Мудрый Юрист

Правовые основы деятельности общественных советов при федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах

Ольховик Николай Владимирович, заместитель директора по научной работе Юридического института Национального исследовательского Томского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматриваются основные положения нормативных правовых актов в части регламентации деятельности общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах. Автор приходит к выводу о необходимости указания общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах в ст. 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в качестве субъектов, участвующих в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека, а также содействующих в работе учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок образования общественных советов при территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний должен предусматриваться указом Президента Российской Федерации либо приказом ФСИН России.

Ключевые слова: права человека, уголовно-исполнительное право, общественный контроль, общественные советы.

Legal Fundamentals of Activity of Public Councils under the Federal Penitentiary Service and Its Territorial Authorities

N.V. Olkhovik

Olkhovik Nikolay V., Deputy Director for Research of the Law Institute of the National Research Tomsk State University Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

This article reveals main statements of legal norms in term of activity's regulation of public councils of the Federal penal service and its local offices. The author comes to conclusion that there is necessity to define public councils of the Federal penal service and its local offices in the article 23 of the Penal Code of the Russian Federation as subjects, which are involved into implementation of social control over the protection of human rights and assist to the work of these departments and penal institutions. The procedure for the formation of public councils under the Federal penal service and its territorial bodies should be provided for by the Decree of the President of the Russian Federation or by order of the Federal penal service.

Key words: human rights, criminal and penal law, social control, public councils.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство России (ст. 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) устанавливает правовые основы участия общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека, а также содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания. В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации упоминаются общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения и попечительские советы при воспитательных колониях. Однако к субъектам общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации относит только общественные наблюдательные комиссии.

Деятельность Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) прежде всего основывается на Федеральном законе от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", который обеспечивает участие членов Общественной палаты в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Следующим иным нормативным правовым актом, изданным на основании ч. 2 ст. 20 этого Федерального закона и регламентирующим деятельность Общественного совета при ФСИН России, является Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N 842 <1>. В п. 4 этого Указа Президента Российской Федерации предусматривается, что положение об общественном совете и его состав утверждаются правовым актом соответствующего федерального органа исполнительной власти об образовании общественного совета. В настоящее время Положение об Общественном совете и его состав утверждены Приказом ФСИН России от 1 октября 2013 г. N 542 <2>.

<1> Указ Президента РФ от 4 августа 2006 г. N 842 "О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам" // СПС "КонсультантПлюс".
<2> Приказ ФСИН России от 1 октября 2013 г. N 542 "О создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы и утверждении его состава" // СПС "КонсультантПлюс".

Общественные советы при территориальных органах ФСИН России упоминаются только в распоряжении Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. N 1877-р <3>. В нем говорится о том, что создание условий для осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы предусматривает повышение роли общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах как координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества.

<3> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. N 1877-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 1772-р" // СПС "КонсультантПлюс".

Во многом незавершенность нормативно-правовой базы деятельности общественных советов при территориальных органах ФСИН России обусловлена тем, что общественные советы появились задолго до появления других субъектов общественного контроля, к их существованию и деятельности все привыкли, а преемственности правовой основы деятельности общественных советов при территориальных органах уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) на федеральном уровне не произошло. Дело в том, что Приказом Минюста России от 30 июля 2003 г. N 184 <4> начальникам территориальных органов УИС было предписано сформировать при территориальных органах УИС аналогичные общественные советы. В течение года общественные советы и были образованы практически в каждом территориальном органе УИС. Приказом Минюста России от 29 января 2007 г. N 14 все предыдущие приказы Минюста России, касающиеся общественных советов, были отменены <5>. В структуре ФСИН России был образован Общественный совет по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы, который первоначально действовал на основании Приказа ФСИН России от 26 января 2007 г. N 32 <6>. Этот Приказ возлагал на начальников территориальных органов ФСИН России обязанность проанализировать деятельность аналогичных общественных советов при территориальных органах ФСИН России, при необходимости обновить их состав. Последующие приказы ФСИН России не исключали этого положения, тем самым создавая определенную правовую основу их деятельности на федеральном уровне. Учеными, конечно же, поднимался вопрос о правомерности издания центральным органом уголовно-исполнительной системы нормативных правовых актов. Но, как правильно отмечается в литературе, этот вопрос уже решен <7>, поскольку в соответствии с п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 ФСИН России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации <8>. Таким образом, применительно к созданию Общественного совета при ФСИН России такое исключение предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. <9>.

<4> Приказ Минюста России от 30 июля 2003 г. N 184 "О создании Общественного совета при Министре юстиции Российской Федерации по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы Минюста России" // СПС "КонсультантПлюс".
<5> Приказ Минюста России от 29 января 2007 г. N 14 "Об образовании Общественного совета при Министерстве юстиции Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<6> Приказ ФСИН России от 26 января 2007 г. N 32 "О создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы" // СПС "КонсультантПлюс".
<7> Грушин Ф.В. Подзаконные нормативные правовые акты - источники уголовно-исполнительного права: Монография. Рязань: Пресса, 2005. С. 151 - 153.
<8> Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" // СПС "КонсультантПлюс".
<9> Указ Президента РФ от 4 августа 2006 г. N 842 "О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам" // СПС "КонсультантПлюс".

Однако Приказом ФСИН России от 1 октября 2013 г. N 542 <10> все эти приказы были отменены. Таким образом, порядок образования и состав общественных советов при территориальных органах ФСИН России определяется в настоящее время только соответствующими приказами начальников территориальных органов ФСИН России, которые не относятся к правовым актам. Более того, в соответствии с Приказом Минюста России от 1 апреля 2015 г. N 77 <11> это полномочие начальника территориального органа можно отнести к разряду "иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний", а именно к иным полномочиям, предусмотренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. N 1877-р, которое внесло изменения в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года и говорит о повышении роли общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах как координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества.

<10> Приказ ФСИН России от 1 октября 2013 г. N 542 "О создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы и утверждении его состава" // СПС "КонсультантПлюс".
<11> Приказ Министерства юстиции РФ от 1 апреля 2015 г. N 77 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы исполнения наказаний" // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, проведенный анализ нормативных правовых актов, создающих правовую основу деятельности общественных советов при ФСИН России и ее территориальных органах, свидетельствует о необходимости внесения изменений в следующие нормативные правовые акты разного уровня. Во-первых, общественные советы при ФСИН России и ее территориальных органах должны быть указаны в ст. 23 УИК РФ. Во-вторых, порядок образования общественных советов при ФСИН России и ее территориальных органах должен предусматриваться соответствующим указом Президента Российской Федерации (примером может служить Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 668 "Об общественных советах при Министерстве внутренних дел РФ и его территориальных органах" <12>), либо по поручению Президента Российской Федерации этот порядок может быть определен приказом ФСИН России, что потребует внесения дополнений в Приказ ФСИН России от 1 октября 2013 г. N 542 или издания отдельного приказа.

<12> Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 668 "Об общественных советах при Министерстве внутренних дел РФ и его территориальных органах" // СПС "КонсультантПлюс".

Литература

  1. Баженов И.С., Лосева С.Н. Особенности нормативного регулирования и организационной деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы с общественными наблюдательными комиссиями // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. N 1. С. 15 - 18.
  2. Баженов И.С., Лосева С.Н. Правовые аспекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. N 5. С. 1 - 8.
  3. Гриб В.В. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации как участники общественного контроля: российский и зарубежный опыт // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. N 4. С. 3 - 6.
  4. Грушин Ф.В. Подзаконные нормативные правовые акты - источники уголовно-исполнительного права: Монография. Рязань: Пресса, 2005. С. 151 - 153.
  5. Дидикин А.Б. Правовые формы участия граждан в общественном контроле // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. N 1. С. 21 - 24.
  6. Ольховик Н.В. Взаимодействие общественных наблюдательных комиссий и общественных советов при территориальных органах ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. N 2 (153). С. 21 - 26.