Мудрый Юрист

Отдельные проблемы взимания земельного налога в Российской Федерации

Вербина Оксана Леонидовна, доцент кафедры финансового и предпринимательского права Курского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент.

В статье рассмотрены особенности земельного налога как разновидности местных налогов и сборов в РФ. Исходя из имеющихся проблем в сфере взимания земельного налога и в свете изменений земельного законодательства, обозначены некоторые мероприятия, которые позволят усовершенствовать налоговую политику в отношении правообладателей земельных участков, пополнить бюджеты муниципалитетов для решения первоочередных социально-экономических проблем территорий.

Ключевые слова: земельный налог, земельный участок, кадастровая стоимость, органы местного самоуправления.

Separate Issues of Land Tax Charge in the Russian Federation

O.L. Verbina

Verbina Oksana L., Assistant Professor of the Department of Financial and Entrepreneurial Law of the Kursk State University, Candidate of Historical Sciences, Assistant Professor.

The article describes the features of the land tax as a variety of local taxes and fees in the Russian Federation. Based on the existing problems in the field of collection of land tax, and in the light of changes in land legislation, marked some of the activities that will improve the tax policy in respect of holders of land, to replenish the budgets of municipalities to address the priorities of socio-economic problems of territories.

Key words: land tax, land, cadastral value, local governments.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 164-ФЗ (далее - НК РФ) в ст. 15 к местным налогам и сборам относит земельный налог. Он устанавливается НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Изменение и отмена земельного налога производятся аналогичным способом.

В городах федерального значения действуют законы данных субъектов РФ, на основании которых, помимо НК РФ, производятся установление, взимание, изменение и прекращение земельного налога на территориях городов федерального значения. Например, на территории города Москвы действует Закон г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге".

Поскольку земельный налог является местным, представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти городов федерального значения самостоятельно в нормативно-правовых актах устанавливают налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога в пределах, которые обозначены в НК РФ <1>.

<1> Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации "Земельный налог" // СПС "КонсультантПлюс".

Органы местного самоуправления при введении налога в соответствии с п. 2 ст. 387 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ вправе установить налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Другие элементы этого налога (объект, налоговая база, период) регулируются НК РФ и не могут изменяться местными органами <2>.

<2> Титов В.В. Военнослужащим о налогах! (земельный налог) // Военно-юридический журнал. 2015. N 9. С. 14 - 17.

Налогоплательщиками земельного налога признаются юридические и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено законом.

Пункт 4 ст. 391 НК РФ закрепляет положение, в соответствии с которым для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (Росреестром).

Исторически Российское государство отличалось огромной территорией и постоянно расширяло ее, поэтому земля всегда являлась важнейшим объектом налогообложения. Земельный налог является одним из главных источников пополнения бюджетов муниципалитетов. Однако на сегодняшний день взимание земельного налога в местные бюджеты осуществляется не в полном объеме, что приводит к их дефициту и лишает органы местного самоуправления возможности решать свои насущные социально-экономические проблемы.

Совершенствование взимания земельного налога должно происходить с учетом исторического опыта, а также использования практики сборов земельного налога за рубежом. Интересен опыт данной процедуры в отдельных странах, например, таких как Франция, Германия, США или Канада. В этих государствах земельный налог также является местным налогом и составляет основную часть доходов муниципального бюджета. Так, в Германии и Франции он составляет около 75%, в США - 95%, в Канаде - 81% <3>. Таким образом, собираемость земельного налога в этих странах довольно высокая.

<3> Курков И.И. Анализ основных направлений совершенствования механизма исчисления и уплаты земельного налога в России // Вестник современной науки. 2015. N 5 (5). С. 74 - 79.

Следует учитывать, что потребность взимания налогов в пользу государства в обществе всегда принимается весьма негативно, по этой причине насущной проблемой считается формирование успешной налоговой политики как на уровне всего государства, так и на местном уровне. Муниципально-правовая политика является производной от государственной <4>, именно поэтому актуальной является разработка и активизация мероприятий повышения сборов от земельного налога, который считается одним из ключевых источников прибыльной доли местных бюджетов. В настоящее время поступления от земельного налога чрезвычайно незначительны. В муниципальном "кошельке", по данным Минфина России, доля земельного налога в доходах бюджета муниципалитета составляет около 3%. При этом долгое время почти 80% земли в России было выведено из налогооблагаемой базы земельного налога, поскольку эта земля относится к федеральной собственности (лесной фонд, земли запаса и т.д.), что лишает органы местного самоуправления стабильного источника доходов от земельного налога, а выпадающие доходы не компенсируются <5>.

<4> Мигущенко О.Н. Кадровая политика: системный подход // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. N 4. С. 18 - 23.
<5> URL: http://www.samoupravlenie.ru/36-01.php.

В настоящее время размер земельного налога не зависит от экономических итогов деятельности налогоплательщика, на него оказывает влияние только кадастровая оценка земельного участка, на которую влияют его размер и расположение, плодородность, вид территории. Обладая большим земельным пространством, российское государство должно стремиться к использованию земли наиболее результативно. Об этом свидетельствует проводимая в настоящее время политика упрощения предоставления земельных участков гражданам, особенно на территории Дальнего Востока, практически каждый гражданин имеет право подать заявку на так называемый "дальневосточный гектар". Ряд нововведений в земельном законодательстве в последнее время можно назвать "земельной реформой" в государстве <6>, одно из направлений которой предусматривает перераспределение земельных участков из государственной собственности в муниципальную. Причиной данного процесса, наряду с другими, является и увеличение количества правообладателей земель, на которых будет возложена уплата земельного налога. Тем самым государство стремится стимулировать применение, охрану и осваивание территорий и усилить контроль за их использованием.

<6> Вербина О.Л. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд: новое в российском законодательстве // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 2. С. 28 - 31.

Для увеличения эффективности сборов от земельного налога следует проанализировать сведения о землепользователях, существующих в муниципалитете, и ужесточить меры ответственности по представлению надлежащей информации со стороны Росреестра в налоговый орган. На наш взгляд, в любом муниципальном образовании следует широко применять мероприятия по взаимодействию налоговых и муниципальных органов по всестороннему учету объектов налогообложения по земельному налогу, т.к. решение проблемы увеличения собираемости земельного налога и пополнения местных бюджетов зависит от межведомственного взаимодействия между налоговыми органами и органами местного самоуправления.

В последнее время во многих регионах разработаны целевые программы, направленные на повышение сбора земельного налога и арендной платы, увеличение эффективности муниципального земельного контроля. В указанных программах проблемы государственного регулирования сгруппированы по трем главным направлениям: увеличение собираемости земельного налога, самооптимизация сбора других поступлений за пользование земельными зонами, эффективность земельного контроля. Как отмечает Н.И. Кресникова, эти программы разрабатываются с целью увеличения собираемости земельного налога, учитывают формирование общей электронной базы абсолютно всех земельных зон с целью анализа сведений о землепользователях, существующих в муниципалитете <7>.

<7> Кресникова Н.И. Современное состояние земельного оборота в России // Право и экономика. 2015. N 4. С. 29 - 31.

Так, например, в МО "Город Курск" аккумулируются налоги в бюджете, финансируются важнейшие направления жизнедеятельности общества: здравоохранение, образование, социальное обеспечение, молодые семьи, правоохранительная деятельность и т.д. В целях более полного привлечения налогов в бюджет города в администрации города Курска создана и действует рабочая группа по повышению уровня собираемости налогов. В административных округах областного центра с этой целью созданы межведомственные рабочие группы, которые еженедельно проводят обследование земельных участков и объектов капитального строительства для установления законченных строительством объектов жилого фонда, фактически используемых для проживания при отсутствии зарегистрированных прав собственности на них, а также документов о вводе их в эксплуатацию <8>.

<8> URL: http://www.kurskadmin.rU/news/1/imushchestvennye-nalogi-deystvuyushchie-nalogovye-stavki-i-lgoty.html.

Несмотря на предпринимаемые меры, повышение собираемости земельного налога остается актуальным. Как точно отметил И.И. Курков, единого способа решения данной проблемы не выработано, можно выделить несколько направлений <9>.

<9> Курков И.И. Анализ основных направлений совершенствования механизма исчисления и уплаты земельного налога // Вестник современной науки. 2015. N 5. С. 74 - 79.

Одна из задач налоговиков - проверка достоверности информации в базах данных налогового органа при взаимодействии не только с органами Росреестра, но и с органами исполнительной власти. Целесообразным является принятие мер по ужесточению контроля со стороны налоговых органов по факту нецелевого использования земельных участков и применению мер ответственности за незаконное использование земельного участка. Особое внимание следует уделить землям сельскохозяйственного назначения как особо ценной категории земель. По таким землям максимально возможная ставка в соответствии с НК РФ 0,3%, однако данные земли могут использоваться не по назначению и, следовательно, должны облагаться по ставке 1,5%. Для урегулирования данного вопроса необходимо осуществлять систематические проверки земель, заявленных как сельскохозяйственные, на соответствие таковым.

Следует инициировать приобретение в собственность юридических и физических лиц земельных участков, находящихся в федеральной собственности и собственности субъекта РФ и сдаваемых им в аренду. Для этого стимулом может стать существенное повышение арендной платы и значительное снижение цены на продаваемые участки, находящиеся в государственной собственности.

Следующим направлением повышения сборов от земельного налога может быть пересмотр льготных категорий граждан, указанных в НК РФ. Льготы предоставляются для лиц, перечисленных в п. 5 ст. 391 НК РФ, где для некоторых категорий граждан (Героев Советского Союза и РФ, инвалидов I и II группы, ветеранов Великой Отечественной войны и т.п.) установлен необлагаемый минимум в размере 10 000 руб., который действует на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования. В перечне лиц нет таких категорий, например, как несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Меры социальной поддержки для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. ст. 14 и 15 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан льготы по исчислению земельного налога не предусмотрены. В перечне льготников нет и пенсионеров. Вместе с тем п. 2 ст. 387 НК РФ органам муниципальных образований предоставляется право самостоятельно устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков <10>. Однако судебная практика показывает, что не всегда налоговые органы учитывают льготные категории граждан при начислении земельного налога, в т.ч. взыскивая и пеню за не уплаченный в срок налог. Так, например, Апелляционным определением Тамбовского областного суда от 26 сентября 2016 г. по делу N 33а-3777/2016 было отменено решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 14 июля 2016 г. в связи с тем, что решение о взыскании задолженности по земельному налогу с Трунова В.А. приняли, не убедившись в ее обоснованности, не была учтена льгота ответчика, который являлся инвалидом ВОВ <11>.

<10> Письмо Минфина России от 24.06.2016 N 03-05-06-02/36938 "О земельном налоге" // СПС "КонсультантПлюс".
<11> URL: https://rospravosudie.com/court-tambovskij-oblastnoj-sud-tambovskaya-oblast-s/act-534682522.

Отметим также, что величина необлагаемого минимума, закрепленная в НК РФ, давно устарела, т.к. она действует с момента введения земельного налога и требует существенного пересмотра. Совершенно справедливой является позиция И.И. Куркова о необходимости индексировать необлагаемый минимум до 50 000 руб. и включении в перечень лиц, представленных в п. 5 ст. 391 НК РФ, пенсионеров, но разрешить использовать данную льготу только для одного участка на территории России <12>. Нельзя не учитывать, что местные бюджеты теряют ежегодно огромные суммы денег от предоставления налоговых льгот, и предлагаемые изменения могут только усугубить ситуацию. Решить проблему можно, увеличив налоговую ставку для прочих земельных участков с 1,5% до 3%, что позволит бюджетам муниципалитетов перераспределить налоговое бремя с льготных категорий граждан на тех, кто в состоянии оплатить более значительные суммы, например, владельцев торговых центров, которые в настоящее время платят мизерную величину земельного налога.

<12> Курков И.И. Анализ основных направлений совершенствования механизма исчисления и уплаты земельного налога // Вестник современной науки. 2015. N 5. С. 74 - 79.

Таким образом, перечень физических лиц - льготников по земельному налогу требует уточнения и расширения именно в НК РФ для гарантированной защиты прав отдельных категорий граждан, которые могут быть не учтены в актах органов местного самоуправления.

На наш взгляд, необоснованным явился отказ депутатов Государственной Думы от поддержки законопроекта об освобождении граждан, владеющих земельными участками площадью не более 800 квадратных метров, от уплаты земельного налога <13>. Предлагалось исключить из списков объектов налогообложения земельные участки при условии, что он является единственным в собственности физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. Рациональным можно считать перераспределение налогового бремени с указанных лиц на владельцев многочисленных и (или) крупных участков.

<13> Госдума отказалась отменить налог для владельцев участков площадью до 8 соток. URL: http://www.audit-it.ru.

Еще одним направлением для пополнения местных бюджетов предполагается увеличение ставки земельного налога для пустующих земель <14> и взимание платы за перевод земельных участков из одной категории в другую <15>. Зачастую возникают ситуации, когда приобретаются неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения, затем владельцы этих участков меняют вид разрешенного использования и осуществляют на них строительство объектов. Тем самым застройщики получают с продажи построенных зданий и сооружений прибыль, а муниципальные образования теряют ценные земли, не получая компенсации за это. Предполагается, что плата будет рассчитываться исходя из разницы кадастровой стоимости до и после изменения категории земельного участка.

<14> Анализ зарубежного опыта взимания земельного налога. URL: http://www.rusnauka.com.
<15> Каримов И.Я. Направления совершенствования механизма исчисления и уплаты земельного налога // Инновационная наука. 2016. N 3. С. 123.

Таким образом, рассмотренные мероприятия, призванные увеличить муниципальные бюджеты за счет земельного налога, позволят решать им первостепенные социально-экономические вопросы за счет собственных средств.

Литература

  1. Вербина О.Л. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд: новое в российском законодательстве // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 2. С. 28 - 31.
  2. Каримов И.Я. Управления совершенствования механизма исчисления и уплаты земельного налога // Инновационная наука. 2016. N 3. С. 123.
  3. Кресникова П.И. Современное состояние земельного оборота в России // Право и экономика. 2015. N 4. С. 29 - 31.
  4. Курков И.И. Анализ основных направлений совершенствования механизма исчисления и уплаты земельного налога // Вестник современной науки. 2015. N 5. С. 74 - 79.
  5. Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации "Земельный налог" // СПС "КонсультантПлюс".
  6. Лыкова Л.П. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., пересмотр. и доп. / М.: Юрайт, 2016. 309 с.
  7. Мигущенко О.Н. Кадровая политика: системный подход // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. N 4. С. 18 - 23.
  8. Титов В.В. Военнослужащим о налогах! (земельный налог) // Военно-юридический журнал. 2015. N 9. С. 14 - 17.
  9. Шайкова М. Психологические аспекты имиджа исполнительной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 3. С. 18 - 21.