрения государства в вопросах выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащиеся в международно-правовых актах, предусматривают установление системы гарантий, соблюдение законности при принятии решений о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства и их исполнении. Российское законодательство в этом плане полностью соответствует международно-правовым актам.

<*> См.: Броунли Я. Международное право. Книга 2. М., 1977. С. 199.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на еще один прикладной аспект проблемы административного выдворения. Так, в связи с жалобой лица без гражданства Яхья Дашти Гафура Конституционный Суд России от 17 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности положения ч. 2 ст. 31 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" постановил, что пребывающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства в случае выдворения из Российской Федерации в принудительном порядке могут быть до судебного решения подвергнуты задержанию на срок, необходимый для выдворения, но не свыше 48 часов. Сверх указанного срока лицо может оставаться задержанным лишь по судебному решению и лишь при условии, что без такового задержания решение о выдворении не может быть исполнено, п. 6 <*>. Судебная практика по данным делам предоставляет срок задержания до момента выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства один месяц. Как показывает правоприменительная практика органов внутренних дел, этого срока не всегда достаточно, поскольку мероприятия по установлению личности правонарушителя, сбор необходимых документов (получение запросов из зарубежных государств) занимают гораздо большее время. В связи с этим в проекте КоАП России необходимо закрепить порядок продления данного срока в судебном порядке. В связи с этим оправданно закрепленное в проекте КоАП Российской Федерации в статье 3.10 положение о том, что административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного взыскания устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 9. Ст. 1142.

Резюмируя вышеизложенное, следует заключить, что в настоящее время, когда осуществляется процесс приведения российского законодательства в соответствие с требованиями Конституции России и международно-правовыми актами, необходимо в Федеральном законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определить конкретный перечень оснований для выдворения из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, порядок обжалования иностранными гражданами и лицами без гражданства решений компетентных органов о выдворении, постановлений о задержании для последующего выдворения. Необходимо законодательно установить возможность отмены решения о выдворении из страны в судебном порядке.

Такова юридическая природа выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, таковы ведущие направления реализации этого важного правового института, ориентированного на укрепление правопорядка в нашей стране.

Думается, что затронутые нами проблемы совершенствования нормативного регулирования выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства должны быть решены на законодательном уровне, ибо реализация этой меры требует комплексного участия целого ряда заинтересованных государственных органов.