Мудрый Юрист

Административные процедуры в механизме защиты интеллектуальных прав таможенными органами: понятие, базовые признаки, виды

Агамагомедова С.А., кандидат социологических наук, доцент ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет" (г. Пенза).

В статье к. с. н., доцента ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет" С.А. Агамагомедовой рассмотрены понятие, основные признаки и виды административных процедур при трансграничной защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Автором определено место данных процедур в административно-правовом механизме защиты интеллектуальных прав таможенными органами, предложена их классификация на основе ряда критериев, сделаны выводы о соотношении их друг с другом.

Ключевые слова: административные процедуры, объект интеллектуальной собственности, таможенное декларирование, выпуск товаров, таможенный контроль, приостановление выпуска, таможенный реестр.

S. Agamagomedova (Ph. D. in Social Studies), assistant professor at the Penza State University, studies the notion, main features and types of administrative procedures related to cross-border protection of rights for objects of intellectual property. The author defines the place of these procedures in the whole institution of administrative and legal protection of intellectual rights by customs bodies, proposes their classification under some criteria, and makes conclusions about their relation to one another.

Key words: administrative procedures, object of intellectual property, customs declaration, production of goods, customs control, suspension of production, customs register.

В настоящее время исследование теоретических и практических аспектов административных процедур является актуальным направлением публично-правовых исследований и выступает приоритетной тенденцией в обеспечении современной системы государственного управления. По мнению ученых [10, с. 20], в течение последних лет административно-процедурная тематика не только не утратила актуальность и очевидную полезность для развития правовой науки и управленческой практики, но и получила новые импульсы для основательного изучения принципов административных процедур и содержания административно-процедурной формы.

Развитие административно-процедурной формы осуществления государственного контроля и надзора как функции управления становится сегодня во главу угла реформы публично-правовых отношений в области контроля и надзора. Позиционируя таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, как разновидность (направление) таможенного контроля как такового [6], рассмотрим понятие, базовые признаки, особенности и виды административных процедур в механизме защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами в условиях развития административной реформы и углубления интеграционных процессов.

Понятие административной процедуры является одним из базовых понятий в сфере современного административно-правового регулирования. Под ней понимается нормативно установленный порядок осуществления уполномоченными субъектами права последовательно совершаемых действий в целях осуществления их компетенции и оказания публичных услуг. В таком определении отражены все юридически значимые элементы данного явления. Его назначение - ограничивать произвольное административное усмотрение и вводить легальные критерии действий служащих, должностных лиц, государственных и муниципальных структур, граждан и юридических лиц. Упорядочение деятельности придает ей открытый и предсказуемый характер, следовательно, способствует ее эффективности и демократичности [11].

Другие авторы рассматривают административно-правовую процедуру в рамках административного процесса и понимают под ней урегулированный административно-процессуальными нормами специальный порядок осуществления административным органом деятельности (производства) по разрешению подведомственной ему категории однородных индивидуальных административных дел либо совершения этим органом иных юридически значимых (административно-правовых) действий вне рамок каких-либо административных производств [8, с. 456].

Административные процедуры в деятельности таможенных органов как органов исполнительной власти представляют собой порядок совершения отдельных административно-правовых действий (таможенных операций) таможенными органами и иными участниками таможенных отношений.

Административные процедуры в деятельности таможенных органов, или административные процедуры в области таможенного дела, обладают всеми признаками административных процедур как таковых:

В действующем механизме защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами можно выделить несколько категорий административных процедур:

Остановимся на них подробнее.

Институт ТРОИС ФТС России является основой административно-правового механизма защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами. Возникший по инициативе правообладателей еще в конце 90-х годов прошлого века, ТРОИС ФТС России в условиях развития евразийской экономической интеграции получил новое развитие. На 14 февраля 2017 г. он включал в себя 4309 объектов интеллектуальной собственности, среди которых товарные знаки, знаки обслуживания, объекты авторского и смежных прав, наименования мест происхождения товаров <1>. Несмотря на существование ряда проблем в области реестровой системы защиты интеллектуальных прав при трансграничном перемещении товаров, таких как различная наполняемость таможенных реестров в государствах - членах ЕАЭС, неурегулированность вопросов практической реализации института единого таможенного реестра ЕАЭС, отсутствие унификации в области трансграничной защиты интеллектуальных прав и административной ответственности за нарушения в данной сфере в государствах - членах ЕАЭС и др., ТРОИС ФТС России доказал свою эффективность и продолжает оставаться базой организационно-правовой конструкции защиты интеллектуальных прав таможенными органами.

<1> Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности // Официальный сайт ФТС России: http://ved.customs.ru/ (дата обр. 15.04.2017).

Административные процедуры внесения объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС ФТС России регламентированы как на региональном уровне (Таможенный кодекс Таможенного союза), так и на национальном уровне (Федеральный закон "О таможенном регулировании в РФ", ведомственная нормативно-правовая база ФТС России <2>). Особенностями данной категории административных процедур в деятельности таможенных органов является, во-первых, инициирование их правообладателем; во-вторых, отражение в них определенного сочетания соотношения публичных и частных интересов, где последние имеют существенное значение. Эти особенности дают основания для отнесения рассматриваемой категории процедур к системе административных процедур в рамках деятельности по предоставлению государственных услуг в области таможенного дела. Несмотря на то что Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности говорит об исполнении государственной функции, по мнению автора, в данном случае можно отнести данную процедуру к процедурам предоставления таможенным органом услуг. Подтверждением этого является необязательность (факультативность) данной разновидности административных процедур для целей обеспечения прав интеллектуальной собственности как функции таможенных органов. Если административные процедуры реализации функций таможенных органов являются обязательными и не предусматривают определенной вариативности при их осуществлении, то процедуры оказания государственных услуг в области таможенного дела инициируются лицом, являющимся потенциальным потребителем услуги [7].

<2> Приказ ФТС РФ от 13 августа 2009 N 1488 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 08.02.2010. N 6.

Административные процедуры декларирования товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, также имеют свои особенности обусловленные, прежде всего, спецификой перемещаемых товаров. Так, при заполнении декларации на товары, содержащие такие объекты, в графе 44 декларации декларант обязан предоставить информацию о документах, подтверждающих правомерность использования прав на объекты интеллектуальной собственности (свидетельство о государственной регистрации, лицензионный договор и др.) <3>.

<3> Решение N 378 Комиссии Таможенного союза "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций" (вместе с Классификаторами видов таможенных процедур, особенностей перемещения товаров, транспорта и транспортировки, методов определения и решений по стоимости, льгот, документов, используемых при декларировании, налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, способов обеспечения уплаты пошлин, груза, упаковки и упаковочных материалов, условий поставки, единиц измерения, специальных упрощений, корректировок, мер соблюдения процедуры транзита, дополнительных характеристик и параметров при исчислении, стран мира, валют) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www.tsouz.ru/. 21.09.2010.

Таможенное законодательство, содержащее значительный объем норм административно-процедурного характера, быстро развивается с учетом современных реалий. В условиях роста объемов трансграничного перемещения товаров, содержащих интеллектуальную составляющую, существенной доли стоимости результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации в стоимостном объеме трансграничного товарооборота в целом таможенное законодательство чутко реагирует на запросы экономики, науки, иных социальных институтов общества. Выражением этого процесса стали административно-процедурные изменения в таможенном законодательстве, нашедшие отражение в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза [5]. Так, к примеру, согласно его положениям заявление сведений о товарном знаке и ином объекте интеллектуальной собственности становится при таможенном декларировании товаров обязательным.

Административные процедуры выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, относятся к системе разрешительных процедур в деятельности таможенных органов [1]. Выпуск товара таможенным органом осуществляется только после прохождения таможенного контроля. Это подтверждает положение о неразрывной, взаимообусловленной связи разрешительных и контрольно-надзорных процедур.

Последние имеют особое значение в механизме обеспечения прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами. Таможенный контроль - основа всей правоприменительной деятельности таможенных органов, он пронизывает все таможенные операции, выступает стержнем системы государственного управления в таможенной сфере.

Административные процедуры таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, неслучайно названы автором контрольно-надзорными. Не вступая в полемику по поводу разграничения контроля и надзора, на протяжении многих лет продолжающуюся в административно-правовой науке, автор считает, что таможенный контроль как сложная в административно-процедурном отношении категория включает в себя контрольную и надзорную составляющую. При этом роль последней растет, сфера регулирования расширяется.

Особенностью правового регулирования административных процедур таможенного контроля в условиях экономической интеграции на территории постсоветского пространства является его сложность, обусловленная наличием нескольких уровней правового регулирования: международным, региональным (интеграционным) и национальным. В условиях развития евразийской интеграции, создания Евразийского экономического союза сфера регионального уровня правового регулирования административных процедур таможенного контроля расширяется.

Административные процедуры таможенного контроля являются одной из разновидностей административных процедур как таковых, обладают всеми их признаками. Они представляют собой порядок совершения отдельных административно-правовых действий как таможенными органами, так и подконтрольными и иными лицами, среди которых можно выделить декларанта, таможенного представителя, правообладателя, эксперта. Административные процедуры таможенного контроля определены административно-процессуальными нормами (нормами-процедурами) и установлены в нормативно-правовых актах различного уровня и вида.

Нормы-процедуры дифференцируются на нормы, устанавливающие цели и задачи административной процедуры; нормы, регламентирующие правовой статус субъектов контроля, подконтрольных и иных лиц; нормы, определяющие порядок принятия промежуточного или окончательного правового акта управления; и др.

Административные процедуры таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, можно дифференцировать на ряд групп, среди которых:

Предложенную классификацию можно продолжить с учетом многочисленности критериев, отражающих видовое многообразие системы таможенного контроля в современных условиях [3].

Административно-юрисдикционные процедуры в отношении лиц, перемещающих товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, занимают особое место в системе административных процедур в области таможенного дела. Если все перечисленные выше процедуры можно отнести к позитивным, то юрисдикционные процедуры представляют собой процедуры правоохранительного свойства. Они четко отграничены от позитивного правоприменения таможенных органов.

В то же время при сравнении контрольно-надзорных и юрисдикционных процедур налицо упомянутая автором выше взаимосвязь и взаимообусловленность. Если при проведении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, будут выявлены нарушения прав на такие объекты (не все, а только те, права на которые подлежат защите со стороны таможенных органов), то результаты осуществления таможенного контроля выступят основанием для начала юрисдикционной процедуры. Таким образом, при перемещении товаров через таможенную границу юрисдикционные процедуры имеют необязательный (факультативный) характер.

Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 7.12 и ст. 14.10 КоАП РФ, выступающее в рассматриваемом автором случае элементом административной юрисдикции таможенных органов [9], будет инициировано только в случае выявления нарушений законодательства по итогам контрольно-надзорного мероприятия.

Однако юрисдикционные процедуры в деятельности таможенных органов выступают и в качестве обеспечительного элемента системы контрольно-надзорных процедур. Властные полномочия таможенных органов, их компетенция в области таможенного контроля опирается на административную юрисдикцию таможенных органов, в том числе и в области выявления и пресечения действий, связанных с нарушениями прав на объекты интеллектуальной собственности.

Необходимо отметить, что автором выделены и охарактеризованы далеко не все административные процедуры в механизме защиты интеллектуальных прав таможенными органами. К ним можно также отнести такие процедуры, как экспертные, которые могут быть осуществлены одновременно с контрольно-надзорными (назначение и проведение таможенной экспертизы в рамках таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности) или в рамках юрисдикционных процедур (назначение и проведение таможенной экспертизы в рамках производства по делу об административном правонарушении [4]); административные процедуры взаимодействия ФТС России и Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) в рамках реализации функций по защите прав на объекты интеллектуальной собственности [2], и др.

Выделение и исследование административных процедур в деятельности таможенных органов по обеспечению прав на объекты интеллектуальной собственности имеет огромное значение для совершенствования правоприменительной и правоохранительной деятельности таможенных органов в современный период.

Во-первых, качество рассматриваемых процедур определяет уровень и эффективность взаимодействия субъектов, участвующих в их реализации. Система этих субъектов "отягощена" наличием дополнительного участника отношений таможенных органов и подконтрольных им лиц. Речь идет об авторе или ином правообладателе, которые имеют особый административно-правовой статус при защите их прав таможенными органами. Данный субъектный состав определяет и своеобразное сочетание частных и публичных интересов при реализации рассматриваемого механизма защиты таможенными органами. Подобная защита, несмотря на свой административно-правовой характер (а иными способами таможенные органы защищать интеллектуальные права не правомочны), призвана учитывать частные интересы автора или иного правообладателя. Последний включается в рассматриваемый механизм самостоятельно (например, при внесении принадлежащего ему объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС ФТС России), либо по инициативе таможенного органа (при приостановлении выпуска товаров, содержащих объект интеллектуальной собственности, не включенный в ТРОИС ФТС России (процедура ex officio)).

Во-вторых, повышение эффективности деятельности таможенных органов в современных условиях лежит в плоскости совершенствования правового регулирования административных процедур в области таможенного дела. Четкая законодательная регламентация административных процедур позволит минимизировать произвольное усмотрение таможенных органов и максимально обеспечить права и законные интересы лиц, как взаимодействующих с ними (декларант, правообладатель), так и прямо не вовлеченных рассматриваемым механизмом (рядовые потребители товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности). Реализация их интересов возможна лишь при условии качественной регламентации административных процедур в механизме защиты интеллектуальных прав таможенными органами.

Литература

  1. Агамагомедова С.А. Административные процедуры разрешительного характера в деятельности таможенных органов // Административное право и процесс. 2017. N 2. С. 51 - 55.
  2. Агамагомедова С.А. Взаимодействие Федеральной таможенной службы с Федеральной службой по интеллектуальной собственности и правообладателями в процессе реализации механизма защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами // Вестник Российской таможенной академии. 2014. N 3 (28). С. 49 - 55.
  3. Агамагомедова С.А. Виды таможенного контроля: понятие и критерии классификации // Таможенное дело. 2016. N 3. С. 3 - 7.
  4. Агамагомедова С.А. Особенности производства экспертиз по административным делам о незаконном использовании товарного знака // Судебная экспертиза. 2010. N 2 (22). С. 33 - 42.
  5. Агамагомедова С.А. Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и защита прав интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2015. N 6. С. 43 - 50.
  6. Агамагомедова С.А. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и административные барьеры // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2016. N 9. С. 13 - 20.
  7. Агамагомедова С.А. Характеристика таможенных услуг, оказываемых в рамках обеспечения таможенными органами прав интеллектуальной собственности // Административное и муниципальное право. 2014. N 2. С. 165 - 172.
  8. Административное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011.
  9. Гречкина О.В. Административная юрисдикция таможенных органов Российской Федерации: теоретико-прикладное исследование: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Челябинск, 2011. 40 с.
  10. Старилов Ю.Н. Российский закон об административных процедурах должен стать неотъемлемой частью современного административного законодательства // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2015. N 3.
  11. Тихомиров Ю.А. Административные процедуры: доктрина и практика // Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ж. Марку. М.: Статут, 2011. 320 с.