Мудрый Юрист

Типичные нарушения прав участников вэд, выявляемые транспортными прокурорами

Рубцова Майя Викторовна, старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ.

Статья посвящена типичным нарушениям прав участников ВЭД, выявляемым транспортными прокурорами, проблемам правового регулирования внешнеэкономической деятельности, мерам прокурорского реагирования.

Ключевые слова: типичные нарушения закона, права участников ВЭД, транспортные прокуроры, проблемы правового регулирования, меры прокурорского реагирования.

Typical Violations of the Rights of Participants of Foreign Economic Activities Detected by Transport Prosecutors

M.V. Rubtsova

Rubtsova Maya Viktorovna, Senior Research Assistant, Research Institute, Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation.

The article is devoted to the typical violations of the rights of participants of foreign trade activities, identified transport prosecutors, the problems of legal regulation of foreign economic activity, measures of prosecutorial response.

Key words: typical violations of the law, the rights of participants of foreign trade activities, transport prosecutors, the problems of legal regulation of Prosecutor's response.

Гарантии и защита прав и законных интересов граждан, в том числе участников внешнеэкономической деятельности, - одно из важнейших направлений деятельности государственных органов.

Важную роль в этом играют таможенные органы. Они относятся к органам исполнительной власти, наделенным контрольно-надзорными полномочиями в области таможенного дела и выполняющим специальные функции по борьбе с преступлениями и правонарушениями в области общественных отношений, что определено Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. N 809 "О Федеральной таможенной службе". Однако, как показали прокурорские проверки, проводимые в соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 15 июля 2011 г. N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере", таможенные органы зачастую нарушают права и законные интересы предпринимателей - участников внешнеэкономической деятельности.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о многочисленных случаях нарушений прав участников ВЭД. В 2010 - 2015 гг. только транспортными прокурорами выявлено таких нарушений соответственно 562, 355, 598, 719, 510 и 479. Как видно, четкой динамики этого показателя не прослеживается. Очевидно, что показатель формы статотчетности ОНТ "Защита прав участников ВЭД" не отражает реальные результаты работы прокуроров в указанной сфере. Изучение порядка формирования прокурорской статистики <1> это подтверждает. Транспортные прокуроры выявляют массу иных нарушений закона, так или иначе затрагивающих права участников ВЭД, данные о которых фиксируются в других показателях. Основная мера прокурорского реагирования при выявлении нарушений прав участников ВЭД - внесение представлений. Как правило, в представлениях ставился вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

<1> См.: Статистический отчет "Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина транспортными прокурорами" по форме ОНТ, утв. Приказом Генерального прокурора РФ от 26 апреля 2011 г. N 107.

Анализ дел, рассмотренных окружными арбитражными судами в 2014 г., показывает, что иски участников ВЭД о нарушении их прав при принятии решений о корректировке таможенной стоимости товаров удовлетворяются более чем в половине случаев <2>. Это позволяет сделать вывод о значительном количестве нарушений прав участников ВЭД.

<2> См.: Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2014 год: Информационно-аналитическая записка. М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015. С. 72.

Так, в 2014 г. выявлено нарушений закона: 2 820 - при осуществлении таможенных процедур, 7 205 - при осуществлении таможенного контроля, 4 442 - при применении мер административной ответственности таможенными органами.

Наиболее распространенными нарушениями прав участников ВЭД, как показывают опросы прокуроров, являются: нарушения, связанные с корректировкой таможенной стоимости, - 21%; нарушение срока выпуска товаров - 21%; истребование не предусмотренных законодательством документов и сведений - 17%; непринятие решения по таможенной декларации - 15%; нарушения при проведении таможенной экспертизы - 13%. Среди недостатков прокурорского надзора за соблюдением прав участников ВЭД большинство опрошенных прокуроров отмечает низкое качество прокурорских проверок, в том числе по причине отсутствия необходимых познаний о таможенной сфере, слабый контроль за устранением выявленных нарушений, непринятие мер к взысканию наложенных штрафов. При этом практически все опрашиваемые отметили, что к проверкам специалисты привлекаются редко или вообще не привлекаются.

Как показали материалы прокурорских проверок, типичными нарушениями прав участников ВЭД являются: избирательный подход при классификации товаров; решения о классификации товаров в несобранном виде принимались ФТС России по заявлениям от неуполномоченных лиц, иным предпринимателям при наличии необходимых документов в рассмотрении заявлений отказывалось. Выявлялись нарушения процедуры и сроков предоставления государственных услуг по ведению реестров уполномоченных экономических операторов, таможенных представителей и перевозчиков, а также таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Были нарушения при предоставлении государственных услуг по консультированию по вопросам таможенного дела.

Так, в Южном ТУ в нарушение требований таможенного законодательства допущен неправомерный отказ в предоставлении государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела по запросу представителя компании Metalpol Wegierska Gorka. Принимались незаконные решения, связанные с включением лиц в таможенные реестры. Судебная практика свидетельствует о том, что вопросы включения и исключения из таможенных реестров нередко являются предметом споров, решения по которым, как правило, принимаются в пользу участников ВЭД. Этим нарушениям способствуют определенные факторы, в том числе правовая неопределенность. Действующая редакция Административного регламента ФТС России по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов допускает неоднозначность в толковании положений об определении периода осуществления ВЭД, являющегося необходимым условием включения в реестр (речь идет об уточнении этого периода в случае, когда предприятие реорганизовывалось). Допускалось принятие незаконных решений о корректировке таможенной стоимости, необоснованно назначались дополнительные проверки, запрашивались дополнительные документы. Зафиксированы нарушения прав участников внешнеэкономической деятельности, связанные с несоблюдением принятия таможенным органом решения о регистрации или отказе в регистрации таможенной декларации; нарушения сроков проведения таможенного досмотра товаров, проведение досмотра без декларанта и понятых, несообщение участникам ВЭД о досмотре, нарушения при применении системы управления рисками (СУР), а также при проведении таможенной экспертизы. К примеру, владимирским, удмуртским, нижегородским и камским транспортными прокурорами выявлены многочисленные нарушения законодательства при организации и проведении таможенных экспертиз.

Так, владимирским транспортным прокурором установлено, что в нарушение ст. 138 ТК ТС должностные лица Александровского и Гусь-Хрустального таможенных постов Владимирской таможни в решениях о назначении таможенных экспертиз не указывали сроки их проведения, чем нарушалось право участников ВЭД на своевременное ознакомление с этими заключениями. Транспортные прокуроры выявляли факты незаконного взимания платы с участников ВЭД.

Уральской транспортной прокуратурой выявлены случаи взимания владельцами СВХ с участников ВЭД незаконной платы за услуги, которые в соответствии с таможенным законодательством (ст. ст. 26, 95, 96, 97, 180 и др. ТК ТС) предоставляются безвозмездно. Такие нарушения со стороны руководителей СВХ в отношении 30 участников ВЭД выявлены и приволжским транспортным прокурором. Зафиксированы необоснованное лишение участников ВЭД льгот, отказы в согласовании документов. Нарушалось законодательство о проведении таможенных проверок. Производился неправомерный расчет суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов; нарушались положения закона о возврате излишне уплаченных сумм пошлин, налогов, авансовых платежей. Эти нарушения выявлены Дальневосточной транспортной прокуратурой в деятельности Владивостокской, Находкинской и Сахалинской таможен. Так, заявления о возврате сумм не рассматривались, нарушались сроки рассмотрения, выносились необоснованные отказы в возврате, нарушались сроки направления уведомлений о наличии излишне взысканных таможенных платежей. Такие нарушения выявлены в Астраханской и Новороссийской таможнях. Должностные лица таможенных органов нарушали основной принцип государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - обеспечение права на обжалование незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц. Нарушались сроки направления жалоб участников внешнеэкономической деятельности из таможен в таможенные управления и рассмотрения их по существу. Приморской транспортной прокуратурой выявлено нарушение должностными лицами Владивостокской таможни ст. 9 ТК ТС, ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" о месячном сроке для дачи ответа по жалобе ООО "Сервис Консалдинг-ДВ".

Проведенное исследование показывает, что работа прокуроров, несомненно, способствует снижению числа нарушений прав участников ВЭД. Генеральная прокуратура РФ внесла руководителю Федеральной таможенной службы представление об устранении нарушений законодательства. Основанием для этого стала проверка соблюдения таможенными органами прав и законных интересов предпринимателей - участников внешнеэкономической деятельности. В ходе проверки были установлены факты избирательного подхода при классификации товаров, нарушения закона, допущенные должностными лицами таможенных органов в интересах отдельных участников внешнеэкономической деятельности, что повлекло применение разных ставок таможенных пошлин за ввоз одних и тех же товаров.

Так, для одних предпринимателей пароочистители классифицировались таможенными органами как электроутюги, за ввоз которых установлена ставка таможенной пошлины в размере 10% от стоимости товара, а для других - как огнетушители, ввозимые беспошлинно.

Нередко решения о классификации товаров в несобранном виде принимались ФТС России по заявлениям от неуполномоченных лиц, иным предпринимателям при наличии необходимых документов в рассмотрении заявлений отказывали.

ФТС России своим приказом лишило декларантов, осуществляющих деятельность в республиках Ингушетия, Коми, Тыва, Хакасия, а также Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской республиках, Волгоградской, Ивановской, Курганской, Орловской, Рязанской, Тверской и Тульской областях, права произвести таможенное оформление ввозимых ими товаров с использованием документов, предусмотренных Таможенной конвенцией о временном ввозе товаров от 6 декабря 1961 г., что отрицательно влияет на развитие международного сотрудничества бизнесменов, ученых, деятелей культуры и искусства.

Установлены многочисленные нарушения процедуры и сроков предоставления государственных услуг по ведению реестров уполномоченных экономических операторов, таможенных представителей и перевозчиков, а также таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.

По итогам рассмотрения представления ФТС России приняла комплекс мер. Организованы внеплановые целевые инспекторские проверки в некоторых таможенных органах. В целях обеспечения единообразия подходов к классификации товаров соответствующие вопросы внесены для рассмотрения на 15-м заседании рабочей группы при Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Евразийского экономического союза по классификации товаров. Подготовлены и направлены в Минфин России необходимые проекты нормативных правовых актов, в том числе о наделении таможенных органов компетенцией по совершению таможенных операций с товарами, перемещаемыми с использованием документов, предусмотренных Таможенной конвенцией о временном ввозе товаров от 1961 г. Также организованы служебные проверки, по результатам которых будет решен вопрос о дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц ФТС России. Устранение нарушений закона, причин и условий, им способствовавших, продолжается. За ходом этой работы Генеральной прокуратурой РФ установлен контроль <3>.

<3> http://genproc.gov.ru/smi/news/news-1079943/

Сложность прокурорского надзора на рассматриваемом участке обусловлена, помимо прочего, сложностью, многоуровневостью законодательства, регламентирующего ВЭД (6 уровней нормативной базы о таможенном деле), в том числе прав участников этой деятельности. Это законодательство относится к различным отраслям права, имеет противоречия, постоянно меняется. Следует отметить множество контролирующих рассматриваемую сферу деятельности органов, за соблюдением которыми прав участников ВЭД осуществляется прокурорский надзор. Надзор осуществляется и будет осуществляться в условиях постоянного реформирования системы контролирующих органов, в особенности таможенных <4>.

<4> См.: Диканова Т.А., Александрова Л.И., Ястребов В.В. Надзор транспортного прокурора за соблюдением прав участников внешнеэкономической деятельности: Пособие / Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М., 2014. С. 7.

Некоторые исследователи отмечают серьезные концептуальные недостатки не только в правовом регулировании, но и в организационных вопросах юрисдикционной деятельности таможенных органов в целом.

Например, по мнению О. Гречкиной, "многофункциональные ведомственные правовые акты страдают отсутствием коммуникаций, согласованности, а порой вступают в противоречие с нормативными актами более высокого порядка... проблемой функционирования системы таможенных органов является наличие многочисленных дублирующих функций административно-юрисдикционного характера, в том числе контрольных, надзорных, квазисудебных, а также то, что их исполнение требует сложной внутриведомственной координации. В то же время еще не разрешены до конца вопросы открытости и общедоступности информации о таможенной деятельности, обеспечения прав граждан на доступное, гласное и справедливое административное разбирательство, результатом чего становятся многочисленные обращения и жалобы участников внешнеэкономической деятельности в таможенные органы. Необходимость скоординированного и комплексного решения проблем административной юрисдикции таможенных органов определяет вектор формирования новых подходов к таможенному администрированию" <5>.

<5> Гречкина О.В. Административная юрисдикция таможенных органов Российской Федерации: теоретико-прикладное исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2011.

Представляется, что результативность работы таможенных органов по обеспечению прав и свобод граждан в значительной степени зависит от правовой обеспеченности и знания гражданами требований законодательства в области таможенного дела. К сожалению, единого нормативного акта, в котором были бы объединены все права и обязанности, представленные гражданам как участникам административных и таможенных правоотношений, нет. Это объясняется тем, что, помимо указанного многообразия прав и обязанностей граждан, в правоотношениях с участием таможенных органов их контрагентами могут быть как граждане, так и лица без гражданства, обладающие различными правами и обязанностями <6>.

<6> Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях: Материалы II научно-практической конференции (19 - 20 ноября 2015 г.). Ростов-на-Дону, 2015. С. 143, 144.

Пристатейный библиографический список

  1. Диканова Т.А., Александрова Л.И., Ястребов В.В. Надзор транспортного прокурора за соблюдением прав участников внешнеэкономической деятельности: Пособие / Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М., 2014.
  2. Гречкина О.В. Административная юрисдикция таможенных органов Российской Федерации: теоретико-прикладное исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2011.
  3. Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях: Материалы II научно-практической конференции (19 - 20 ноября 2015 г.). Ростов н/Д, 2015.