Мудрый Юрист

Закон о статусе судей требует корректировок

Канцеляров Александр Валерьевич, советник юстиции, заместитель прокурора города Оленегорска Мурманской области.

В статье кратко исследуется уровень образования, необходимый при назначении судьей.

Ключевые слова: высшее юридическое образование, дипломированный специалист, укрупненная группа специальностей, квалификация "юрист", Республика Беларусь.

Law on Judge Status Needs Adjustments

A.V. Kantselyarov

Kantselyarov Aleksandr V., Counsellor of Justice, Deputy Prosecutor of Olenegorsk, the Murmansk Region.

The article gives a brief study of the level of education required at judge appointment.

Key words: higher legal education, certified specialist, consolidated group of majors, qualification - lawyer, the Republic of Belarus.

Федеральным законом от 06.04.2015 N 69-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о статусе судей в РФ) и Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона о статусе судей в РФ изложен в следующей редакции: "Судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция".

При внесении изменений учтена высказанная в отдельных определениях Верховного Суда РФ правовая позиция в отношении того, что степень "бакалавр" федеральным законодательством определена в качестве первого уровня высшего профессионального образования, которая дает право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования - программе магистратуры, следовательно, недостаточна для того, чтобы претендовать на должность судьи <1>.

<1> Определения Верховного Суда РФ от 10 декабря 2003 г. N 13-Г03-13, от 16 июля 2008 г. N 41-Г08-12, от 11 ноября 2009 г. N 41-Г09-21, от 23 мая 2012 г. N 53-АПГ12-3.

На первый взгляд данное требование закона логичное, но в разрезе законодательства об образовании остаются неясными отдельные положения.

Согласно ст. 69 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

В настоящее время имеется укрупненная группа "Юриспруденция", в которую входят юристы по специальностям: "Правовое обеспечение национальной безопасности", "Правоохранительная деятельность", "Судебная и прокурорская деятельность".

Приказом Минобрнауки России от 16.11.2016 N 1424 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.02 "Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)".

Приказом Минобрнауки России от 19.12.2016 N 1614 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.01 "Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета)".

Приказом Минобрнауки России от 16.02.2017 N 144 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 "Судебная и прокурорская деятельность (уровень специалитета)".

Выпускник, являющийся дипломированным специалистом по одной из приведенных специальностей, считается лицом, имеющим высшее юридическое образование. Юристов по специальности "Юриспруденция" в настоящее время не готовят. Наименование "Юриспруденция" в действующих нормативных актах декларируется как направление подготовки, а поэтому законодателем в последнее время не используется ссылка на специальность "Юриспруденция".

Так, Федеральным законом от 28.12.2016 N 504-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 16 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" ч. 2 ст. 16 изложена в следующей редакции: "На должности следователей, помощников следователей и помощников следователей-криминалистов следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных подразделений Следственного комитета в исключительных случаях в порядке, определяемом Председателем Следственного комитета, могут назначаться граждане, обучающиеся по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования, относящейся к укрупненной группе специальностей и направлений подготовки "Юриспруденция", не менее половины срока получения образования, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, и не имеющие академической задолженности".

При установлении профессиональных стандартов нередко используется ссылка на наличие специальности, входящей в укрупненную группу специальностей. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 29.05.2014 N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (ред. от 10.04.2015) к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования: наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление", либо по направлению подготовки "Юриспруденция".

В соответствии с "ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 N 276-ст) (дата введения - 01.01.2004) (ред. от 31.03.2010) укрупненные группы специальностей и направлений подготовки объединяют совокупности специальностей и направлений подготовки, относящихся к какой-либо широкой предметной области. Направления подготовки выделяют более узкую предметную область в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, к которым они принадлежат. Специальности выделяют в рамках направлений подготовки конкретную профессиональную область. Квалификация по направлению подготовки и (или) специальности высшего образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач.

Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) по направлениям подготовки (специальностям) "Правовое обеспечение национальной безопасности", "Правоохранительная деятельность", "Судебная и прокурорская деятельность". Этими стандартами предусмотрено изучение значительного объема юридических дисциплин, совпадающих с юридической подготовкой бакалавров и магистров по направлению подготовки "Юриспруденция" (около 95% трудоемкости базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО направлений подготовки (специальностей) "Правовое обеспечение национальной безопасности", "Правоохранительная деятельность") <2>, а также с ранее действовавшей специальностью "Юриспруденция".

<2> Свистунов А.А. Проблемы определения понятия "высшее юридическое образование" и создания укрупненной группы направлений подготовки (специальностей) "Юридические науки" // Юридическое образование и наука. 2012. N 4. С. 22 - 23.

Т.Г. Нехаева в своей статье "Конституционный статус судьи - гарантия судебной защиты прав и свобод гражданина" (Администратор суда, 2009, N 2) приводит доводы в пользу того, что кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование; высшим юридическим образованием признается образование, полученное в соответствии с требованиями, установленными законодательством Союза ССР, или подтвержденное присвоением ему квалификации "дипломированный специалист" или "магистр" по специальностям "Юриспруденция", "Правоведение" или "Правоохранительная деятельность" в соответствии с законодательством Российской Федерации <3>.

<3> Нехаева Т.Г. Конституционный статус судьи - гарантия судебной защиты прав и свобод гражданина // Администратор суда. 2009. N 2. С. 4 - 8.

С этими выводами нельзя не согласиться, поскольку подобное толкование в полной степени соответствует требованиям действующего законодательства об образовании. Иное толкование фактически означало бы необходимость получения лицом, являющимся дипломированным специалистом в области юриспруденции, второго высшего юридического образования, наименование которого бы совпадало с названием специальности в Законе о статусе судей в РФ.

Для сравнения можно привести пример определения уровня образования кандидатов в судьи в Республике Беларусь.

Так, Законом Республики Беларусь от 22 декабря 2016 г. N 13-3 "Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей" установлено, что кандидатом на должность судьи суда общей юрисдикции может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации "Юрист" и (или) "Юрист со знанием экономики", стаж работы по специальности не менее трех лет, порядок исчисления которого устанавливается Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

Анализ указанных требований законодательства Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей показывает, что основной акцент при определении образовательного уровня делается на квалификации.

С учетом того что квалификация по направлению подготовки и (или) специальности высшего образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач, считаем, что соответствующие требования по квалификации специалиста должны быть отражены в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

Резюмируя изложенное, полагаем необходимым изложить подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" в следующей редакции: "Судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование по квалификации "юрист" по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования, относящейся к укрупненной группе специальностей "Юриспруденция", или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция".

Литература

  1. Нехаева Т.Г. Конституционный статус судьи - гарантия судебной защиты прав и свобод гражданина // Администратор суда. 2009. N 2. С. 4 - 8.
  2. Свистунов А.А. Проблемы определения понятия "высшее юридическое образование" и создания укрупненной группы направлений подготовки (специальностей) "Юридические науки" // Юридическое образование и наука. 2012. N 4. С. 22 - 23.