Мудрый Юрист

Закон великобритании о взятках: правовой аспект

Целовальникова Ирина Юрьевна, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат юридических наук.

В статье проведен анализ положений Закона Великобритании о борьбе со взяточничеством, рассмотрены механизмы гражданско-правовой ответственности за коррупционные преступления, а также система мер, составляющих антикоррупционную политику компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность.

Ключевые слова: Закон Великобритании о борьбе со взяточничеством, антикоррупционная политика компании, гражданско-правовые механизмы ответственности за коррупционные преступления.

THE BRIBERY ACT OF GREAT BRITAIN: LEGAL ASPECT

I.Yu. Tselovalnikova

Tselovalnikova Irina Yu., Assistant Professor of the Department of Criminal and Legal Disciplines of the Plekhanov Russian University of Economics, Candidate of Legal Sciences.

The article analyzes provisions of the UK anti-bribery examined the mechanisms of civil liability for corruption, as well as a system of measures constituting the anti-corruption policy of companies engaged in investment activities.

Key words: the Bribery Act of the United Kingdom, anti-corruption policy of the company, civil and regulatory mechanisms of responsibility for corruption.

Закон Великобритании о борьбе со взяточничеством, принятый 8 апреля 2010 года, вступил в силу в апреле 2011 года (далее по тексту - Закон о борьбе со взяточничеством). Данный нормативный акт заменяет собой группу действовавших антикоррупционных законов Великобритании, несовершенство которых подвергалось частой критике со стороны органов прокуратуры, а также политиков и неправительственных организаций.

В соответствии с положениями данного Закона определяются новые виды правонарушений, которые призваны оптимизировать работу правоохранительных органов Великобритании. Кроме того, действие Закона о борьбе со взяточничеством направлено и на деятельность компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность, которым, в свою очередь, нужно будет принимать их во внимание в процессе управления рисками. Учитывая, что соответствие требованиям данного Закона может потребовать значительных изменений и усовершенствования программ по соблюдению законодательства, компаниям следует особое внимание обратить на разработку и принятие мер для решения данной задачи. Как неоднократно отмечалось и в прессе, и исследователями <1>, коррупция в хозяйственной деятельности компаний становится одной из самых значительных и трудноразрешимых проблем современного бизнеса.

<1> См., например: Гуров А.И. Коррупция угрожает национальным интересам России. Борьба с коррупцией: актуальные проблемы законодательного обеспечения. Сборник статей и документов. М.: Издание Государственной Думы РФ, 2002; Бочков С.О. Борьба с коррупцией: гражданско-правовые аспекты // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2006. N 3-4 и др.

Сложность раскрытия коррупции и взяточничества заключается в том, что названные неправомерные действия совершаются скрытно и участвующие в них стороны не заинтересованы в распространении информации о достигнутом между ними соглашении. В связи с этим расследование фактов взяточничества сопряжено с многочисленными препятствиями, осложняется сокрытием доказательств и отсутствием свидетелей, а также нежеланием самой корпорации участвовать в расследовании.

Принимая во внимания указанные аспекты и учитывая их, Правительство Великобритании ввело в действие Закон о борьбе со взяточничеством. Как отмечают аналитики <2>, активизация борьбы с коррупцией уже создает проблемы нарушителям, стремящимся достигнуть увеличения своих доходов путем подкупа государственных должностных лиц.

<2> Захаров А. В рамках конференции "Бизнес в России: безопасность (не) гарантируется!" по вопросам безопасности ведения бизнеса в России принимал участие вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Александр Захаров // URL: http://korrossia.ru; Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в ходе выступления перед студентами Московского государственного университета 12.09.2011 // URL: http://www.rbcdaily.ru/video/562949981462670.shtml.

Справедливости ради необходимо отметить, что, несмотря на все недостатки много критикуемого антикоррупционного законодательства, на смену которому приходит Закон о борьбе со взяточничеством, правоохранительные органы Великобритании в последнее время стали более активно привлекать нарушителей к ответственности за коррупционные преступления как уголовного, так и гражданско-правового характера. Так, в результате выявленных нарушений британские компании подверглись штрафам на общую сумму, достигающую 30 млн фунтов стерлингов, что, несомненно, является не только адекватной мерой ответственности за совершенные правонарушения, но и одним из способов пополнения бюджета.

Вместе с тем в рамках действующего в Великобритании законодательства к ответственности за данный вид правонарушений могут быть привлечены не только компании. Например, в апреле 2010 года Джон Дугалл, один из бывших руководителей DePuy International, был приговорен Королевским судом Саутворка к 12 месяцам тюрьмы за дачу взятки медицинским специалистам греческой государственной системы здравоохранения в размере 4,5 млн фунтов стерлингов <3>. Приведение данного приговора в исполнение было впоследствии приостановлено при рассмотрении апелляционной жалобы.

<3> URL: http://www.whitecase.com.

Введение в Закон о борьбе со взяточничеством новых видов правонарушений позволяет предположить, что текущая тенденция роста случаев привлечения к ответственности за подобные преступления в Великобритании по данной статье, скорее всего, сохранится.

Итак, какие правонарушения и меры ответственности предусмотрены в Законе о борьбе со взяточничеством? В соответствии с Законом о борьбе со взяточничеством максимальное наказание за взяточничество увеличено с семи до десяти лет лишения свободы, а также может предусматривать штраф. Сумма штрафа, налагаемого на компании, не ограничена. Однако необходимо отметить, что в новом Законе не упомянут метод расчета и взыскания штрафа.

Закон о борьбе со взяточничеством содержит следующее основные положения:

  1. устанавливается два вида правонарушений:
  1. вводится понятие правонарушения в форме подкупа иностранных государственных чиновников (в отношении данного вида правонарушения процедура доказательства, по всей видимости, менее сложна, чем в отношении общих нарушений, упомянутых выше);
  2. вводится понятие нового корпоративного правонарушения - неспособность предотвратить дачу взятки "ассоциированным" лицом от лица компании.

Данное нововведение является наиболее важным для компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность.

В Великобритании функции органа следствия и уголовного преследования в данной сфере возложены на Управление по борьбе с крупным мошенничеством (Serios Fraud Office) <4>, которое развернуло активную деятельность и устанавливает правила, на основании которых будет осуществлять надзор за чистотой корпоративной культуры.

<4> URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/257863.

В частности, Управление признает, что скрытый характер коррупционных действий серьезно осложняет расследование фактов дачи и принятия взятки и тем более уменьшает шансы выявить и раскрыть ситуации, отнесенные к сфере применения Закона о взятках.

Поэтому Управление разработало ряд принципов и руководств, которые будут использоваться специалистами и следователями, занятыми в регулирующей деятельности.

В соответствии с Законом лицо считается ассоциированным с коммерческой организацией (британские компании и партнерства или иные компании и партнерства, которые полностью или частично осуществляют свою деятельность в Великобритании), если оно оказывает услуги от ее имени. В качестве примеров Закон приводит работников, агентов и дочерние компании организации. Данное определение сформулировано достаточно широко, и есть вероятность, что оно будет распространяться и на другие лица, например, на третьи стороны или деловых партнеров.

Таким образом, компаниям необходимо обеспечить наличие надлежащих процедур для мониторинга и контроля за деятельностью всех потенциально ассоциированных сторон, чьи действия могут привести к привлечению компании к ответственности в соответствии с новым Законом.

Ассоциированными сторонами помимо перечисленных в Законе лиц могут быть, например, партнеры по совместному предприятию и дистрибьюторы.

Среди прочего составлен перечень действий, совершаемых в ходе коммерческой деятельности организации, на которые следует обращать особое внимание ввиду их потенциальной связи с коррупцией и взяточничеством. Они были названы индикаторами коррупции.

Руководствуясь вышеприведенными индикаторами, работники Управления вправе осуществлять следственные действия в отношении организации, деятельность которой потенциально может включать в себя взяточничество. Напомним, что Закон о взятках (UK Bribery Act) предусматривает четыре новых вида преступлений, связанных с дачей и принятием взятки, а также предложением взятки гражданскому служащему иностранного государства и ее принятием. Предусматриваются различные виды наказаний: от штрафа без ограничения размера до лишения свободы сроком до 10 лет.

При этом новый Закон о взяточничестве предоставляет органам следствия свободу усмотрения при решении вопроса о назначении наказания (в любом случае итоговое решение принимается судом) и возбуждении производства по гражданскому или уголовному делу. В связи с этим Управление выпустило специальное руководство, посвященное процедурам взаимодействия с организациями и проведения расследований.

Необходимо отметить, что единственным средством защиты для организации, которой предъявлено обвинение в корпоративном правонарушении, является доказательство того, что она ввела в действие "адекватные процедуры", препятствующие осуществлению подкупа.

В настоящее время правительство Великобритании представило разработанные разъяснения по составу "адекватных процедур". Данные разъяснения носят рекомендательный характер, как и прочие уже существующие подробные руководства, и в каждом конкретном случае, при вынесении решения, суд проводит оценку самостоятельно.

Положения Закона о борьбе со взяточничеством во многом шире требований Закона США о борьбе с коррупцией во внешнеторговой деятельности (FCPA), в котором речь идет о подкупе иностранных государственных чиновников, но не частных лиц.

Таким образом, действующие программы по соблюдению законодательства, подготовленные с учетом положений FCPA, должны быть пересмотрены с целью обеспечения их соответствия требованиям Закона о борьбе со взяточничеством. В частности, Закон о борьбе со взяточничеством не предусматривает никаких исключений для так называемых платежей для упрощения формальностей или "спонсирования делового визита правительственных делегаций".

Экстерриториальный характер Закона о борьбе со взяточничеством обязывает британские компании или компании, осуществляющие деятельность в Великобритании, вводить антикоррупционные процедуры, удовлетворяющие требованиям данного Закона, во всех странах, в которых они ведут деятельность. Необходимо отметить, что страны и виды деятельности с самым высоким риском коррупции не обязательно являются крупнейшими с точки зрения оборота.

В целях реализации положений Закона первое, что компания может сделать, - это организовать внутреннюю рабочую группу для оценки последствий введения Закона о борьбе со взяточничеством.

Исходя из практического опыта работы в сфере правоприменительных действий, с учетом положений существующих рекомендаций, утвержденных Правительством Великобритании, эксперты в области финансового мониторинга выделяют ряд вопросов, которые необходимо рассмотреть при формировании антикоррупционной политики, процедур и средств контроля в компаниях, осуществляющих инвестиционную деятельность в других государствах.

Во-первых, это касается деловой этики, позиции руководства и установленных мер ответственности:

Во-вторых, в компании должны быть утверждены программы по борьбе со взяточничеством и с коррупцией (оценка рисков):

При ответе на данный вопрос исследуются и учитываются следующие факторы:

В-третьих, группа вопросов, связанных с обучением и информированием в компании:

В-четвертых, соблюдение установленных в компании требований:

Таким образом, эффективную программу по борьбе со взяточничеством и с коррупцией, с учетом сложившейся практики реализации программ и соответствия законодательству проектов в области внутреннего контроля, можно представить в качестве системы мер по борьбе со взяточничеством и с коррупцией, которая учитывает специфику и риски коррупции каждой отдельной организации.

Система мер по борьбе со взяточничеством и с коррупцией должна включать следующие положения.

  1. Культура, среда и модель поведения, которых придерживается высшее руководство.
  2. Организационная структура и делегирование полномочий.
  3. Инфраструктура обеспечения соответствия Закону:
  1. Меры по управлению рисками:
  1. Финансовые и бухгалтерские меры:
  1. Отчетность, коммуникация и управление заинтересованными лицами.
  2. Управление рисками.
  3. Управление эффективностью деятельности персонала.
  4. Мониторинг и аудит.

Антикоррупционную программу в рамках компании целесообразнее основывать на принципах построения системы внутреннего контроля COSO <5>, направленной на усовершенствование существующих или разработку новых процедур по борьбе со взяточничеством и с коррупцией.

<5> Документ именуется "Внутренний контроль: интегрированный подход" (COSO) - (the Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission's Internal control - Integrated Framework) - содержит основные принципы организации системы внутреннего контроля в компании и является верхнеуровневым руководством для ее создания и совершенствования. Коптелов А.К. Управление бизнес-процессами и развитием информационных технологий // Финансовая газета 2007. Сентябрь. URL: http://businessprocess.narod.ru/index43.htm.

Данная программа позволяет использовать эталонный набор подробных процедур контроля, на основании которых разрабатывается внутренний подход к оценке коррупционных рисков в компании.

В качестве средств контроля могут выступать так называемые встроенные процедуры контроля, которые представляют собой антикоррупционные процедуры и средства контроля в бизнес-процессах. Например, это могут быть следующие процедуры:

Предложенная выше система мер позволяет сделать вывод о том, что результативность мероприятий по борьбе со взяточничеством и с коррупцией обеспечивается сочетанием эффективной внутренней культуры и действующих средств контроля на уровне бизнес-процессов.

Вместе с тем само по себе принятие и существование кодекса корпоративного поведения не является достаточным, поскольку организация остается уязвимой со стороны недобросовестных сотрудников. При этом средства контроля на уровне бизнес-процессов не смогут предотвратить сговор лиц или учесть все возможности совершения противоправных действий, следовательно, необходимо и наличие в компании эффективной культуры антикоррупционного поведения.

Литература

  1. Бочков С.О. Борьба с коррупцией: гражданско-правовые аспекты // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2006. N 3-4.
  2. Захаров А. В рамках конференции "Бизнес в России: безопасность (не) гарантируется!" по вопросам безопасности ведения бизнеса в России принимал участие вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Александр Захаров // URL: http://korrossia.ru.
  3. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон - выступление перед студентами Московского государственного университета 12.09.2011 // URL: http://www.rbcdaily.ru/video/562949981462670.shtml.
  4. URL: http://www.whitecase.com.
  5. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/257863.