Мудрый Юрист

Организация работы методического кабинета в воспитательных колониях

Данилин Евгений Михайлович, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент.

Давыдова Надежда Васильевна, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, кандидат медицинских наук.

В статье представлены результаты исследования проблемы организации методических кабинетов в воспитательных колониях. Методическая работа, проводимая в воспитательных колониях, является частью учебно-воспитательного процесса, организуемого в данных учреждениях. Анализируется оснащение и оформление методических кабинетов воспитательных колоний, а также работа методиста по основным направлениям деятельности. Формулируются предложения по совершенствованию методической работы в ВК.

Ключевые слова: методист, методический кабинет, методическая работа, положительный опыт, пропаганда педагогических знаний.

Arrangement of Methodological Department Operation in Juvenile Correctional Facilities

E.M. Danilin, N.V. Davydova

Danilin Evgeny M., Leading Research Scientist of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor.

Davydova Nadezhda V., Senior Research Scientist of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Candidate of Medical Sciences.

The article presents the results of research into the problem of organization of methodical rooms in educational colonies. The methodical work carried out in the educational colonies is part of the educational process organized in these institutions. The equipment and design of VC methodical cabinets, as well as the methodologists work in the main areas of activity are analyzed. Proposals on improving methodical work in educational colonies are formulated.

Key words: methodologist, methodical cabinet, methodical work, positive experience, propaganda of pedagogical knowledge.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. предусматривает решение задачи "внедрения современных технологий в практику исполнения наказаний, поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных" <1>. Эффективное решение такой задачи во многом зависит от правильно организованной и проводимой в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) методической работы. Она направлена: на пропаганду научных достижений в области исправления и воспитания осужденных; внедрение в практику исправительных учреждений (далее - ИУ) научных разработок; изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы с осужденными; повышение компетенции и профессионального мастерства сотрудников ИУ.

<1> Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (с изменениями на 23 сентября 2015 г.), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р.

Методическая работа - это целенаправленная, спланированная, систематическая, коллективная и индивидуальная деятельность сотрудников ИУ по реализации перечисленных выше направлений. Становление методической работы в отечественной пенитенциарной системе начиналось в 80-е гг. прошлого столетия. В это время в исправительных колониях были организованы методические кабинеты, действующие на общественных началах. Впоследствии, после проведения в 1980 г. Всесоюзного совещания-семинара руководителей методических кабинетов, состоявшегося в Челябинске, МВД СССР было принято решение в ряде ИУ организовать штатные методические кабинеты <2>, в том числе и в двух ВТК - Новосибирской и Валуйской (Белгородская область) <3>.

<2> Шелкунов С.А., Шмаров И.В. Основы методической работы // Исправительно-трудовые учреждения. ВНИИ МВД СССР. 1981. N 14. С. 9 - 14.
<3> Воспитательно-трудовая колония (ВТК) - название воспитательной колонии (ВК), существовавшее до 1 июля 1997 г. Валуйская колония в настоящее время не функционирует.

Учеными ВНИИ МВД были подготовлены программы работы методических кабинетов на 1980 - 1981 гг. Реализация этих программ и последующая деятельность показала состоятельность работы методических кабинетов в ВТК, после чего штатные методические кабинеты были организованы во всех ВТК <4>.

<4> Исправительно-трудовые учреждения // Бюллетень Всесоюзного научно-исследовательского института МВД СССР. 1981. N 15. С. 7 - 9.

В настоящее время методическая работа в воспитательных колониях (далее - ВК) является частью учебно-воспитательного процесса, организуемого в учреждениях. Она сосредоточивается в методическом кабинете ВК, функционирующем в соответствии с разделом 8 Приказа Минюста России от 21 июня 2005 г. N 91 "Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - Инструкция) <5>.

<5> Приказ Минюста России от 21 июня 2005 г. N 91 "Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний".

В первом полугодии 2017 г. сотрудниками ФКУ НИИ ФСИН России были проанализированы материалы о работе методических кабинетов, поступившие из 23 ВК. В каждой ВК организован методический кабинет. К сожалению, не все они работают эффективно. Основная причина этого заключается в том, что только в 7 ВК - Алексинской, Биробиджанской, Брянской, Камышинской, Канской, Кировградской и Новооскольской работают штатные методисты. В остальных ВК - совместители, как правило, сотрудники отдела по воспитательной работе с осужденными. Данное положение создалось в конце 90-х гг. прошлого столетия, когда была сокращена должность методиста ВК в большинстве учреждений.

В настоящее время в 16 ВК - объемная по функциональным обязанностям, кропотливая, требующая ежедневного внимания и тщательного выполнения специалистом методическая работа отдана "в нагрузку" к основной работе сотрудникам отдела по воспитательной работе с осужденными, имеющих широкий спектр своих функциональных обязанностей. До тех пор, пока методическая работа продолжит оставаться "довеском" к основным функциональным обязанностям совместителей и проводиться неподготовленными к ней сотрудниками ВК, позитивных результатов и должной отдачи от методических кабинетов не будет.

Успешная работа методического кабинета во многом зависит от профессиональных и личностных качеств методиста. Он должен быть специалистом своего дела, иметь навыки общения с людьми, хорошую память, обладать такими качествами, как внимательность, аккуратность, организованность, склонность к выполнению творческой работы. Методист - это высокоинтеллектуальный, эрудированный человек, знаток научно-популярной педагогической и психологической литературы. В тех ВК, где методист проявляет желание, интерес и стремление по-настоящему организовать работу, обладает необходимыми знаниями, опытом и навыками в данной области, положительные результаты налицо. Методист ВК, работающий в настоящее время, должен соответствовать специалисту, "идущему в ногу со временем", использующему новые информационные технологии, работающему с электронными каталогами, информационно-поисковыми системами сети Интернет. Продуктом деятельности данного работника должна стать электронная база данных, используемая сотрудниками ВК в работе с осужденными. В этом отношении администрации ВК и методистам предстоит много сделать.

Анализ показал, что оформление большинства кабинетов не отвечает целям методической работы. Оно не отражает работу с молодыми, вновь пришедшими в учреждение сотрудниками. Именно данная категория сотрудников зачастую испытывает затруднения в организации и проведении воспитательной работы с подростками в условиях мест лишения свободы, нуждается в помощи методиста. Поэтому в оформлении методического кабинета целесообразно найти возможность, например, для стенда, плаката или уголка под названием "В помощь молодому сотруднику ВК", на котором размещались бы разнообразные материалы: как оформить тот или иной документ, составить план работы, провести индивидуальную или групповую беседу с осужденными и т.д.

Важное направление методической работы - внедрение в практику ИУ научных разработок, происходит, как правило, в виде использования методических рекомендаций, поступающих в ВК.

Проведенный анализ показал, что в течение 2014 - 2016 гг. в ВК поступило значительное количество методических рекомендаций по различным направлениям деятельности учреждения. По мнению сотрудников ВК, самыми востребованными в работе стали следующие рекомендации: "Совершенствование деятельности начальников отрядов и советов воспитателей отрядов исправительных учреждений", "Организация кружковой работы осужденных к лишению свободы", "Организация работы по оставлению в воспитательных колониях осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия, в целях закрепления результатов их исправления, завершения ими общего образования или профессионального обучения", "Профилактика криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных, подозреваемых, обвиняемых". Большинство из перечисленных документов подготовлены сотрудниками ФКУ НИИ ФСИН России.

Как видим, в ВК поступает значительное количество разнообразных методических рекомендаций. В этом отношении задачи методиста: изучить их с сотрудниками ВК, определить степень возможности их использования в условиях своего учреждения. При этом необходимо придерживаться следующего правила: простое накопление рекомендаций в методическом кабинете без их использования в практической деятельности - бессмысленно. Рекомендации должны внедряться в деятельность ВК. В этом процессе многое зависит от творческой работы методиста колонии.

Проведенный анализ показал, что сотрудники лишь 9 ВК состояние обеспечения методическими рекомендациями оценили удовлетворительно. В других ВК по этому поводу своего мнения не высказали.

В качестве предложений о том, какие методические рекомендации следовало бы подготовить в ближайшее время, сотрудники называли следующие: "Порядок взаимодействия между отделами и службами ВК в процессе воспитательной работы с осужденными", "Методы предупреждения и профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью", "Применение дисциплинарного взыскания в виде "водворения в карцер" к осужденному в следственном изоляторе и нереализованном там, в связи с этапированием в ВК".

Методическая работа в ВК - это деятельность, которая предусматривает привлечение сторонних сил в лице представителей науки, общественных и благотворительных организаций, особенно когда речь идет о пропаганде педагогических и психологических знаний среди сотрудников ВК. В данном случае необходимо привлекать специалистов в области педагогики, психологии, права, социальной работы, других наук о человеке и воспитании <6>.

<6> Исаева С.Н. К вопросу о нравственном воспитании осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. N 4. С. 15.

В этом отношении в качестве положительного примера приведем Алексинскую ВК. В этом учреждении в 2015 - 2016 гг. преподавателями Института повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Тульской области проведено обучение сотрудников ВК по программе "Социальный педагог, как субъект решения современных проблем социально-педагогической деятельности в условиях пенитенциарного учреждения". В процессе обучения сотрудники получили знания о различных педагогических технологиях, которые в дальнейшем использовали в работе с осужденными.

Помимо привлечения к работе методических кабинетов ВК сторонних сил, необходимо обратить внимание и на внутренние резервы учреждений. В первую очередь целесообразно использовать потенциал учителей общеобразовательных школ ВК. На сегодняшний день они являются самыми подготовленными к методической работе сотрудниками колонии. Во всех ВК в той или иной степени учителя принимают участие в методической работе: оказывают помощь воспитателям в организации и проведении с осужденными разнообразных мероприятий, проводят занятия с сотрудниками по основам педагогических знаний в рамках служебной подготовки <7>.

<7> Макарова С.А. Некоторые аспекты применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2014. N 4. С. 23.

Одной из эффективных форм методической работы в ВК является совместная деятельность сотрудников различных отделов и служб колоний над научно-методической темой, выбранной и утвержденной на учебно-воспитательном совете колонии. Данный вид коллективной работы, во-первых, позволит наладить взаимодействие между сотрудниками учреждения и, во-вторых, изучить предложенную проблему с различных позиций: воспитатели и учителя рассматривают педагогический аспект, психологи - психологический, сотрудники режима - организационно-правовой и т.д. Куратором данной работы должен выступать методист колонии. В процессе работы над научно-методической темой целесообразно организовывать конференции, круглые столы, на которых выступали бы представители всех отделов и служб колонии, обсуждались полученные результаты. Итоги работы над темой целесообразно подводить на одном из заседаний учебно-воспитательного совета ВК. Результатом может стать описание положительного опыта, выявленного в процессе работы над темой, который в дальнейшем, возможно, распространить на другие ВК.

Важным направлением методической работы является выявление, изучение, распространение и внедрение положительного опыта. Применительно к ВК положительный опыт - это совокупность знаний, навыков и умений, сформировавшихся в процессе деятельности сотрудников, позволяющих добиваться позитивных результатов в исправлении и воспитании осужденных. В итоге, пройдя обсуждение на заседании экспертного совета территориального органа ФСИН России, тот или иной положительный опыт, полученный в отдельной колонии и соответствующим образом оформленный, может быть признан передовым опытом с дальнейшим внедрением в практику деятельности всех ВК.

Результаты проведенного анализа позволяют сказать, что практически в каждой ВК накоплен определенный положительный опыт работы с осужденными. Например, в Канской ВК заслуживает внимания опыт работы учителей общеобразовательной школы. Так, учитель Ламтюгина И.Н. на Всероссийском фестивале педагогического творчества представила опыт работы по формированию духовной культуры несовершеннолетних осужденных. Учитель Харламова Н.М. (в составе творческой группы) на благотворительном конкурсе "Преодоление" (фонд М. Прохорова) поделилась опытом работы по организации деятельности школьного творческого объединения. Большинством учителей этого учреждения накоплен опыт работы с несовершеннолетними осужденными по тому или иному направлению деятельности, дающий положительный результат. Результаты проведенного исследования подтвердили значимость методической работы для сотрудников ВК. Учитывая это, руководству территориальных органов ФСИН России целесообразно проработать вопрос о возможности введения должности методиста в штаты тех ВК, в которых она отсутствует. Начальникам ВК обратить должное внимание на организацию методических кабинетов учреждений, превратив их в своеобразную базу педагогических и психологических знаний для сотрудников.

Литература

  1. Шелкунов С.А., Шмаров И.В. Основы методической работы // Исправительно-трудовые учреждения. ВНИИ МВД СССР. 1981. N 14. С. 9 - 14.
  2. Исаева С.Н. К вопросу о нравственном воспитании осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. N 4. С. 14 - 16.
  3. Макарова С.А. Некоторые аспекты применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2014. N 4. С. 21 - 24.