Мудрый Юрист

Привлечение к уголовной ответственности за заведомо ложный донос

М. Николаев, прокурор Мензелинского района Республики Татарстан.

В апрельском номере журнала "Законность" за 1999 г. была опубликована статья С. Нафиева и А. Васина "Право на защиту - не беспредельно", в которой был поставлен вопрос об ответственности обвиняемых и подозреваемых за заведомо ложное указание ими на конкретное реальное лицо как совершившее данное преступление. Позиция авторов инициировала интерес к затронутой проблеме.

В нашем небольшом сельском районе ст. 306 УК РФ практически не применялась, причем не только по фактам злоупотребления правом на защиту, но и по другим случаям. В прокуратуре и дежурной части РОВД заявителей знакомили с этой нормой УК крайне формально, не разъясняя ее содержание, либо не знакомили вовсе. Мы пересмотрели такую практику. И жизнь вскоре показала, что использование этой нормы может оказать серьезное профилактическое воздействие, облегчить расследование преступлений и предотвратить злоупотребления правом на защиту.

Наша районная прокуратура разработала бланк протокола разъяснения обвиняемому (подозреваемому) положений ст. 306 УК РФ и внедрила его не только в свою деятельность, но и органов милиции. Соответствующий протокол составляется перед началом допроса обвиняемых или подозреваемых либо непосредственно в ходе допроса, когда допрашиваемый указывает на конкретное лицо как причастное к преступлению.

В первое время новшество воспринималось и обвиняемыми, и их адвокатами негативно. Многие защитники рекомендовали своим клиентам не подписывать такие протоколы. Однако сейчас эта процедура успешно реализуется. Постепенно пришло осознание того, что эти меры не нарушают права на защиту.

Ведь право обвиняемого (подозреваемого) на защиту - это его право защищаться от обвинения (подозрения) любым, но не противозаконным способом. А при заведомо ложном доносе он, стремясь выгородить себя, обвиняет другого человека в преступлении, которого тот не совершал. Такие действия представляют большую общественную опасность, и оставлять их безнаказанными нельзя.

С этой целью был также составлен бланк протокола разъяснения положений ст. 306 УК в связи с подачей заявления о совершении преступления. Такие бланки применяются в дежурной части РОВД.

Превентивное воздействие протокола разъяснения об ответственности за заведомо ложный донос несомненно. Но порой этого бывает недостаточно. Мы, например, столкнулись с ситуацией, когда обвиняемый "уличал" работника милиции в применении насилия для признания вины и получения "нужных" показаний. Однако, как выяснилось, обличения в адрес оперативного работника были надуманными и преследовали единственную цель - создать видимость мотивированного отказа от своих первоначальных признательных показаний, полученных, кстати сказать, в полном соответствии с требованиями уголовно - процессуального закона. По результатам проверки этого заявления было принято постановление об отказе в возбуждении уголовного дела против работника милиции, а обвиняемому вменена ст. 306 УК РФ. Приговор по делу, предусматривающий наказание в виде лишения свободы, в том числе и 2 года за заведомо ложный донос, вступил в законную силу.

Всего же по району за прошлый год состоялось четыре обвинительных приговора за заведомо ложный донос. Все они вступили в законную силу. Для района, в котором проживает 30 тыс. жителей, это довольно внушительный показатель. По одному из таких дел в применении насилия ложно обвинялся судья. Причем районный суд принял решение о прекращении уголовного дела в связи с изменением обстановки. Однако по нашему протесту это решение было отменено, дело направлено в суд соседнего района, который вынес обвинительный приговор по ст. 306 УК.

Таким образом, нам удалось не только предотвратить неправомерное использование права на защиту, но и уменьшить поток обращений, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 109 УПК РСФСР, т.е. по сути наладить практику применения ст. 306 УК РФ в полном объеме. И прежде всего за счет предупредительного воздействия. Убежден, что такой подход способствует защите прав и свобод человека и гражданина, раскрытию и расследованию преступлений. Возможно, наш опыт окажется полезным для использования в других регионах.