Мудрый Юрист

Принцип справедливости в налоговом праве

Рябых Д.И., студент 2-го курса юридического факультета Воронежского государственного университета.

Понятие справедливости в праве еще не полностью определено. Споры о ее роли и содержании не утихают до сих пор. Впервые понятие "справедливость" сформулировал Аристотель <1>. Он указал на важность справедливого законодательства. В целом проблема справедливости важна для многих отраслей науки, однако большинство ученых сходятся на том, что справедливость - это некий объективный порядок, который приносит благо обществу. В наше время вопрос о соотношении справедливости и права актуален. Некоторые ученые сближают понятия права и справедливости. Р.З. Лившиц считает, что "право - это нормативно закрепленная и реализованная справедливость" <2>. Некоторые признают справедливость исключительно как правовую ценность, другие же как общеправовой принцип. В.П. Малахов выделяет справедливость как некий социальный порядок и, таким образом, практически отождествляет юридическую справедливость и легитимность <3>. Однако большинство ученых сходятся на том, что справедливость - это правовая ценность, а также принцип, присущий многим отраслям права.

<1> Аристотель. Сочинения: В 4 т. Том 4. М.: Мысль, 1976. С. 211.
<2> Лившиц Р.З. Теория права. М.: Бек, 1994. 210 с.
<3> Малахов В.П. Философия права. М.: Деловая книга, 2002. 447 с.

Многие экономисты признают, что справедливость - это необходимая составляющая здорового рынка. Классик политэкономии Адам Смит считал, что справедливость и беспристрастность - это фундаментальные понятия, без которых невозможно нормальное функционирование рынка <4>. В современной экономической науке позиция Смита поддерживается, а понятие справедливости раскрыто: справедливость - это равное распределение возможностей доступа к экономическим благам в целях удовлетворения потребностей и расширения производства.

<4> Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007. С. 136.

О содержании справедливости тоже ведутся споры: Джон Ролз выделяет справедливость как устранение социально-экономического неравенства без нарушения принципа формального равенства и сохранение преимуществ, открытых для всех <5>. Н.Н. Вопленко выделяет такие главные признаки справедливости, как нравственность и легитимность <6>. В.М. Сырых считает, что в основе справедливости лежат экономический принцип эквивалентности и принцип морали <7>. Таким образом, на наш взгляд, сформировать единое понимание принципа справедливости в юриспруденции пока не получится из-за разности регулируемых отношений. Выделить некий принцип справедливости, который по своему содержанию подходил бы ко всем отраслям права, на данный момент не представляется возможным. Однако научная доктрина и юридическая практика показывают, что данный принцип присущ многим отраслям права. Термин "принцип справедливости" можно встретить во многих отраслях, в частности в уголовном, конституционном, налоговом праве и т.д. Справедливость признается как правовая ценность и принцип, присущий многим отраслям права. Исключение данного термина, на наш взгляд, недопустимо, т.к. уже давно применяется как принцип-норма на практике. В частности, в налоговом праве: в Постановлении КС РФ от 24.02.1998 N 7-П указывается, что налоговое законодательство должно строиться на принципах справедливости <8>. Далее в этом же Постановлении Конституционный Суд отмечает конституционный принцип справедливости, что еще раз подчеркивает его общеправовую природу. Дабы избежать путаницы, на наш взгляд, целесообразно использовать термины "принцип справедливости" или "справедливость" с привязкой к отрасли права. Это позволит сохранить правильное правопонимание и верное толкование права, не допуская при этом подмены понятий.

<5> Ролз Д. Теория справедливости. М.: ЛКИ, 2010. С. 67.
<6> Вопленко Н.Н. Понятие и виды юридической справедливости // Вестник ВолГУ. 2011. N 2. С. 7.
<7> Сырых В.М. Логические основания общей теории права: В 3 т. Т. 3: Современное правопонимание. М.: РАП, 2007. С. 197.
<8> Постановление КС РФ от 24.02.1998 N 7-П // Российская газета. 2008. 26 апреля.

Одной из отраслей права, которой присущ принцип справедливости, является налоговое право. Необходимо сразу отметить, что в НК РФ нет официального закрепления принципа справедливости. Однако в научной доктрине налогового права исследования по этой тематике ведутся и уже существует признанная учеными концепция справедливости.

Налоговую справедливость принято воспринимать в двух аспектах: экономическом и юридическом.

В экономическом аспекте необходимо выделить принцип равенства налогового бремени, закрепленный в ст. 3 НК РФ: "при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов". Это означает, что с субъектов, имеющих разное экономическое состояние, должны взиматься разные налоги. Очевидно, что сумма налогов, уплачиваемых субъектами, прямо пропорциональна их экономическому благосостоянию. Сам принцип в экономическом аспекте отражает и юридический аспект справедливости налогообложения: при равном налоговом бремени субъекты, которые обладают равным имуществом, платят одну и ту же сумму налога.

В юридическом аспекте принцип справедливости отражен с двух позиций: формальное равенство и всеобщность налогообложения. Принцип юридического равенства в первую очередь устанавливает запрет на дискриминацию. В частности, не допускается установления различных условий налогообложения в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы лица и т.д.; принцип формального равенства распространяется также на отношения по налоговому контролю, на предоставление налоговых льгот и т.д.

Всеобщность налогообложения выражена в ст. 57 Конституции РФ: "Каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы". В рамках данного аспекта особенно интересно рассматривать налоговые льготы. В частности, освобождение граждан от налогов должно быть, во-первых, обоснованно. Во-вторых, должно преследовать социально значимые цели, закрепленные в ст. 55 Конституции РФ. Несмотря на то что принцип всеобщности налогообложения - это не право, любое его нарушение приведет к увеличению налогового бремени остальных налогоплательщиков, а это, как уже указывалось, должно быть экономически обоснованным и соответствовать социально значимой цели.

Многие ученые признают разделение справедливости на горизонтальную и вертикальную. Юридическим аспектом в данной концепции является горизонтальная справедливость, а экономическим - вертикальная. Однако мы считаем, что эта концепция не точная. С нашей точки зрения, и горизонтальная, и вертикальная справедливость являются принципом равного налогового бремени, т.е. экономическим аспектом. Экономический аспект справедливости - это, по сути, зависимость, возрастающая функция которой при больших значениях будет давать больший результат. Соответственно, при равных значениях она дает равный результат, что дублирует содержание принципа юридического равенства. Однако сам принцип юридического равенства - это юридическое, а не экономическое понятие, его нельзя представить как формулу или как функцию. Это норма права, которая, помимо имущественных, регулирует также неимущественные отношения, поэтому относить его к функции, представленной в экономическом аспекте, нельзя.

Существует ряд проблем в процедуре установления налога. Налог должен учитывать платежеспособность лица к уплате налога. Способность к уплате налога устанавливается исходя из доходов лица, да и сам налог должен взиматься с дохода, а не с капитала лица, дабы не нарушать его права и не занижать налоговую базу. Существует два способа определения платежеспособности: по доходам и по расходам. Суть первого заключается в том, что чем больше лицо получает дохода, тем больше налогов оно может уплатить. В налоговых льготах, налоговых вычетах и прочих "поблажках" в сторону налогоплательщика могут предусматриваться определенные обстоятельства, вследствие которых лицо может не платить налог, тем не менее отсутствие учета расходов при таком методе явно нарушает принцип равного налогового бремени. Лица с одинаковыми доходами могут иметь совершенно разные расходы. Таким образом, может сложиться ситуация, при которой один человек будет отдавать последние деньги в казну (к примеру, из-за высоких затрат на лекарства или на детей), а другой будет тратить их на личные нужды, сохранять их и приумножать свой капитал. Очевидно, что в данном случае бремя налогообложения не является одинаковым.

Второй способ определения доходности заключается в определении расходов лица. Такой способ часто применяется по отношению к косвенным налогам. Несмотря на то что формально налогоплательщиками данных налогов признаются организации, ИП и ряд других лиц, осуществляющих в основном коммерческую деятельность, вследствие переложения налогов в рамках рассуждения о налоговой справедливости, необходимо признать реальными плательщиками таких налогов потребителей - физических лиц, реже организации. В данном случае законодатель должен крайне осторожно подходить к определению объекта налогообложения. Акцизами не должны облагаться товары первой необходимости и ряд других объектов, к таким товарам не относящихся. Законодатель должен учитывать переложение налогов (не только косвенных) и развитие общественных отношений, дабы не допустить налогообложения вещей, которые фактически необходимы даже неплатежеспособным субъектам.

В целом важной проблемой реализации принципа справедливости является тот факт, что многие налоги "полагаются" на экономические механизмы для реализации принципов. В идеальных условиях, при стопроцентном соблюдении экономических законов, механизмов и закономерностей (богатые люди покупают дорогие вещи; если человек купил вещь, которая может приносить прибыль, он будет извлекать эту прибыль, и т.д.), принцип будет соблюдаться. Однако экономические механизмы работают не всегда; порой с точки зрения юриспруденции это один процесс, с точки зрения экономики он совсем другой и, соответственно, принципы не будут выполняться.

Дискуссионным представляется вопрос о включении в принцип справедливости в налоговом праве положения ч. 3 ст. 3 НК РФ о запрете налогов, препятствующих реализации гражданами конституционных прав и свобод. Хотелось бы отметить, что во многих понятиях справедливости присутствует требование нравственности правовых норм и соответствия бремени субъекта, возлагаемого на него законодательством, его реальным возможностям. Экономисты подчеркивают, что справедливость должна выражаться в расширении производства и удовлетворении человеческих потребностей. В Постановлении КС РФ от 24.02.1998 N 7-П указывается, что в содержание принципа равенства включена пропорциональность затрат на налоги и пользы, получаемой от них. В целом принцип справедливости ни в одной отрасли права не допускает необоснованного ограничения прав субъектов и несоразмерности ограничения цели. Принцип правового государства также устанавливает недопустимость ограничения прав налогоплательщиков налогами, а ст. 57 утверждает обоснованность налогообложения. Поэтому целесообразно добавить в понятие "принцип справедливости" еще один аспект - социальный. Принцип справедливости должен обеспечивать неприкосновенность частной собственности, свободу реализации прав человека. Государство не должно постепенно национализировать имущество налогоплательщиков налоговыми методами. Справедливость должна содержать в себе не только уравнивание прав и бремени, но и ограничение прав государства на имущество и права граждан. Это позволит в едином принципе установить некий порядок в налоговом праве, самые общие правила, применяемые к налогам.

Если подытожить все вышесказанное, можно получить единое понимание принципа справедливости в налоговом праве. Справедливость - это в первую очередь порядок, который приведет индивида и общество к процветанию. Этот порядок можно выразить в ряде принципов - юридическое равенство, всеобщность, равное налоговое бремя и соблюдение прав и свобод человека. Эти принципы вместе образуют налоговую справедливость, тот самый порядок, который присущ любому демократическому государству, который должен привести общество к процветанию.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3824.
  2. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Том 4 / Пер. с древнегреч., общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1983. 830 с.
  3. Вопленко Н.Н. Понятие и виды юридической справедливости / Н.Н. Вопленко // Вестник ВолГУ. 2011. N 2. С. 7 - 17.
  4. Карасева М.В. Финансовое правоотношение / М.В. Карасева. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997. 304 с.
  5. Лившиц Р.З. Теория права / Р.З. Лившиц. М.: Бек, 1994. 210 с.
  6. Малахов В.П. Философия права / В.П. Малахов. М.: Деловая книга, 2002. 447 с.
  7. Налоговое право: Учебник для вузов / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Альпина Паблишер, 2015. 796 с.
  8. Ролз Д. Теория справедливости: Пер. с англ. / Науч. ред. и предисл. В.В. Целищева. Изд. 2-е. М.: Издательство ЛКИ, 2010. 536 с.
  9. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. М.: Эксмо, 2007. 960 с.
  10. Сырых В.М. Логические основания общей теории права: В 3 т. / В.М. Сырых. Т. 3: Современное правопонимание. М.: РАП, 2007. 512 с.
  11. Финансовое право РФ: Учебник / Под ред. М.В. Карасевой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2012. 608 с.
  12. Шайхутдинова Д.Р. Справедливость как основной принцип налогообложения [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. N 6(42).
  13. Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. М.В. Соколинского. 6-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2013. 464 с.