Правовая природа подарочного сертификата
Малявина Наталья Борисовна, доцент кафедры гражданского права Уральского филиала Российского государственного университета правосудия (РГУП), кандидат юридических наук.
Баукина Ирина Ивановна, доцент кафедры гражданского процессуального права Уральского филиала Российского государственного университета правосудия (РГУП).
В статье содержится анализ правовой природы подарочного сертификата. Розничная купля-продажа с использованием подарочного сертификата является одной из самых популярных форм гражданского оборота. Однако в настоящее время статус правового сертификата не урегулирован нормами гражданского права, в связи с чем и правоприменительная практика не отличается единообразием, что затрудняет защиту прав потребителя. Авторами анализируется правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу и опыт ведущих государств по данному вопросу.
Ключевые слова: защита прав потребителя, подарочный сертификат, розничная купля-продажа.
Legal Nature of Gift Certificate
N.B. Malyavina, I.I. Baukina
Malyavina Natalya B., Assistant Professor of the Department of Civil Law of the Ural Branch of the Russian State University of Justice (RSUJ), Candidate of Legal Sciences.
Baukina Irina I., Assistant Professor of the Department of Civil Procedure Law of the Ural Branch of the Russian State University of Justice (RSUJ).
The article contains an analysis of legal nature of the gift certificate. Retail sale using gift certificates is the most popular form of the civil circulation. However, right now the status of the gift certificate hasn't got the normative regulation, the law enforcement practice is alternative, and it makes laboured the protection of customer rights. The authors analyze the position of the Supreme Court of the Russian Federation; an experience of leading countries about this question.
Key words: protection of customer rights, gift certificate, retail sale.
Одной из самых популярных форм гражданского оборота является розничная купля-продажа с использованием подарочного сертификата [1]. Согласно статистическим данным в 2014 г. объем рынка подарочных сертификатов в России составил около 800 млн долларов. По прогнозам экспертов, в 2017 г. прибыль от продажи подарочных сертификатов составит 40 млрд рублей [2].
Несмотря на позитивные тенденции в экономике, нормативное регулирование правоотношений с использованием подарочного сертификата отличается несовершенством, так как теория и практика российского гражданского права до сих пор не выработали концепции правовой природы сертификата.
Юридическая неопределенность статуса подарочного сертификата связана в первую очередь с отсутствием легального определения. Единственными актами, отвечающими на вопрос, что такое подарочный сертификат, являются письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 сентября 2009 г. N 03-04-06-01/240 и письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/268 <1>. Однако определение, данное этими актами, несмотря на видимую полноту, не отражает правовой природы сертификата и выведено для использования в налоговом и бухгалтерском учете.
<1> Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/268. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12085421/#12085421.Мировая практика выработала более удачные дефиниции подарочного сертификата. В частности, канадский Закон Ньюфаундленда и Лабрадора 14/11 от 9 февраля 2011 г. определяет подарочный сертификат как электронную карту, письменный сертификат, ваучер или иное средство оплаты, имеющее выраженную стоимость и продаваемое или выпускаемое для дальнейшей покупки или оплаты товаров или услуг [3].
Трудность синтеза дефиниции подарочного сертификата заключается в том, что он участвует в целом комплексе гражданских отношений.
На наш взгляд, выделяется две концепции операций с использованием подарочного сертификата: непосредственная, включающая в себя предоставление продавцу сертификата в обмен на товар или услугу, и расширенная, состоящая из покупки сертификата, дарения его третьему лицу и обмена на товар или услугу. Возможны также случаи приобретения покупателем статуса предъявителя, например, если покупатель приобрел подарочный сертификат для себя лично либо по каким-то причинам воспользовался сертификатом самостоятельно.
Вторым аспектом, вызывающим юридические коллизии, является определение функции подарочного сертификата. Единого подхода к сущности подарочного сертификата не существует по причине отсутствия в полном объеме признаков, позволяющих отнести его к конкретному институту гражданского права.
Существует позиция, согласно которой подарочный сертификат является подтверждением заключения предварительного договора розничной купли-продажи [4]. Судебная практика подтверждает устойчивость данной концепции. Так, в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2015 г. N 18-АП-7528/2015 указано, что договор на приобретение подарочного сертификата можно рассматривать как предварительный договор, в соответствии с которым стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества <2>.
<2> Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2015 г. N 18АП-7528/15. URL: http://base.garant.ru/60837538/.По нашему мнению, детерминация подарочного сертификата как подтверждения заключения предварительного договора купли-продажи является ошибочной. Нормой ст. 429 ГК РФ устанавливается, что предварительный договор заключается в форме, аналогичной основному договору, и должен содержать условия, позволяющие установить предмет договора.
Если с тезисом о совпадении форм договора купли-продажи подарочного сертификата и последующей купли-продажи товара можно согласиться, то положение об установлении предмета договора представляется спорным. Предмет является существенным условием договора купли-продажи и должен быть установлен конкретно. Соответственно, договор считается предварительным, только если в его тексте прописан перечень товаров и (или) услуг, подлежащих передаче (оказанию) в будущем [5].
Согласно второй концепции сертификат отражает процесс предложения оферты и дачи акцепта. Так, например, в условиях договоров компании ООО "Алькор и Ко" [6], ООО "Милосердие. ПРО" [7] подарочный сертификат является офертой. Между тем суды определяют покупку подарочного сертификата как акцепт, данный на предложение о продаже подарочных сертификатов <3>.
<3> Решение мирового судьи судебного участка N 27 Центрального района города Хабаровска по делу N 2-29/2016 // Архив судебного участка N 27 Центрального района города Хабаровска. URL: http://27.hbr.msudrf.ru/.С данной позицией также сложно согласиться. Если считать подарочный сертификат офертой, приходится признать, что покупка сертификата означает покупку оферты, т.е. предложения приобрести товар или услугу. Если же признать подарочный сертификат акцептом, получится, что покупатель сертификата в случае отказа от сделки не сможет вернуть уплаченные деньги.
Что касается практики гражданского оборота <4>, она свидетельствует о том, что подарочные сертификаты выполняют платежную функцию в качестве ценной бумаги или замены валюты [8]. При этом нормативно признать сертификат валютой, ценной бумагой или их заменой нельзя по причине наличия прямого запрета в ст. 27 Федерального закона N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и невозможности расширения перечня ценных бумаг, установленных ст. 143 ГК РФ и Федеральным законом N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
<4> Решение Ленинского районного суда города Кемерово по делу N 11-105/2011 // Архив Ленинского районного суда города Кемерово. URL: http://leninsky.kmr.sudrf.ru/; Апелляционное определение Вологодского городского суда Вологодской области по делу N 11-177/2012 // Архив Вологодского городского суда Вологодской области. URL: http://vologodskygor.vld.sudrf.ru/.Так, например, сеть магазинов парфюмерии и косметики "Л'Этуаль" осуществляет реализацию подарочных сертификатов определенного номинала, в том числе электронных. В типовом договоре купли-продажи подарочного сертификата и Соглашении о продаже электронных подарочных сертификатов Ecard устанавливается, что подарочный сертификат является материальным носителем (электронным документом), удостоверяющим имущественное право его держателя приобрести товар на сумму, эквивалентную номиналу. Стоимость сертификата равна номиналу и выражена в валюте Российской Федерации.
Договором и Соглашением разграничиваются понятия покупателя и предъявителя сертификата. Так, покупателем признается лицо, приобретшее непосредственно сертификат, а предъявителем - лицо, совершающее обмен сертификата на товар. Часть первая указанного договора содержит пункт о том, что на правоотношения между продавцом и покупателем (приобретателем сертификата) не распространяются нормы Закона РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" [6]. В Соглашении о продаже электронных подарочных сертификатов Ecard устанавливаются аналогичные понятия покупателя, продавца и предъявителя; содержится указание на изъятие из действия Закона "О защите прав потребителей" положений данного акта [6].
Анализ договора и соглашения показывает, что подарочный сертификат выполняет платежную функцию, заменяя в сделке валюту (рубль). Пункт 2.2 Соглашения и п. 5.7 Договора содержат положение о том, что сертификат не является товаром, а лишь удостоверяет право предъявителя на приобретение товара на сумму номинала сертификата. В связи с этим спорной является юридическая судьба номинала подарочного сертификата. Договор и Соглашение в п. 3.2.1 и 5.4 соответственно содержат положения о том, что остаток денежных средств аннулируется после совершения сделки купли-продажи предъявителем. Пункт 5.3 Соглашения и п. 5.3 Договора гласят, что в случае превышения цены товара номинала сертификата предъявитель обязан доплатить продавцу разницу. Однако почему в случае приобретения товара на сумму меньше номинала продавец аннулирует остаток денежных средств в свою пользу, а не возвращает его приобретателю?
Если принять во внимание то, что покупатель приобретает сертификат с намерением обменять его на реальный товар, получается, что фактически условие сделки - равенство номинала сертификата и отданной за него валюты не совпадает. Уступка права требования (замена покупателя предъявителем) не меняет правовой природы сделки. Соответственно, разница между фактически потраченными средствами и остатком должна быть возвращена приобретателю.
Существует также неопределенность с аннулированием номинала подарочных карт по истечении срока их действия. В качестве примера можно привести электронный подарочный сертификат Ecard сети магазинов парфюмерии и косметики "Л'Этуаль". Согласно п. 5.2 Соглашения о продаже электронных подарочных сертификатов Ecard устанавливается, что срок действия такого сертификата составляет три года и исчисляется с момента оплаты. По истечении срока продавец вправе отказать в принятии такого сертификата в счет оплаты товара. Соответственно, совершая сделку купли-продажи сертификата, покупатель соглашается с условием о возможной безвозмездной передаче денежных средств продавцу. Фактически, отказываясь от осуществления права, покупатель теряет его, что прямо противоречит норме гражданского законодательства <5>. В данной связи нам представляется заслуживающей внимания позиция А.В. Никитина, приравнивающего срок действия подарочного сертификата к сроку существования имущественного права [9].
<5> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.Важным этапом в определении природы подарочного сертификата стало Определение Верховного Суда Российской Федерации по делу N 57-КГ15-7 от 13 октября 2015 г., в котором подарочный сертификат рассматривается как аванс будущей сделки розничной купли-продажи <6>. В соответствии с данным Определением купля-продажа с использованием подарочного сертификата признается длящимся правоотношением с заменой контрагента (покупателя сертификата одаряемым лицом).
<6> Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. по делу N 57-КГ15-7. URL: https://cdnimg.rg.ru/pril/article/118/56/73/Podarochnye_sertifikaty.pdf.Правовая позиция Верховного Суда о детерминации подарочного сертификата как аванса представляется нам спорной по нескольким причинам. Существенным условием договора купли-продажи является его предмет. Соответственно, определять подарочный сертификат как аванс можно только в том случае, если на сертификате указан конкретный товар (услуга) либо их перечень. Если сертификат содержит только номинал, условие о предмете договора нельзя считать согласованным, а значит, определять правовую природу сертификата как аванс также не представляется возможным. Кроме того, аванс, исходя из смысла нормы ст. 380 Гражданского кодекса Российской Федерации и практики ее применения <7>, подлежит возврату в случае неисполнения обязательства. Если предположить, что подарочный сертификат - это аванс, в случае отказа от сделки он должен быть возвращен. Соответственно, при отказе предъявителя, покупателя от сделки продавец обязан вернуть уплаченную за сертификат денежную сумму.
<7> Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 марта 2015 г. N Ф05-1796/2015 по делу N А40-64439/14 // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 мая 2015 г. N Ф07-2508/15 по делу N А56-76565/2013 // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.Несмотря на это, исходя из сравнения самых востребованных способов реализации подарочного сертификата, нельзя не согласиться с тем, что правовая позиция Верховного Суда дает приобретателю гарантии защиты его прав в случае отказа от договора, хотя и не является идеальной детерминантой. Следует признать, что российское гражданское законодательство нуждается в принятии специальных норм, регулирующих правоотношения с участием подарочных сертификатов, так как имеющаяся неопределенность является показателем несовершенства правовой системы, неспособности права обеспечить защиту прав граждан.
Литература
КонсультантПлюс: примечание.
Статья А. Анищенко "Подарочные сертификаты в магазине" включена в информационный банк согласно публикации - "Новая бухгалтерия", 2015, N 7.
- Анищенко А. Подарочные сертификаты в магазине / А. Анищенко // Экономика и жизнь. 2015 // Официальный сайт журнала "Экономика и жизнь". URL: https://www.eg-online.ru/article/285593/.
- Прогнозы развития рынка подарочных сертификатов в России, Европе и США // Электронный портал Shopolog.ru. URL: https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/prognozy-razvitiya-rynkov-podarochnykh-sertifikatov-v-rossii-evrope-i-ssha/.
- Newfoundland and Labrador Regulation 14//11 // Официальный сайт House of Assembly Newfoundland and Labrador. URL: http://www.assembly.nl.ca/legislation/sr/annualregs/2011/nr110014.htm.
- Karen Millen // Официальный сайт магазина "Karen Millen". URL: http://karenmillen.ru/about/gift_cert; Автоград. Официальный дилер // Официальный сайт магазина "Автоград". URL: http://avtograd-vladimir.ru/special/podarochnyy-sertifikat.html; Интернет-магазин "Квадрокоптер" // Официальный сайт интернет-магазина "Квадрокоптер". URL: http://chel.qvadrokopter.ru/Торговый дом "Глобус" // Официальный сайт ТД "Глобус". URL: http://tdglobus.ru/certificate.
- Санаторий "Кисегач" // Официальный сайт санатория "Кисегач". URL: http://san-kisegach.ru/uslugi/68-podarochnyy-sertifikat-v-sanatoriy.html.
- Магазин "Л'Этуаль" // Официальный сайт магазина "Л'Этуаль". URL: https://www.letu.ru/giftcard/giftCardlnfo.jsp.
- Патронажная служба "Профиль милосердия" // Официальный сайт патронажной службы "Профиль милосердия". URL: http://www.miloserdie.pro/cards.
- Магазин Lush (Russia) // Официальный сайт магазина "Lush" (Russia). URL: https://www.lushrussia.ru/information/gift-certificate/; SPA-салон "Saigon" // Официальный сайт SPA-салона "Saigon". URL: http://spasaigon.ru/a/Uslugi/Pravila_polzovaniya_podarochnimi_Sertifikatam; Магазин "Иль де Ботэ" // Официальный сайт магазина "Иль де Ботэ". URL: http://iledebeaute.ru/company/services/cards/giftcards_ul_ip; Магазин "М.Видео" // Официальный сайт магазина "М.Видео". URL: http://service.mvideo.ru/gift-cards/; Магазин "Ашан" // Официальный сайт магазина "Ашан". URL: https://www.auchan.ru/gift_card-terms-of-use.
КонсультантПлюс: примечание.
Статья А.В. Никитина "Правовые аспекты ситуации неиспользования подарочного сертификата в установленный срок" включена в информационный банк согласно публикации - "Современное право", 2014, N 12.
- Никитин А.В. Правовые аспекты ситуации неиспользования подарочного сертификата в установленный срок / А.В. Никитин // Официальный сайт аналитического портала "Отрасли права". URL: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn-p1ai/article/339.