Мудрый Юрист

Правовое регулирование деятельности нпф и управляющих компаний по инвестированию средств пенсионных резервов и накоплений

Коньков К.А., адвокат, заведующий юридической клиникой "Бизнес-Консалтинг" при кафедре предпринимательского права УрГЮУ.

Настоящая статья посвящена анализу правового регулирования отношения НПФ и управляющих компаний по инвестированию средств пенсионных накоплений и резервов. В статье отмечается, что к НПФ применяются ничуть не менее строгие требования, чем к управляющей компании, с которой фонд вправе заключить договор доверительного управления. Автор выражает мнение о необходимости разрешить НПФ самостоятельно инвестировать аккумулированные средства.

Ключевые слова: негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания, договор доверительного управления, средства пенсионных резервов и накоплений.

Legal regulation of the non-state pension funds and management companies activity of pension assets investing

K.A. Konkov

This article is devoted to the analysis of the legal regulation of the relationship which arises between non-state pension funds and management companies in the process of pension assets investing. It is noted that the requirements to non-state pension funds are appeared no less strict than those that apply to the management company with which the fund is entitled to conclude a trust agreement. The author speculates about the necessity to allow non-state pension funds to invest the accumulated assets independently.

Key words: non-state pension fund, management company, trust agreement, pension assets.

Негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ) осуществляет инвестиционную деятельность в различных формах. Во-первых, в терминологии Закона о НПФ, фонды: 1) инвестируют средства пенсионных накоплений; 2) размещают средства пенсионных резервов. В сущности, и то, и другое означает инвестирование соответствующих средств, поэтому при последующем изложении будет использоваться термин "инвестирование". Во-вторых, инвестирование средств пенсионных резервов производится: 1) самостоятельно, путем покупки соответствующих активов; 2) через управляющие компании, путем заключения договоров доверительного управления.

Законом прямо запрещено инвестирование средств пенсионных накоплений фондом самостоятельно (п. 10 ст. 25 Закона о НПФ). Инвестирование средств пенсионных резервов фонды также в большинстве случаев осуществляют через управляющие компании. Для инвестирования через управляющую компанию между ней и фондом заключается договор доверительного управления соответствующими средствами. Управляющая компания, таким образом, выступает организатором инвестирования в отношениях с НПФ и инвестором в последующих отношениях, то есть, как и НПФ, является институциональным инвестором. Первоначальный индивидуальный инвестор при этом еще более отдаляется от непосредственного процесса получения дохода.

Поскольку самостоятельное инвестирование фондом средств пенсионных резервов и накоплений представляет собой стандартное правоотношение соответствующего вида, наибольший интерес представляют договоры доверительного управления средствами пенсионных резервов и накоплений.

Порядок заключения, изменения или прекращения договоров доверительного управления устанавливается пенсионными и страховыми правилами фонда (п. п. 2, 3 ст. 9 Закона о НПФ). Анализ последних показывает, что фонды предпочитают включать в правила преимущественно отсылочные к законодательству нормы либо ограничиваются воспроизведением текста Закона.

Абзац 3 п. 1 ст. 25 Закона о НПФ устанавливал, что доверительное управление средствами пенсионных накоплений должно осуществляться в соответствии с требованиями ГК РФ, Закона о НПФ и Закона об инвестировании средств пенсионных накоплений. Федеральным законом от 21.07.2014 N 218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> данный абзац исключен. Между тем нет оснований полагать, что на договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, да и резервов, не распространяются нормы главы 53 ГК РФ. Кроме того, указанное выше правило (о соответствии нормам ГК РФ) изложено теперь в п. 1 ст. 36.13 Закона о НПФ.

<1> Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2014. N 30 (часть I). Ст. 4219.

Согласно п. 1 ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). В соответствии с п. 1 ст. 36.13 Закона о НПФ по договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений фонд передает доверительному управляющему средства пенсионных накоплений в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется осуществлять управление средствами пенсионных накоплений в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящего Федерального закона в целях обеспечения права застрахованных лиц на накопительную пенсию. Согласно п. 2 типовой формы по настоящему договору фонд передает управляющей компании в доверительное управление имущество, предусмотренное настоящим договором, а управляющая компания обязуется осуществлять управление им в целях обеспечения права застрахованных лиц на получение накопительной части трудовой пенсии. Оснований оспаривать правовую природу данного договора как договора доверительного управления не имеется.

Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. п. 1, 2 ст. 1013 ГК РФ). Договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений и резервов являются одним из таких исключений, поскольку объектом доверительного управления по ним являются как денежные средства, так и ценные бумаги (п. 9 ст. 36.13 Закона о НПФ).

Заключение договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений является обязательным для НПФ, поскольку самостоятельное инвестирование соответствующих средств фондом запрещено. В отличие от договора доверительного управления между ПФР и управляющей компанией (такой договор заключается по результатам конкурса), особого порядка выбора управляющей компании для заключения договора доверительного управления с НПФ законом не предусмотрено. Между тем в соответствии с п. 3 ст. 36.13 Закона о НПФ, доверительным управляющим по договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений может являться только управляющая компания, соответствующая требованиям, установленным Банком России. Такие требования Банком России на сегодняшний день не установлены. Согласно ранее действовавшей редакции п. 3 ст. 36.13 Закона о НПФ управляющие компании должны были удовлетворять требованиям, установленным Законом об инвестировании средств пенсионных накоплений. Такие требования закреплены в ст. 22 указанного Закона и в силу обозначенного выше вывода о соотношении сфер действия Закона о НПФ и Закона об инвестировании средств пенсионных накоплений подлежат применению в отношении управляющих компаний, заключающих договоры с НПФ. Во-первых, управляющая компания должна иметь лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Лицензирование управляющей компании осуществляется в соответствии с положениями Закона об инвестиционных фондах, Инструкции Банка России о порядке лицензирования акционерных инвестиционных фондов <2>.

<2> Инструкция Банка России от 29.06.2015 N 166-И "О порядке лицензирования акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, порядке ведения реестра лицензий акционерных инвестиционных фондов, реестра лицензий управляющих компаний и реестра лицензий специализированных депозитариев, порядке уведомления Банка России об изменении сведений о должностных лицах акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании и специализированного депозитария" // Вестник Банка России. 2015. N 113. Далее по тексту - Инструкция Банка России о порядке лицензирования акционерных инвестиционных фондов.

В соответствии с п. 3 ст. 60.1 Закона об инвестиционных фондах, лицензионными условиями при предоставлении лицензии управляющей компании являются требования настоящего Федерального закона:

  1. к организационно-правовой форме. Так, управляющая компания может быть создана исключительно в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 38 Закона об инвестиционных фондах). Аналогичное требование содержится в ст. 3 Закона о НПФ;
  2. к учредителям (участникам). Данные требования включают в себя: 1. запрет физическому лицу, имеющему неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти, прямо или косвенно, самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) управляющей компании, получать право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал управляющей компании; 2. обязательное уведомление управляющей компании и Банка России о приобретении права прямо или косвенно, самостоятельно или совместно с другими лицами распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал управляющей компании;
  3. к размеру собственных средств, который в соответствии с п. 5 указания Банка России от 21.07.2014 N 3329-У "О требованиях к собственным средствам профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов" <3> должен составлять не менее 80 млн рублей;
<3> Указание Банка России от 21.07.2014 N 3329-У "О требованиях к собственным средствам профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов" // Вестник Банка России. 2014. N 75.
  1. к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа и контролеру (руководителю и сотрудникам службы внутреннего контроля). В число данных требований входит запрет на передачу функций единоличного исполнительного органа управляющей компании. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей компании, должно иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, которые установлены Приказом ФСФР России от 28.01.2010 N 10-4/пз-н "Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка" <4>. Членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом и руководителем филиала управляющей компании не могут являться: 1. лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет. При этом под финансовой организацией для целей настоящего Федерального закона понимаются профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли; 2. лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации; 3. лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти;
<4> Приказ ФСФР России от 28.01.2010 N 10-4/пз-н "Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 21.
  1. к организации внутреннего контроля, в частности внутренний контроль должен осуществляться должностным лицом (контролером) или отдельным структурным подразделением управляющей компании (службы внутреннего контроля). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) должен иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, содержащимся в настоящее время в Приказе ФСФР России от 28.01.2010 N 10-4/пз-н "Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка", Приказе ФСФР России от 24.05.2012 N 12-32/ пз-н "Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг" <5>.
<5> Приказ ФСФР России от 24.05.2012 N 12-32/пз-н "Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 52.

Деятельность негосударственного пенсионного фонда также является лицензируемой. В соответствии с п. 4 ст. 7.1 Закона о НПФ лицензионными условиями при предоставлении лицензии являются требования настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, предъявляемые:

  1. к организационно-правовой форме фонда. НПФ может быть создан исключительно в форме акционерного общества (п. 1 ст. 4 Закона о НПФ);
  2. к наличию и содержанию пенсионных правил фонда, а в случае заявления о намерении фонда осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию - также к наличию и содержанию страховых правил фонда (требования содержатся в ст. 9 Закона о НПФ);
  3. к лицу (лицам), осуществляющему (намеренному осуществлять) функции единоличного исполнительного органа фонда, членам совета директоров (наблюдательного совета) фонда, членам коллегиального исполнительного органа фонда (в случае его создания), главному бухгалтеру фонда, а также к контролеру или руководителю службы внутреннего контроля фонда. Указанные требования содержатся в ст. 6.2 Закона о НПФ и аналогичны установленным в Приказе ФСФР России от 28.01.2010 N 10-4/пз-н "Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка". Так, единоличный исполнительный орган фонда (а также его контролер или руководитель службы внутреннего контроля, главный бухгалтер, член совета директоров (наблюдательного совета), член коллегиального исполнительного органа фонда):

а) не должен являться по совместительству или иному основанию работником организаций, с которыми фондом заключен договор доверительного управления имуществом фонда, договор на оказание услуг специализированного депозитария, договор на проведение аудиторской проверки или договор на проведение оценки имущества фонда (за исключением членов коллегиального исполнительного органа, совета директоров фонда);

б) должен отвечать требованиям к деловой репутации (т.е. не иметь неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений, не быть дисквалифицированным, не исполнять функции единоличного исполнительного органа финансовой организации, лицензия которой отозвана и т.п.);

в) должен иметь высшее образование;

г) должен иметь квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

д) должен иметь опыт руководства финансовой организацией либо ее структурным подразделением не менее трех лет.

Единоличный исполнительный орган финансовой организации в соответствии с Положением о специалистах финансового рынка:

а) должен иметь квалификационный аттестат специалиста финансового рынка, соответствующий одному из видов деятельности, осуществляемой организацией на финансовом рынке;

б) в течение трех предшествующих назначению лет не должен иметь в биографии факта аннулирования квалификационного аттестата по соответствующей квалификации;

в) должен иметь высшее образование;

г) должен иметь опыт работы в организациях, осуществлявших деятельность на финансовом рынке, по принятию (подготовке) решений по вопросам в области финансового рынка общей продолжительностью не менее 2 лет в должности не ниже должности руководителя отдела или иного структурного подразделения организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и/или деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, или деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, либо саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и/или управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, или федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, либо иностранных организаций, осуществляющих деятельность на финансовом рынке в соответствии с законодательством этого иностранного государства.

В соответствии с п. 2.4 Приказа ФСФР России от 28.01.2010 N 10-4/пз-н "Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка" квалификационные требования, предусмотренные указанным Положением, применяются и в отношении руководителей и контролеров НПФ;

  1. к организации внутреннего контроля в фонде. Организации внутреннего контроля посвящена ст. 6.3 Закона о НПФ. Требования к контролеру или руководителю службы внутреннего контроля установлены ст. 6.2 Закона о НПФ;
  2. к размеру уставного капитала и собственных средств фонда. Минимальный размер уставного капитала фонда должен составлять не менее 120 млн рублей, а с 1 января 2020 года - не менее 150 млн рублей (п. 1 ст. 6.1 Закона о НПФ). Минимальный размер собственных средств фонда, рассчитанный в порядке, установленном Банком России, должен составлять не менее 150 млн рублей, а с 1 января 2020 года - не менее 200 млн рублей (п. 3 ст. 6.1 Закона о НПФ).

Лицензирование деятельности управляющей компании направлено на обеспечение профессионального управления активами, руководства инвестиционным процессом, и, как следствие, на снижение инвестиционного риска. Между тем приведенный анализ лицензионных условий показывает, что к НПФ применяются ничуть не менее строгие требования, чем к управляющей компании, с которой фонд вправе заключить договор доверительного управления. Ситуация, когда негосударственный пенсионный фонд, являясь квалифицированным инвестором, удовлетворяющим жестким требованиям со стороны государства, обязан заключать договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений с управляющей компанией, уровень профессионализма которой сопоставим с НПФ, а уровень финансовой обеспеченности ее деятельности значительно уступает фонду, представляется парадоксальной.

Исходя из изложенного, полагаем необходимым присоединиться к высказанному А.Г. Морозовым предложению о необходимости разрешить НПФ самостоятельно инвестировать аккумулированные средства <6>. Разумным и заслуживающим поддержки является довод автора о том, что соединение функции аккумулирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и резервов существенно сократит издержки и, как следствие, увеличит доходность соответствующих активов. В соответствии со ст. 27 Закона о НПФ на пополнение средств пенсионных накоплений и резервов должно направляться не менее 85% дохода, полученного от инвестирования указанных средств после вычета вознаграждения управляющим компаниям и специализированному депозитарию. Для доверительного управления средствами пенсионных накоплений установлен предельный размер вознаграждения управляющей компании, составляющий 10% дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений (ст. 36.23 Закона о НПФ, ст. 16 Закона об инвестировании пенсионных накоплений). Таким образом, сумма дохода уменьшается за счет вознаграждения управляющей компании с обозначенных 85% до фактических 76,4%. И это без учета необходимых расходов управляющей компании и специализированного депозитария, вознаграждения последнему, погашаемых также за счет средств пенсионных накоплений. А.Г. Морозов предлагает объединить НПФ и управляющие компании, рассматривая при этом два варианта такого объединения. Во-первых, это может быть создание НПФ с "инвестиционным подразделением", которое будет осуществлять деятельность, которая сейчас делегирована управляющим компаниям. Во-вторых, и этому варианту А.Г. Морозов отдает предпочтение, это может быть управляющая компания с "пенсионным подразделением". Свой выбор автор объясняет тем, что "неестественный сейчас смысл слов в названии лицензии нынешних управляющих компаний "управление... негосударственными пенсионными фондами" наполнится реальным содержанием" <7>. Такое объяснение вряд ли заслуживает поддержки, поскольку целью правового регулирования каких-либо отношений никак не может являться "наполнение реальным содержанием" неудачных законодательных оборотов. Скорее наоборот, последние должны приводиться в соответствие с реальным экономическим и юридическим смыслом обозначаемых явлений. Предложенная автором идея фактически означает ликвидацию негосударственных пенсионных фондов с передачей их функций управляющим компаниям. Вероятно, автор предполагал, что такие управляющие компании должны будут удовлетворять требованиям, предъявляемым сегодня к НПФ, включая сохранение гарантий, направленных на обеспечение прав участников и застрахованных лиц. Между тем деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию настолько специфична и, в первую очередь, социально значима, что передача ее в руки управляющих компаний представляется затеей рискованной и как минимум не исключающей возможности для злоупотреблений со стороны последних. Кроме того, осуществление функций НПФ управляющей компанией в дополнение к ее деятельности по управлению иными активами значительно увеличит финансовую нагрузку на управляющие компании, в том числе в части формирования дополнительных резервов, взносов на поддержание системы гарантирования прав застрахованных лиц. В целом чисто коммерческие управляющие компании представляются неприспособленными для осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию.

<6> Морозов А.Г. Акционирование НПФ? Необходимо. Но явно недостаточно. Нужно еще и... // Пенсионное обозрение. 2014. N 1(17). http://pensionobserver.ru/arxiv/1-17-yanvar-mart-2014-g/tema-nomera-chto-god-gryadushhij-nam-gotovit/akczionirovanie-npf-neobxodimo-no-yavno-nedostatochno-nuzhno-eshhe-i.
<7> Морозов А.Г. Акционирование НПФ? Необходимо. Но явно недостаточно. Нужно еще и... // Пенсионное обозрение. 2014. N 1(17). http://pensionobserver.ru/arxiv/1-17-yanvar-mart-2014-g/tema-nomera-chto-god-gryadushhij-nam-gotovit/akczionirovanie-npf-neobxodimo-no-yavno-nedostatochno-nuzhno-eshhe-i.

Таким образом, более предпочтительным представляется вариант с сохранением НПФ в существующем виде с установлением возможности им самим осуществлять инвестирование средств пенсионных накоплений и резервов. При этом отметим, что нет необходимости запрещать передачу соответствующих средств в доверительное управление управляющим компаниям, при условии, что расходы на доверительное управление должны производиться за счет самого фонда, части его вознаграждения. Справедливо распространить этот вывод и на размещение средств пенсионных резервов.