Мудрый Юрист

Инновационный ваучер как мера государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Громова Елизавета Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет".

Родилась 7 декабря 1986 года в Челябинске.

Сфера научных интересов Е.А. Громовой охватывает вопросы создания и функционирования особых экономических зон, соглашений об осуществлении предпринимательской деятельности в их границах, а также государственно-частного партнерства и его форм.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Е.А. Громовой "Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особых экономических зонах" включена в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2015.

Автор более 30 публикаций, в том числе: Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особых экономических зонах: Монография. М.: Юстицинформ, 2016. 216 с.; О месте соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности в системе гражданско-правовых договоров // Хозяйство и право. 2015. N 6. С. 82 - 86; О понятии технико-внедренческой деятельности // Право интеллектуальной собственности. 2016. N 1. С. 10 - 15; О признании недействительными некоторых сделок резидента особой экономической зоны // Юрист. 2014. N 11. С. 27 - 30.

В статье исследуется инновационный ваучер как современный инструмент стимулирования инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Делается вывод о возможности использования данного института как меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России.

Ключевые слова: инновационный ваучер, субъекты малого и среднего предпринимательства.

Innovative voucher as a measure of state support of medium and small entities

E.A. Gromova

The article deals with the research of innovative voucher as a modern method of stimulating medium and small business' innovation activity. Conclusions on possibility of using the innovative voucher as a measure of state support of medium and small business are made.

Key words: innovative voucher, medium and small business.

Анализ экономической и юридической литературы, посвященной проблемам российской экономики в условиях глобального социально-экономического кризиса, а также введения санкций, показал, что развитие малого и среднего предпринимательства является магистральным направлением деятельности государства. На данные субъекты возлагается задача по стабилизации отечественной экономики посредством модернизации промышленного производства, увеличению инновационной и инвестиционной активности.

Вместе с тем те же источники указывают, насколько мала доля малого и среднего предпринимательства в общем числе субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. При этом доход от деятельности, осуществляемой субъектами малого и среднего предпринимательства, составляющий ВВП, ничтожно мал по сравнению с аналогичными показателями в Евросоюзе и США. Так, например, субъекты малого и среднего предпринимательства США формируют свыше 50% ВВП.

В этой связи нашему государству необходимо создать для субъектов малого и среднего предпринимательства такие условия, которые способствовали бы интенсивному развитию их деятельности. Указанное может быть достигнуто, в первую очередь, за счет создания стабильной экономики, на что не раз обращалось внимание в исследованиях социально-экономической и юридической направленности.

Заметим, что указанное выше явным образом свидетельствует о существовании замкнутого круга взаимозависимых факторов: стабилизация отечественной экономики во многом зависит от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, однако данная деятельность не будет успешной, пока в нашей стране не будет существовать стабильная экономика.

Следовательно, для улучшения социально-экономической ситуации в стране государству необходимо "разорвать" данный "порочный круг". Думается, что это возможно осуществить, в частности, за счет оптимизации форм и способов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Именно поэтому закрепленные в законодательстве формы поддержки должны постоянно совершенствоваться, а также дополняться новыми видами.

Одной из форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, популярной за рубежом, в частности, в США и странах ЕС, является инновационный ваучер (innovation voucher). Отечественные ученые-экономисты, исследовавшие эффективность инновационных ваучеров указывают, что последние являются одним из распространенных инструментов стимулирования инновационной деятельности в развитых странах <1>.

<1> Чернова Д.В., Малышкина М.В. Особенности инновационных систем зарубежных стран // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. N 1 (99). С. 136 - 140.

Анализ доклада Еврокомиссии, посвященного практике использования инновационных ваучеров в странах ЕС, позволил сделать вывод о том, что инновационный ваучер является мерой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность и стремящихся повысить конкурентоспособность своей деятельности <2>. При этом размер инновационного ваучера варьируется в среднем от 3 000 до 13 000 евро, которые могут быть направлены на оплату научных исследований, консультационных услуг, маркетинга, повышения квалификации персонала.

<2> Availability and Focus on Innovation Voucher Schemes in European Regions. Prepared by DG ENTR-Unit D2 "Support for innovation". Brussels, 2009 // URL: http://wbc-inco.net/object/document/7801/attach/Innovationvouchersurveyresults.pdf (дата обращения - 13.03.2017).

По мнению экономистов, инновационный ваучер представляет собой ценную бумагу с гарантированным финансовым обеспечением, выдаваемым государственной организацией для оплаты услуг поставщиков инновационных знаний, гарантирующую целевое расходование государственных средств <3>.

<3> Баринова В.А., Еремкин В.А. Инновационный ваучер как перспективный инструмент грантового финансирования // Экономика науки. 2015. N 1. С. 40.

Как было отмечено ранее, инновационный ваучер не нашел пока широкого применения в отечественной правоприменительной практике, равно как и не исследовался наукой предпринимательского права. Однако упоминания о данном инструменте уже содержатся в действующем законодательстве. Так, например, в Приказе Минэкономразвития России от 23 октября 2013 года N 609 "Об утверждении Перечня мероприятий, которые будут учитываться при определении размера субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров" закреплено субсидирование государством затрат бюджета Томской области по инновационным ваучерам по коммерциализации разработок инновационных лекарственных препаратов.

Для дальнейшей интеграции института инновационного ваучера в гражданский оборот и адаптации его к современным российским реалиям необходимо, прежде всего, исследовать правовую природу инновационного ваучера и дать ему верную юридическую квалификацию.

Полагаем, что инновационный ваучер должен быть внедрен в гражданский оборот в качестве именной ценной бумаги - документа, удостоверяющего обязательство субъекта Российской Федерации или муниципалитета субсидировать затраты субъекта МСП на инновационную деятельность. Отметим, что под инновационной деятельностью понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности <4>.

<4> Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

Заметим, что осуществление инновационной деятельности, необходимое субъекту МСП, следует возложить на "поставщиков инновационных знаний" по аналогии с зарубежной практикой. Таковыми будут являться вузы, научно-исследовательские организации и, что немаловажно, субъекты малого и среднего предпринимательства, способные удовлетворить нужды "заказчика". Таким образом, инновационный ваучер как мера поддержки приобретет универсальный характер, так как его использование будет способствовать развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, непосредственно осуществляющих инновационную деятельность, а также тех субъектов, которые сами не осуществляют данную деятельность, однако которым для развития собственной деятельности необходимо проведение научных исследований, опытно-конструкторских работ или иных видов инновационной деятельности.

Представляется, что определение обладателя инновационного ваучера должно осуществляться в порядке конкурсного отбора, как это принято в практике зарубежных стран. В отношении размера инновационного ваучера следует отметить, что данный вопрос нуждается в тщательной разработке, в первую очередь, учеными и экспертами-экономистами. Однако полагаем, что минимальный его размер не должен быть менее чем 50 000 руб.

Разумеется, внедрение данного института государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в гражданский оборот требует тщательной проработки этого вопроса. Однако тот факт, что законодатель уже начал предпринимать первые попытки по использованию инновационных ваучеров как меры государственной поддержки указанных субъектов, дает все основания для дальнейшего исследования данного института.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.
  2. Availability and Focus on Innovation Voucher Schemes in European Regions. Prepared by DG ENTR-Unit D2 "Support for innovation". Brussels, 2009 // URL: http://wbc-inco.net/object/document/7801/attach/Innovationvouchersurvey-results.pdf.
  3. Баринова В.А., Еремкин В.А. Инновационный ваучер как перспективный инструмент грантового финансирования // Экономика науки. 2015. N 1. С. 39 - 45.
  4. Чернова Д.В., Малышкина М.В. Особенности инновационных систем зарубежных стран // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. N 1 (99). С. 136 - 140.