Мудрый Юрист

Административные барьеры при прохождении таможенного контроля: понятие, виды и способы преодоления

Агамагомедова Саният Абдулганиевна, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного университета, кандидат социологических наук.

На основе существующих научных концепций автором дается понятие административных барьеров при прохождении таможенного контроля, которые выступают разновидностью административных барьеров в экономике. Рассматривая административные барьеры в рамках административно-процедурной концепции, автор выделяет виды административных барьеров при прохождении таможенного контроля для участников внешнеэкономической деятельности и иных подконтрольных лиц. В качестве критериев классификации административных барьеров выделены: наличие и способ нормативной регламентации; элемент, выступающий как избыточный; направление деятельности таможенных органов; содержание административного барьера. В качестве способов их снижения названы: использование информационно-коммуникационных технологий; учет мнения подконтрольных лиц в нормотворческой и правоприменительной деятельности в области таможенного дела; экспертиза проектов нормативных правовых актов в сфере таможенного регулирования; системность административно-правовой регламентации административных процедур; развитие системы специальных упрощений при прохождении таможенного контроля; развитие таможенного контроля после выпуска товаров.

Методологическую основу работы составили апробированные общенаучные и специальные методы познания.

Автором сделан вывод о тенденции снижения административных барьеров при прохождении таможенного контроля, присущей административно-правовому регулированию таможенного контроля в современный период.

Ключевые слова: административные барьеры, таможенный контроль, таможенные органы, административные ограничения, административные процедуры, государственные функции, государственные услуги, избыточные административные процедуры.

Administrative Barriers for Customs Control: Concept, Types and Overcoming Methods

S.A. Agamagomedova

Agamagomedova S.A., associate professor at the Penza State University, candidate of sociological sciences.

On the basis of current scientific concepts of administrative barriers the author provides the concept of administrative barriers in customs control passing, which serves as a variety of administrative barriers in the economy. Considering the administrative barriers within the administrative and procedural concept, the author highlights types of administrative barriers for the participants of foreign trade activities and other controlled entities. The criteria for the classification of administrative barriers are: the existence and the way of normative regulation; an element that acts as excess; the activity of the customs authorities; the content of the administrative barrier. The following is a means to reduce them: the use of information and communication technologies, taking into account opinions of controlled entities in the rule-making and enforcement activities in the field of customs procedures, the examination of normative legal acts in the sphere of customs regulation, systemic administrative and legal regulation of administrative procedures, the development of special simplified system for customs control.

The methodological basis of work was constituted by the approved general scientific and special methods of knowledge.

The author concluded that the trend of reduction of administrative barriers for customs control is currently inherent in the administrative and legal regulation of customs control.

Key words: administrative barriers, customs control, customs authorities, administrative restrictions, administrative procedures, public functions, public services, excessive administrative procedures.

Таможенное законодательство в современных условиях стремительно развивается и совершенствуется. Его реформирование обусловлено как активными интеграционными процессами на постсоветском пространстве, так и вектором административной реформы. Закономерно сложившиеся тенденции оптимизации государственного управления не могли не отразиться на таможенном контроле как форме публичного управления в таможенной сфере, как основном инструменте при реализации таможенным ведомством своих задач. В качестве одной из них Таможенный кодекс Таможенного союза <1> (ТК ТС) называет содействие реализации единой торговой политики Таможенного союза (подп. 1 п. 1 ст. 6 ТК ТС).

<1> Документ утрачивает силу с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Европейского экономического союза от 11 апреля 2017 г.

На национальном уровне Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в качестве одной из основных функций (обязанностей) таможенных органов устанавливает создание условий, способствующих ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации; содействие развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов РФ, ускорению товарооборота (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 12).

Одним из путей достижения данных целей является преодоление (снижение) административных барьеров для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при прохождении таможенного и иных видов контроля, полномочиями по проведению которых обладают таможенные органы.

Согласно Толковому словарю русского языка: "Барьер: 1. Преграда (род стенки, перекладина), поставленная на пути (при скачках, беге); 2. Загородка, ограждение; 3. (перенос.) Преграждение, препятствие для чего-нибудь" <2>. Примечательно, что в качестве примеров авторы словаря приводят словосочетания "таможенный барьер" и "ведомственные барьеры". При этом в дореволюционной литературе встречаются упоминания "разного рода таможенных затруднений ввоза" <3>, которые также, на наш взгляд, имеют смысл административного барьера.

<2> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд. М., 2010. С. 37.
<3> Витчевский В. Торговая таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней / Пер. с нем. А.В. Брауде; под ред. Ю.Д. Филиппова. СПб., 1909. С. 157.

Понятие "административные барьеры" появилось относительно недавно, впервые оно было названо в Указе Президента РФ от 29 июня 1998 г. N 730 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства". Следует согласиться с В.В. Тырышкиным в том, что вначале рассматриваемое понятие употреблялось в связи с осуществлением предпринимательской деятельности <4>.

<4> См.: Тырышкин В.В. Преодоление административных барьеров в правоохранительной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 28 - 29.

Позже в нормативном массиве стал использоваться термин "избыточные административные процедуры (действия)", который, на наш взгляд, совпадает с понятием административного барьера и представляет собой выражение последнего в контексте административно-процедурного подхода.

Таким образом, можно говорить о неком расширении и определенной трансформации понятия "административный барьер": речь идет не только о предпринимательской деятельности, а об избыточной административной процедуре вообще в отношениях между публичной властью и заинтересованным лицом. Понятие "административный барьер" приобретает универсальный характер, оно используется применительно ко всем процедурам в сфере государственного управления. Так, И.С. Завьялова справедливо утверждает, что наличие "фрагментарной" модели правового регулирования управленческих процедур влечет появление и широкое распространение административных барьеров <5>.

<5> См.: Завьялова И.С. Процессуальные основы реализации форм государственного управления в Российской Федерации: теория, практика и способы решения актуальных проблем: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2007. С. 12.

"Процедурный" подход к понятию административного барьера закономерно вызвал к жизни концепцию избыточных государственных услуг как административного барьера. С.Е. Нарышкин и Т.Я. Хабриева справедливо говорят о фиктивных и избыточных публичных услугах, при этом последние являются, по их мнению, административными барьерами. Избыточная публичная услуга (административный барьер) - услуга, частные издержки от введения которой для хозяйствующего субъекта, подпадающего под ее действие, превышают его частные выгоды и общественные выгоды с учетом эффекта дохода <6>.

<6> См.: Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. 2006. N 11. С. 9.

О критерии избыточности административной процедуры и административного действия говорит и А.Ф. Ноздрачев. По его мнению, соблюдению требования детальной регламентации действий, образующих административную процедуру, не препятствует другое требование: в административном регламенте не должно быть избыточных административных процедур и избыточных административных действий. Речь идет о последовательности действий, когда исключение какого-либо одного из них не позволяет получить искомый результат регламентируемой административной процедуры. Если же искомый результат тем не менее достигнут, такое действие является избыточным и подлежит исключению <7>.

<7> См.: Ноздрачев А.Ф. Системная регламентация административной деятельности: отечественная доктрина и практика // Законодательство и экономика. 2011. N 8. С. 5 - 41.

Названные ученые установили ключевой критерий отнесения административной процедуры к избыточной и выступающей административным барьером: конечный результат административной процедуры (применительно к частным и публичным интересам) в соотношении с издержками (усилиями) по его достижению.

Административный барьер в любой сфере деятельности предусматривает взаимодействие лица с органом исполнительной власти. Административные барьеры для участников ВЭД при прохождении таможенного контроля существуют в рамках реализации таможенными органами своих функций. Они являются разновидностью административных барьеров в экономике с учетом того, что внешнеэкономическая деятельность выступает как разновидность деятельности экономической, кроме того, большая часть из них относится также к барьерам в сфере предпринимательской деятельности.

Наиболее наглядно рассматриваемая категория барьеров может быть обозначена при контрольно-надзорной и разрешительной деятельности таможенных органов, а также при предоставлении таможенных услуг. На наш взгляд, в качестве административных барьеров могут выступать не только избыточная государственная услуга, но и разрешительные и контрольно-надзорные административные процедуры (или их элементы, условия). Как образно отмечено в научной литературе, контроль играет роль барьера, направляющего весь процесс исполнения к установленным идеальным требованиям <8>.

<8> См.: Адамецки К. О науке организации. М., 1972. С. 129 (цит. по: Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. М., 1974. С. 8).

Главным показателем эффективности таможенного контроля в современных условиях является достижение оптимального баланса между задачами содействия внешнеторговой деятельности, укрепления позиций бизнеса в сфере внешней торговли и обеспечения соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. Поиск золотой середины между интересами бизнеса и государства как регулятора таможенной политики продолжается, он значительно усложняется в контексте интеграционных процессов.

Ученые справедливо отмечают, что важным направлением совершенствования внешнеторговой политики является упрощение внешнеторговых процедур, конечной целью которого должно стать устранение избыточности административных барьеров при одновременном обеспечении эффективного государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью. Одной из разновидностей таких внешнеторговых процедур являются процедуры таможенного контроля, под которым понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства <9>.

<9> См.: Наднациональное и национальное регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС: на примере таможенной пошлины / Ю.В. Гинзбург, А.Ю. Денисова, М.Г. Енадарова и др.; под ред. А.Н. Козырина. М., 2014.

Вопросы соотношения интересов государства, реализуемых посредством таможенного контроля, и интересов бизнеса не новы в научной литературе. Так, А.Н. Козырин более 20 лет назад писал: для того чтобы таможенное законодательство не расходилось с принципами таможенного права, необходимо прежде всего организовать законодательную процедуру таким образом, чтобы она в максимально полной степени могла "уловить" интересы не только государства, но и различных частнопредпринимательских кругов <10>.

<10> См.: Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма: сравнит.-правовое исслед.: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1994. С. 14.

Нами выделены три концептуальные позиции при исследовании административных барьеров при прохождении таможенного контроля. Первая научная позиция рассматривает административные барьеры применительно к интеграционным процессам. Она отражает понимание административного барьера в широком смысле как препятствия для свободы движения товаров, выступающей в качестве цели интеграционного процесса <11>, и находит воплощение в актах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Например, недопущение установления избыточных барьеров для ведения предпринимательской деятельности согласно подп. 16 п. 1 ст. 51 Договора о Евразийском экономическом союзе является одним из принципов технического регулирования в ЕАЭС.

<11> См.: Баландина Г. Барьеры на пути к единому экономическому пространству // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2011. N 3. С. 10.

Именно в таком смысле, на наш взгляд, понимает барьер И.И. Дюмулен, характеризуя торговый барьер (Trade Barrier) как любое препятствие, создаваемое правительством на пути движения товаров и услуг во внешней торговле одной страны с другой <12>.

<12> См.: Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация от "А" до "Я". М., 2012. С. 15.

Вторая концепция отражает взгляды в большинстве своем представителей экономической науки <13>. По их мнению, административные барьеры - формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров и услуг, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления, частные издержки от введения которых для хозяйствующего субъекта, подпадающего под их действие, превышают его частные выгоды с учетом эффекта дохода <14>. В 2000-х гг. было защищено несколько диссертационных исследований, посвященных экономическим аспектам административных барьеров как в целом в экономике, так и в предпринимательстве <15>. Проблемы минимизации административных барьеров рассматривались и социологами <16>.

<13> См.: Административные барьеры в экономике: институциональный анализ / Под общ. ред. А.А. Аузана, П.В. Крючковой. М., 2002; Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Вопросы экономики. 2001. N 5; Маликов Р. О преодолении административных барьеров // Общество и экономика. 2003. N 3; Николаев И., Шульга И. Устойчивость административных барьеров // Общество и экономика. 2003. N 4 - 5.
<14> См.: Административные барьеры в экономике: институциональный анализ / Под общ. ред. А.А. Аузана, П.В. Крючковой. С. 22.
<15> См.: Ушаков Д.В. Административные барьеры и издержки их преодоления в малом предпринимательстве: Дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2005; Волошина В.Ю. Экономическое содержание административных барьеров и их воздействие на институт предпринимательства: Дис. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2006; Захаров А.В. Моделирование возникновения административных барьеров в экономике: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2004; Сосунов С.В. Механизм деблокирования административных барьеров развития предпринимательства в условиях макроэкономической стабилизации: Дис. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2007.
<16> См.: Хижняков Д.П. Технология минимизации информационно-коммуникационных барьеров в органах исполнительной власти субъекта РФ: Дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 2011.

Представляется логичным, что об административных барьерах в экономике достаточно обстоятельно начинают писать представители экономической науки как условные приверженцы лагеря, противоположного тому, который данные барьеры устанавливает (представители государственной власти).

Что касается юридической науки, то диссертационные исследования, посвященные административным барьерам, их содержанию и видам, способам их преодоления, носят единичный характер. В.В. Тырышкин дает следующее определение административным барьерам в правоохранительной деятельности ОВД: это возникающие в процессе организации предоставления органами внутренних дел государственных услуг препятствия, которые создают неоправданные неудобства и затруднения, негативно сказывающиеся на качестве государственных услуг и отношении населения к органам, их осуществляющим <17>.

<17> См.: Тырышкин В.В. Указ. соч. С. 38 - 39.

Другие специалисты, исследуя административные барьеры в развитии предпринимательства, определяют их как действия и бездействие органов власти и должностных лиц, выраженные в виде принятия нормативных и ненормативных правовых актов, противоречащих законодательству Российской Федерации, связанные со злоупотреблением и превышением своих полномочий при проведении контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности <18>.

<18> См.: Казаченко Г.Б., Самойленко Е.В. Некоторые административные барьеры в сфере осуществления предпринимательской деятельности: анализ судебной арбитражной практики и пути преодоления административных барьеров // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. N 11.

В качестве способов сокращения административных барьеров ведения предпринимательской деятельности исследователями называются кодификация и систематизация законодательства, регулирующего административные процедуры <19>.

<19> См.: Шестоперов О.М., Калинина И.В. Сокращение административных барьеров ведения предпринимательской деятельности путем кодификации и систематизации законодательства, регулирующего административные процедуры. М., 2005.

Названные выше авторы рассматривают административные барьеры в рамках третьей концепции административных барьеров, проповедующей административно-процедурные подходы и позиционирующей эти барьеры применительно к процедурам осуществления государственных функций и предоставления государственных услуг. Именно в этом контексте, на наш взгляд, понимают административные барьеры представители государственной власти, утверждая, например, что "режим свободной экономической зоны предполагает снижение налогов и административных барьеров" <20>. В административно-процедурном смысле определяются нами и административные барьеры при прохождении таможенного контроля.

<20> Из выступления Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева 31 мая 2016 г. в Крыму. URL: http://www.ntv.ru/novosti/1240621 (дата обращения: 20.05.2016).

В самом общем, универсальном (применяемом ко всем сферам государственного регулирования) виде административный барьер - это избыточная административная процедура или избыточное административное действие (часть, элемент административной процедуры).

Административные барьеры при прохождении таможенного контроля - это административные процедуры или определенные условия административных процедур исполнения таможенными органами государственных функций и (или) предоставления государственных услуг, отсутствие или изменение которых не отразится негативно на положении (материальном, социальном) подконтрольных субъектов при прохождении таможенного контроля или получении таможенной услуги и не повлияет на результат исполненной функции или предоставленной услуги.

Таким образом, при ликвидации или изменении административного барьера положение подконтрольного субъекта либо останется таким же (как при наличии административного барьера), либо станет лучше, т.е. процедура взаимодействия с административным органом упростится. При этом одновременным условием в данной ситуации выступает достижение целей как конкретной административной процедуры, так и таможенного контроля в целом.

Нами выделены следующие виды административных барьеров при прохождении таможенного контроля:

  1. законные и незаконные. Мы рассматриваем законные, легальные административные барьеры. В ином случае речь идет о противоправных действиях (бездействии) должностных лиц государственных органов исполнительной власти. В то же время законные административные барьеры делятся, на наш взгляд, на нормативно установленные и административные барьеры, формируемые в рамках дискреционных полномочий таможенных органов. А.Н. Козырин в связи с этим справедливо отмечал, что проблема "таможенного произвола" обостряется в связи с наделением таможенных органов значительным объемом дискреционных полномочий <21>;
<21> См.: Козырин А.Н. Указ. соч. С. 16.
  1. административные барьеры, в качестве которых выступает вся административная процедура, и административные барьеры, в качестве которых выступает определенное условие (действие) в рамках административной процедуры;
  2. административные барьеры следует дифференцировать:

на барьеры при прохождении таможенного и иных видов государственного контроля, полномочиями по проведению которых обладают таможенные органы (например, необходимость предоставления паспорта сделки для прохождения валютного контроля);

барьеры при прохождении участниками ВЭД разрешительных административных процедур (например, предоставление лицензии при таможенном декларировании);

барьеры при получении таможенных услуг (например, необходимость предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей);

барьеры при процедуре обжалования решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица (например, пропуск сроков обжалования решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица);

  1. по содержанию административные барьеры следует классифицировать на заключающиеся во временных издержках; в финансовых (материальных) издержках; в количестве и видах разрешительных документов.

В качестве способов преодоления административных барьеров при прохождении таможенного контроля нами выделены следующие:

  1. использование информационно-коммуникационных технологий. В административной деятельности таможенных органов можно выделить три волны в сфере использования информационно-коммуникационных технологий. Первая связана с электронным декларированием, вторая - с административной процедурой предварительного информирования, третья заключается во внедрении принципа "единого окна" и автоматизации ряда базовых административных процедур (регистрации и выпуска таможенной декларации на товары). Все эти аспекты оказали огромное влияние на развитие взаимодействия таможенных органов с иными участниками таможенных правоотношений и, безусловно, способствовали (и продолжают способствовать) преодолению административных барьеров. Речь идет в первую очередь о сокращении сроков совершения значимых действий в рамках административных процедур, а также о сужении диапазона дискреционных полномочий представителей таможенной администрации. Тенденция сокращения сроков выпуска товаров как базовой и показательной административной процедуры продолжается и в положениях проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза;
  2. оценка удовлетворенности бизнеса и ее учет в нормотворчестве и правоприменении в области таможенного дела. Одним из способов снижения административных барьеров при прохождении таможенного контроля является оценка удовлетворенности участниками ВЭД качеством оказания государственных услуг и осуществления государственных функций и ее учет при разработке и изменении нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление государственных услуг и осуществление государственных функций таможенными органами;
  3. экспертиза проектов нормативных правовых актов. Данная процедура позволит оценить проекты нормативных правовых актов с точки зрения наличия административных барьеров. В подобной экспертизе должны принимать участие представители бизнеса, институты гражданского общества. При рассмотрении проектов нормативных правовых актов в области таможенного контроля внешнеторговый бизнес должен иметь возможность донести свою позицию до власти по наличию потенциальных рисков создания новых административных барьеров, увеличения уже имеющихся барьеров при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Процедура оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых в системе федеральных органов исполнительной власти, уже проводится в отношении проектов правовых актов, которыми могут быть введены дополнительные расходы для бизнеса или бюджетов всех уровней, а также установлены новые административные барьеры <22>;

<22> См.: Андриченко Л.В., Юртаева Е.А. Конституционные основы российского федерализма // Журнал российского права. 2013. N 6. С. 15.
  1. системная регламентация административных процедур осуществления государственных функций и предоставления государственных услуг в сфере таможенного дела. Она подразумевает не огульную регламентацию (зарегламентированность) всего и вся, а отсутствие пробелов, являющихся потенциальными источниками коррупции и дискреционных полномочий;
  2. развитие системы специальных упрощений для участников ВЭД, которые являются своего рода антонимом административных барьеров при прохождении таможенного контроля. Данный административный институт возникает в российском таможенном законодательстве под влиянием международных стандартов в области таможенного регулирования и позволяет снизить административные барьеры при прохождении таможенного контроля;
  3. развитие тенденции переноса таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап после выпуска товаров. Контроль после выпуска товаров является сегодня приоритетным направлением государственного управления в таможенной сфере и позволяет снять контрольную нагрузку на бизнес.

В целом следует признать устойчивую и планомерную тенденцию по преодолению (снижению) административных барьеров при прохождении таможенного контроля.

Обратим внимание на то, что мы, как и большинство ученых, используем понятия "преодоление" или "снижение" применительно к административным барьерам. Специалисты справедливо полагают, что невозможно их полностью устранить, однако возможно их сокращение в количественном и качественном аспектах <23>. Таким образом, речь не идет о ликвидации их в принципе. "Безбарьерная административная среда" в определенной сфере человеческой деятельности - это своего рода цель, вектор, к которому следует стремиться в системе государственного управления. При этом следует обратить особое внимание на то, что понимание той или иной административной процедуры (ее части) как административного барьера отличается в зависимости от субъекта этого понимания. Одна и та же административная процедура, возможно, будет рассматриваться как обязательная и необходимая со стороны государственного органа. В то же время определенные участники административных правоотношений будут воспринимать ее как бремя, как препятствие для реализации своих прав и интересов. Тот самый таможенный контроль как форма публичного управления в таможенной сфере может рассматриваться бизнесом как административный барьер (или система барьеров).

<23> См.: Терещенко Л., Калмыкова А. Административные барьеры в российской экономике: понятие и пути снижения // Право и экономика. 2011. N 7. С. 5.

Тот критерий "избыточности" административной процедуры (ее части), о котором мы говорили выше, должен определяться с учетом соотношения государственных интересов с интересами личности, бизнеса, общества. Данный критерий применительно к таможенной сфере неразрывно связан с понятием эффективности таможенного контроля. Эффективный таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения законодательства и необременительных для бизнеса; мер, необходимых в той степени и той форме, которые являются минимально достаточными для обеспечения базовых целей таможенного контроля - соблюдения законодательства.

Библиографический список

Адамецки К. О науке организации. М., 1972.

Административные барьеры в экономике: институциональный анализ / Под общ. ред. А.А. Аузана, П.В. Крючковой. М., 2002.

Андриченко Л.В., Юртаева Е.А. Конституционные основы российского федерализма // Журнал российского права. 2013. N 6.

Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Вопросы экономики. 2001. N 5.

Баландина Г. Барьеры на пути к единому экономическому пространству // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2011. N 3.

Витчевский В. Торговая таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней / Пер. с нем. А.В. Брауде; под ред. Ю.Д. Филиппова. СПб., 1909.

Волошина В.Ю. Экономическое содержание административных барьеров и их воздействие на институт предпринимательства: Дис. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2006.

Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация от "А" до "Я". М., 2012.

Завьялова И.С. Процессуальные основы реализации форм государственного управления в Российской Федерации: теория, практика и способы решения актуальных проблем: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2007.

Захаров А.В. Моделирование возникновения административных барьеров в экономике: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2004.

Из выступления Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева 31 мая 2016 г. в Крыму. URL: http://www.ntv.ru/novosti/1240621 (дата обращения: 20.05.2016).

Казаченко Г.Б., Самойленко Е.В. Некоторые административные барьеры в сфере осуществления предпринимательской деятельности: анализ судебной арбитражной практики и пути преодоления административных барьеров // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. N 11.

Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма: сравнит.-правовое исслед.: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1994.

Маликов Р. О преодолении административных барьеров // Общество и экономика. 2003. N 3.

Наднациональное и национальное регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС: на примере таможенной пошлины / Ю.В. Гинзбург, А.Ю. Денисова, М.Г. Енадарова и др.; под ред. А.Н. Козырина. М., 2014.

Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. 2006. N 11.

Николаев И., Шульга И. Устойчивость административных барьеров // Общество и экономика. 2003. N 4 - 5.

Ноздрачев А.Ф. Системная регламентация административной деятельности: отечественная доктрина и практика // Законодательство и экономика. 2011. N 8.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд. М., 2010.

Сосунов С.В. Механизм деблокирования административных барьеров развития предпринимательства в условиях макроэкономической стабилизации: Дис. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2007.

Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. М., 1974.

Терещенко Л., Калмыкова А. Административные барьеры в российской экономике: понятие и пути снижения // Право и экономика. 2011. N 7.

Тырышкин В.В. Преодоление административных барьеров в правоохранительной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.

Ушаков Д.В. Административные барьеры и издержки их преодоления в малом предпринимательстве: Дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2005.

Хижняков Д.П. Технология минимизации информационно-коммуникационных барьеров в органах исполнительной власти субъекта РФ: Дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 2011.

Шестоперов О.М., Калинина И.В. Сокращение административных барьеров ведения предпринимательской деятельности путем кодификации и систематизации законодательства, регулирующего административные процедуры. М., 2005.