Мудрый Юрист

Применение механизма переторжки при закупках по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ

Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва).

Ни в одном из действующих федеральных "закупочных" законов (ни в Законе N 44-ФЗ, ни в Законе N 223-ФЗ) нет определения понятия "переторжка". Более того, оно в них даже никак не упоминается. В своем словарном определении это понятие означает "вторичные торги, на которых устанавливается окончательная цена" <1>. Также в словарях переторжка еще иногда называется уторговыванием. Таким образом, в общем смысле под переторжкой следует понимать механизм закупки, при использовании которого на первом этапе торгов их участники представляют заказчику свои первоначальные предложения, а на втором при наличии желания и возможности корректируют свои предложения в сторону повышения их привлекательности для заказчика. У переторжки как элемента торгов есть и своя история как в России, так и за рубежом. Находит она свое применение и в современной закупочной практике разных стран <2>.

<1> Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова.
<2> См. также: Беляева О.А. Хороши были торги, что-то скажет переторжка? // Аукционный вестник. 27.07.2012. N 103 (7.55). С. 1 - 2. Доступно по ссылке: http://auctionvestnik.ru/pdf/AV_103.pdf.

Переторжка в закупках по Закону N 44-ФЗ

В Законе N 44-ФЗ предусмотрен способ закупки, который по своей сути может считаться переторжкой, - это запрос предложений <3>. При этом способе общий алгоритм закупки выглядит следующим образом: на первом этапе участники закупки представляют свои первоначальные предложения, затем заказчик оглашает условия наилучшего предложения из поступивших и предлагает участникам закупки на втором этапе представить новые окончательные предложения, которые участники могут улучшить по сравнению с первоначальными.

<3> Статья 83 Закона N 44-ФЗ.

Значимой особенностью запроса предложений является то, что после вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке, оценки этих заявок и оглашения условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей в первом раунде закупки, участники закупки могут дополнительно улучшить свои заявки на втором раунде. Иными словами, заказчик создает ситуацию, при которой участники закупки, заявки которых оказались хуже, чем у лидера, могут вступить с ним в новый раунд конкурентной борьбы и в конечном итоге обойти его. В то же самое время и сам лидер, понимая, что отставшие от него конкуренты могут это сделать, мотивируется на то, чтобы улучшить условия своей заявки во втором раунде. Таким образом, запрос предложений инициирует дополнительную состязательную процедуру перед окончательным выбором победителя, которая призвана увеличить возможность заказчика закупить необходимые работы, услуги, товары на максимально выгодных условиях.

Уникальная особенность запроса предложений заключается в том, что при использовании этого способа закупки заказчик вправе не применять предусмотренные в Законе N 44-ФЗ критерии оценки (цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации), а также установленные величины значимости этих критериев <4>. Вместо этого заказчик может устанавливать свои собственные критерии, а также величины их значимости. Таким образом, запрос предложений позволяет заказчику проводить оценку заявок по тем критериям, которые представляются для него важными именно в контексте данной закупки, например, можно полностью исключить фактор цены заявки и сконцентрировать внимание лишь на качестве товара, сроке его поставки и т.д. В этом может заключаться самая главная ценность запроса предложений для заказчика.

<4> Части 2 и 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ.

Также отметим, что запрос предложений в отличие от запроса котировок и "стотысячных" закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не имеет каких-то ограничений по объему средств, которые могут расходоваться через данный способ. Кроме того, срок проведения запроса предложений гораздо меньше срока, предусмотренного для конкурсов и аукционов, и сопоставим со сроком проведения запроса котировок - извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в ЕИС не позднее чем за пять дней до даты проведения такого запроса. Однако запрос предложений является единственным способом закупки, при котором заказчик с момента размещения в ЕИС соответствующего извещения не вправе отменять закупку, а также вносить изменения в извещение и документацию о проведении запроса предложений.

В установленный срок проведения запроса предложений на заседании комиссии производится вскрытие поступивших конвертов с заявками, устанавливается соответствие участников требованиям документации (не соответствующие этим требованиям участники отстраняются от участия в запросе предложений и их заявки не оцениваются), осуществляется оценка заявок на основании установленных в документации критериев, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей. Заказчик обязан предоставить всем участникам запроса предложений возможность присутствовать при вскрытии конвертов и оглашении заявки, содержащей лучшие условия исполнения контракта.

В этот же день в ЕИС должна быть размещена выписка из протокола проведения запроса предложений, содержащая перечень отстраненных от участия в запросе предложений участников с указанием оснований отстранения, а также условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей. Таким образом, участники закупки, не присутствовавшие при вышеописанной процедуре, имеют возможность узнать о промежуточных итогах запроса предложений. Затем непосредственно после этого всем участникам запроса предложений или участнику запроса предложений, подавшему единственную заявку на участие в запросе предложений, предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений.

Конечно, если в запросе предложений участвует только один участник, вряд ли он будет как-то улучшать условия своей заявки при отсутствии конкуренции. Если все участники закупки, заявки которых были признаны соответствующими требованиям документации, присутствуют при проведении запроса предложений, и все они здесь же отказываются направить окончательное предложение, то запрос предложений завершается, а данный отказ фиксируется в протоколе. В этом случае окончательными предложениями признаются уже поданные заявки на участие в запросе предложений.

Вскрытие конвертов с окончательными предложениями осуществляется на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений и фиксируется в итоговом протоколе. Участники запроса предложений, направившие окончательные предложения, вправе присутствовать при этой процедуре. Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое в соответствии с установленными критериями соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.

Если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается то, которое поступило раньше. В итоговом протоколе фиксируются все условия, указанные в окончательных предложениях участников запроса предложений, принятое на основании результатов оценки окончательных предложений решение о присвоении таким окончательным предложениям порядковых номеров и условия победителя запроса предложений. В этот же день итоговый протокол и ранее составленный протокол проведения запроса предложений размещаются в ЕИС.

Заключение контракта с победителем запроса предложений, так же как и заключение контракта с победителем запроса котировок, имеет сокращенный "срок выдержки" - не ранее семи дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. Таким образом, минимальное время с момента размещения извещения о запросе предложений до момента подписания контракта составляет, как правило, две недели (с учетом выходных). Наличие праздничных дней между двумя раундами запроса предложений может удлинить этот срок.

Однако данный способ закупки имеет крайне ограниченную законом сферу применения - он может использоваться заказчиками только при определенных видах закупки и случаях, к которым относятся:

  1. заключение контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских играх и Паралимпийских играх;
  2. осуществление закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии;
  3. осуществление закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в установленном порядке;
  4. осуществление закупок услуг по защите интересов РФ в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к РФ при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;
  5. осуществление закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в результате одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (при этом в случае, если до расторжения контракта поставщик частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта на основании настоящего пункта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгаемому контракту, а цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги);
  6. признание повторного конкурса не состоявшимся по причине того, что либо на такой повторный конкурс не поступило ни одной заявки, либо ни одна поданная заявка не была признана соответствующей требованиям конкурсной документации, либо участник конкурса или аукциона, заявке которого был присвоен второй номер, отказался от заключения контракта;
  7. признание аукциона не состоявшимся по причине того, что либо на участие в аукционе не подано ни одной заявки, либо никто не был допущен до участия в аукционе, либо все вторые части заявок были признаны не соответствующими установленным требованиям, либо победитель аукциона уклонился от заключения контракта.

Как видно из приведенного списка, только в четырех случаях заказчик может использовать запрос предложений, так сказать, "с нуля" для осуществления совершенно новой закупки. В пятом случае (расторжение ранее заключенного контракта и заключение нового) заказчик может воспользоваться запросом предложений независимо от того, какие ТРУ должны быть закуплены. Примечательно, что здесь данный способ может подходить как нельзя лучше в силу того, что реализовать его можно достаточно быстро, а заказчик может оценивать заявки, например, только по такому критерию, как срок поставки товара (оказания услуг или выполнения работ), а этот срок в ситуации, когда ранее заключенный контракт "сорвался", может быть на практике весьма критичным (например, если необходимо в установленное время осуществить ремонтные работы).

В шестом и седьмом случаях (признание повторного конкурса или аукциона несостоявшимися) применение запроса предложений может иметь место также независимо от того, какие товары (работы, услуги) закупает заказчик. Таким образом, хотя запрос предложений имеет достаточно ограниченную сферу применения, заказчики тем не менее могут активно его применять, если при закупках тех или иных товаров (работ, услуг) через конкурс или аукцион "что-то пошло не так". Более того, в принципе у заказчика может существовать определенная возможность и искусственного "выхода" на запрос предложений через проведение повторного конкурса или аукциона таким образом, чтобы никто не проявил к ним интереса, дальнейшего признания их несостоявшимися, а затем объявления запроса предложений, где заказчик может установить свои собственные значимые критерии для оценки заявок.

Если запрос предложений признается не состоявшимся в связи с наличием только одной заявки, соответствующей требованиям документации, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 25 ч. ст. 93 Закона N 44-ФЗ. А если не подано вообще ни одной заявки, соответствующей требованиям документации, то заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку. В этом случае заказчик может использовать тот или иной конкурентный способ закупки в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ. Если закупаются товары (работы, услуги), в отношении которых заказчик вправе применить запрос предложений, заказчик может снова использовать этот способ <5>.

<5> См.: письмо Минэкономразвития России от 31.12.2015 N Д28и-3898.

Однако по сравнению с другими способами закупки запрос предложений применяется на практике нечасто. Это вызвано разными причинами - и изначальной ограниченностью возможных случаев его применения, и тем, что заказчики могут быть не склонны использовать этот механизм, отдавая предпочтение уже отработанным способам. Тем не менее такая практика есть - соответствующий поисковый запрос в ЕИС выдает сведения о более 49 тыс. завершенных закупок, осуществленных данным способом с момента вступления в силу Закона N 44-ФЗ (на середину июля 2017 г.). Отметим, что подавляющее большинство запросов предложений проводится в результате признания несостоявшимися повторного конкурса или аукциона.

И все же до проведения реальной переторжки в рамках запроса предложений на практике дело доходит очень редко. Даже если в запросе предложений участвует более одного участника, то никакой дополнительной состязательности между ними при подаче окончательных предложений зачастую не происходит - они просто отказываются от какого-то улучшения своих заявок, предпочитая, чтобы заказчик считал окончательными их первоначальные заявки. А иногда даже сам заказчик предпочитает "не заморачиваться с играми в конкуренцию" и не предоставляет участникам возможность направить окончательные предложения, подводя итоги запроса предложений сразу в первом и единственном раунде, хотя это прямо нарушает нормы Закона N 44-ФЗ. Вероятно, реальная практическая значимость этой особенности запроса предложений (собственно сама переторжка-уторговывание) может иметь место лишь при условии общего роста конкуренции на рынке государственных и муниципальных закупок.

Однако реальный пример реальной переторжки в рамках запроса предложений по Закону N 44-ФЗ автору статьи все-таки удалось обнаружить в ЕИС (конечно, вполне возможно, что есть и другие примеры). В июне 2017 г. ГУП "Комбинат "Тепличный" (г. Владимир) провело запрос предложений для закупки листового стекла с НМЦК в размере 477 660 руб. <6>. Очевидно, данная закупка была проведена в связи с признанием несостоявшимся ранее проведенного электронного аукциона. Для оценки предложений было установлено три критерия - цена (значимость 35%), качество товара (значимость 45%), срок поставки (значимость 20%). Было подано два предложения - от ООО "Стеклоцентр" с ценой 430 тыс. руб. и ООО "Трансавтоинвест" с ценой 450 тыс. руб. Предложенные качество (соответствие ГОСТу) и срок поставки у предложений были одинаковыми. 19.06.2017 состоялось заседание единой комиссии заказчика, на которой заявка с наименьшей ценой 430 тыс. руб. (ООО "Стеклоцентр") была признана лучшей, и участникам была предоставлена возможность направить заказчику свои окончательные предложения. Такое предложение 21.06.2017 поступило только от одного участника (ООО "Трансавтоинвест"), который снизил свою цену с 450 до 426 тыс. руб., "перебив" цену конкурента, и таким образом был признан победителем запроса предложений.

<6> Закупка N 0528500000317000002.

Переторжка в закупках по Закону N 223-ФЗ

Что касается закупок в рамках Закона N 223-ФЗ, то здесь понятие "переторжка" достаточно часто встречается в положениях о закупках тех заказчиков, на которых распространяет свое действие данный Закон. Поскольку этот Закон, в отличие от Закона N 44-ФЗ, является рамочным (т.е. конкретные правила закупок определяются самими заказчиками в своих положениях о закупке), то и правила использования переторжки у разных заказчиков могут быть различными.

Например, в типовом положении о закупке, утвержденном Департаментом здравоохранения г. Москвы для своих подведомственных учреждений <7>, понятие "переторжка" определяется как "процедура, предполагающая добровольное изменение первоначальных ценовых предложений участниками закупки". В другом примере - в положении о закупке Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" - мы видим более точное определение. Здесь переторжкой называется "особенность проведения конкурса, запроса предложений и запроса котировок цен, при которой участникам закупки в установленный документацией о закупке срок предлагается добровольно представить отличающиеся от содержащихся в их заявках на участие в закупке предложения по цене договора (цене единицы продукции) и (или) иным критериям, на основании которых производилась оценка и сопоставление заявок участников соответствующей закупки". Таким образом, переторжка - это инициируемая заказчиком дополнительная состязательная процедура перед окончательным выбором победителя, которая призвана увеличить возможность заказчика закупить необходимые работы, услуги, товары на максимально выгодных условиях.

<7> Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 04.12.2014 N 1029 "Об утверждении Типового положения о закупках товаров, работ, услуг Департамента здравоохранения города Москвы".

Отметим, что переторжка в правилах закупки конкретного заказчика может и не предусматриваться, а следовательно, и не применяться этим заказчиком вообще, например, в положении о закупке государственного автономного учреждения "Саратовский дом-интернат для престарелых и инвалидов" такая процедура не упоминается.

Если заказчик, в закупках которого принимают или собираются принимать участие те или иные хозяйствующие субъекты, предусматривает возможность переторжки, то участникам закупки необходимо хорошо понимать установленные заказчиком правила конкурентной борьбы при этой процедуре. Как уже говорилось выше, данные правила у каждого заказчика могут различаться, поэтому источником информации здесь опять же является положение о закупке, которым руководствуется конкретный заказчик при осуществлении закупок. Обычно в нем есть отдельный раздел, описывающий процедуру переторжки (обычно такие разделы называются "Переторжка" или "Порядок проведения переторжки"), или описание этой процедуры содержится в разделах, посвященных осуществлению тех или иных способов закупки (например, конкурса).

В положении о закупке должны содержаться сведения о том, при каких способах закупки заказчик может проводить переторжку. Эти сведения могут включаться в определение понятия "переторжка", например, в положении о закупке Государственной корпорации "Агентство страхования вкладов" (см. выше) говорится о том, что переторжка может проводиться при трех способах: конкурсе, запросе предложений и запросе котировок. А в положении о закупке государственного унитарного предприятия Республики Адыгея "Аптечная база" в определении понятия "переторжка" о способах закупки ничего не говорится, но в статье "Особенности проведения процедур закупок" указывается, что переторжкой могут завершаться процедуры закупок, которые проводятся двумя способами - конкурс и запрос предложений.

Кроме того, как правило, положения о закупках также устанавливают, что переторжка возможна только в том случае, если информация о возможности ее проведения содержится в документации о закупке. Поэтому если в документации о конкретной закупке ничего про возможность переторжки не говорилось, а заказчик тем не менее ее проводит, то это является неправомерным.

Как правило, использование механизма переторжки направлено на добровольное снижение участниками закупки цены своих предложений. Но переторжка может касаться не только состязательности цен. Иногда она может проводиться и по другим критериям, которые могут быть значимыми для заказчика не менее, чем цена, например сроки выполнения работ, оказания услуг, поставки продукции или предоставление гарантий на выполненные работы, оказанные услуги, поставляемую продукцию. Возможные предметы переторжки должны быть также указаны в положении о закупке конкретного заказчика. Например, в положении о закупке ОАО "Ростелеком" говорится, что при переторжке может происходить не только снижение участниками закупки первоначально указанной в заявке цены договора, но и улучшение неценового предложения (правда, что конкретно имеется в виду под неценовым предложением, не уточняется).

А вот в типовом положении о закупках государственных учреждений здравоохранения г. Москвы, о котором уже упоминалось выше, говорится о конкретных условиях договора, по которым участникам закупок при переторжке дается возможность повысить предпочтительность своих заявок, к ним относятся: 1) снижение цены договора; 2) уменьшение сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для закупок свыше 100 млн рублей с учетом НДС; 3) снижение авансовых платежей для закупок свыше 100 млн рублей с учетом НДС. Отметим, что в данном случае переторжка возможна только по тем условиям договора, которые являются критериями оценки заявок на участие в закупке и оценка по которым осуществляется в соответствии с документацией о закупке. Также обычно в положениях о закупках указывается, что изменение цены в сторону снижения в ходе переторжки не должно повлечь за собой изменение иных условий заявки на участие в закупке.

Как правило, принятие решения о проведении переторжки относится к полномочиям закупочной комиссии (или комиссий, если у заказчика существуют разные комиссии для разных способов закупки). В общем смысле закупочная комиссия может принять решение о проведении переторжки, если у нее есть основания полагать, что предложения участников закупки могут быть улучшены. Иногда основания для проведения переторжки прямо прописываются в положениях о закупках, например, в положении о закупке ОАО "Сибур-Нефтехим" говорится, что заказчик может воспользоваться своим правом на проведение переторжки, если предполагает, что цены, заявленные участниками закупки в своих предложениях, могут быть снижены, или получит хотя бы от одного участника закупки просьбу о проведении переторжки.

Обычно в положениях о закупках указывается, что заказчик в случае принятия решения о проведении переторжки направляет участникам закупки соответствующее уведомление. Кроме того, решение заказчика о проведении переторжки должно фиксироваться в протоколе, составляемом по итогам рассмотрения заявок и размещаемом в ЕИС.

Также обычно в переторжке имеют право участвовать все участники закупки, которые были признаны закупочной комиссией соответствующими требованиям закупки и заявки которых не были отклонены. Однако могут встречаться и ограничения, например, в упоминавшемся выше положении о закупке государственного унитарного предприятия Республики Адыгея "Аптечная база" говорится о том, что в переторжке могут принять участие участники закупки, занявшие в предварительной ранжировке заявок места с первого по третье.

Бывает так, что, хотя согласно положению о закупке решение о конкретном сроке проведения переторжки по конкретной закупке принимает закупочная комиссия, но срок проведения переторжки тем не менее четко фиксируется в самих положениях о закупках. Например, в положении о закупке федерального казенного предприятия "Саранский механический завод" говорится, что переторжка может проводиться в течение трех дней со дня размещения протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе в ЕИС и на сайте заказчика.

Как правило, в положениях о закупках указывается, что участник вправе не участвовать в переторжке, тогда его заявка (предложение) остается действующей с ранее объявленными условиями.

В зависимости от того, какие правила установил конкретный заказчик в своем положении о закупке конкретного заказчика, переторжка может проводиться в очной (гласной) или заочной (тайной) форме. Например, обе эти формы были предусмотрены в положении о закупке ОАО АНК "Башнефть" до присоединения этого заказчика в ноябре 2016 г. к положению о закупке ПАО "НК Роснефть" (после указанного присоединения проведение переторжки стало допускаться только в заочной форме).

В случае очной переторжки заказчиком назначается дата, время и место переторжки, на которую приглашаются уполномоченные представители участников закупки. Во время очной переторжки представители участников закупки озвучивают свои новые предложения, соревнуясь друг с другом, - чем-то данная процедура напоминает процедуру простого "молоточного" аукциона. Непосредственно сразу после проведения переторжки представитель каждого участника подписывает письменное подтверждение своего итогового предложения.

В случае заочной переторжки участникам закупки направляется уведомление о представлении заказчику новых предложений с указанием срока представления этих предложений, при этом назначается дата, время и место оглашения новых предложений. Как правило, участникам закупки дается право присутствовать при данной процедуре, однако здесь могут быть и некоторые ограничения, например, у ОАО АНК "Башнефть" присутствие участников закупки на этой процедуре было предусмотрено только при проведении конкурса, а вот при проведении запроса цен или запроса предложений не предусмотрено. Согласно положению о закупке ПАО "НК Роснефть", в соответствии с которым данный заказчик проводит свои закупки в настоящий момент, присутствие участников закупки на процедуре переторжки не предусматривается совсем.

В положении о закупке может быть определено, что при конкретном способе закупке должна использоваться та или иная конкретная форма переторжки, например, у ОАО АНК "Башнефть" при конкурсе может использоваться только заочная форма, а при запросе цен - очная или заочная форма.

Также иногда может применяться и очно-заочная форма переторжки - ее суть заключается в том, что при проведении очной переторжки участнику закупки дается право не направлять для участия в ней своего уполномоченного представителя, а просто направить заказчику свое новое предложение. Отметим, что иногда в положениях о закупке очно-заочная форма переторжки отдельно не выделяется, но фактически предусматривается в рамках очной формы.

Обычно переторжка проводится только один раз - об этом может быть прямо сказано в положении о закупке конкретного заказчика. Но могут быть и другие случаи, например, в также вышеупомянутом положении о закупке Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" указывается, что переторжка может проводиться неоднократно, но не более пяти раз, при этом информация о количестве возможных переторжек должна содержаться в документации о закупке.

Если к участию в закупке допущен только один участник, переторжка как таковая проводиться не может. Однако некоторые заказчики допускают возможность "дополнительного торга" и с единственным участником закупки, так, например, согласно положению о закупке Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в случае признания закупки не состоявшейся в связи с наличием только одной заявки, соответствующей требованиям документации о закупке, переторжка не проводится, однако заказчик вправе направить единственному участнику закупки предложение уменьшить цену договора (цену единицы продукции) и (или) скорректировать иные предложенные таким участником условия, на основании которых производится оценка и сопоставление заявок участников соответствующей закупки.

Таким образом, правила переторжки при закупках по Закону N 223-ФЗ могут действительно заметно различаться у каждого конкретного заказчика. Для того чтобы участнику закупки принять решение, участвовать в переторжке или нет, ему необходимо самым тщательным образом ознакомиться с этими правилами. Ведь с точки зрения участника закупки, предложение которого было признано лучшим до переторжки, эта процедура может выглядеть как некий шантаж и "выкручивание рук" со стороны заказчика или, хуже того, попытка "протащить" в победители "своего" участника, которому не удалось выиграть закупку сразу. Последний риск может иметь место при заочной переторжке, если заказчик не дает права участникам закупки присутствовать при оглашении новых предложений, - в этом случае у заказчика больше возможностей заранее ознакомиться с предложениями "чужих" участников закупки и "организовать" представление "своим" участником наилучшего предложения, незначительно отличающегося от лучшего предложения от "чужих" участников.

В завершение приведем конкретный пример переторжки. В мае 2017 г. ООО "РН-Юганскнефтегаз" (дочерняя компания ОАО "Роснефть", осуществляющая закупки по положению о закупке своей головной компании) провело запрос цен на выполнение строительно-монтажных работ с НМЦД в размере 24 681 895,52 руб. <8>. До участия в торгах были допущены 2 участника (ООО "Юграэнергострой" и ООО "Северспецсервис"), оба из которых сделали одинаковые ценовые предложения в размере НМЦД. Одновременно с решением о допуске этих участников к торгам было принято решение провести переторжку. Оба участника подали на переторжку окончательные предложения, при этом ООО "Северспецсервис" не снизило предложенную цену, а ООО "Юграэнергострой" снизило ее на 647 277,33 руб., в результате чего и стало победителем закупки.

<8> www.zakupki.rosneft.ru - закупка N 42-18-КС (ТЗ).